Люди Ситуация Наука и техника 10 окт 2018, 12:00

​Ученые подсчитали, сколько лиц помнит человек

Долгое время полагали, что способность распознавать лица была уникальной чертой человека, но в последние десятилетия выяснилось, что это далеко не так.

В среднем человек запоминает около пяти тысяч лиц и свободно различает их в том случае, если ему показать произвольную фотографию одного из их обладателей, что говорит о крайне высокой роли лиц в жизни и эволюции наших предков. Об этом заявляют ученые в статье, опубликованной в Proceedings of the Royal Society.

«Что интересно, разброс в индивидуальных значениях был очень большим — часть людей помнила всего тысячу лиц, тогда как для других их число приближалось к отметке в 10 тысяч. Эти различия могут быть связаны как с особенностями в работе мозга, так и с тем, в какой среде — городской или сельской — росли участники наши опытов», — заявил Роб Дженкинс из Университета Йорка в Великобритании.

Долгое время ученые считали, что способность распознавать лица была уникальной чертой человека и наших ближайших родичей, таких как шимпанзе. Но в последние десятилетия выяснилось, что это далеко не так — подобным умением обладают также собаки, лошади, многие птицы и даже беспозвоночные существа, например осы.

Это открытие заставило биологов задуматься о том, что выразительные лица и способность их распознавать могли играть важную роль в эволюции наших предков и жизни всех остальных социальных животных, живущих в больших группах.

Дженкинс и его коллеги измерили, как много лиц может запомнить типичный обыватель. В прошлом такие опыты уже проводились для ос и прочих социальных животных и показали, что типичное число запомнившихся лиц было примерно равным тому, как много особей обычно присутствует в их группе.

Ученые проверили, характерно ли это и для людей, живших в небольших группах до появления цивилизации и первых городов, произошедшего относительно недавно по меркам эволюции. Для этого исследователи собрали группу из 25 студентов-добровольцев и предложили им сыграть в простую игру — они должны были распознать максимальное число фотографий знаменитостей и описать лица их знакомых, родственников и просто людей, с которыми они сталкивались за все время своей жизни.

Эксперимент показал, что добровольцы вспомнили то, как выглядят несколько сотен их знакомых, и успешно распознали лица примерно трети политиков, звезд шоу-бизнеса и прочих знаменитостей, чьи фотографии им показывали ученые. В среднем каждый участник помнил около пяти тысяч лиц, хотя разброс в значениях между ними был очень высоким.

Подобный результат, отмечает Дженкинс, говорит о том, что число запоминаемых лиц необязательно отражает типичные размеры групп общественных животных и что опыт и социальная среда могут играть важную роль в формировании подобного багажа знаний, — передает РИА «Новости».