Закрыть
17:43, 4 августа 2023

«Уметь завязывать шнурки важнее, чем читать»: полезные советы родителям первоклассников

Когда приходит время определить малыша в первый класс, родители сталкиваются с целым морем организационных хлопот и денежных расходов. Но маленькому человечку в сто крат тяжелее – для него вообще начинается новая жизнь! Как семьям первоклассников легче справиться с испытанием поступления в школу, «Югополис» спросил у учителя начальных классов и психолога.

Педиатры говорят, что ученикам тяжелее всего даются
первые четыре недели в школе, то есть весь сентябрь. Следующий кризисный период
наступает к концу первого полугодия (вот зачем нужны зимние каникулы – дети
должны набраться свежих сил). И, конечно, усталость наваливается к концу
третьего семестра. Так происходит из года в год весь период обучения. Но у
первоклассников на эти традиционные проблемные периоды накладывается стресс от
резких перемен – из беззаботной жизни они попадают во «взрослый» мир с новыми
задачами и обязательствами. Чтобы переход был не таким болезненным, родители,
как в известной пословице, должны вовремя подстелить соломку. А что конкретно
им нужно делать?

Когда я спрашиваю учителя высшей категории, педагога начальных классов краснодарской СОШ № 101 Оксану Турищеву, какие знания должен продемонстрировать ребенок, поступающий в первый класс, ее ответ удивляет. Оказывается, определенных требований сегодня нет и в помине: не читает – ладно, не умеет считать – научим. Но это верно для общеобразовательных школ, а если вы хотите определить свое чадо в гимназию или лицей, «наплевательский» подход не пройдет.

«В общеобразовательных школах больше не делят учеников на «сильные» и «слабые» классы, — поясняет Оксана Турищева. – Родителям просто дают рекомендации: желательно, чтобы ребенок мог считать хотя бы в пределах двадцати, имел общие знания об окружающем мире и знал алфавит».

Другое дело, что родители по-разному подходят к вопросу подготовки ребенка, а значит, ситуация в каждом конкретном классе зависит от уровня знаний большинства детей. Чем он выше, тем сложнее будет отстающим. По опыту моей собеседницы, 80 процентов первоклассников умеют читать хотя бы по слогам. То есть если ваш ребенок не может воспроизвести из букваря ни строчки, ему придется прикладывать намного больше усилий, чтобы «догнать» остальных ребят, а значит, и стресс у него будет выше. Расхожая фраза «школа научит» родителей совсем не красит, особенно если в дальнейшем они ориентированы на «пятерки» в дневнике.

А что с теми детьми, которые к 7 годам прекрасно читают и быстро считают? Не заскучают ли они на уроках?

«К сожалению, такое возможно, — признает Оксана Турищева. – Но с 1 сентября 2023 года все начальные классы страны переходят на единую программу обучения. И разница в знаниях учеников в учебных материалах учтена. Например, в букваре представлены тексты разных уровней сложности – и для тех, кто только осваивает буквы, и для «продвинутых»».

Кстати, не стоит отдавать ребенка в школу раньше времени – например, в 6 лет. Он может быть просто не готов к таким испытаниям.

«Если ребенок сам в 6 лет хочет в школу, понимает, что он там будет делать, тянется к знаниям, готов к режиму дня, возможно, уже читает – тогда да, почему бы не дать малышу желаемое. А если такого рвения нет, оставляем в детском саду до 7 лет», — советует психолог Виктория Никифорова.

В советской школе это было само собой разумеющимся, а современные дети часто попадают впросак. Я сейчас не о чтении, а о навыках самообслуживания. Оксана Турищева говорит, что многие малыши не умеют завязывать шнурки, заправлять рубашку, убирать за собой в столовой, с трудом дается переодевание на физкультуру.

«Доходит до смешного: мальчик и девочка сидят на одной лавочке и переобуваются, она зазевалась, а он уносит домой в сменке ее туфельки. Потом родители разбираются, куда что делось, — рассказывает моя собеседница. – Или был еще случай, когда мы с одним ребенком полчаса искали в раздевалке салатовую куртку: нигде ее нет, малыш слезами заливается… Наконец, звоню маме – оказывается, перепутал, в школу он пришел в черной куртке!»

Напоминаем родителям, что в классе на одного учителя приходится по 30-40 детей, и у педагога просто физически нет возможности помочь каждому одеться и обуться. Вот почему ребенку надо прививать бытовые навыки.

Кстати, это касается и портфеля: собирать его должен сам ученик, а не мама и папа. Да, вы можете проконтролировать, все ли он сделал правильно, но не больше! Часты случаи, когда первоклассник не знает, как выглядит его тетрадь и по какому учебнику занимается, поэтому на уроке не может найти их в портфеле, чем тормозит весь учебный процесс и добавляет хлопот не только учителю, но и одноклассникам.

Еще одна распространенная проблема первоклассников – излишняя стеснительность, а ведь в классе нужно успешно влиться в коллектив и установить дружеские связи с окружающими. Некоторые родители очень волнуются по этому поводу, особенно если ребенок в свое время не посещал детский сад, постоянно был дома при маме.

«Дети, как и взрослые, бывают более общительными и менее общительными. Сад и школа не сильно влияют на это, — опровергает миф Виктория Никифорова. – Другое дело – семейные традиции. Если в дом часто приходят гости, у родителей много друзей, то, скорее всего, ребенок на таком опыте тоже будет успешен в общении со сверстниками. Но если родители всячески поощряют скоромность, то малыш будет демонстрировать такое поведение и вне дома. Помните, что дети от рождения скорее общительны, чем скромны, а стеснительности их учит окружение».

И, конечно, родителям нужно постараться объяснить будущему первокласснику, зачем нужна школа. Можно рассказать, что от учителей малыш узнает, как устроен мир, какие у него самого способности и чем бы он хотел заниматься в жизни.

«Аккуратно поясните, что школа дает много разных знаний, какие-то из них будут интересны ребенку, а какие-то, возможно, и нет, но это нормально, — говорит Виктория Никифорова. – А вот с мотивацией к учебе все очень индивидуально. То, что подходит одному, с другим не работает. Думаю, родители лучше знают своего ребенка и могут определить, что для него наиболее ценно».

По словам педагогов, один из ключевых навыков для юного школьника – правильная постановка руки. И здесь родителям тоже надо «включаться», потому что в детских садах обучать навыку не обязаны и часто этим не занимаются. А если рука у ребенка «поставлена» неправильно, переучивать будет тяжело. Между тем в школе надо писать много, и несформированный навык не только почерк ухудшит — от него зависит и скорость письма, и быстрота выполнения заданий.

Оксана Турищева считает, что «ставить» руку нужно планомерно и потихоньку, начиная с 5 лет. До шести пусть ребенок пользуется карандашами, а с шести пора приучать к шариковым ручкам, потому что нажим у этих письменных принадлежностей разный и рука работает по-разному. Учить держать ручку за месяц до школы – большая ошибка, которая ребенку аукнется.

Кроме того, очень важно развивать мелкую моторику. Пусть ребенок рисует, лепит, собирает конструктор, мозаики, осваивает раскраски с мелкими деталями. Все эти манипуляции отлично развивают мозг, и в школе ребенок будет осваивать материал в более быстром темпе.

У родителей, которые стараются развивать своего ребенка по максимуму, тоже случаются «перекосы».

«Бытовым знаниям нужно уделять больше внимания. По моей статистике, каждый второй первоклассник не может перечислить месяцы года в правильной последовательности, а тех, кто знает, какие месяцы к какому сезону года относятся, — вообще единицы», — улыбается Оксана Турищева.

И опять же педагог советует последовательно заниматься с ребенком с 5 лет. Расширяйте кругозор постепенно, вкладывайте в голову нужные в жизни знания, не сосредотачивайтесь на одной теме. Вот вам еще удивительное наблюдение из современной школы: большинство детей знает всего 2-3 сказки. Обычно это курочка Ряба и еще что-то попроще, редко кто добирается до Шарля Перо… Скорее всего, так происходит из-за того, что родителям некогда заниматься с ребенком.

«Если мы хотим, чтобы ребенок был любознательным, любил читать, познавать новое, мы прежде всего сами должны быть такими. И это начинается не за месяц до школы, а в тот момент, когда ребенок впервые берет книгу в руки, когда вы читаете ему перед сном сказку! — поясняет Виктория Никифорова. – Часто родителям не хватает сил и времени заниматься с детьми. Что делать? Пусть этих совместных занятий будет мало, но они будут счастливыми моментами для малыша. Например, в случае с чтением преподносите его не как обязательную повинность, а как нечто особенное, редкое, а значит, особо ценное. То же касается и совместной подготовки домашних заданий».

Согласно современным школьным стандартам, у учеников первого класса нет ни домашних заданий, ни отметок. Вот такая приятная жизнь. Но так ли все на самом деле?

«Учитель может только рекомендовать выполнить какие-то задания дома, например, прописать еще строчку в прописях. Делать или нет – это на усмотрение родителей, — говорит Оксана Турищева. – Могу сказать, что большинство детей все же выполняют дополнительные задания, чтобы лучше усвоить навыки».

Кстати, у педиатров есть нормативы по выполнению домашних заданий для младших школьников. Так, лучшим временем для этой работы считается период с 15 до 18 часов. При этом сразу после школы сажать за учебники нельзя – необходимо 2-3 часа отдыха. Не стоит ждать и прихода родителей с работы, ведь к вечеру малыш уже устал и слишком рассеянный. В начальных классах, согласно Роспотребнадзору, желательно укладываться с домашней работой в 1 час.

Без чего первокласснику обойтись нельзя, так это без режима дня. Причем тренироваться соблюдать новый распорядок следует еще с середины августа. Родителям советуют оценить, сколько времени будет уходить на сборы в школу и на дорогу в учебное заведение. Определите время с запасом, чтобы ребенок не опаздывал на уроки. В это искомое время и надо будить малыша в августе.

Виктория Никифорова напоминает и об очень деликатном моменте – возможных конфликтах со школой и учителем. Современные родители склонны принижать авторитет педагога, отстаивая свои права. Но при ребенке этого делать нельзя.

«Исследования показывают, что человек может эффективно обучаться лишь у того, кто является для него авторитетом, — говорит моя собеседница.- Таким образом, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы для ребенка его учитель стал авторитетной фигурой — в таком случае он сможет получить больше знаний».

Родителям нужно помнить, что другие люди не будут относиться к их ребенку так же, как и они. По словам психолога, бессмысленно этого ждать и за это бороться. Если вы хотите, чтобы ребенок был успешен, исходите из правил, принятых в данной школе.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 18:10

На Кубани расширят поддержку педагогов: приняты важные изменения в законодательство  

Они направлены на дополнительное стимулирование педагогического труда

Фото: kubzsk.ru

На 71‑й сессии Законодательного собрания Краснодарского края депутаты утвердили поправки в два ключевых региональных закона — «Об образовании в Краснодарском крае» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области образования». Эти изменения направлены на усиление материальной поддержки работников сферы образования и вступят в силу в ближайшие годы.

Как пояснила и. о. министра образования и науки края Елена Воробьёва, нововведения предусматривают сразу несколько мер. Во‑первых, педагоги до 35 лет, работающие в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, получат ежемесячную доплату в размере 3 000 рублей. Во‑вторых, такую же выплату смогут получать совершеннолетние студенты, которые обучаются по программам среднего профессионального или высшего образования педагогической направленности и уже допущены к педагогической деятельности в соответствии с федеральным законодательством.

Существенные изменения коснутся и других категорий педагогов с 1 января 2026 года. Для работников муниципальных дошкольных образовательных организаций размер ежемесячной дополнительной выплаты удвоится — с 5 000 до 10 000 рублей. Ещё более заметное повышение предусмотрено для учителей и ряда других педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций: их ежемесячная доплата вырастет с 10 000 до 15 000 рублей. В эту категорию входят педагоги дополнительного образования, педагоги‑психологи, преподаватели‑организаторы основ безопасности и защиты Родины, социальные педагоги, учителя‑дефектологи и учителя‑логопеды.

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, принимавший участие в работе сессии, подчеркнул, что ежегодное повышение выплат педагогам уже стало доброй традицией последних лет. Он отметил, что следующий год не станет исключением, поскольку поддержка учителей и воспитателей остаётся одним из приоритетов социальной политики региона.

Председатель ЗСК Юрий Бурлачко, комментируя принятый закон, обратил внимание на значимость инициатив губернатора, которые затрагивают сразу два краевых закона и направлены на дополнительное стимулирование педагогического труда. 

«Безусловно, особое значение материальная составляющая имеет для молодых преподавателей и воспитателей, делающих первые шаги в профессии. Это этап, когда они должны поверить в то, что не останутся без помощи и поддержки, что их знания и квалификация не только востребованы обществом, но и позволят в перспективе ещё больше увеличить доход. Этому способствует сложившийся на Кубани подход к стимулированию учительского труда на краевом и муниципальных уровнях, что, в свою очередь, играет значительную роль в работе по привлечению молодых специалистов в школы и иные учебные заведения и сокращению дефицита кадров в системе образования», — отметил Юрий Бурлачко.

Сегодня, 17:40

Даниил Воробьев представил в Краснодаре образ “вышколенного по струне лакея” на премьере фильма “Волчок”

На днях южную столицу посетил актер Даниил Воробьев, лично презентовав краснодарцам новую приключенческую комедию “Волчок” о дружбе дворянина и выходца из народа.

Действие фильма, который выйдет в прокат 4 декабря, разворачивается в Российской империи конца XIX века. Юный дворянин-сирота Ваня Огарев (Марк-Малик Мурашкин) пускается в бега, ведь его жизни угрожает дядя Весницкий (Даниил Воробьев), нанявший убийц. Спасение приходит от угрюмого силача Волчка, мастера кулачного боя. Двум абсолютно разным персонажам приходится объединиться, чтобы скрыться от погони и преодолеть преграды к спасению.

Даниил Воробьев: “В «Волчке» моя роль точно отрицательная, но делаю я ее положительно. В конце фильма зритель поймет, почему мой персонаж именно такой, и, возможно, даже оправдает его. Мы все так или иначе состоим из света и тьмы, и одно является продолжением другого. Я иду академическим путем и пытаюсь найти оправдание своим героям”.

Даниил признался, что импровизации в фильме не было, ведь в высокобюджетном кино все заранее продумано до мелочей. Но актер внес личный вклад в создание образа своего персонажа Весницкого.

Даниил Воробьев: “Почувствовать героя мне помог моноколь. Его использование повлекло за собой определенную пластику лица.  Я старался буквально “не дышать” левой стороной, потому что он постоянно выпадал. В образе Весницкого я видел для себя как вышколленого по струнке лакея, такого услужливого, вертлявого гарсона”.

По словам Даниила, он уже однажды бывал в Краснодаре и город ему понравился. Тогда он прекрасно провел время в южной столице и почувствовал на себе радушие жителей Кубани. В этот визит Даниил хотел бы посмотреть знаменитый парк “Краснодар”, про который слышал множество восторженных отзывов.

Даниил Воробьев является востребованным российским актером, исполнившим более 90 ролей не только в отечественных, но и зарубежных картинах, работая с такими звездами кинематографа, как Моника Беллуччи.

Сегодня, 17:30

Депутаты ЗСК дали оценку эффективности мер по обеспечению плодородия земель

Фото: kubzsk.ru

На очередной сессии Законодательного собрания Краснодарского края парламентарии рассмотрели ряд контрольных постановлений, касающихся исполнения отраслевых законов субъекта, в том числе — документа, регулирующего вопросы плодородия почв. 

В центре внимания депутатов оказался вопрос развития агропромышленного комплекса региона, а именно — сохранение и повышение уровня гумуса в кубанских чернозёмах, которые издавна считаются основой сельскохозяйственного потенциала края.

С докладом о проделанной работе выступил исполняющий обязанности главы регионального Минсельхоза Фёдор Дерека. По данным мониторинга реализации профильного закона, правообладатели земельных участков во всех муниципалитетах северной природно‑климатической зоны Кубани успешно выполнили требования по обеспечению минимальной урожайности ключевых сельскохозяйственных культур: озимой пшеницы, кукурузы на зерно, подсолнечника и сахарной свёклы. Что касается овощеводства, то в зоне орошаемого земледелия и на участках с искусственным орошением средняя урожайность по региону либо соответствует установленным законом показателям, либо превышает их.

Тем не менее проблема поддержания оптимального содержания органического вещества в почве по‑прежнему остаётся острой. Статистические данные свидетельствуют: несмотря на предпринимаемые в крае меры, среднее содержание гумуса продолжает снижаться, хотя темпы этого процесса заметно замедлились по сравнению с предыдущими периодами.

За период с 2023 года по сентябрь текущего года на Кубани был реализован комплекс мероприятий, направленных на повышение плодородия чернозёмов. Среди них — проведение агрохимического и эколого‑токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, внесение в почву нескольких миллионов тонн органических удобрений, закупка минеральных удобрений.

В ходе обсуждения вопроса первый заместитель председателя комитета по экологии Андрей Булдин вновь подчеркнул важность поддержания лесополос и мелиоративных насаждений в надлежащем состоянии. Он отметил, что именно от них во многом зависит скорость распространения эрозии почв, а значит, и долгосрочное сохранение плодородия земель.

Комментируя принятое постановление, руководитель ЗСК Юрий Бурлачко назвал кубанские чернозёмы краеугольным камнем всей региональной экономики. Он обратил внимание на то, что, в отличие от других ресурсов, необходимых для функционирования экономики, почвы представляют собой компонент, потеря которого будет поистине невосполнимой.

«Консолидированные усилия органов госвласти и учёных позволили сегодня если и не повернуть вспять продолжающийся десятилетиями процесс деградации чернозёмов, то хотя бы несколько замедлить его. Свою роль в этом, безусловно, сыграли и принимаемые нами решения. Профильный закон, призванный сохранить главное природное богатство Краснодарского края, корректировался неоднократно. Практическая реализация новых норм, введённых в правовое поле региона за последние годы, поспособствовала улучшению ряда показателей. Но желаемый эффект пока не достигнут. Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на регулярное внесение в почвы рекомендованного объёма органических удобрений. Работать ещё есть над чем. Главное — последовательно продолжать начатое, не снижая темпов. И тогда земля сама нас щедро отблагодарит», — обозначил свою точку зрения Юрий Бурлачко.

Сегодня, 17:24

В Бангкоке подписали соглашение о намерении, направленное на реализацию проекта гостиничного комплекса в Домбае

Строительная компания «Семья» и Primell Hotel Group заключила соглашение о намерениях с международным гостиничным оператором Dusit International. Официальная церемония подписания состоялась в г. Бангкоке во флагманском отеле Dusit Thani Bangkok. Партнерство направлено на реализацию проекта  гостиничного комплекса в Домбае.

В рамках переговоров было достигнуто соглашение о предоставлении бренда «Dusit Collection» для отеля «Аманауз». Dusit International будет осуществлять прямое управление объектом, а Primell Hotel Group — оказывать техническую поддержку при запуске отеля, а также участвовать в его дальнейшей эксплуатации. Стороны договорились заключить соглашение о прямом управлении сроком на десять лет.

Кроме того, Primell Hotel Group займется взаимодействием с инвесторами. Среди преимуществ сотрудничества — наличие у Dusit университета гостеприимства и кулинарной школы в Бангкоке и Паттайе. Обсуждается программа профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников будущего отеля. Следует учесть и значительный опыт управления, а также возможность кулинарной экспертизы.

Dusit International отметил высокий уровень архитектурных решений объекта «Аманауз». Это стало одним из факторов для принятия решения о сотрудничестве. Важность получения такой высокой оценки подчеркнула коммерческий директор СК «Семья» Ангелина Радько. По её словам, отель сможет внести вклад в установление новых стандартов гостеприимства на территории Северного Кавказа.

Генеральный директор Primell Hotel Group Александр Маликов отметил, что участие в данном проекте представляет значительную отраслевую ценность и позволяет объединить опыт компании в сфере управления гостиничными объектами с международными стандартами Dusit International.

Сегодня, 17:15

ВТБ: россияне все чаще будут использовать ИИ при выборе инвестинструментов

Фото: Югополис

По прогнозам аналитиков, в ближайшие 2-3 года 45-55% розничных клиентов, совершающих инвестиционные операции, будут хотя бы эпизодически использовать ИИ-подсказки при выборе инвестиционных продуктов. Для 20-30% это взаимодействие станет регулярным. Примерно 15-25% будут доверять ИИ не только подбор, но и автоматическую ребалансировку портфеля в рамках заранее согласованных параметров. Об этом рассказал член правления ВТБ Дмитрий Брейтенбихер в рамках 16-го инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!».

«Инвестиции в России становятся более доступны для широкой аудитории: число частных инвесторов на Московской бирже превысило 30 млн человек. Вместе с ростом аудитории растет и потребность в инструментах, которые позволяют инвестировать проще, быстрее и с меньшей эмоциональной вовлеченностью. ИИ-стратегии решают именно эту задачу. Они снимают барьер «я не эксперт», переводя принятие решений в плоскость данных и алгоритмов. При этом у инвестора сохраняется полный контроль — важное условие для доверия», – сказал Дмитрий Брейтенбихер.

По его словам, для клиентов с крупными активами ИИ не заменяет персонального менеджера, а усиливает его экспертизу. Алгоритмы анализируют портфель, выявляют скрытые риски и корреляции, проводят стресс-тесты на изменение ставок, валютные шоки и другие сценарные проверки. Состоятельные инвесторы будут использовать ИИ-инструменты как «второе мнение» для проверки продуктов и оценки альтернатив.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.