Неуютная, тяжелая, страшная – примерно такие характеристики хочется дать картине «Событие» после первого просмотра. А вместе с ними еще одну – важная. Ведь, как и победитель Каннского кинофестиваля «Титан», режиссерская работа француженки Одри Диван представляет собой модный ныне боди-хоррор, своего рода манифест о праве человека распоряжаться своим телом так, как ему заблагорассудится. А если быть точнее – о праве женщины сделать аборт – операцию, о которой, кажется, до сих пор мы говорим с некоторой стыдливостью и ужасом.

Франция. 60-е годы. Знаменитая сексуальная революция еще не свершилась, а общество живет по законам, кажущимся современному человеку не столько несправедливыми, сколько даже дикими. Именно в этих обстоятельствах молодая Анна (Анамария Вартоломей), мечтающая поступить в университет, узнает о том, что беременна. Оставлять ребенка девушка не желает, поскольку иначе на учебе и последующей карьере можно ставить крест. Однако помощи и сочувствия ждать неоткуда: все, кому Анна раскрывает свою тайну, в одночасье от нее отворачиваются. Оно и неудивительно, эпоха перемен еще не наступила, а закон о легализации абортов пока не принят.

И все же героиня сдаваться, очевидно, не намерена. Это, кстати, ее сближает с молодой Ададзей из «Разжимая кулаки» - еще одной ленты, поднимающей тему борьбы хрупкой, но волевой девушки с патриархальными устоями (о ней «Югополис» рассказывал ранее). Не получив никакой поддержки, Анна идет против сложившейся системы и пытается решить проблему сама: безуспешно мечется между врачами и даже собственноручно пытается уничтожить зарождающуюся в ней новую жизнь.

Переоцененное «Событие»?
Кадр из фильма "Событие"

Важно понимать, что «Событие» имеет под собой достаточно серьезную литературную основу - одноименный автофикшен Анни Эрно, эталонный пример интимной прозы. В предисловии к роману сказано: «Я буду стараться погрузиться в каждый образ до тех пор, пока не испытаю телесных ощущений». Именно такого эффекта, кажется, пыталась добиться и режиссер в своей экранизации. Камера плавно скользит вокруг тела Анны, везде деликатно ее сопровождает, как бы приглашая зрителя заглянуть за кулисы женского бытия и хотя бы на толику понять, с какими испытаниями прекрасному полу приходится сталкиваться на жизненном пути.

Почти документальная операторская работа Лорана Танжи, приглушенная цветовая гамма, нетипичное соотношение сторон кадра, тревожный струнный саундтрек братьев Гальпериных – все художественные техники направлены на то, чтобы за полтора часа публика смогла проникнуться безысходностью положения героини и почти физически ощутить дискомфорт. Одри Диван, несмотря на малый опыт в режиссуре (это лишь вторая ее работа), успешно давит на все болевые точки и побуждает зрителя, затаив дыхание от достаточно шокирующих сцен, наблюдать за кульминацией сюжета и гадать, к чему приведет это страшное хождение по мукам.

Переоцененное «Событие»?
Кадр из фильма "Событие"

Отталкиваясь от вышеизложенной информации, некоторые зрители с большой долей уверенности заявят о том, что французская постановщица сняла агитку, не привносящую в киноязык ничего нового (в отличие от того же постмодернистского «Титана»). Такие обвинения можно в той или иной степени назвать справедливыми. Политическое и идейное в «Событии» действительно преобладает над художественным. Местами картина чересчур прямолинейно и даже провокационно говорит о поставленной проблеме и больше напоминает, как мы заметили в самом начале, манифест.

Возможно, как художественное произведение фильм Одри Диван несколько переоценен. Однако же его важность и актуальность как высказывания оспорить невозможно. Несмотря на то, что лента рассказывает о событиях пятидесятилетней давности, каждый ее кадр полон энергии сегодняшнего дня. Ведь даже спустя полвека аборты запрещают в «красном поясе» США (штатах, традиционно голосующих за республиканцев), Польше и ряде других стран. И до тех пор, пока право женщины принимать решение, готова ли она к материнству, не станет непоколебимым, подобные картины продолжат снимать. И они, вне сомнений, достойны зрительского внимания, понимания и поддержки.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду