«Первомай в варежках»: жительница Кубани поделилась воспоминаниями о БАМе — Югополис
Закрыть
15:56, 1 марта 2024

«Первомай в варежках»: жительница Кубани поделилась воспоминаниями о БАМе

В 2024 году в России отмечают 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Магистраль сыграла решающую роль в жизни тысяч советских граждан. На стройку века приезжали люди со всего СССР. Важность полувекового юбилея в послании Федеральному собранию отметил президент Владимир Путин. Глава государства заявил, что Россия намерена ускорить модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также наращивать возможности Северного морского пути.

Возможно, это решение станет импульсом к очередному витку развития БАМа. Об этом с радостью мечтают многие участники возведения магистрали, часть из которых сейчас проживают на территории Краснодарского края.

С одной из них, живущей сейчас в Армавире, пообщался наш корреспондент.

На БАМ семья Ковалевых приехала в 1974 году. Родители привезли своих дочерей – 11-летнюю Елену и 5-летнюю Жанну – на стройку века, не подозревая, что именно БАМ станет для них одним из самых ярких жизненных периодов.

Новым домом для семьи стал город Тында в Амурской области. Небольшой, но очень уютный, как вспоминает Елена (Ковалева) Ефремова.

– Города, расположенные вблизи Байкало-Амурской магистрали, строили в то время по московским проектам. Только небольшая часть из них была кирпичная, в основном это были быстровозводимые панельные двухэтажки. Оглянуться не успеешь – и на месте вчерашнего пустыря всего за пару месяцев вырастал новый, как сейчас принято говорить, жилой комплекс. Также по аналогии с Москвой возводили школы, детские сады… Сейчас с ностальгией, конечно, вспоминаю об этом, особенно когда смотришь «Ералаш», например, и видишь московские школы, где снимали зарисовки, школы, так похожие на ту, в которой учились мы с сестрой, – рассуждает женщина.

Со школой у Елены Анатольевны связано множество теплых воспоминаний.

– Одно из самых ярких первых воспоминаний после приезда на север – это наш поход на стройку. Маленьких пятиклашек, нас привели к рабочим, которые рассказали, зачем стране нужна эта стройка и насколько она важна. Мы, конечно, прониклись и масштабом проекта, и рассказами взрослых. Нам даже разрешили вложить по одному кирпичику в основание дороги. Оставили свой маленький след в истории еще в детстве (смеется).

– К слову о людях: нигде и никогда после этого я не встречала за свою жизнь таких людей. Разные национальности жили и трудились там в мире, у всех была общая цель. И люди добрые, беззлобные, не любопытные. В основном, конечно, в 74-м приезжали строить магистраль семьями. Средний возраст рабочих был от 25 до 40 лет, многие приезжали с детьми. Потом эти дети после школы шли в техникумы и снова возвращались на стройку. Поэтому можно считать, что БАМ – это стройка династийная.

Все приезжали сюда работать, зная, что не обманут в зарплате и дадут возможность жить достойно. За три года работник БАМа мог получить талон на покупку машины в любом городе. Для этого, конечно, нужно было не брать отпуск и выполнять план. Но это было вполне реализуемо. Многие умудрялись даже обменять талон на машину на небольшую, но уютную квартиру. Это сейчас обмен будет неравноценным, а в то время он был вполне возможным. Жилье на севере выдавали, но кто-то хотел сменить климат, потому что он был действительно суровым.

– Сейчас, после того как пожила на юге, на Кубани, я бы уже не вернулась на север. А тогда даже мороз в -40 градусов переносили стойко. И в школу ходили в такую погоду. Там же нет таких сильных ветров, почти все время штиль. Лето короткое, наступает в августе и длится около месяца. А все остальное время холод. Одевались тепло. На первое мая на демонстрацию всегда ходили в полушубках и варежках. У соседей жил огромный черный пес породы ньюфаундленд. Они его вычесывали и из шерсти делали пряжу. Соседка и мама долгими северными вечерами вязали нам рукавицы из этой пряжи. Они прекрасно грели и совсем не кололись. Вот так и встречали майские праздники на БАМе – без цветов, но в варежках.

Мода, конечно, была на севере своя. И мужчины, и женщины ходили в овчинных полушубках, рабочие носили еще и унты. Чуть позже пришла мода на дубленки, которые можно назвать произведениями искусства – настолько эти дубленки были красивыми.

При этом удивлялись вьетнамцам, которые приезжали на БАМ и могли ходить в тапочках на босу ногу. И что удивительно, не болели. То ли иммунитет был хороший, то ли другая «магия». Хотя мы всегда следили за тем, чтобы не обморозить себе нос и уши. Нос белеет – его нужно потереть, иначе отмерзнет. А привыкаешь – и холода уже не чувствуешь.

Условия, конечно, были тяжелые. Хотя для строителей БАМа делали многое. Фрукты были зарубежные, и брали их не по полкило, как сейчас, а ящиками. Яблоки китайские, похожие на нашу семеринку, мандарины… Хлеб пекли на севере самый вкусный. Потому что все было продумано. Строительство БАМа началось в 1974 году, а инфраструктуру постепенно возводили с 1972 года. Проблемы были со свежим молоком. Было в достатке молоко концентрированное, сгущённое… А вот свежее привозили замороженным, в форме круга, как хоккейные шайбы большие, и носили мы его в мешках, храня в коридоре – настолько там бывало холодно.

После института (строительный факультет политеха в Комсомольске-на-Амуре) я попросила свободное распределение и нашла работу сначала в ДОРУРС, а потом через год перешла в проектный отдел. Мы работали с главными инженерами, строившими вокзалы, магазины, ТЦ. Мы проверяли документацию, смотрели сметы на завышения. Некоторые разработчики могли заложить в проект мраморную отделку – тогда это было очень модно и дорого. Для ее использования нужно было получить разрешение Совета министров. Все нужно было проверить, найти вот такие «излишества» и несостыковки. У нас даже соревнования были на работе – кто выявит больше, тот больше принесет пользы государству. Я проработала там пять лет, и в 1990 году мы с супругом переехали к родственникам на Кубань.

До сих пор храню медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которую мне вручили в мае 1991 года. Для многих это было делом жизни, конечно, делом, позволившим доказать, что упорным трудом можно добиться всего.

.

Подписаться на нас

Сегодня, 14:29

За полгода в Краснодаре домой вернули 311 подростков, находящихся на улице в неположенное время

На шестерых родителей составили протоколы о ненадлежащем воспитании детей

krd.ru

С начала года в Краснодаре домой вернули 311 подростков, которые находились на улицах ночью. Шестерых родителей привлекли к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Итоги рейдов по охране общественного порядка, которые проводили полицейские и народные дружинники, рассказали в мэрии. 

“На каникулах дети и подростки часто остаются предоставленными сами себе, и члены народной дружины уделяют максимум внимания их безопасности. Помогают выявлять несовершеннолетних, нарушающих «детский» закон, а сотрудники полиции, в свою очередь, проводят работу с их родителями”, — отметил начальник управления общественной безопасности и правопорядка Краснодара Константин Емченко.

Рейды проводят четыре дня в неделю. Полицейские и дружинники обходят улицы с 20:00 до 24:00. В городе работают 12-13 групп.  

Напомним, в Краснодарском крае действует закон № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», более известный как «детский закон». Согласно этому закону, детям до 7 лет нельзя находиться на улице без сопровождения взрослых. Детям 7-14 лет нельзя быть на улице с 21:00 до 06:00. Подросткам 14-18 лет запрещено быть на улице с 22:00 до 06:00 без сопровождения родителей или законных представителей.

Сегодня, 13:30

На Кубани спрогнозировали сильный ливень с грозой и градом

Объявлено экстренное предупреждение

23.mchs.gov.ru

Сегодня, 6 июля, в Краснодаре и Краснодарском крае синоптики спрогнозировали резкое ухудшение погоды. Ожидается сильный дождь, ливень в сочетании с грозой и градом. Порывы ветра могут составить 20-22 м/с.

В связи с неблагоприятным прогнозом ЕДДС Краснодара напомнила телефоны экстренных служб:  214-33-36 и 112. 

Сегодня, 13:21

АТОР: гостиницы в Анапе не возвращают деньги туристам за забронированные ранее номера

Загрузка отелей не превышает 50% 

admkrai.krasnodar.ru

В Анапе этим летом загрузка тех гостиниц и отелей, которые все-таки продолжают работать, составляет, по разным оценкам, от 30 до 50%. Турпоток снизился и среди организованных групп, и среди самостоятельных туристов. Об этом рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.  

По словам Ломидзе, потери туроператоров исчисляются десятками миллионов рублей. Туристы отказываются даже от предоплаченных в феврале-марте броней. 

«Места были оплачены в феврале — марте. Объекты размещения сейчас эти деньги не возвращают. В этой ситуации туроператоры предлагают туристам другие возможности, но не прямой возврат средств. При этом потери гостиничного бизнеса еще больше”, — цитирует слова Майи Ломидзе “Интерфакс”.

Вместе с тем в Российском союзе туриндустрии (РСТ) отмечают, что часть туристов, которые не могут себе позволить отдых в Сочи или Крыму, все-таки приехали в Анапу.  Местные гостиницы скинули цены на 30%, что позволяет им в какой-то мере держаться на плаву. 

«Ситуация в Анапе остается тяжелой. Туристы на курорте есть, но заметно меньше, чем в прежние годы в высокий летний сезон. Загрузка отелей Анапы зависит от их ценовой политики – там, где цены снижены, туристов хватает”, — говорится в сообщении РСТ. 

Некоторые отельеры в Анапе решили и вовсе пропустить этот туристический сезон и не открывать отели и гостиницы. Свое решение они объяснили тем, что открываться и снижать цену на номера “не имеет смысла”. “Мы тоже отдаем своих клиентов коллегам, чтобы люди хоть как-то приезжали”, — рассказал владелец трехзвездочных отелей “Золотые пески” и “Три мушкетера” Илья Щучкин

Майя Ломидзе напомнила, что в Анапе и Темрюкском районе гостиницам обещали оказать господдержку в размере 1,7 млрд рублей. Отели могут получить эти деньги в виде льготного кредита или инвестиционных средств на поддержание инфраструктуры объекта.  

Ранее «Югополис» сообщал, что на пляжах Анапы начали демонтировать защитный вал, построенный минувшей зимой для защиты от выбросов мазута. Работы идут в центральной части курорта — от Лечебного пляжа вблизи Морпорта и до Витязево. Сейчас, как сообщает оперштаб Краснодарского края, новых выбросов нефтепродуктов на этих участках уже нет. При этом часть защитного вала останется на участке от пляжа в районе технополиса «Эра» до устья реки Можепсин. Там еще продолжаются водолазные работы.

Сегодня, 13:17

В Черном море уничтожили три безэкипажных катера

За сутки сбили шесть управляемых авиационных бомб и 298 беспилотников

Фото: Юрий Гречко / Югополис

Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех безэкипажных катеров в акватории Черного моря. Где именно это произошло, военное ведомство не уточнило.

Однако ранее стало известно об отражении атаки безэкипажных катеров в районе Новороссийска. На время перекрывали проезд и проход в районе набережной.

Также, по информации Минобороны РФ, за сутки средства противовоздушной обороны сбили шесть управляемых авиационных бомб и 298 беспилотных летательных аппаратов самолетного типа.

Из них 120 БПЛА уничтожили над несколькими регионами России, в том числе один — над Азовским морем. 

Сегодня, 12:34

В Черном море в районе Абхазии обнаружили мазут

Сколько мазута находится на глубине, специалисты определить не могут

www.ochamchira.apsny.land

В Черном море в районе Абхазии зафиксировали превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) нефтепродуктов в морской воду. Однако, как подчеркнула климатолог Асида Ахсалба, это превышение незначительное и не опасное для туристов и местных жителей. Однако оно влияет на морских жителей.

При этом, отметила специалист в эфире радио Sputnik, пробы воды и берут не ежедневно, а ежемесячно. Воду исследуют в лаборатории Абхазского государственного центра экологического мониторинга. По словам Асиды Ахсалба, из-за отсутствия финансирования у специалистов нет возможностей мониторить состояние глубинных вод. Пробы берут только с пирса. «Поэтому какое количество мазута находится на глубине в районе Абхазии, говорить, конечно, сложно», — сказала климатолог.

Сейчас температура морской воды в акватории Абхазии составляет 23 градуса. К концу месяца она может превысить 24 градуса. Если температура воды достигнет 30 градусов, то, по словам Ахсалба, возможен подъем мазута, залегающего на глубине. Впрочем, подчеркнула специалист, из-за карты течений моря в районе Абхазии, возможно отнесение этих пластов от берегов республики.

Загрязнение моря в районе Абхазии специалисты связывают с крушением танкеров с мазутом в Керченском проливе 15 декабря. Из-за повышения температуры воды нефтепродукты стали более текучими и теперь дошли и до Абхазии.  

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.