Изменения в законодательстве и новые политические решения в начале каждого года давно стали нормой. Бизнес-партнерства зависимы от внешних факторов и оттого внесение в них максимальной ясности и предсказуемости в сегодняшних реалиях суперважно.

Инна Арендаренко, адвокат:  о чем договориться с бизнес-партнерами до конца 2023 года

Инна Арендаренко — адвокат, кандидат юридических наук, основатель юридической компании «Золотое правило», эксперт по бизнес-партнерствам

Внести ясность — это значит, что с партнером стоит обсудить базовые вопросы партнерства и проговорить обеспокоенности, постоянное обдумывание которых здорово высасывает ресурс, необходимый для развития бизнеса. Кстати, это актуально не только для новых совместных проектов, идеально, когда в культуре уже существующих, часто успешных, партнерств есть собственные ритуалы общения.

Важнейшей частью таких ритуалов является договоренность о периодическом возвращении партнеров к обсуждению условий партнерства. Такие встречи позволяют актуализировать договоренности, напомнить друг другу о зонах ответственности и взятых на себя обязательствах, выявить опасения, принять назревшие решения. И самое главное — они дают возможность партнерам почувствовать свободу, свободу выбора. В современных условиях коротких трендов и узкого горизонта планирования категорически важно и договариваться на спринты — небольшие (приемлемые для бизнеса) дистанции, которые позволяют по завершению цикла делать своевременные выводы о жизнеспособности бизнес-модели, принятых решений и утвержденных стратегий. В идеале иметь заранее спланированную модель поведения партнеров — а что, если не сработает — могу ли я выйти, если да, то в каком порядке, с чем я окажусь на выходе, обусловлен ли я решениями остальных партнеров или могу завершить участие в проекте в одностороннем порядке. Все эти вопросы требуют согласия между партнерами в самом начале. Но если в начале партнерства по какой-то причине вы не обсуждали подобные сценарии, никогда не поздно это сделать.

В культуре партнерств нужны ритуалы периодического возвращения к условиям партнерства

Опытные и осознанные партнеры со старта договариваются о сроках и порядке изменения изначальных договоренностей. Это положение в документах о партнерстве дает каждому ощущение «выбор есть», заставляет партнеров быть такими, чтобы другой партнер из раза в раз выбирал именно его, даже по итогам «передоговоренностей». Представляете, с вами в партнерстве не потому, что когда-то вы так решили и теперь вечно несете этот крест, а потому что вы реально хороший партнер и с вами хочется идти дальше.

Так как же легализовать и окультурить отношения с партнером? Тут ответ зависит от формата партнерства. Если партнерство создано в виде юридического лица, то стоит задуматься о подписании корпоративного договора или акционерного соглашения. Если вы реализуете совместный проект без общего юридического лица, то стоит договор между партнерами проанализировать и понять, соответствуют ли изложенные в нем положения фактическим отношениям, все ли учтено в нем, одинаково ли партнеры понимаю его положения. Или вообще проверить: есть ли такой договор, скреплены ли договоренности подписями и согласием каждого из партнеров.

О чем партнеры должны договориться? Если не уходить в юридические формулировки, то это:

- синхронизация смыслов, ценностей, целей и видения,

- материальные вложения,

- время и энергия как вклад каждого,

- безопасность и ответственность проекта и его участников,

- отношения и статусы внутри партнерства и при взаимодействии с внешним миром.

Есть многие другие вопросы, важность которых обусловлена характером бизнеса, опытом партнеров, внешними факторами.

Когда я провожу сессии «Диалоги с партнером», вижу, как самые согласованные партнеры, которым кажется, что они проговорили абсолютно все вопросы, искренне заявляют, что откровенный разговор о рисках и моделирование возможных ситуаций, а также общение «через» модератора, вывели их в качественно иное состояние. И что теперь начинать новый бизнес с партнером не трепетно и тревожно, а интересно и смело.

Каждый герой ЮП говорит о благотворительности. Таким образом, мы вместе поддерживаем и продвигаем общие ценности и убеждения, инициируем положительные изменения в обществе. Мой личный вклад в благотворительность состоит в том, что я адресно всегда поддерживаю тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Не ищу специально такие истории, они всегда находят меня сами. Сострадание и служение человечеству — потребность осознанного человека.

Топ-10 вопросов, которые всегда повышают градус обсуждения:

1. Кто главный в партнерстве, если доли «по-братски» разделены 50/50?

2. Каковы личные ожидания партнеров как от совладельцев бизнеса?

3. Какие роли будут совмещать партнеры, и как каждая роль будет оплачиваться?

4. Как и когда партнеры могут передоговориться друг с другом?

5. В каких случаях партнеры хотели бы иметь возможность выйти из партнерства и как это сделать, чтобы не навредить бизнесу и партнерам?

6. За что партнеры хотели бы иметь право исключить друг друга из бизнеса?

7. Могут ли партнеры за пределами партнерства создавать другие бизнесы без согласия партнера, особенно если новые проекты похожи на существующий или используют его наработки?

8. Как согласовываются расходы совместного бизнеса, особенно когда один из партнеров является управляющим?

9. Как партнеры будут решать тупиковые ситуации?

10. Что будет с проектом и в каком порядке будут компенсироваться убытки?

И это только малая часть вопросов, которые на старте нужно обсуждать с партнером и прописывать в договорах решения. Мы составили список базовых вопросов, которые можно получить по QR-коду к настоящей статье (см. ниже).


Текст: Инна Арендаренко

Фото: Роман Благов

Инна Арендаренко, адвокат:  о чем договориться с бизнес-партнерами до конца 2023 года

Первая полоса

Люди

Юлия Рамазанова, «Партнер»: от снегохода до танкера — в лизинг

Юлия Рамазанова — владелец двух бизнесов: консалтинговой компании «Партнер» и торговой компании ООО «Железный Восток». Родилась 11 августа 1990 года. Имеет высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начинала карьеру в компании «Внешэкономбанк-лизинг» («ВЭБ-лизинг») с должности менеджера по продажам и завершила в должности ведущего специалиста. Общий срок работы в продажах более 15 лет (от мерчендайзера до основателя двух компаний).
Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.

Ситуация

Небанальное путешествие по Крыму: Опук и Карадаг

Для искушенных туристов, которые вдоль и поперек обошли Ялту и Севастополь, побывали на Ай-Петри и Аю-Даге, накупались в море, но не надышались Крымом, полуострову еще есть что предложить. Здесь достаточно заповедников с редкими растениями и древними камнями, которые могут заинтересовать самых привередливых гостей. Журналист “Югополиса” побывал в двух таких заповедниках - Опукском и Карадагском - и выяснил, что же там можно посмотреть.

Люди

Победный май в Анапе

Город воинской славы отметил День Победы целой серией ярких запоминающихся мероприятий.
Максим Соколов
Люди

«Бессмертный полк» на передовой СВО – в одном строю с казаками-добровольцами

Добровольческие отряды Кубанского казачьего войска принимают участие во всероссийской акции ко Дню Победы в новом формате: они вновь разместили портреты своих родных – ветеранов и участников Великой Отечественной войны прямо на боевых позициях.

Город Weekend

Куда пойти в Краснодаре с 29 апреля по 12 мая: афиша мероприятий

Ближайшие две недели краснодарцев ждут длинные выходные, которые они проведут с семьями, на природе или на парадах и патриотических акциях. А что насчёт культурного и спортивного досуга на этих майских праздниках? Концерты, спектакли, футбольные матчи и фестивали – в обзоре «Югополиса».