Наследник древнего рода: захватывающая история ирландского принца из России — Югополис
Закрыть
Закрыть
Вчера, 12:00
Маргарита Шпак

Наследник древнего рода: захватывающая история ирландского принца из России

Потомок МакДугаллов — о непреклонном боевом духе, борьбе за корону и смелой мечте

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

Виталий Фьюн Негода МакДугалл — человек необычной судьбы и глубоких корней. Рожденный в Краснодаре, он не просто носит фамилию древнего гэльского клана, но и является настоящим принцем. В 2013 году его выбрали претендентом на титул Верховного короля Ирландии. Он был одним из 10 кандидатов и единственным – из России, кто боролся за ирландский престол на священном холме Тары. Тогда за этим масштабным событием следили тысячи людей по всему миру.

В интервью изданию «Югополис» Виталий рассказал о том, как прошел путь от простого адвоката до ирландского принца, и как история, культура и вера формируют его взгляд на современный мир.

Этот диалог — возможность узнать о древних обычаях и понять, каким образом один человек может связать воедино прошлое и настоящее трёх стран.

Память рода и пурпурный шемрок

— Виталий, вы родились и выросли в Краснодаре, однако по маме имеете гэльские корни. Расскажите пожалуйста подробнее о происхождении вашего рода. Известно ли, когда и почему ваши предки решили перебраться из Ирландии в Россию?

— МакДугаллы – знатный род. В свое время, с 12 века и на протяжении порядка 150 лет, мои предки правили Королевством Островов, которое сами и создали. Оно включало в себя Гебридские острова, остров Мэн и часть западной Шотландии.

В 14 веке наша семья утратила власть над этими территориями, проиграв Роберту Брюсу – королю Шотландии, после чего часть воинов из нашего клана отправилась в Ирландию. Там МакДугаллы долгое время, порядка 400 лет, служили в качестве элитных тяжеловооруженных воинов-галлогласов королям провинций Коннахта и Ольстера и, в основном, были связаны с территориями графств Донегол и Роскоммон. Затем некоторые из них, в том числе и моя семья, переехали в Россию. Я думаю, что это произошло по политическим причинам.

В России мои предки вели достаточно спокойный образ жизни, и по большей части были фермерами. Однако один из них – Стефан – участвовал в восстании против коммунистов во время Гражданской войны. А женщин по этой линии, после прихода к власти «красных», депортировали в Среднюю Азию, потому что они оставались верными Богу. Мой прадед со стороны мамы, но по другой линии, наоборот, воевал на стороне «красных», а позже участвовал также в Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Стоит отметить, что он был близким другом маршала Семёна Будённого, который нередко гостил в его доме.

— Как проходило ваше детство – вас с малых лет посвящали в гэльскую культуру или интерес к ней пришел в более осознанном возрасте?

— В нашей семье всегда рассказывали истории о былых временах, чтили память родных и берегли ценные для всего рода вещи. Так, например, от моей прабабушки Марии осталась подушечка из настоящего ирландского кружева. А из поколения в поколение мы передаем комнатное растение, которое называется пурпурный шемрок или «ложный трилистник».

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

Однако более серьезный интерес к гэльской культуре возник у меня немного позже, и связан он был, в первую очередь, с боевыми искусствами. Возможно, сказалось мамино воспитание: меня растили в воинских традициях, с детства прививая понятия о благородстве и поведении настоящего мужчины. В итоге с 2002 года я стал изучать гэльские боевые искусства, такие как палочный бой и борьба «воротник и локоть».

Гэльский воин с душой поэта

— Где и как вы обучились гэльским боевым искусствам? Мне кажется, в России сложно найти тех, кто владеет ими…

— Мне действительно приходилось поднимать определенные источники и связываться с людьми по всему миру. Некоторые сведения сохранялись в ирландской и шотландской диаспоре. Не только в самих этих странах, но и за их пределами, поскольку из-за исторических событий многие потомки гэлов были вынуждены покинуть родные земли и уехать в США, Канаду, другие государства.

— Насколько мне известно, сейчас у вас большой опыт в борьбе, на вашем счету значительное количество боев, и даже есть своя школа боевых искусств…

— Да, с 2007 года я провожу в Краснодарском крае соревнования по борьбе «воротник и локоть», как правило ежегодные. У меня есть и школа гэльских боевых искусств, которая открыта с разрешения двух вождей кланов. Кроме того, я представляю боевые искусства донских казаков, чему очень рад, поскольку между казаками и гэлами есть множество исторических, мифологических и культурных связей. На турнирах по фехтованию на палашах, которые они проводили, я, в свое время, занимал призовые места. Если вспоминать зарубежный опыт, я был в Америке, в Портленде, штате Мен, где сражался на мечах – всего участвовал более чем в 30 таких боях. Приезжал и на игры шотландских горцев – Highland games, где был знаменосцем клана. Всегда и везде меня встречали как героя.

В Краснодаре я являюсь еще и капитаном команды «Краснодар Каманахк» (Каманахк – командная игра с деревянными клюшками и мячом, распространённая преимущественно в Шотландии. Имеет общее происхождение с игрой хёрлинг, которая более распространена в Ирландии. Считается предком хоккея с шайбой, английского бенди и хоккея на траве).

Совместно с донскими казаками мы проводили Кубок Скифии, в программу которого была включена традиционная казачья игра, похожая на каманахк. Она называется чекмарь. Символично, что состязания проходили в месте древней столицы донских казаков – именно там они когда-то собирались в походы. Кстати сказать, одно время в Скифии жили и гэлы – об этом говорится в традиционных гэльских источниках.

У меня очень хорошие отношения с донскими казаками, много друзей среди них, которые всегда тепло принимают. Что не удивительно, ведь по линии отца у меня есть и казачьи корни. Мы происходим из запорожцев, и первое упоминание фамилии Негода встречается примерно в 17 веке.

У древней игры каманахк много аналогов в разных странах. В 2015 году, когда я был в шотландском городе Сент-Эндрюс, мне посчастливилось сыграть в составе сборной Ирландии. Матч проходил между сборной Ирландии по хёрлингу против сборной Англии по шинти (ещё одно название каманахка).

— Какие ещё стороны гэльской культуры, помимо спорта, вам интересны?

— Пожалуй, история, язык и поэзия. Являясь послом шотландской поэзии в России, на 105-летии со дня основания музея-заповедника Лермонтова в Пятигорске, я выступил с официальной речью. И даже исполнил песню на одном из английских диалектов – «скотс» — перед аудиторией почти в тысячу зрителей, хотя обычно пою для более узкого круга людей. Меня пригласила директор учреждения Ирина Сафарова. Всё дело в том, что Лермонтов тоже имел шотландские корни, и я даже знаю некоторых потомков его семьи. Одна из них – Мария Королева – возглавляет сейчас Гэльское научное общество Москвы при МГУ, в котором я состою. А другой потомок великого поэта, носящий аналогичное имя – Михаил Юрьевич Лермонтов – является с 2021 года предводителем Российского дворянства.

Претендент на ирландский престол

— Как вы узнали о фестивале Верховного короля Тары, и почему решили принять в нем участие? Нужно ли было вам как-то подтверждать свою родословную?

— Информацию об этом событии я увидел в интернете в 2013 году и подал заявку, заполнив раздел «о себе». Когда я узнал, что в Ирландии спустя 9 веков решили возродить древнюю традицию, вопросов об участии даже не возникло. Я понимал изначально, что, поскольку Ирландия является сейчас республикой, титул больше церемониальный, но все равно не мог упустить такой шанс.

Брали, конечно, не всех. История моей семьи достаточно известна, поэтому в моем происхождении никто не сомневался. Но желающих участвовать обязали прикрепить 2-3 рекомендации. Одну из них мне подписал вождь клана МакДауэлл – сэр Фергус из Канады, вторую – мой друг и президент федерации по шотландским боевым искусствам Кристофер Томпсон, а третью – основатели международного клуба шотландской поэзии Роберта Бёрнса – Роуз Мари из Англии и Редж Тейт из графства Эйршир в Шотландии. При отборе учитывались и личные достижения, общественно полезные дела.

В итоге меня пригласили, и я стал одним из десяти претендентов на титул Верховного короля Ирландии. Из России я был единственным кандидатом, из Ирландии выбрали 8, а из Шотландии – 1. На равных с мужчинами боролись две девушки.

— Какие испытания вас ожидали на холме Тара и как вы к ним готовились, сколько времени пришлось потратить на это?

— Состязания были основаны на состязаниях фениев – легендарных воинов, задачей которых было защищать гэльские земли. Их фигуры можно примерно сравнить с русскими богатырями. Одним из требований для воинов-фениев было владение множеством способов стихосложения, поэтому каждый участник фестиваля Верховного короля Тары должен был сочинить стихотворение и прочитать его на холме. Это оценивалось наравне с воинской доблестью.

Программу мне прислали где-то за месяц-полтора. Но даже, учитывая мою достаточно неплохую физическую подготовку, были испытания, сложные для меня – например, прыжки в высоту. Поэтому акцент в подготовке я сделал именно на них. Конечно, отдельное внимание уделил сочинению стихотворения. И не зря, ведь стал единственным, кто прочитал его на гэльском языке. Публика это высоко оценила.

В целом, состязания были адаптированы под современные реалии, но некоторые из них остались практически неизменными с древних времен. Готовился я в Краснодаре со своими друзьями из школы боевых искусств – всё четко по программе.

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

Не смотря на обилие спортивных элементов, мероприятие можно было рассматривать с разных сторон, в том числе и как культурное, историческое, политическое событие. Каждый видел в нем что-то свое.

— Как в итоге проходили испытания и чем они завершились?

— Незадолго до их начала я выступал в прямом эфире на местном радио, где была передача, посвященная этому мероприятию. Мне тогда сказали, что я буду представлять всю многочисленную ирландскую диаспору (а число людей в мире, имеющих ирландские или шотландские корни, по разным оценкам может достигать 80 миллионов), поэтому чувствовал большую ответственность. Организаторы состязаний спрашивали, перееду ли я в Ирландию, если стану Верховным королем? Я, конечно же, был готов рассматривать такой вариант.

Наблюдать за событием на священный холм Тары пришло порядка 3,5 тысячи человек. Раньше в этом месте находилась Резиденция верховных правителей Ирландии.

Испытания проходили строго по программе, судьи, как мне кажется, честно оценивали навыки участников. По результатам состязаний я занял шестое место. А победа досталась Полу О’Брайену – прямому потомку короля Брайана Бору, который в 11 веке изгнал викингов с территории Ирландии. Мы успели подружиться с Полом и по сей день поддерживаем связь.

Участие в фестивале было значительным событием не только для меня, но и для моих родных. На память о нем я даже посадил семейный трилистник в месте, где находится Камень королей (Лиа Фаль). Это стало символом возвращения нашей семьи «домой».

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

На холме Тары мне, как принцу Ирландии, подарили древнюю стратегическую игру ручной работы – брандуб (напоминающую шахматы), которая символизирует саму страну и битву между гэлами (людьми) и народом холмов (мифическими существами). О них сложено множество преданий.

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

К сожалению, после 2013 года подобных мероприятий в Ирландии не происходило. Возможно, потому что уже есть король. В 2014 году исполнилось тысячелетие с момента победы над викингами в битве при Клонтарфе. Пол О’Брайен возлагал надежды, что став королем, сможет использовать данное событие для реставрации монархии в Ирландии, но у него это не получилось.

— Сильно ли вы волновались перед поездкой в Ирландию и состязаниями? Верили в свою победу?

— Я волновался, ведь прекрасно понимал, что представляю весь свой клан, а МакДугаллов, по некоторым оценкам, в мире может быть порядка 60 тысяч человек. Многие из них писали мне письма, подбадривали. К тому же, меня удостоили чести демонстрировать герб своего клана, поскольку в Ирландии это разрешено делать любым его представителям. В то время как в Шотландии носить герб клана может только его вождь.

Путешествие было достаточно долгим: сначала я отправился в Москву, оттуда полетел в Лондон, затем – в Дублин и уже после – в Наван. Но, будучи уже в Ирландии, я получил массу впечатлений: посетил Гэльскую атлетическую ассоциацию, встретился с мэром Навана как один из кандидатов на трон. Это был мой первый и пока единственный визит в страну, но я до сих пор благодарен организаторам фестиваля за то, что меня туда пригласили. Увидеть Ирландию всегда было моей мечтой.

Встреча с мэром / Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

— Как на вашу кандидатуру отреагировали другие участники фестиваля, не было ли у них каких-то предрассудков? Ведь в вас всё же течёт и русская кровь…

— Была достаточно большая поддержка. Меня поселили в лучшем отеле в Наване – столице графства Мит. Местные болели за меня, брали автографы, а дети подходили и просили, чтобы я стал королем. Одна из семей-организаторов фестиваля даже пригласила меня в гости, и по их просьбе я учил их детей приемам из гэльских боевых искусств. Также я провел в Наване два официальных семинара: один – по ирландской борьбе «воротник и локоть» для взрослых, второй – по ирландскому палочному бою для детей в местной школе.

Но тогда, в 2013 году, еще не произошло определенных событий в мире. Возможно сейчас бы моё участие в подобном мероприятии было более политизировано.

Семинар по боевым искусствам / Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

Русские и гэлы — родственные души через века и традиции

— Каким должен был быть ирландский король? Какими качествами ему необходимо было обладать?

— Ирландский король с древних времен олицетворял народ и всё самое лучшее, что в нём есть. Поэтому им обязательно должен был быть человек без физических изъянов. Согласно традиционному гэльскому праву за 5-16 века, если у короля возникало увечье, если он терял руку или ногу, его лишали статуса. Король также терял свой статус, если показывал трусость в бою, ведь он должен был защищать свой народ. Законы он мог издавать в исключительных случаях. И титул Верховного короля даже в древние времена зачастую оспаривался другими правителями – редко кто из королей имел реальную власть над всей Ирландией. Для короля также существовали конкретные табу («гейсы»), которые он не имел права нарушать, иначе это могло привести к бесчестию и бесплодию управляемой им земли или к его собственной смерти. Среди обязательств правителя главными были принципы правосудия и справедливости. Интересно, что в дохристианские времена король заключал «брак» с Ирландией, с землей, поэтому коронация знаменовала некий сакральный союз.

— Как сильно и чем, на ваш взгляд, отличаются культурные традиции и менталитет гэльских народов и русских? Есть ли схожие черты?

— Мне кажется, что можно найти много общего. Ирландцы и шотландцы, как и русские, достаточно открытые и жизнерадостные. Кроме того, гэлы, как правило, талантливы сразу в нескольких направлениях. Один человек может быть хорош одновременно и в спорте, и в творчестве: например, играть в каманахк, владеть несколькими музыкальными инструментами и сочинять стихи. Такая особенность свойственна, на мой взгляд, и русским. Можно найти параллели и в любви к праздникам, веселью. С другой стороны, трудности, испытания, которые закаляли гэльские и русский народы, сделали душу всех этих людей более глубокой. Стоит сказать, что в России, Ирландии и Шотландии почитают воинов. Есть схожесть и в религиозности, отношении к правде и закону, интересе к знаниям, ценности семьи. Однако подчеркну, что такое сравнение касается именно традиционной культуры. Сейчас в Ирландии и Шотландии наметились новые тенденции.

При этом, я всегда считал своими три страны – Россию, Ирландию, Шотландию, и внутри меня нет противоречий по этому поводу. Россию очень люблю, всегда говорю, что я из Краснодара. Это же великая Скифия в гэльских преданиях. Те, кто знают это, понимают, что Краснодарский край – место значительное, легендарное. И хотя я погружен в исконные традиции гэльских народов, я также поддерживаю русские традиции и ценности, поскольку Россия – моя родина. При этом, я не гражданин мира, не космополит.

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

Мечта о суверенном государстве и вызовы современности

— Если не секрет, можете ли вы поделиться своими планами на будущее?

— У меня есть определенные политические амбиции – хотелось бы реставрировать гэльскую монархию в Ирландии, хотя и понимаю, что шансы невелики – думаю, не больше 2-5%. Но, если появится лидер, который соберет все силы, мне кажется, это станет более реальным. Тем более, что в Ирландии есть определенная поддержка моих планов – преимущественно, в графстве Донегол, на севере страны. Там много гэлоговорящих.

В данный момент я не очень активен в гэльской политике, однако, если православная церковь поддержит меня, то я, возможно, начну предпринимать более решительные шаги. В преамбуле Конституции Ирландии, которая существует до сих пор, указано, что вся власть происходит от Пресвятой Троицы. А для меня религия значит многое.

В ноябре прошлого года гэлы попросили меня презентовать план создания Государства Островов. Сейчас он опубликован в канадском гэльском журнале, гэлы его читают, и некоторые из них одобряют. План был следующий: создать суверенное гэльское государство с гэльским языком как основным, построенное на христианских ценностях и постулатах. Как принц, я бы предпочел создать монархию, но буду опираться на мнение людей, смотреть, как они решат, ведь у них есть право выбора. Главное, мне бы хотелось, чтобы государство было по-настоящему свободным, независимым, и могло самостоятельно принимать решения.

Карта Государства Островов, опубликованная в гэльском журнале / Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

— Вы уже упомянули, что в Ирландии сейчас наметились новые тенденции. Уточните пожалуйста, что конкретно вы имели в виду?

— Еще достаточно недавно Ирландия была строгой христианской страной. В начале 20 века там были запрещены проявления чувств на улице или на людях, до определенного времени в пабы не допускали женщин. А вплоть до 1990-х годов были запрещены разводы, что формировало совершенно другое восприятие института брака, люди тщательнее подходили к выбору спутника жизни.

И даже та Ирландия, которую успел увидеть я, изменилась. В 2013 году в ней еще не были легализованы однополые браки и даже не были разрешены аборты.

Достаточно остро стоит сейчас там и вопрос миграции: больше 20% населения Ирландии – не коренные жители. Это может оказать серьезное влияние на ирландскую культуру, самобытность которой хочется сохранить. Я убежден, что миграция возможна, но она не должна быть массовой и бесконтрольной.

Гэлы, которые сегодня оберегают свою культуру и говорят на гэльском языке, остаются последними, кто противостоит английскому влиянию. Говоря о гэлах, я подразумеваю единый народ горцев, где нет разделения на ирландцев и шотландцев. Гэлы – коренные обитатели Ирландии и Шотландии, которые живут там, по историческим сведениям, более 3 тысяч лет. Это не только те, кто говорит на гэльском языке, но и потомки гэльского принца. В Ирландии и Шотландии исторически жили и живут потомки родов, имеющих различное этническое происхождение: есть роды, происходящие от норвежцев и датчан (МакДугаллы тоже имеют норвежский компонент), есть рода, которые пришли из Нормандии с Вильгельмом Завоевателем, англосаксонские рода, фламандские, венгерские. Со временем все они, принимая гэльские обычаи, традиции, право, говоря на гэльском языке, вступая в брак с представителями гэльских родов, коренного населения, также становились частью Гэлтахта, Гэльского Мира.

Чтобы держать руку на пульсе, я поддерживаю общение с ирландскими и шотландскими политиками. Даже сейчас, не смотря на неоднозначную ситуацию в мире, обсуждаем с ними некоторые моменты. В 2022 году меня даже приглашали выступить на ежегодной конференции одной небольшой партии в Ирландии, но по личным обстоятельствам я не смог поехать.

— Хотелось бы вам вернуться в Ирландию?

— В будущем мне бы хотелось вернуться в Ирландию, поскольку я не успел увидеть многого. С другой стороны, после того, как я побывал там в качестве принца, просто так жить в этой стране мне не хочется. Беря во внимание историю моей семьи и видя, что власть сейчас принадлежит другим, мне сложно находиться в Ирландии как обычный гражданин. Но если будет определенный политический план или спортивные мероприятия, я с удовольствием поеду.

Личный архив Виталия Фьюна Негоды МакДугалла

С другой стороны, если там и дальше будут сохраняться современные веяния, такие как пропаганда нетрадиционных отношений, я бы не хотел переезжать и растить своих будущих детей в подобной среде. Конечно, и в Ирландии есть те, кто выступают против этого, в том числе и политики, но их не так много. Христианство в этой стране тоже сейчас не совсем «модно». Я считаю, что там действуют определенные «темные силы», которые позже будут действовать и в России. Поэтому России важно беречь свою церковь, язык, культуру и суверенитет – власть должна принимать решения, основываясь исключительно на интересах своего народа. Я думаю, что в мире именно Россия сейчас во многом стоит на христианских ценностях и является лидером христианской цивилизации, способной эти ценности защищать.

Возможно, часть истинных христиан есть и в Америке, например те, кто стоит за Трампом. Им совсем не нравится то, что происходит сейчас в их государстве. Когда я был там в 2008, 2010 годах, Америка была совершенно другой.

Как бы там ни было, мне кажется, что сегодня, когда есть угроза, пытающаяся стереть национальные различия и сделать людей одинаковыми, легче поддающимися управлению, православной и католической церкви по всему миру важно поддерживать диалог.

Будни и досуг ирландского принца в России

— Как проходят ваши будни и как вы любите проводить свободное время?

— Большую часть моей жизни занимает адвокатская деятельность, а свободного времени, честно говоря, бывает не так много. Выходные провожу со своей семьей и невестой. Ходим в гости, встречаемся с друзьями, занимаемся спортом. Также я очень люблю природу и считаю Краснодарский край самым красивым местом в России в этом плане. Здесь богатейшее разнообразие ландшафтов, растительного и животного мира. А Сочи, на мой взгляд, один из самых красивых городов на Земле – уникальное место, где сочетаются пальмы, горы, лес, дольмены и море. Краснодарский край не может похвастаться какой-то древней архитектурой, как, например, Москва или Петербург, но природа здесь потрясающая. Когда смотришь на неё, даже не видишь смысла ехать в некоторые другие страны. Я считаю, что у Кубани большое будущее, благодаря её географическому положению, главное – беречь природные богатства.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.