Прошлое, будущее и то, что сейчас: «Вношу ясность» Фрэн Лебовиц
Её стиль придётся по вкусу тем, кто в детстве зачитывался «Вредными советами» Григория Остера
pixabay.com
Конец года – время подведения итогов и размышлений о том о сём и обо всём. Внести ясность в прошлое, будущее и то, что сейчас, поможет сборник эссе «Вношу ясность» Фрэн Лебовиц. Книга саркастических текстов как раз вышла на русском языке в уходящем году.
Лебовиц – светская львица от сатиры, модница, преданная жительница Нью-Йорка, подруга режиссёра Мартина Скорсезе (и даже стала главной героиней его сериала «Представьте, что вы в городе») и нобелевской лауреатки по литературе Тони Моррисон. Большую часть эссе из «Вношу ясность» она написала в 70-х и 80-х годах XX века. На английском языке сборник вышел в середине 90-х, до нас добрался только сейчас. Но так, может, и лучше: хронологический разрыв только доказывает, что, несмотря на технический прогресс и политические события, в мире на самом деле мало что меняется. Правда, сама Фрэн Лебовиц считает, что требовать от автора актуальности страшно несправедливо и бестактно, о чём и заявляет на первых страницах книги.
Сборник состоит из несколько разделов, по большей части посвящённых культуре, стилю жизни и, конечно, Нью-Йорку. Каждое из почти 70 эссе написано в исключительно саркастичной манере, в каждом из них Лебовиц на что-то ворчит и из-за чего-то брюзжит. Кажется, неудовольствие писательницы не вызывают только дети и сон, да и то: первые могут захватить мир с помощью калькуляторов (что, по мнению автора, не так уж и плохо, только вот мебель станет слишком маленькой), а второй могут прервать в любой момент. При этом Лебовиц согласна с правилом «критикуешь – предлагай» и действительно предлагает альтернативы раздражающим её вещам. Альтернативы, конечно, нереализуемые, зато действительно смешные.
Лебовиц в целом уморительна, а ещё цинична, не особенно политкорректна и высокомерна. Её стиль придётся по вкусу тем, кто в детстве зачитывался «Вредными советами» Григория Остера и позже восхищался сериальными персонажами вроде Доктора Хауса и Шерлока в версии Бенедикта Камбербэтча. Писательница не пытается понравится читателям, в этом есть определённая прелесть. Только вот обидеться в её текстах тоже есть на что: шутки про сексуализированное насилие, бедность и на другие чувствительные темы не то чтобы устарели – хотелось бы, чтобы они и вовсе не существовали.
Поэтому читать «Вношу ясность» лучше с удовольствием, смехом и с долей саморефлексии. Понимать, где писательница перегибает палку, размышлять и делать правильные выводы. Вероятно, сама Лебовиц за десятилетия, прошедшие с написания этих текстов, их сделала, благодаря чему и остаётся культовой фигурой не только для законченных циников. Мы же можем в следующем году. Ну, или, как говорится, давай уже после праздников?
