Наука и техника 10 июн 2011, 12:28

На краю Солнечной системы найдена огромная магнитная пена

Магнитное поле на расстоянии свыше сотни астрономических единиц от нашего светила напоминает пузырящееся шампанское или слой пены у пива.

Старая (слева) и новая модель внешних частей Солнечной системы

Каждый пузырёк в этой «пене» — поперечником в 150 миллионов километров.

Выводы о пенистой структуре поля учёные сделали после анализа данных с аппаратов Voyager, летящих сейчас в гелиосферной мантии. Как сообщает NASA, из-за вращения Солнца его магнитное поле на большом удалении начинает скручиваться и складываться, словно плессированная юбка. Это было ясно давно. Однако то, что ныне обнаружили исследователи в одной из внешних оболочек нашей системы, оказалось для учёных настоящим сюрпризом.

Благодаря пересоединению магнитных силовых линий складки магнитного поля, в конечном счёте, образовали армию магнитных пузырей, каждый диаметром как расстояние от Солнца до Земли. Пузыри эти — самодостаточные структуры, отсоединившиеся от основного магнитного поля звезды, сообщает научный портал Membrana.ru.

Наличие пузырей подтверждает компьютерная модель, наконец-то объяснившая некоторые странные и постоянно колеблющиеся параметры, передаваемые датчиками «Вояджеров». Просто два зонда регулярно переходят из пузырька в пузырёк (на пересечение одного такого образования «Вояджеры» тратят 3-4 месяца).

Полной ясности со структурой пены пока нет. Учёные расcчитывают на поступление и расшифровку новых данных. А это дело непростое, как по причине огромных размеров магнитной пены, так и из-за очень слабых полей в ней. Тем не менее уже сейчас ясно, что старые модели гелиосферной мантии нуждаются в замене.

Учёные говорят, что магнитная пена — это первый щит Солнечной системы, прикрывающий её от галактических космических лучей. Правда, пока непонятно — хорошо ли, что щит имеет пенистую структуру, или плохо. С одной стороны, промежутки между пузырьками могут выступать как прорехи в щите, с другой, пузыри могут играть роль ловушки для высокоэнергетических частиц.

Детали открытия изложены в статье в Astrophysical Journal.

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду
Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.