Наука и техника 05 июл 2012, 14:41

Ученые уверены на 99,999%, что найден бозон Хиггса

Ученые из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве объявили, что найдена новая субатомная частица, соответствующая параметрам бозона Хиггса.

Питер Хиггс

Об этом сообщает BBC Russian.

Бозон Хиггса – это теоретически предсказанная частица, придающая прочим частицам массу. Подтверждение ее существования станет недостающим звеном в принятой большинством ученых на сегодня теории об устройстве Вселенной.

Ученые пытались найти свидетельства существования бозона Хиггса в течение последних 45 лет.

Обнаружение бозона Хиггса было основной целью строительства Большого адронного коллайдера (БАК).

БАК стоимостью 10 млрд долларов является самым мощным ускорителем частиц из всех когда-либо построенных. При помощи этого устройства ученые разгоняют пучки протонов до скоростей, близких к скорости света, и сталкивают их друг с другом, надеясь отыскать неуловимый бозон в еще более мелких элементарных частицах, образовавшихся в результате столкновения.

Бозон Хиггса является фундаментальной частицей, одним из кирпичиков, из которых построена Вселенная. Он являлся отсутствующим элементом в основной теоретической конструкции в физике элементарных частиц, известной как Стандартная модель.

– Бозон Хиггса нужен нам, чтобы объяснить, что такое масса. Но на самом деле мы нуждаемся в нем, чтобы понять Вселенную, – сказала в интервью BBC Тара Ширс, физик элементарных частиц из Ливерпульского университета. – Не будь у частиц массы, не было бы звезд, галактик и даже атомов. Открытие Хиггса подтвердит, что мы применяем правильный подход, чтобы понять и объяснить Вселенную.

Об открытии бозона Хиггса было объявлено в Женеве, где расположен Большой адронный коллайдер. Среди присутствовавших на объявлении открытия ученых был и сам Питер Хиггс, профессор Эдинбургского университета, предсказавший существование этой частицы 50 лет тому назад.

Ученые сообщили, что они зафиксировали сигнал частицы с массой, равной 125 гигаэлектронвольтам, что примерно в 133 раза тяжелее протона.

Достоверность измерений составляет около пяти сигма, что соответствует принятому в научном мире уровню открытия.

Ученые, однако, подчеркивают, что для того, чтобы быть окончательно уверенными в том, что обнаруженная частица является именно бозоном Хиггса, потребуются дополнительные данные и их тщательный анализ.

Если результаты будут подтверждены, то это будет одним из самых значимых научных открытий века.

Бозон Хиггса является последней недостающей частицей Стандартной модели - теории, описывающей взаимодействие в микромире. Однако большинство исследователей считают, что Стандартная модель – лишь преддверие какой-то новой теории, которая сможет объяснить существование темной материи и темной энергии.