Несмотря на эпоху интернет-блогов и онлайн-СМИ, любовь общества к литературе не угасла: люди читали и продолжают читать. Это касается не только мировых и российских бестселлеров, но также произведений местных авторов, которые востребованы и любимы в родном регионе. До сих пор, например, пользуется популярностью писатель из Краснодара Виктор Лихоносов, отметивший 30 апреля 85-летие. Столицу Кубани стали именовать «Наш маленький Париж» именно после выхода его одноимённой книги, и эта повесть уже навсегда вписана в страницы городской истории.

Однако юным авторам не то что прославиться, но и вообще оставить своё хоть бы самое маленькое словечко в литературе очень сложно. Со временем размылась культивируемая во времена Советского Союза система объединения региональных авторов, помощи им в издании книг и презентациях своего творчества. Хоть союзы писателей до сих пор существуют, их общение с молодыми авторами по ряду причин не складывается в прежнем русле. Кроме того, сами начинающие писатели нередко ищут себя в иных формах, нежели привычные всем романы и повести. В угоду интернет-пространству, повинуясь течению времени, они отдают предпочтение коротким заметкам и блогингу, находя там свою нишу, даже становясь известными без бумажной составляющей. Мы попробовали разобраться в нынешнем воплощении региональных литературных сообществ на примере молодых кубанских авторов, с которыми нам удалось пообщаться.

Своя тусовка

Краснодарская поэтесса Настя Эль начала писать ещё в дошкольном возрасте. Сейчас девушке 26 лет, она автор трёх полноценных поэтических сборников («Сомнения», «Двойная экспозиция», «ДО ПОСЛЕ, или как рождаются стихи») и одной книги рассказов под названием «Без сна». Девушка уверенно говорит, что настоящая литература не умерла, но претерпевает серьёзные изменения. Несмотря на молодой возраст (свой и аудитории), Настя не делает ставку на интернет и соцсети, хотя признаёт их несомненную значимость. Более того, первый сборник она выпустила с помощью краудфандингового проекта, то есть за счёт поддержки людей, которые познакомились с её произведениями на онлайн-платформах и захотели получить бумажное издание.

Сейчас новую аудиторию поэтесса чаще находит на живых выступлениях. Кто-то приходит сам и приводит друзей: услышав Настю, люди сами подписываются на её аккаунты в сети, начинают следить за творчеством. Выступления девушки проходят под аккомпанемент гитары Николая Смирнова, выглядят ярко и необычно. В 24 года поэтесса начала создавать свои первые авторские песни, а в скором времени планирует постановку поэтического моноспектакля. Сценарий уже написан и ждёт своей реализации в театре.

Книга – не порок
Поэтический вечер Насти Эль (справа – музыкант Николай Смирнов)
Книга – не порок
Поэтический вечер Насти Эль
«Думаю, что и в наше время ещё можно зарабатывать на книгах и поэтическом творчестве в целом. Но для этого, наверное, нужно больше подстраиваться под запросы аудитории, ориентироваться на массовое искусство. Мои произведения – это в основном философская лирика, экспериментальные композиционные формы (верлибры и белые стихи в том числе), психоделические образы. Поэтому круг читателей изначально ограничен, и зарабатывать на таком творчестве соответственно очень сложно. Но иногда получается "выходить в плюс", и это уже радует», – рассказала Настя в беседе с «Югополисом».

По мнению поэтессы, любое творчество лучше раскрывается в живом звучании, когда возможно настоящее взаимодействие с читателями, слушателями и зрителями. Современные авторы становятся известными и находят верных ценителей своего творчества не только через соцсети. Многие читатели проникаются, учатся понимать и воспринимать литературу всё же на живых выступлениях, принимающих форму эдаких «междусобойчиков», где формируется своя творческая тусовка.

Отчасти так было и раньше. Литературное сообщество состояло из кружков и объединений, о которых знали определённые слои населения, из локальных выступлений, на которые чаще всего приходили уже осведомлённые люди. Например, ещё в XIX веке настоящую писательскую «движуху» создавали члены «Беседы любителей русского слова» и «Арзамаса». Однако сейчас эпоха, когда литература была одним из главных способов достучаться до людей, ушла: теперь это быстрее и проще делается через интернет, а потому и творческое сообщество во многом базируется на различных видах онлайн-взаимодействия.

Что значит быть «поэтическим подростком»

Поэт Владислав Лужанский (известный также как Tenshi), заигрывающий с мрачными формами проявления философской мысли, «вырос» в поэтической тусовке Краснодара. По его признанию, местное литературное сообщество помогло ему развить свои способности, сформировать язык, свой «авторский голос», уйти от «нездорового пафоса» и красивого, но «давно устаревшего символизма» к новым способам самовыражения. В числе своих творческих наставников Владислав называет краснодарских поэтесс Марию Петелину и Лину Сальникову.

Несмотря на большую погружённость в мир поэзии, свою книгу, в отличие от многих союзников по перу, он пока не выпустил.

«Раньше я мечтал издать книгу. Я прямо горел этим желанием и представлял, какие стихи опубликую. Но всё на тот момент противостояло мечте… А сейчас я этому [что издание так и не состоялось, – прим. ред.] рад. Проходит время, и я наблюдаю за другими молодыми поэтами, которые выпускают свои книги, и ни один ещё не опубликовался без совершенно объективной, но насмешливой и токсичной критики со стороны поэтического общества. Потому что рано. Стихи – незрелые. В образах, в технике, в способах коммуникации с читателями. На том этапе, когда ты являешься "поэтическом подростком", издаваться не стоит, тебе за это будет стыдно. И им [авторам, выпустившим сборники в начале творческого пути, – прим. ред.] всем сейчас за это стыдно. Собираюсь ли издаваться я? Определённо да. Но не скоро. Это произойдёт тогда, когда я пойму, что у меня есть хороший багаж. Когда люди сами захотят оставить у себя мою книгу», – поделился мнением Владислав.
Книга – не порок
Выступление поэта Владислава Лужанского (Tenshi)
Книга – не порок
Выступление поэта Владислава Лужанского (Tenshi)

Если раньше книги, газеты и знаменитые толстые журналы были единственным способом прочитать, например, Александра Пушкина, то сейчас, в XXI веке, всё это можно сделать, не вставая со стула, в режиме онлайн, не прибегая даже к печатному самиздату. Молодых авторов читают в интернете, слушают на выступлениях в барах, кофейнях и библиотеках. Но не каждый читатель будет покупать книгу, зная, что всё то же самое он может найти в сети. Поэтому и нет необходимости издаваться в юном возрасте: книга теперь далеко не последняя инстанция. Теперь она чаще воспринимается как особый этап в становлении и развитии писателя, эдакий маркер успеха и признания.

Однако стоит заметить, что сейчас книгу даже не всегда читают, покупая домой для красоты, полноты собрания сочинений или как способ выразить дань уважения автору/издательству. Хотя, безусловно, были и остаются люди, приобретающие бумажный вариант ради того самого «осязательного момента», который не может подарить электронный формат, а также по иным причинам.

«Весь рабочий день я провожу за компьютером. Зрение от природы плохое, всё время в линзах. Глаза сохнут ужасно, болят. Даже от самых новомодных электронных "книжек". От печатной книги нет такого. Да и просто успокаивает такое чтение. Нравится, что наконец-то не надо за весь день держать в руках гаджеты», – признаётся заядлая читательница Евгения, офисный работник.

Как отмечает краснодарская поэтесса Анастасия Турковская, брать на продажу творения молодых неизвестных авторов книжным магазинам невыгодно. Таким образом, своё место под солнцем здесь «ноунеймам» не заслужить. Распространённым способом реализации сейчас выступают кофейни и другие точки общепита, создающие свои книжные полки для посетителей. Для них это часть антуража, образа эдакой хипстерской открытости к творческим проявлениям, для авторов – порой единственная возможность «раскрутиться».

Книга – не порок
Выступление Анастасии Турковской

В свои 22 года Турковская уже выпустила два сборника поэзии и рассказов «Сатира» и «Жизнетворчество». Несмотря на столь юный возраст, девушка просто почувствовала, что «пора». Она воспринимает книгу как материальный знак, символ, не только для других, но и для самой себя. Как после соревнований спортсмены оставляют на стене дипломы и медали, так и писателю хочется иметь возможность видеть своё произведение на книжной полке, уверена поэтесса.

«Ценители литературы и книжной продукции были и будут всегда. Конечно, в век технологий их количество сократилось. Но это не отменяет того, что книга может существовать как в электронной версии, так и в печатной. Это работает на уровне ощущений», – подчёркивает Анастасия.

Слово издателя

И всё же, оставляя книгу на полке на неопределённый срок, есть шанс «одомашнить» её, сделать неким декоративным элементом. Это касается как читателей, так и самих авторов. «Российская газета» сообщает со ссылкой на статистику гендиректора компании «ЛитРес» Сергея Анурьева, что в 2021 году рынок цифровых книг в России ориентировочно должен вырасти до 10,2-11 млрд рублей, продажи аудиокниг при этом превысят 3 млрд рублей.

«Продолжат активно развиваться категория самиздата и подписные сервисы. Будем наблюдать и активное развитие сегмента аудиокниг и подкастов – они вовлекают в потребление книжного контента не читающую аудиторию, предлагая ей альтернативу прослушиванию музыки или просмотру видео», – прогнозирует Анурьев.

Возможно, именно поэтому сейчас гораздо бо'льшую ценность начинают представлять эдакие инди-издательства, работающие с небольшими тиражами, делающие ставки на качество и уникальность контента, а также на организацию мероприятий. В Краснодарском крае этим, например, занимается издательство «Фёдор Филёв», названное по имени своего основателя и выпускника факультета журналистики КубГУ.

Молодой человек и его команда в основном работают с кубанскими авторами, хотя у них есть заказы из других регионов и стран. Серьёзную роль в развитии издательства снова сыграл интернет: прежде чем писатели стали приходить сами, Фёдор просто искал в сети по хештегам интересные произведения современников и рассказывал им о своём проекте.

Книга – не порок
Издатель Фёдор Филёв
«Печатная книга больше не занимает место доминирующего средства массовой информации, которое влияет на миллионы людей. Эта эпоха ушла. Но как минимум в плане тактильного восприятия книга всё же остаётся незаменимой. Это некий «артефакт», объект культуры. В ближайшие 20-30 лет говорить о том, что печатная книга умирает, слишком преждевременно», – рассказывает Фёдор.

Он также отметил, что сейчас одним из популярных жанров можно назвать нон-фикшн. И эта мысль подтверждается исследованиями: по информации Анурьева, в 2020 году из каждых 100 проданных книг в электронном формате были 63 наименования художественной литературы, остальные пришлись на различные виды нон-фикшн.

Несмотря на большую популярность книг «про успех», пишут их не только столичные бизнесмены и знаменитости. Жанр востребован и в других регионах, даже в печатном формате. Как раз именно здесь, имея конкуренцию с уже прославленными авторами, писатели могут обратиться к издательствам-малотиражкам, чтобы заявить о себе и сделать свой контент более уникальным. В числе представителей подобной литературы выступает, например, краснодарец и недавний дебютант в мире книгоиздательства Стас Гришин. Свою первую книгу «33 мысли» он выпустил в начале 2021 года. Работая куратором и детским тренером по общей физической подготовке, он не понаслышке знает о правильной постановке и достижении целей.

Когда Гришин напечатал первые пробные экземпляры, то думал, что они разойдутся лишь по родственникам и друзьям. Но книга благодаря «сарафанному радио» стала неожиданно хорошо продаваться, в том числе за пределами края.

Книга – не порок
Презентация книги Стаса Гришина «33 мысли»
«Книга задумывалась ещё в 2014 году, после того как я прочитал "Жизнь без границ" Ника Вуичича. Я всегда был большим любителем тематики саморазвития и поэтому подумал, а почему бы не делиться с другими тем, что я узнал и понял? Я пробовал писать статьи – они копились, копились… Но довести начатое до конца удалось во время карантина. В моей книге есть как лайфхаки, так и просто рассуждения. Планирую "расширяться" дальше – книга уже ушла и в Челябинск, и в Ставрополь, Будённовск. Малоизвестного автора могут читать и в других городах», – поделился писатель.

***

С течением времени претерпела изменения сама литература. Соцсети и другие интернет-платформы стали играть большую и даже решающую роль в становлении не только молодых авторов, но и самих издателей, которые, казалось бы, должны «воевать» с онлайн-миром. Особенно это касается больших городов, столиц. В регионах же ворваться в литературную тусовку немного проще – на помощь приходят творческие тусовки меньшего масштаба и с меньшим порогом вхождения; более оперативно работает «сарафанное радио».

Чем больше литературу поглощает интернет, тем чаще встаёт вопрос – когда публиковаться? И зачем? Книга – не порок, но даже за неё может быть стыдно в мире, где она – не единственный способ о себе заявить. Теперь книга занимает совсем другую ступень в программе самореализации писателя. Поэтому, как ни парадоксально, с одной стороны, люди стали ответственнее и серьёзнее подходить к этому вопросу, а с другой, опубликоваться в наш век может любой желающий, даже бездарность.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».

Ситуация

Последний вдох: почему дети увлеклись сниффингом и что с этим делать

С 14 ноября на Кубани законодательно запретили продавать несовершеннолетним любые товары, содержащие сжиженный углеродный газ, - от зажигалок до баллонов, питающих туристские плитки. В этот момент многие родители впервые услышали новое для них слово "сниффинг" и узнали, что это – относительно новый вид токсикомании. На самом же деле явление не такое уж и новое, но уже успело унести много жизней.
Елена Шумовская
Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».

Weekend

«Я дебил, у меня справка есть!» (цитата из сериала)

С 18 ноября в онлайн-кинотеатре PREMIER начал выходить многосерийный проект «Вне себя» – фильм, в котором герой Евгения Стычкина пытается разобраться со своим психическим здоровьем и заодно темным прошлым. Мы посмотрели первые три серии проекта и рассказываем, чем остросюжетная комедия о распаде личности может привлечь зрителя.

Ситуация

Кейс Столярова, или «творческая свобода, поиск и эксперимент» в Сириусе

В прошлом году в России появился уникальный город - федеральная территория Сириус, расположенная в Адлерском районе Сочи. Закон об ее особом статусе президент России Владимир Путин подписал 22 декабря 2020 года.
Екатерина Пономарёва
Люди Ситуация Бизнес

Алексей СТРИГА: «Постараюсь сделать максимум полезного для Краснодарского края»

В конце октября постановлением избирательной комиссии Краснодарского края молодой предприниматель Алексей Стрига, входящий от партии «Единая Россия» в территориальную группу № 23 (Лиманный одномандатный избирательный округ №23), был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края (вместо одного из парламентариев, избранных в иные органы представительной власти). 26 октября молодого коллегу депутаты-однопартийцы приняли в состав фракции «Единой России» в ЗСК.