Почти все когда-нибудь испытывали «синдром последнего трека». Вы садитесь в машину, включаете радио и слушаете подборку, которую повторяют чуть ли не каждый час. И вот вы уже ловите себя на том, что мычите под нос мелодию и она бесконечно крутится у вас в голове. Что же делает одни песни более привязчивыми, чем другие? Лизетт Борелли, журналист издания Medical Daily, рассказывает об исследовании этого вопроса.



Сотрудники факультета музыки Даремского университета (Дарем, Англия) в своем исследовании утверждают, что некоторые композиции имеют больше шансов надолго застрять в голове благодаря музыкальным особенностям. «Навязчивые песни отличаются довольно быстрым темпом. При этом их мелодический рисунок простой, но интервалы или повторения фрагментов — нестандартные. Пример — начальный рифф Smoke On The Water Deep Purple или припев Bad Romance Lady Gaga», — пишет доктор Келли Якубовски, ведущий автор работы, опубликованной в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» ( Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts).

По утверждению Якубовски, около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю — а кто-то даже и чаще. Это обычно происходит, когда мозг не занят ничем важным — например, пока мы принимаем душ, прогуливаемся или делаем уборку.

Итак, исследователи выделили три параметра, которые отвечают за способность композиции привязываться: это темп, мелодия и наличие неожиданных интервалов. Что касается темпа, привязчивые песни довольно быстрые и зажигательные — под них так и тянет подвигаться. Более ранние исследования показали, что песни из плей-листов в спортзалах нередко вводят спортсменов в так называемое потоковое состояние — человек полностью погружается в свое занятие и действует будто на автопилоте. Типичный «тренировочный» плей-лист начинается с музыки для разминки, затем песни постепенно набирают темп — для перехода к кардионагрузкам. Потом идут «силовые» композиции, а в конце — спокойные мелодии, которые помогают остыть. Песни из таких подборок с большой вероятностью застрянут у вас в голове — из-за постепенного нарастания и спада ритма.

Около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю
Alt

Не менее важна мелодия. Песни-прилипалы обычно имеют незатейливую, но цепляющую мелодическую структуру. Возьмем, к примеру, старую английскую колыбельную Twinkle, Twinkle, Little Star: мелодия сначала идет вверх, затем скатывается вниз, а потом — снова поднимается. Такой мотив легко запомнить — и всё, вы на крючке. Другой яркий пример — начальный рифф песни Maroon 5 Moves Like Jagger: ее мелодия тоже идет вверх и затем — вниз.

Ну и наконец, навязчивая композиция отличается оригинальной структурой интервалов. Скажем, неожиданными мелодическими скачками или бОльшим количеством повторяющихся нот, чем мы привыкли слышать в поп-песнях. Что это значит? Послушайте рифф песни My Sharona группы The Knack — и поймете.

Чтобы составить хит-парад назойливых песен, авторы исследования провели онлайн-опрос. 3000 опрошенных рассказали, какие песни привязываются к ним чаще всего. Затем исследователи сделали подборку песен, которые не назывались в числе привязчивых, но были не менее популярны и так же часто гостили в британских чартах. После этого авторы проанализировали и сравнили мелодические характеристики тех и других композиций. В область исследований вошли только популярные жанры, такие как поп, рок, рэп, ритм-энд-блюз.


Топ-15 самых навязчивых синглов

по данным Сент-Эндрюсского университета, Шотландия (2016)
Queen — «We Will Rock You» (1977)
Pharrell Williams — «Happy» (2013)
Queen — «We Are The Champions» (1977)
The Proclaimers — «I’m Gonna Be (500 Miles)» (1988)
The Village People — «YMCA» (1978)
Queen — «Bohemian Rhapsody» (1975)
Europe — «The Final Countdown» (1986)
Bon Jovi — «Livin' Оn A Prayer» (1986)
Jingle Bells (1858)
Baha Men — «Who Let The Dogs Out?» (2000)
PSY — «Gangnam Style» (2012)
Rick Astley — «Never Gonna Give You Up» (1987)
Journey — «Don't Stop Believin'» (1981)
Mark Ronson — «Uptown Funk» (2014)
Taylor Swift — «Shake It Off» (2014)

«Так мы выяснили, что способность песен привязываться вовсе не связана с их популярностью. Все дело в музыкальных характеристиках», — подводит итог Якубовски.

Но есть ли способ отделаться от приставшей мелодии?

В исследовании, опубликованном в Ежеквартальнике экспериментальной психологии (Quarterly Journal of Experimental Psychology) в 2015 году, предлагается неожиданно простое средство — жвачка. Эксперименты показали: исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал. Все логично: наш речевой аппарат задействован и в «мысленном пении», поэтому, когда челюсти заняты жеванием, нам сложнее что-то напевать даже про себя.

Ну что ж, по крайней мере, теперь понятно, почему мы не можем выкинуть из головы хит Кайли Миноуг 2002 года, в котором она не может выкинуть кого-то из головы.

Исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал


Источник: К. Якубовски и др. «Препарирование музыкальных паразитов: как музыкальные характеристики и популярность песни предопределяют непроизвольное формирование музыкальных образов» ("Dissecting an earworm: Melodic features and song popularity predict involuntary musical imagery". Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts), 2016.
Оригинал статьи: Lizette Borreli: Last Song Syndrome? Why Catchy Songs Get Stuck In Your Head, Plus How To Get Rid Of Earworm
Кавер-изображение: Roman Kraft / Unsplash
Перевод: Ольга Походзей для «Югополиса»

Первая полоса

Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Ситуация Спорт

Алексей Зайцев: «Хотелось бы выводить наш спорт на космический уровень»

Алексей Зайцев один из самых титулованных спортсменов, родившихся в Краснодарском крае. Бобслеист и многократный призер различных соревнований - уроженец станицы Старотитаровской. Будучи студентом Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма, Алексей увлекся бобслеем и начал тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Евгения Мартианова. Среди побед кубанского спортсмена первые места (в четверках) на чемпионате России и на этапе Кубка Европы в 2014 году.
Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.