Наука и техника 16 дек 2011, 16:25

Найден кандидат на звание самой легкой черной дыры

Ученые обнаружили кандидата на звание самой маленькой из известных на настоящий момент черных дыр.

Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на журнал Astrophysical Journal Letters, в 1992 году в созвездии Орла на расстоянии 40 тысяч световых лет от Земли была обнаружена система GRS 1915+105. Анализ данных ее наблюдения позволил установить, что она представляет собой двойную систему, состоящую из обычной звезды и черной дыры. Последняя постепенно ворует массу у соседа и поглощает.

Перед падением на горизонт событий, газ разгоняется до околосветовых скоростей и испускает характерное рентгеновское излучение (по нему система и была обнаружена). За годы изучения астрономы многое поняли об устройстве такой системы, а также предложили несколько моделей, описывающих параметры наблюдаемого излучения.

В рамках новой работы, ученые проанализировали данные, полученные о системе IGR J17091-3624. При изучении этого объекта в его излучении было обнаружено множество колебаний, аналогичных тем, которые были найдены в системе GRS 1915+105.

Оценив параметры моделей, астрофизики пришли к выводу, что данная двойная система состоит из черной дыры и обычной звезды. Вместе с тем ученым не удалось выяснить расстояние до объекта. Из-за этого они пришли к двум возможным выводам.

Согласно первому, черная дыра располагается на расстоянии около 16 тысяч световых лет, а ее масса составляет около трех солнечных, то есть почти нижний теоретический предел для черных дыр, которые формируются в результате гравитационного коллапса звезд. Вместе с тем не исключен вариант, что ученые наблюдают систему на расстоянии свыше 65 тысяч световых лет.

Как ранее сообщал "Югополис", вблизи Земли обнаружены 2 черные дыры. Также сообщалось, что астрофизики обнаружили пару черных дыр-тяжеловесов.