Продлён на «Новый сезон»: дневники второго российского фестиваля онлайн-кинотеатров
На курорте «Роза Хутор» стартовал 2-й фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Наш автор прибыл в Сочи, чтобы лично оценить главные сериальные проекты ближайших месяцев. О них – в нашем материале.
На сочинском курорте «Роза Хутор» стартовал второй фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Как и год назад, ведущие стриминг-сервисы России собрались под одной крышей концертного зала «Роза Холл», чтобы продемонстрировать киноссобществу и рядовым зрителям свои самые новые сериалы и фильмы. Читайте ежедневный киноблог о том, что происходило, что говорили и что показывали на фестивале, в специальном материале «Югополиса».
Заключительный день фестиваля начался со смены расписания. Исчезновение сериала «Бар
’’Один звонок’’» с Данилой Козловским в главной роли из программы «Нового сезона» нельзя назвать неожиданным. О том, что может случиться, кажется, знал и генеральный продюсер KION Игорь Мишин, который на открытии смотра выступал в футболке с надписью «Пропал друг» (паззл наконец-то сложился). Не хочется спекулировать и делать поспешных выводов, поэтому озвучим лишь официальную причину отмены показа – отсутствие у проекта прокатного удостоверения. А еще порекомендуем дождаться выхода сериала в онлайн-кинотеатре МТС. По словам коллег, видевших пилотные эпизоды, психологическая драма Сергея Филатова цепляет быстро и держит крепко.
Остальные сеансы прошли в штатном режиме и порадовали гостей Розы Хутор. Первым делом показали долгожданную новинку «Кинопоиска» – уморительную фантастическую комедию «Кибердеревня», основанную на вселенной YouTube-проекта birchpunk.
2100 год. Обычный мужик Николай обустроил на Марсе приличную ферму и спокойно ведет хозяйство вместе с семьей: собирает роботов-помощников, разводит скот, ухаживает за киберберезками, меняющими погоду… Размеренную жизнь разрушает Барагозин – руководитель корпорации «Ижевск Дайнемикс» и по совместительству старый приятель Николая, который хочет построить на месте деревни новый завод. Чтобы спасти свой дом, фермер отправляется в опасное путешествие до Земли.
Коллизия сериала, напоминающая смесь «Аватара» со стереотипными бадди-муви, простовата, но создатели ее используют лишь как точку входа в удивительный, продуманный до каждого винтика мир. Полету фантазии авторов «Деревни» позавидовал бы даже южноафриканский технофетишист Нилл Бломкамп, к творчеству которого в сериале отсылаются (вставки в стиле мокьюментари – подмигивание в сторону «Района № 9»). Других более очевидных поп-культурных пасхалок тут тоже в достатке. Например, робот-помощник Николая похож на ВАЛЛ-И и Чаппи (снова привет Бломкампу), трактор, как в «Простоквашино», именуют Митей, а голографические жены, на которых можно оформить подписку, навевают мысли о «Бегущем по лезвию». При этом, помимо радости узнавания, «Деревня» может похвастаться едкой сатирой и попыткой прогноза. Прогноза, правда, неутешительного: судя по первым сериям, «КиберРоссия» будущего очень похожа на Россию настоящего… Только с киберберезками.
После путешествия на Марс зрители отправились в СССР образца конца 80-х. Именно этому, принципиально вольному периоду в жизни Советского Союза посвящен сериал Жоры Крыжовникова «Слово
пацана». В центре сюжета – типичный, как говорили в те годы, «чушпан» по имени Андрей (Леон Кемстач) – умный парень, талантливый музыкант и прилежный комсомолец. Волею судеб мальчик сближается со своим антиподом – хулиганом Маратом (Рузиль Минекаев), братом местного авторитета Вовы Адидаса (Иван Янковский), только что вернувшегося из Афгана. С этого знакомства начинается погружение Андрея в культуру бандитизма, рэкета и нескончаемых войн за асфальт.
Если судить по первым сериям, то «Слова пацана» – это написанный жирными мазками портрет казанского криминалитета; пробирающая до мурашек история о том, как подростковые стайки превратились в полноценные ОПГ, готовые биться за местом под солнцем не на жизнь, а на смерть; тот редкий случай, когда из написанных на бумаге диалогов и ситуаций струится то, что в советской периодике называли правдой жизни. Однако хороший сценарий вряд ли бы сработал без бешеной энергетики и харизмы актерской группы. Но и здесь звезды сошлись! Абсолютно все артисты – от молодых Льва Зулькарнаева и Никиты Кологривого до опытных Серегея Бурунова и Антона Васильева – выкладываются по полной. Атмосферности происходящему придает и ручная камера Юрия Коробейникова, фиксирующая каждую деталь криминального Татарстана.
Пока что сложно сказать, получится ли Крыжовникова и его команды удержать заданную планку качества, но если чудо все же произойдет, то «Слово пацана» точно станет одним из главных сериалов нового сезона.
Четвертый день фестиваля стартовал с показа ламповой сай-фай комедии «Очевидное
невероятное», продолжающей зародившийся недавно тренд на возвращение экранизаций советского фантаста Кира Булычева, которого все любят за цикл историй об Алисе Селезневой. Стартует проект в духе гоголевского «Ревизора». В маленький провинциальный городок Великий Гусляр, который в тайне от всей страны со времен СССР сосуществует бок о бок с инопланетянами, приезжает амбициозный управленец Эдуард Белинский (Максим Лагашкин). Чиновник намерен сделать из местных чудес сенсацию и, вопреки нежеланию жителей, превратить дыру в аттракцион и центр притяжения туристов.
Белинский помнит, как раньше по улицам свободно разгуливали гуманоиды, однако его старый приятель Тимофей Молодцов (Артем Быстров), ныне глава единственного в городе ТСЖ, уверяет, что связь Гусляра с космосом давно прервалась. Вместе с горожанами он водит мэра за нос, но борьбу за спокойную жизнь осложняют из ряда вон выходящие события, которые происходят в Гусляре ежедневно (то подбитая тарелка упадет под окна администрации, то пойдет дождь из инопланетных артефактов).
Режиссерская работа Александра Войтинского – глуповатый, но очень обаятельный пустячок, этакий ретрофутуристический краудплизер, способный объединить у телеэкранов сразу несколько поколений. Юным зрителям, вероятно, понравится эстетика в духе «Стартрека» и «Вавилона 5», а публика постарше, посмотрев на сказочное советское безвременье, наверняка испытает приятное ностальгическое дежавю.
Из сказочного Гусляра зрителей перенесли в другую, более суровую и мрачную глубинку, в которой разворачиваются действия сериала «Прелесть». Провинциальный городок, чем-то напоминающий Готэм, существует за счет завода по переработке драгоценных металлов. 20 лет назад там погиб отец главного героя – 25-летнего автоугонщика по кличке Цыган (Фёдор Федотов). Расследование смерти ни к чему не привело, из-за чего парень решает самостоятельно докопаться до истины и отомстить обидчику. Благо имя убийцы известно негласному хозяину городка Леониду Максимовичу (Олег Меньшиков), перед которым Цыган оказывается в долгу. ЛМ соглашается посодействовать парню в обмен на помощь в борьбе с бывшим бизнес-партнером Осинским (Филипп Янковский).
Бандитские разборки внезапно (но, думается, не случайно) стали едва ли не центральной темой «Нового сезона». Однако «Прелесть», в отличие от, например, «Лады Голд», использует совсем другие художественные приемы и больше тяготеет к медлительному нуару и суровым фильмам в духе Майкла Манна или Виндинга Рефна. С работами последнего проект Динара Гарипова роднит образ главного героя – мужественного и немногословного одиночки, который не пасует перед мордоворотами и преступными синдикатами. Ровно такого хладнокровного персонажа с моральным стержнем здорово играет Федотов, которого публика может помнить по кардинально другой роли – сына фонарщика из рождественской сказки «Серебряные коньки».
В целом «Прелесть», конечно, не предлагает ничего нового, но и не раздражает: актеры здесь старательно пытаются выйти из привычных амплуа, а оператор Иван Бурлаков, тонко работающий с фактурой индустриального захолустья, создает густую атмосферу. Любопытно теперь как минимум узнать, смогут ли авторы сериала превратить сюжет о крутом гонщике и бандитах в нечто большее. Судя по первым сериям, шансы на такой исход есть.
Между тем «Триггер.
Фильм», кажется, даже не пытается
притворяться чем-то большим, чем он есть на самом деле – дорогим двухчасовым спешлом франшизы о знаменитом психологе (Максим Матвеев), адепте шоковой
терапии. При этом концептуально картина Александры Ремизовой (это ее режиссерский дебют)
должна быть понятна даже тем, кто не смотрел ни одной серии знаменитого
сериала. В целом так и есть, зритель получит краткий рекап двух сезонов шоу, но
произойдет это лишь ближе к концу, а вот до тех пор…сплошные вопросы. Почему
Стрелецкий бросил лечить людей и сбежал ото всех на Куршскую косу? Почему стесняется собственного
сына Кирюши? Где, в конце концов, мама мальчика? До самой развязки ответы так и не
прозвучат, поэтому все, что остается публике, – любоваться полтора часа тем, как
красивых актеров красиво освещает закатное калининградское солнце, под звуки
красивого саундтрека, написанного Никитой Пресняковым. Впрочем, после суровых бандитских
разборок Меньшикова и Янковского (см. выше) чего-то большего фестивальной
аудитории и не требовалось.
Третий день традиционно начался с деловой программы и публичной дискуссии о том, как молодым кинематографистам попасть на онлайн-платформы. Если коротко: знакомства и банальная грамотность по-прежнему решают, однако платформы все же открыты к сотрудничеству.
Интересно, что в процессе бурного обсуждения был поднят вопрос о вторичном контенте. Даже придумали термин – «вториджиналс», который в общем-то встречается и на фестивале. Вот, например, «Пять
копеек» Александра Назарова эксплуатируют сюжет «12 стульев». Только вместо мебели с сокровищами тут легковушки с золотом (забавная рифма с «Ладой Голд»). Свой Остап Бендер тоже есть – уголовник Жора (Владимир Капустин), который по глупости разбалтывает о возможности поживиться куче людей: владелице автомастерской Даше (Софья Пирс), журналистке Марине (Алина Алексеева) и туповатому племяннику конфликтного бизнесмена Юлику (Кузьма Сапрыкин). Так стартует гонка за кладом, которая, по задумке создателей, должна быть авантюрной и смешной. Но если дух приключений в «Пяти копейках» еще чувствуется, то вот с остроумием все не так однозначно. Шуток здесь вагон и маленькая тележка, но придирчивая фестивальная публика не засмеялась, кажется, ни разу. Тем не менее, считать это приговором нельзя, так как зрители, вполне вероятно, могли еще не проснуться после очередной бурной вечеринки. Для фонового смотрения на кухне сериал, думается, сгодится. Особенно если учесть, что юмористические ситуации тут сопровождаются звуками, будто бы взятыми из шоу Looney Tunes.
Синдромом «вториджиналс» страдают и «Цикады», однако шоу о проблемах подростков и масшутинге все равно является одним из фаворитов конкурсного смотра. Да, это «Элита» плюс «13 причин почему», но крепкая режиссура Евгения Стычкина (уровень которой, заметим, растет из года в год) и замечательный, нетривиальный каст выводят проект из лиги типичных подражателей. В сериале снялись и Ольга Сутулова, и сам Стычкин, и Елизавета Боярская, и Артем Быстров, но главные звезды тут – новое поколение (игру молодых актеров отмечали почти все коллеги). Особенно хочется выделить Игоря Верника, Софью Аржаных и Илью Виногорского.
«Чувства
Анны» – новый фильм Анны Меликян – проект тоже актероцентричный, но при этом вписывающийся в KIONовскую тенденцию кино со смыслом. Как призналась режиссер, сложная история о судьбе несчастной женщины, разворачивающаяся на фоне колонизации марса и бушующей смертельно-опасной пандемии, писалась специально под Анну Михалкову. В прошлом году актриса блестяще сыграла маму главной героини сериала «Алиса не может ждать», но в этот раз взяла новую высоту. Ее персонаж – сотрудница кондитерской фабрики Анна, которая начинает слышать голоса инопланетянах цивилизаций. Предсказав скорый конец света, обусловленный склонностью землян к жестокости, женщина в одночасье становится мировой знаменитостью, но эта популярность только усложняет ей жизнь.
Несмотря на фантастический концепт, «Чувства Анны» – это, конечно, кино не столько о пришельцах, сколько о жесткости, людях и ошибках, которые они совершают на своем пути. Меликян предстает пацифистом, но работает тонко, говоря о фундаментальных вещах с тихой поэзией.
Второй день фестиваля начали с разговора об искусственном интеллекте (новые технологии стали темой деловой сессии «До чего дошел прогресс?!»). После масштабной презентации, на которой публике показали тексты, концепт-арты и даже видеоролики, созданные при помощи нейросетей, не покидало ощущение, что и некоторые проекты, представленные на «Новом сезоне», написал робот (что им, к сожалению, не в плюс). Однако яркие впечатления все же были… О них — ниже.
Первым делом Start показал «Престиж» — своеобразную смесь «Отчаянных домохозяек», «Почему женщины убивают?» и «Белого лотоса». Проект подает себя как сказку в тридевятом царстве, но, по словам создателей (один из которых режиссер сериала «1703» Сергей Сенцов), является продолжением линейки глянцевых драм сервиса. Лоска действительно много: тут вам и роскошные дома, и дорогие автомобили, и избалованные дети запредельно богатых родителей. За отпрысками следят няни, которые, по сути, и являются главными действующими лицами. У каждой сиделки свои скелеты в шкафу: Тая (Вера Кичнева) скрывает, что ее воспитанник — на самом деле родной сын; Ольга (Анна Уколова), судя по флешбекам, сбежала из какой-то лечебницы; Курасон (Азат Жумадил — переодетый в женщину филиппинец, отчаянно пытающийся накопить деньги, которые он задолжал бандитам.
Чтобы следить за тем, как состоятельные люди сходят с ума, было нескучно, в повествование вводят детективную линию: «сказочное» житье-бытье омрачается загадочным убийством еще одной няни, которое расследуют колоритная, беспардонная следовательница (Ирина Розанова) и ее туповатый напарник (Никита Павленко). «Престиж» красиво снят и неплохо сыгран, но установить эмоциональную связь с персонажами удается с трудом. И проблема не в том, что они ведут себя неправдоподобно, а в том, что все они – неприятные люди. Каждый обитатель поселка «Престиж» скрывает мрачные тайны и думает только о себе. Последнее, кстати, вполне похоже на реальность.
Жизни богатых людей посвящен и «Кеша
должен умереть» – искусственно растянутый сериал Константина Богомолова о том, как три обманутые женщины мстят столичному мерзавцу, живущему по принципу «поматросил и бросил». Эгоистичного циника по имени Кеша, собственно, Богомолов сам и сыграл – и сделал это, отдадим должное, убедительно. К актерскому составу в целом претензий вообще нет. И Юлия Снигирь, и Юлия Александрова, и Александра Ребенок играют уставших от вечной лжи женщин убедительно. Помимо хороших артистов, в наличии красивая картинка и забавные диалоги, но зрительским хитом «Кеша» может и не стать. Сериал слишком много времени тратит на ненужные сцены, которые временами напоминают режиссерское самолюбование. Поклонников Богомолова это вряд ли расстроит, а вот незнакомых с ним зрителей открывающая сцена с мастурбацией может отпугнуть. Есть риск, что часть аудитории, выключив сериал, так и не узнает, почему Кеша должен умереть.
Завершил второй день показов онлайн-кинотеатра KION, который, как отметил генеральный продюсер Игорь Мишин, старается вкладываться в фильмы со смыслом. Примером такого вот осмысленного кино стала «Единица
Монтевидео» – вторая полнометражная картина актрисы Татьяны Лютаевой, совсем недавно ступившей на путь режиссуры. Финальные титры сопровождались бурными аплодисментами и всхлипами зрителей, которые попались на все сюжетные (слегка манипулятивные, надо сказать) крючки, которые расставила постановщица. Тут Балабанов Звягинцевым погоняет, но сдержать слезу действительно непросто. Алексей Серебряков играет талантливого в прошлом хирурга по фамилии Лунин, осужденного за убийство жены, которое на самом деле не совершал. Семейная трагедия стала шоком как для него (герой фактически стал немым), так и для дочери-подростка (Агния Дитковските), которая стала заглушать боль наркотиками. После долгих лет тюрьмы Лунин возвращается домой в надежде наладить связь с ребенком. Отсюда стартует тяжелая, даже изнурительная история о прощении и силе отцовской любви, в которой есть мощнейшие актерские работы (компанию Серебрякову и Дитковските составили Ксения Раппопорт и Евгений Ткачук), завораживающая операторская работа Вячеслава Лисневского и как минимум две кульминации. Порекомендовать столь тягучее кино на вечер пятницы сложно, но и пропускать его не рекомендуется. Просмотра «Единица Монтевидео» точно заслуживает.
Первый день фестиваля оказался крайне насыщенным и стартовал (если не брать во внимание деловую программу) с показа «Лады
Голд» – зрительского хита о разборках в 90-х. Режиссёр «Мажора в Сочи» Никита Власов после теплого приема в прошлом году вернулся к криминальной теме и написал вместе с Егором Чичкановым лихую историю в жанре роуд-муви о том, как бандитский мир Тольятти гнался за двумя внуками кровных врагов, в руки которых попала старенькая легковушка из чистого золота. Снят сериал, под стать синопсису, задорно: бешеная энергетика, красивая картинка и остроумный саундтрек вкупе со звездным кастом (от Эльдара Калимулина из «Эпидемии» до фактурного и харизматичного Даниила Воробьева из «Грома: трудное детство») делают свое дело и буквально обрекают «Ладу» на любовь публики.
А вот «Трепачей» — новый комедийный сериал Premier о провинциальном стендап-комике, ищущем славы в Москве — мощный актерский состав не спас. Юрий Стоянов и Глеб Калюжный — прекрасный комедийный дуэт, который зрители полюбили еще со времен «Вампиров средней полосы», однако в дебютном многосерийном проекте Симона Багдасаряна им толком нечего играть. Что застенчивый комик Даня, что его ворчливый, пьющий пиво литрами сожитель Сколов (в прошлом тоже юморист) больше напоминают безжизненные муляжи, чем полноценных персонажей. Зрители, которые ожидают драйва и искрометного юмора, вероятно, останутся разочарованными: пилотные серии «Трепачей» получились весьма неровными и смех в зале вызывали редко. Впрочем, у сериала еще 8 эпизодов, чтобы разогнаться. В конце концов, первый блин, как и дебют в стендапе, бывает комом.
Завершился день новыми проектами семьи Мороз. Например, Юрий привез в Сочи «Лунатиков» – любопытный, но откровенно переусложненный не то детектив, не то психофарс о том, как успешный телепродюсер Рената (Виктория Исакова) пытается вылечить с помощью незаконной технологии компьютерного психозондирования сына-наркомана (Степан Белозеров), чье взросление она когда-то пропустила. Несмотря на то, что в картине вроде бы есть все, что нужно для успеха – и интересный концепт, и красивая картинка, и убедительные актерские работы и даже мощный (в рамках контекста) социальный комментарий – она оставляет зрителя с чувством недоумения. За пеленой сценарных и художественных ухищрений здесь теряется главное – семейная драма, вокруг которой и построено повествование.
А вот дочь знаменитого постановщика Дарью хочется похвалить и поздравить с дебютом. «Секс.
До и после» – ее первая, но уверенная режиссерская работа. Вопреки вызывающему названию (слово «секс» даже убрали с рекламных конструкций), сериал – не очередная реинкарнация «Содержанок» и иже с ними, а альманах (уже второй на фестивале), в общем-то, целомудренных историй, объединенных местом действия — элитным рестораном, где сама Мороз играет суровую управляющую со скелетами в шкафу. Правда, судить о сквозном сюжете (если он вообще есть) пока не получается, поскольку публике показали только 1, 4, 7 и 13 новеллы. Что же касается самих пикантных зарисовок, то они оставляют исключительно приятное послевкусие. И дело здесь вовсе не в сексе, который, к слову, остаётся кадром, а в том, что режиссер предлагает нам до и после него – в хлестких, живых диалогах, смешном юморе и стильной картинке (за нее следует отдельно поблагодарить Павла Белявского).
Главный вопрос открывшегося вчера вечером фестиваля таков: насколько смотр изменится после первой, удачной, на наш взгляд, попытки.
Судя по первому (а точнее, нулевому) дню, «Новый сезон» в целом пока выглядит (помимо внезапно хромающей логистики с аккредитацией, вопросами которой не будем утомлять читателя) знакомо и привычно: снова зеленая лужайка вместо красной ковровой дорожки, вновь коктейли и толпы почетных гостей. На этот раз на мероприятие заглянули как молодые артисты, так и, что называется, глыбы вроде Юрия Стоянова.
Кстати, Юрий Николаевич в этом году провел церемонию, которая неожиданно оказалась более впечатляющей, чем фильм-открытие (но об этом немного позднее). На этот раз организаторы «Нового сезона» не просто перечислили проекты-участники, а подготовили яркий, сложноустроенный хореографический перформанс и рассказали о программе фестиваля через историю отношений двух влюбленных героев. Фееричные танцевальные номера в исполнении Дмитрия Щебета и Юлианы Бухольц, а также короткие, но трогательные монологи Стоянова превратили простую историю о встрече и расставании в кинематографическое действо, достойное масштабного фестиваля.
Затем на сцену поднялись члены попечительского совета и поприветствовали гостей. Из их слов стало ясно, что «Новый сезон» намерен придерживаться взятого годом ранее курса – центром его тяжести по-прежнему остается необычная фестивальная политика: отсутствие отборочной комиссии и профессионального жюри, а также дружеская атмосфера.
Так, например, Иван Гринин («Иви») поблагодарил «коллег, отчасти конкурентов, но в большинстве своём друзей за то, что все вместе смогли организовать фестиваль». Дмитрий Гранов (more.tv) пожелал всем «неделю побыть простыми зрителями и насладиться контентом». Макар Кожухов (Premier) настойчиво призвал голосовать за фильмы и сериалы из фестивальной программы. Михаил Китаев («Кинопоиск») заметил, что фестиваль «Новый сезон» – это сообщество друзей. Александр Косарим (Wink) пожелал зрителям расслабиться и кайфовать. Игорь Мишин (Kion) обозначил «Новый сезон» как «специальное место на российском фестивальном ландшафте». Гавриил Гордеев (Okko) подытожил, что фестиваль – это «место, где можно понять, как развивается индустрия, обменяться опытом» и пригласил всех «на обширную деловую программу, которая поможет решить общие вопросы».
Открывать фестиваль в этом году решили снова с азиатским колоритом, только не казахским, как в прошлый раз, а якутским. Так, зрители «Нового сезона» одними из первых увидели фильм «ЭТ» – киноальмонах из шести новелл, снятый двумя ведущими якутскими режиссерами современности: Степаном Бурнашевым и Дмитрием Давыдовым.
Очевидно, что представители онлайн-кинотеатра Wink сделали большую ставку на картину («ЭТ» — первый якутский фильм, ставший originals-проектом российского сервиса), но вот сыграет ли она – большой вопрос. Работа Давыдова и Бурнашева с большим трудом выстраивается в связное высказывание. Авторы исследуют человеческие пороки и отношения через призму городской среды, как бы балансируя по-чеховски между комичным и трагичным. Например, забавная новелла «а-ля Ералаш» о парне, который на фоне нестабильного курса рубля меняет валюту по три раза на дню, здесь соседствует с совсем уж жуткой историей о мести пожилого мужчины за убитого сына. При этом кольцевая композиция, фиксирующаяся на глупых поступках откровенных идиотов, намекает, что перед нами все же диковатый сборник остросоциальных якутских анекдотов, своеобразное формалистское киноупражнение двух, в общем-то, достойных режиссеров (чего стоит только «Айта» Бурнашева и «Пугало» Давыдова).
Но раз уж на то пошло, форма (в отрыве от содержания) в «ЭТ» действительно любопытная. Например, первая новелла опирается на screen-life (популярный формат сторителлинга, кода действие разворачивается на экране девайса), вторая, которая жуткая, – снята одним кадром. В других историях визуальных экспериментов и ухищрений поменьше, но палитра жанров все равно разнообразная: от драматического врачебного процедурала до слегка эротической любовной драмы.
Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».