Посоле ухода студий-мейджоров с российского рынка люди, кажется, почти перестали ходить в кинотеатры. Масштабных блокбастеров там нет, а проверенную временем классику можно посмотреть и дома. Однако недавно в прокат вышли сразу два примечательных отечественных фильма, снятых совсем еще молодыми кинематографистами. Первый – «Казнь» Ладо Кватании – мрачный неонуар о поиске серийного маньяка в декорациях позднего СССР. Второй – «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова – кровавое драмеди о разборках дисфункциональных семей. Рассказываем, почему эти премьеры достойны зрительского рубля.
Билет на «Казнь»
34-летний Ладо Кватания уже давно зарекомендовал себя как сильный клипмейкер. За свою карьеру он успел поработать с Хаски, Оксимироном, группой «Ленинград» и прочими заметными артистами. Его работы, снятые для них, зачастую были полны какого-то обаятельного мрака, хоррор-элементов и эстетики 90-х. Детали, ставшие визитной карточкой, прослеживаются и в «Казни» - режиссерском дебюте Кватании и одновременно с этим одном из лучших российских триллеров последних лет, вдохновленном южнокорейским нуаром и детективными историями Дэвида Финчера.
На дворе 1991 год, следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе) готовится праздновать повышение, полученное за 10-летние поиски серийного маньяка. Однако застолье прерывает внезапный звонок от начальства. Оказывается, что серия загадочных убийств, некогда раскрытая Давыдовым, не закончилась: в деле появилась выжившая, которая готова дать новые показания. Все это означает, что наказание за зверские преступления отбывает не тот человек и отходить от дел Давыдову еще рано. Теперь детективу придется поймать настоящего психопата и заодно разобраться в собственном прошлом.
Несмотря на достаточно четко обозначенные хронологические рамки, «Казнь» не имеет почти ничего общего с реальной историей. Да, иногда в ленте мелькают намеки на сопутствующие времени социальные проблемы, однако, несмотря на это, картину ни в коем случае нельзя назвать «слепком эпохи». В «Казни» присутствуют любовно воссозданные маркеры времени по типу песен Аллы Пугачевой, отполированных «москвичей» и старых видеокассет. Но СССР в данном случае лишь декорация, не позволяющая в полной мере ощутить дыхание истории. Тема, которую он берется исследовать, значительно интереснее и шире: Кватания пытается разобраться, как и откуда возникает зло, какова его истинная природа.
В этом исследовании постановщику помогают художественные решения, которые он подсмотрел у именитых мастеров мирового кино. Без признаний в любви и визуальных цитат тут не обошлось. Так, например, история напарников Давыдова и Севастьянова (Евгений Ткачук), расследующих запутанное дело, напоминает дуэт Макконахи и Харельсона из «Настоящего детектива» (равно как и ветхий дом, стоящий в поле); деление на 7 глав отсылает к «Семи» Дэвида Финчера; а извращенные преступления и общая атмосфера безысходности словно пришли в «Казнь» прямиком из «Воспоминаний об убийстве» Пон Джун-Хо.
Однако все вышеперечисленное отнюдь не говорит о вторичности отечественной картины: чеховские ружья в ней стреляют, когда нужно, а главный сюжетный твист удивит, пожалуй, даже самого искушенного зрителя триллеров. Дело лишь в том, что «Казнь» - это исключительно жанровое кино, а потому без обращения к опыту мэтров здесь было не обойтись. И Кватания, как начинающий художник, без зазрения совести демонстрирует зрителю свою насмотренность и умение извлечь лучшее из работ своих кумиров.
Иногда лента кажется слегка переусложненной. Возможно, ее можно было бы немного сократить, увеличив при этом плотность событий, происходящих в кадре. Но все это незначительные мелочи, которые можно списать на первый опыт в создании такого большого проекта. Огрехи, допущенные Кватанией, не делают его режиссерскую попытку слабой, а скорее, наоборот: вселяют надежду на то, что постановщик, нащупает-таки свой личный киноязык и порадует зрителя более уверенными работами.
Дела семейные
Еще одну картину, достойную зрительского внимания, снял Кирилл Соколов – 32-летний автор черной комедии «Папа, сдохни», почти незаметно прошедшей в российском прокате, а впоследствии прогремевшей в прокате мировом. Его второй режиссерский проект под названием «Оторви и выбрось» продолжает тему сложных взаимоотношений в семье.
Ольга (Виктория Короткова) отсидела четыре года за то, что выколола глаз своему любовнику-полицейскому Олегу (Александр Яценко). Выйдя на свободу, она первым делом возвращается в дом к матери (Анна Михалкова), чтобы забрать у нее свою дочь (Софья Кругова) и отправиться на поиски новой счастливой жизни, в которой отныне не будет места бесконечным побоищам. Однако возникает одно «но». Мать Ольги Вера Павловна категорически против такой сепарации: она пыряет героиню ножом, за что получает в ответ кулаком по лицу. Так, круговорот насилия снова набирает обороты.
Сюжетная завязка «Оторви и выбрось» звучит как начало тяжелой социальной драмы, достойной пера Андрея Звягинцева. Но молодой и амбициозный постановщик помещает достаточно сложный конфликт в декорации комедийных треш-боевиков в духе Гая Ричи.
Соколов, как и его коллега по цеху Ладо Кватания, не скрывает своей связи с иностранной культурой и также успешно встраивает ее в отечественные реалии. В своей картине режиссер умело смешивает неутешительную действительность российской глубинки, перестрелки, отсылающие к вестернам Серджио Леоне, стремительный монтаж, как у Эдгара Райта, и реки бутафорской крови, как у Квентина Тарантино. И весь этот коктейль постановщик взбалтывает для того, чтобы поговорить с публикой о замкнутом круге взаимной ненависти. Герои, созданные Соколовым, иногда карикатурные, но притом живые и фактурные. Они идут по стопам своих родителей, разочаровываются в жизни, а затем вымещают скопившуюся злость на других.
Показывая зрителю удары ножом и выстрелы из огнестрельного оружия, автор нарочито визуализирует те раны, которые родители и дети наносят друг другу словами, а также превращает семейные разборки в сеанс кровавой психотерапии. И этот гротескный прием, стоит признаться, работает. После окончания фильма возникает стойкое желание позвонить родным и извиниться за что-нибудь, ведь такое найдётся у каждого.
Все вышеперечисленное делает «Оторви и выбрось» фильмом, который, вопреки отторгающей жестокости, стоит смотреть с семьей. Кирилл Соколов, уже во второй раз доказывает, что форма, которую он выбрал для рассказа своих историй, пусть и может испугать визуалом, но успешно работает.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
В Кавказском заповеднике пройдет День открытых дверей в честь векового юбилея 17:42
-
В Краснодаре из многоэтажки эвакуировали более 40 человек 16:52
-
Не нужно бороться с собой: врач рассказала о легких способах взбодриться за рулем 15:59
-
Четыре школы на Кубани участвуют в проекте по снижению административной нагрузки на учителей 14:54
-
В Санкт-Петербурге упал с моста в реку автобус с пассажирами 14:15
-
В Ростовской области семья лишилась дома из-за непотушенного мангала 13:35
-
Мэр Сочи рассказал о состоянии пляжей в Лазаревском районе 12:34
-
Стали известны все участники финала "Евровидения" 11:46
-
Чрезвычайную пожароопасность прогнозируют на Кубани 10:27
-
Михаил Мишустин может снова занять пост председателя правительства 09:34
-
Орден Победы выложили в Краснодаре из свечей 09:15
Комментариев еще нет
Последние обсуждения