Наука и техника 15 окт 2015, 13:16

Первые в Евразии следы разумного человека обнаружили в Китае

Ученые полагают, что первые Homo sapiens проникли из Африки на территорию Евразии 80-120 тысяч лет назад и оказались не в Европе, а на территории современного Китая.

Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте New Scientist, сообщает Лента.ру.

К своим выводам ученые пришли, обнаружив в пещере Фуянь в провинции Хунань на юго-востоке Китая 47 зубов по крайней мере 13 людей, принадлежащих человеку разумному. Зубы были обнаружены под слоем сталагмитов, изотопный анализ которых позволил определить нижнюю границу возраста естественных приспособлений для первичной механической обработки пищи.

Возраст останков костей животных, обнаруженных в той же пещере, был оценен в 120 тысяч лет. Это составило верхнюю границу для предполагаемого возраста обнаруженных останков человека разумного. Ученые предположили, что кроманьонцы (ранние представители Homo sapiens) не попали в Европу из-за холодного климата и конкуренции с неандертальцами.

В прошлом году исследователи обнаружили в Китае два зуба, принадлежащих Homo sapiens, возраст которых оценивается в 100 тысяч лет. Это вместе с проведенным исследованием свидетельствует, что распространенное представление о начале миграции кроманьонцев из Африки, произошедшее, как полагали ранее, 60 тысяч лет назад, нуждается в пересмотре.

Человек разумный, согласно господствующей в науке точке зрения, возник на востоке Африки примерно 200 тысяч лет назад и затем проник в Евразию. Пути такой миграции до сих пор остаются загадкой для ученых. В качестве возможной причины переселения специалисты называют климатические изменения.