Закрыть
Закрыть
16:52, 25 сентября 2025
Евгения Вольская

Агрокультурный код

Сегодняшний материал — продолжение совместного проекта «Югополиса» и Группы компаний «Прогресс Агро», который мы назвали «Агрокультурная столица». Это не обычный проект. Он посвящен достопримечательностям, расположенным на производственных площадках и в регионах присутствия агрохолдинга.

Как инновации и традиции могут сосуществовать рядом, создавая гармоничное пространство, где есть место и произведениям искусства? Вместе с вами мы пытаемся найти ответ на этот вопрос.

Напомним, что первой нашей «агрокультурной столицей» стал легендарный конный завод «Восход». Затем мы прикоснулись к богатому наследию сахарного завода «Свобода». А сегодня вас ждет…

Новая точка «Агрокультурной столицы»

На бескрайних кубанских просторах, там, где сегодня расположены предприятия «Прогресс Агро», время оставило свои следы. Не в земле, а в бетоне, смальте и бронзе. Это не музейные экспонаты за стеклом, а часть рабочего ландшафта: барельефы в цехах, мозаики в актовых залах, памятники у проходных. Они — молчаливые свидетели другой эпохи, вписанные в ритм современного агробизнеса. В рамках проекта «Агрокультурная столица» вы узнаете, какую историю хранят эти артефакты и почему их сохранность — не дань прошлому, а важная часть культурного слоя всего Краснодарского края.

Колхозница с Усть-Лабинского элеватора: образ новой Венеры

Один из самых популярных образов советской эстетики — колхозница как женский образ трудового героизма. Такой памятник сохранился на территории Усть-Лабинского элеватора. Девушка со снопом пшеницы вот уже более полувека встречает сотрудников одного из самых знаковых предприятий района. Символика женского начала в советском искусстве крайне значима: колхозница становилась символом не только трудолюбия, но и новой социальной роли женщины. Скульптуры такого рода обычно наполнены романтическим пафосом, в них угадываются черты советской Венеры — не античной богини любви, а богини урожая, силы и созидания. Сегодня этот памятник — не идеологический символ, а скорее, эстетический и исторический акцент. Его сохранность на территории действующего элеватора говорит о внимании компании к преемственности: та же земля, те же зерновые культуры, та же цель — накормить страну, но уже в новых экономических реалиях.

Памятник быку: символ силы и легендарных свершений

Более монументальный и в чем-то даже мифологический образ встречает нас по пути в 4-е отделение АО «Рассвет» — памятник быку.

На въезде в Усть-Лабинск, по пути в 4-е отделение АО «Рассвет» (входит в ГК «Прогресс Агро») установлен памятник быку. Это уже не наследие советской эпохи, а современный арт-объект. Монумент здесь появился в честь тружеников знаменитой четвертой бригады колхоза «Кубань», чьи трудовые подвиги стали примером для всей страны. Именно работа этой бригады под руководством легендарного Михаила Ивановича Клепикова дала старт всесоюзному движению «За высокую культуру земледелия» и вдохновила тысячи сельхозпроизводителей на новые достижения.

Такие памятники всегда становились частью локального фольклора, «тотемными» животными, охраняющими благополучие территории. Памятник под Усть-Лабинском — именно такой случай. Он связывает воедино легендарное прошлое, трудовой героизм и современные достижения агрохолдинга, продолжающего традиции высокой культуры земледелия.

От символа идеологии к части ландшафта

Напротив бывшего колхозного управления в станице Некрасовской, ныне Центра контроля качества, стоит памятник Ленину. В советском искусстве подобные монументы были не только символом идеологии, но и частью эстетики пространства времени, где образ вождя органично вписывался в повседневную жизнь. Большинство памятников Ленина изображают его в моменты решительных действий. Он часто изображён с поднятой рукой, как будто призывает народ к борьбе, к движению вперёд. Этот жест символизирует решительность, активность и целеустремлённость. По приблизительным данным, за советский период было установлено не менее 7000 памятников и бюстов Ленина.

После распада СССР большинство таких скульптур были либо утеряны, либо забыты. Однако сотрудники ГК «Прогресс Агро» не только сохранили символику прошлого, но и привели памятник в порядок, превратив его в аккуратно отреставрированный объект и часть культурного ландшафта.

Панно о труде и знании: синтез искусства и идеологии

Портрет вождя мирового пролетариата сохранился не только снаружи здания Центра контроля качества, но и внутри. В актовом зале, на ярко красном мозаичном фоне, выложен профиль Владимира Ильича. Такие залы были центрами общественной жизни колхоза: здесь чествовали передовиков, обсуждали новаторства, отмечали праздники. Именно в этом помещении, по словам сотрудников, принимались все самые важные решения, звучали вдохновляющие речи партийных руководителей.

Еще два панно посвящены теме сельского хозяйства, трудового подвига и знаний. Это типичная для советского монументального искусства трактовка прославления советского труда: на подобных панно часто изображали силу коллективных усилий, динамику механизации, сцены сбора урожая, трактористов, доярок, а изысканная орнаментика сочеталась с главными призывами эпохи. К сожалению, информация о художниках или дате создания этих панно не сохранилась. Для советской эпохи было характерно коллективное творчество, когда имена авторов терялись в потоке государственного заказа.

Барельефы: от трудового подвига к высокому искусству

Еще одним распространенным жанром монументального искусства был барельеф. Эти скульптурные композиции, выступающие из стены, служили доступным и наглядным способом художественного оформления общественных пространств. Яркие примеры сохранились в помещениях управления Усть-Лабинского элеватора и в здании клуба сахарного завода «Свобода». Если на элеваторе тематика посвящена аграрному труду, то на сахарном заводе это искусство иного плана: на стенах клуба застыли в изящных позах балерины и гимнасты. Это противопоставление не случайно: оно отражает ключевой принцип советской идеологии — гармоничное развитие человека, где физический труд на благо Родины неразрывно связан с духовным обогащением и творческим досугом.

Культурное наследие как часть прогресса

Каждый такой объект — не просто молчаливый свидетель эпохи. Это элемент нового культурного кода, символ того, что прогресс возможен, когда сберегается наследие. Сохраняя барельефы и скульптуры, мозаики и монументы, «Прогресс Агро» поддерживает и развивает уникальную агрокультурную топографию юга России, в которой искусство и память становятся основой для будущих поколений, воспитывая уважение к истории через красоту и труд тех, кто создавал и созидает эти места.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.