«Сядь за руль моей машины» - многослойное и сложноустроенное произведение, сплошь состоящее из подтекстов и символов. А еще это ровно тот случай, когда экранизации удается дополнить и углубить литературный оригинал. Молодой японский режиссер Рюсукэ Хамагути расширил лаконичный рассказ Мураками до внушительных трех часов, превратив наброски писателя в очень тонкое исследование человеческой души.

В центре сюжета – театральный режиссер и актер Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима). Его жизнь, на первый взгляд, похожа на идиллию: у него есть любимое дело, признание публики и любящая жена. Однако же все начинает распадаться после того, как Кафуку, не попав на рейс до Владивостока, возвращается домой и застает супругу с молодым любовником. Не подавая виду, он просто уезжает в ближайший отель, оставив все разбирательства до лучших времен. Но выяснить отношения им не удаётся - вскорости девушка неожиданно умирает, оставляя Юсукэ наедине со своим горем, болью и злостью. В одночасье идиллия закончилась… Да и была ли она вообще? Это герою ещё только предстоит осмыслить.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

Через два года после трагедии вдовец отправляется на театральный фестиваль в Хиросиму, чтобы поставить там пьесу Чехова «Дядя Ваня». И тогда, спустя 50 минут фильма, в нем появляется еще один важный для повествования персонаж - молчаливая девушка Мисаки (Токо Миура), которую организаторы мероприятия наняли в качестве водителя для Кафуку. Постепенно между ними возникает нечто похожее на дружбу: обоим героям есть что рассказать друг другу о своем внутреннем беспорядке, а долгие ежедневные поездки в тесном автомобиле создают все условия для искренних, исповедальных разговоров. Собственно говоря, полные щемящей тоски беседы и становятся главной движущей силой ленты.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

Режиссерская манера Хамагути требует от зрителя высокой степени концентрации. Его фильм соткан из сотни мелочей, формирующих особую поэтику киноязыка. «Сядь за руль моей машины», согласно японской традиции, строится на полутонах, многое здесь передаётся скупыми жестами, ужимками, игрой глаз и даже молчанием. Такой подход позволяет постановщику уловить сложный внутренний тонус, возникающий из самых различных переживаний и впечатлений, вызванных повседневным течением жизни. Оттого необходимо, чтобы зритель умел слушать и внимательно смотрел картину, ведь только тогда он сможет получить полноценное удовольствие от знакомства с ней.

Помимо прочего, для наиболее полного вовлечения следует обладать и неким культурным бэкграундом – а именно знанием пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня». Русского классика, к слову, можно назвать еще одним действующим лицом, этаким комментатором всего происходящего свыше. Порой его строчки, предстающие перед зрителем, во много раз содержательнее, чем минималистичное изображение на экране. Именно поэтому, думается, Хамагути включает в свою работу внушительные фрагменты чеховской пьесы, звучащие то в машине главного героя, то на репетициях. Они филигранно рифмуются с основным сюжетом и резюмируют таким образом переживания персонажей фильма.

Alt
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины"

«Сядь за руль…» - в целом очень мультикультурное кино. Со сцены японского театра русская пьеса звучит на английском, корейском, кантонском китайском и даже на языке жестов. При этом режиссерская работа Хамагути как бы возвышается над всем вышеперечисленным, поскольку она в первую очередь посвящена поиску языка, на котором можно поговорить с самим собой.

Его поиском как раз и занимаются Юсукэ и Мисаки. Вместе с ними за три часа хронометража публике предстоит пройти (или, вернее, проехать) длительный и тернистый путь к катарсису, эффект от которого сравним с посещением психотерапевта. Размышления о фундаментальных темах вроде надежды и трагического прошлого приводят героев к обретению внутреннего умиротворения. На время его, кажется, способен почувствовать и зритель. А это уже делает «Сядь за руль моей машины» картиной, достойной высокой оценки.

Читайте также

Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».
Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».
Weekend

Переоцененное «Событие»?

В феврале в ЦСИ «Типография» в рамках новой кинопрограммы под названием «Кто-то кого-то полюбит» состоится показ картины «Событие» - триумфатора прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. О том, почему французская драма об абортах страшнее любого фильма ужасов, – в материале «Югополиса».

Первая полоса

Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.