Наука и техника 14 фев 2013, 09:12

Рассчитана вероятность присутствия инопланетных цивилизаций в нашей Галактике

Пока ничего похожего на искусственные радиосигналы астрономы не обнаружили.

Кадр из фильма "Инопланетянин"

Исследователи, работающие в рамках проекта SETI, то есть занятые поисками сигналов от внеземных цивилизаций, заинтересовались результатами, полученными «охотником за экзопланетами», космическим телескопом «Кеплер». Группа астрономов из Калифорнийского университета в Беркли выбрала 86 обследованных «Кеплером» звезд, где он нашел системы из 5-6 кандидатов в экзопланеты, и с помощью радиотелескопа Green Bank Telescope попыталась найти идущие от них радиосигналы «разумного» происхождения.

Таких сигналов они не нашли, однако смогли рассчитать максимальную вероятность существования инопланетных цивилизаций в нашей Галактике, о чем и сообщили в своей статье, опубликованной в последнем номере журнала The Astrophysical Journal, сообщает Полит.ру. Планеты с такими цивилизациями встречаются очень редко, не более одной на миллион, заявляют они, однако учитывая, что, по данным «Кеплера», в Млечном Пути насчитывается около триллиона планет, то даже при таких мизерных шансах их могут быть миллиарды.

- «Кеплер» показал нам, что планет в Млечном Пути больше, чем звезд, - говорит один из авторов статьи физик Дэн Вертхаймер, основатель и глава проекта SETI@home, с помощью которого можно искать сигналы инопланетян интернет-сетью домашних компьютеров. – Когда-нибудь земляне смогут устанавливать контакты с цивилизациями, на миллиарды лет опередившими нас в развитии.

Как бы там ни было, «Кеплер» открыл новые возможности для поиска разумной внеземной жизни. Теперь телескопы SETI можно нацеливать адресно, и к тому же искать не только предназначенные для нас радиосигналы, но и следить за собственными радиопереговорами инопланетян.

Конечно, телескопы, способные улавливать такой слабый радиофон, например, Square Kilometer Array, еще только предстоит создавать, но кое-что можно делать уже сейчас.

Так, телескоп Green Bank Telescope, использованный для сканирования выбранных 86-ти звезд с планетами, может производить и такой поиск. В этот раз он работал около 12 часов, наблюдая за каждой из звезд в течение пяти минут. Наблюдение производилось в радиодиапазоне 1,1-1,9 гигагерц, который расположен между нашими ТВ-частотами и частотами мобильной связи, причем основное внимание уделялось узенькой полоске шириной в 5 герц, где могут быть сигналы только искусственного происхождения. Все выбранные звезды расположены не менее, чем в тысяче световых лет отсюда, так что можно было рассчитывать только на специально нацеленный на Солнце радиолуч.

Исследователи намерены искать с помощью Green Bank Telescope и следы инопланетных переговоров. В планетных системах случаются моменты, когда 2 планеты выстраиваются в одну линию с Землей. И тогда, если обитатели этих планет обмениваются между собой радиоинформацией, следы их переговоров можно зафиксировать и на нашей планете.

Пока ничего похожего на искусственные радиосигналы специалисты SETI не обнаружили.