Власть предлагает использовать досудебную блокировку контента в соцсетях и мессенджерах
Власть задумалась о механизмах досудебной блокировки постов в соцсетях и мессенджерах, включая Telegram-каналы. Об этом Znak.com рассказал собеседник, близкий к администрации президента. То же подтвердил источник в нижней палате парламента.
Речь идет о судьбе законопроекта «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об информационных технологиях, информации и защите информации», внесенного в Госдуму в июле этого года депутатами Сергеем Боярским и Андреем Альшевских.
Законопроектом предполагается обязать владельцев соцсетей, у которых более 2 млн пользователей в России, создать в стране свои представительства, а также «ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления».
Законопроект будет представлен на Совете Госдумы в пятницу. Согласно заключению профильного комитета по информационной политике, информационным технологиям и СМИ, а также отзыву правительства, авторам посоветуют изменить его текст.
Согласно отзыву комитета по информационным технологиям, информационной политике и СМИ, в целом комитет концепцию законопроекта поддерживает, однако предлагает уточнить определение оператора социальной сети, чтобы новый закон касался также «иных организаторов распространения информации (электронная почта и так далее)», то есть и мессенджеров.
Также комитет просит авторов проработать порядок подачи заявления пользователей на недостоверную или разжигающую рознь информацию, сроки рассмотрения таких заявления операторами соцсетей и мессенджеров, а также предусмотреть возможность судебного обжалования удаления постов или отказа удалить посты и сообщения.
В настоящее время в России есть внесудебный механизм блокировки сайтов. Он применяется, если веб-страницы содержат детскую порнографию, информацию о способах суицида, изготовлении и употреблении наркотиков. Что касается соцсетей, то перед тем, как завести свой блог, пользователь читает правила поведения и нажимает на кнопку согласия с ними. Как правило, блокируется оскорбительный, незаконный контент, изображения обнаженных несовершеннолетних и так далее.
Политолог Аббас Галлямов считает, что сама идея введения все новых ограничений для соцсетей неудачна и выглядит ответом на участие молодежи в протестных акциях оппозиционера Алексея Навального.
«Бесконечный поток новостей, связанный с желанием государства в очередной раз что-то запретить, — важный элемент успеха Навального в молодежной среде. Молодёжи не нравятся запреты и до тех пор, пока Кремль не ограничит деятельность выступающих от его имени «запретителей», он будет терять симпатии молодёжи, да и вообще думающей части избирателей, — считает Галлямов. — Идеально было бы, если бы Путин окоротил «запретителей» в преддверии своей кампании. Это был бы отличный фон для начала разговора об «образе будущего»».
Недавно российское государство столкнулось со случаем, когда незаконный (с точки зрения российского суда) контент остается в соцсети и не удаляется оттуда. В мае 2017 года миллионер Алишер Усманов подал в суд на Навального за фильм «Он вам не Димон», изготовленный Фондом борьбы с коррупцией. Усманов выиграл дело, суд обязал Навального удалить фильм. Однако тот исполнять решение суда не стал.