Посоле ухода студий-мейджоров с российского рынка люди, кажется, почти перестали ходить в кинотеатры. Масштабных блокбастеров там нет, а проверенную временем классику можно посмотреть и дома. Однако недавно в прокат вышли сразу два примечательных отечественных фильма, снятых совсем еще молодыми кинематографистами. Первый – «Казнь» Ладо Кватании – мрачный неонуар о поиске серийного маньяка в декорациях позднего СССР. Второй – «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова – кровавое драмеди о разборках дисфункциональных семей. Рассказываем, почему эти премьеры достойны зрительского рубля.

Билет на «Казнь»

34-летний Ладо Кватания уже давно зарекомендовал себя как сильный клипмейкер. За свою карьеру он успел поработать с Хаски, Оксимироном, группой «Ленинград» и прочими заметными артистами. Его работы, снятые для них, зачастую были полны какого-то обаятельного мрака, хоррор-элементов и эстетики 90-х. Детали, ставшие визитной карточкой, прослеживаются и в «Казни» - режиссерском дебюте Кватании и одновременно с этим одном из лучших российских триллеров последних лет, вдохновленном южнокорейским нуаром и детективными историями Дэвида Финчера.

На дворе 1991 год, следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе) готовится праздновать повышение, полученное за 10-летние поиски серийного маньяка. Однако застолье прерывает внезапный звонок от начальства. Оказывается, что серия загадочных убийств, некогда раскрытая Давыдовым, не закончилась: в деле появилась выжившая, которая готова дать новые показания. Все это означает, что наказание за зверские преступления отбывает не тот человек и отходить от дел Давыдову еще рано. Теперь детективу придется поймать настоящего психопата и заодно разобраться в собственном прошлом.

Alt
Кадр из фильма "Казнь"

Несмотря на достаточно четко обозначенные хронологические рамки, «Казнь» не имеет почти ничего общего с реальной историей. Да, иногда в ленте мелькают намеки на сопутствующие времени социальные проблемы, однако, несмотря на это, картину ни в коем случае нельзя назвать «слепком эпохи». В «Казни» присутствуют любовно воссозданные маркеры времени по типу песен Аллы Пугачевой, отполированных «москвичей» и старых видеокассет. Но СССР в данном случае лишь декорация, не позволяющая в полной мере ощутить дыхание истории. Тема, которую он берется исследовать, значительно интереснее и шире: Кватания пытается разобраться, как и откуда возникает зло, какова его истинная природа.

В этом исследовании постановщику помогают художественные решения, которые он подсмотрел у именитых мастеров мирового кино. Без признаний в любви и визуальных цитат тут не обошлось. Так, например, история напарников Давыдова и Севастьянова (Евгений Ткачук), расследующих запутанное дело, напоминает дуэт Макконахи и Харельсона из «Настоящего детектива» (равно как и ветхий дом, стоящий в поле); деление на 7 глав отсылает к «Семи» Дэвида Финчера; а извращенные преступления и общая атмосфера безысходности словно пришли в «Казнь» прямиком из «Воспоминаний об убийстве» Пон Джун-Хо.

Alt
Кадр из фильма "Казнь"

Однако все вышеперечисленное отнюдь не говорит о вторичности отечественной картины: чеховские ружья в ней стреляют, когда нужно, а главный сюжетный твист удивит, пожалуй, даже самого искушенного зрителя триллеров. Дело лишь в том, что «Казнь» - это исключительно жанровое кино, а потому без обращения к опыту мэтров здесь было не обойтись. И Кватания, как начинающий художник, без зазрения совести демонстрирует зрителю свою насмотренность и умение извлечь лучшее из работ своих кумиров.

Иногда лента кажется слегка переусложненной. Возможно, ее можно было бы немного сократить, увеличив при этом плотность событий, происходящих в кадре. Но все это незначительные мелочи, которые можно списать на первый опыт в создании такого большого проекта. Огрехи, допущенные Кватанией, не делают его режиссерскую попытку слабой, а скорее, наоборот: вселяют надежду на то, что постановщик, нащупает-таки свой личный киноязык и порадует зрителя более уверенными работами.

Дела семейные

Еще одну картину, достойную зрительского внимания, снял Кирилл Соколов – 32-летний автор черной комедии «Папа, сдохни», почти незаметно прошедшей в российском прокате, а впоследствии прогремевшей в прокате мировом. Его второй режиссерский проект под названием «Оторви и выбрось» продолжает тему сложных взаимоотношений в семье.

Ольга (Виктория Короткова) отсидела четыре года за то, что выколола глаз своему любовнику-полицейскому Олегу (Александр Яценко). Выйдя на свободу, она первым делом возвращается в дом к матери (Анна Михалкова), чтобы забрать у нее свою дочь (Софья Кругова) и отправиться на поиски новой счастливой жизни, в которой отныне не будет места бесконечным побоищам. Однако возникает одно «но». Мать Ольги Вера Павловна категорически против такой сепарации: она пыряет героиню ножом, за что получает в ответ кулаком по лицу. Так, круговорот насилия снова набирает обороты.

Alt
Кадр из фильма "Оторви и выбрось"

Сюжетная завязка «Оторви и выбрось» звучит как начало тяжелой социальной драмы, достойной пера Андрея Звягинцева. Но молодой и амбициозный постановщик помещает достаточно сложный конфликт в декорации комедийных треш-боевиков в духе Гая Ричи.

Соколов, как и его коллега по цеху Ладо Кватания, не скрывает своей связи с иностранной культурой и также успешно встраивает ее в отечественные реалии. В своей картине режиссер умело смешивает неутешительную действительность российской глубинки, перестрелки, отсылающие к вестернам Серджио Леоне, стремительный монтаж, как у Эдгара Райта, и реки бутафорской крови, как у Квентина Тарантино. И весь этот коктейль постановщик взбалтывает для того, чтобы поговорить с публикой о замкнутом круге взаимной ненависти. Герои, созданные Соколовым, иногда карикатурные, но притом живые и фактурные. Они идут по стопам своих родителей, разочаровываются в жизни, а затем вымещают скопившуюся злость на других.

Alt
Кадр из фильма "Оторви и выбрось"

Показывая зрителю удары ножом и выстрелы из огнестрельного оружия, автор нарочито визуализирует те раны, которые родители и дети наносят друг другу словами, а также превращает семейные разборки в сеанс кровавой психотерапии. И этот гротескный прием, стоит признаться, работает. После окончания фильма возникает стойкое желание позвонить родным и извиниться за что-нибудь, ведь такое найдётся у каждого.

Все вышеперечисленное делает «Оторви и выбрось» фильмом, который, вопреки отторгающей жестокости, стоит смотреть с семьей. Кирилл Соколов, уже во второй раз доказывает, что форма, которую он выбрал для рассказа своих историй, пусть и может испугать визуалом, но успешно работает.

Читайте также

Город Люди Weekend

12 главных фильмов весны 2022

Новые картины Сэма Рэйми, Роберта Эггерса и Гаспара Ноэ, отечественный артхаус и метафильм про Николаса Кейджа - «Югополис» выбрал самые громкие и ожидаемые кинопремьеры грядущей весны.
Weekend

Тише едешь – дальше будешь

Несмотря на отказ западных дистрибьюторов работать с Россией, в отечественном кинопрокате продолжают появляться заслуживающие внимания ленты. Одна из таких – «Сядь за руль моей машины», меланхоличная экранизация одноименного рассказа писателя Харуки Мураками, получившая на днях «Оскар» как лучший иностранный фильм. О том, почему тягучая 3-часовая драма может оказать сильный психотерапевтический эффект, – в материале «Югополиса».
Weekend

Из мультивселенной с любовью

С 7 апреля в российских кинотеатрах можно посмотреть «Все везде и сразу» - сюрреалистичный фантастический боевик от создателей трагикомедии «Человек — швейцарский нож». О том, почему фильм, про который никто в России толком не слышал, внезапно стал главной премьерой месяца, – в материале «Югополиса».

Первая полоса

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.
Наталья Николаева
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».

Люди

Два дебюта и премьера

Какое манящее слово – дебют. Сколько в нём обещаний и надежды… В каком-то смысле премьера – тоже дебют. Премьера сказки «Русалочка» и два дебюта порадовали зрителей нынешней весной.
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Цветущий Крым ждет гостей

Почти 60% номеров в отелях Крыма на майские праздники уже забронированы. А в особо популярных гостиницах мест уже не осталось. И это не удивительно. Весна в этом году в Крыму особенно яркая и теплая. Местные жители отмечают, что цветы раскрылись примерно на две недели раньше обычного срока. Насладиться яркими красками можно не только на многочисленных клумбах в парках и на улицах курортных городов, но и на пешеходных тропах в горах, и в заповедниках. Сменяя друг друга, цветы будут радовать вплоть до середины лета

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».