Посоле ухода студий-мейджоров с российского рынка люди, кажется, почти перестали ходить в кинотеатры. Масштабных блокбастеров там нет, а проверенную временем классику можно посмотреть и дома. Однако недавно в прокат вышли сразу два примечательных отечественных фильма, снятых совсем еще молодыми кинематографистами. Первый – «Казнь» Ладо Кватании – мрачный неонуар о поиске серийного маньяка в декорациях позднего СССР. Второй – «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова – кровавое драмеди о разборках дисфункциональных семей. Рассказываем, почему эти премьеры достойны зрительского рубля.
Билет на «Казнь»
34-летний Ладо Кватания уже давно зарекомендовал себя как сильный клипмейкер. За свою карьеру он успел поработать с Хаски, Оксимироном, группой «Ленинград» и прочими заметными артистами. Его работы, снятые для них, зачастую были полны какого-то обаятельного мрака, хоррор-элементов и эстетики 90-х. Детали, ставшие визитной карточкой, прослеживаются и в «Казни» - режиссерском дебюте Кватании и одновременно с этим одном из лучших российских триллеров последних лет, вдохновленном южнокорейским нуаром и детективными историями Дэвида Финчера.
На дворе 1991 год, следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе) готовится праздновать повышение, полученное за 10-летние поиски серийного маньяка. Однако застолье прерывает внезапный звонок от начальства. Оказывается, что серия загадочных убийств, некогда раскрытая Давыдовым, не закончилась: в деле появилась выжившая, которая готова дать новые показания. Все это означает, что наказание за зверские преступления отбывает не тот человек и отходить от дел Давыдову еще рано. Теперь детективу придется поймать настоящего психопата и заодно разобраться в собственном прошлом.

Кадр из фильма "Казнь"
kinopoisk.ru
Несмотря на достаточно четко обозначенные хронологические рамки, «Казнь» не имеет почти ничего общего с реальной историей. Да, иногда в ленте мелькают намеки на сопутствующие времени социальные проблемы, однако, несмотря на это, картину ни в коем случае нельзя назвать «слепком эпохи». В «Казни» присутствуют любовно воссозданные маркеры времени по типу песен Аллы Пугачевой, отполированных «москвичей» и старых видеокассет. Но СССР в данном случае лишь декорация, не позволяющая в полной мере ощутить дыхание истории. Тема, которую он берется исследовать, значительно интереснее и шире: Кватания пытается разобраться, как и откуда возникает зло, какова его истинная природа.
В этом исследовании постановщику помогают художественные решения, которые он подсмотрел у именитых мастеров мирового кино. Без признаний в любви и визуальных цитат тут не обошлось. Так, например, история напарников Давыдова и Севастьянова (Евгений Ткачук), расследующих запутанное дело, напоминает дуэт Макконахи и Харельсона из «Настоящего детектива» (равно как и ветхий дом, стоящий в поле); деление на 7 глав отсылает к «Семи» Дэвида Финчера; а извращенные преступления и общая атмосфера безысходности словно пришли в «Казнь» прямиком из «Воспоминаний об убийстве» Пон Джун-Хо.

Кадр из фильма "Казнь"
kinopoisk.ru
Однако все вышеперечисленное отнюдь не говорит о вторичности отечественной картины: чеховские ружья в ней стреляют, когда нужно, а главный сюжетный твист удивит, пожалуй, даже самого искушенного зрителя триллеров. Дело лишь в том, что «Казнь» - это исключительно жанровое кино, а потому без обращения к опыту мэтров здесь было не обойтись. И Кватания, как начинающий художник, без зазрения совести демонстрирует зрителю свою насмотренность и умение извлечь лучшее из работ своих кумиров.
Иногда лента кажется слегка переусложненной. Возможно, ее можно было бы немного сократить, увеличив при этом плотность событий, происходящих в кадре. Но все это незначительные мелочи, которые можно списать на первый опыт в создании такого большого проекта. Огрехи, допущенные Кватанией, не делают его режиссерскую попытку слабой, а скорее, наоборот: вселяют надежду на то, что постановщик, нащупает-таки свой личный киноязык и порадует зрителя более уверенными работами.
Дела семейные
Еще одну картину, достойную зрительского внимания, снял Кирилл Соколов – 32-летний автор черной комедии «Папа, сдохни», почти незаметно прошедшей в российском прокате, а впоследствии прогремевшей в прокате мировом. Его второй режиссерский проект под названием «Оторви и выбрось» продолжает тему сложных взаимоотношений в семье.
Ольга (Виктория Короткова) отсидела четыре года за то, что выколола глаз своему любовнику-полицейскому Олегу (Александр Яценко). Выйдя на свободу, она первым делом возвращается в дом к матери (Анна Михалкова), чтобы забрать у нее свою дочь (Софья Кругова) и отправиться на поиски новой счастливой жизни, в которой отныне не будет места бесконечным побоищам. Однако возникает одно «но». Мать Ольги Вера Павловна категорически против такой сепарации: она пыряет героиню ножом, за что получает в ответ кулаком по лицу. Так, круговорот насилия снова набирает обороты.

Кадр из фильма "Оторви и выбрось"
kinopoisk.ru
Сюжетная завязка «Оторви и выбрось» звучит как начало тяжелой социальной драмы, достойной пера Андрея Звягинцева. Но молодой и амбициозный постановщик помещает достаточно сложный конфликт в декорации комедийных треш-боевиков в духе Гая Ричи.
Соколов, как и его коллега по цеху Ладо Кватания, не скрывает своей связи с иностранной культурой и также успешно встраивает ее в отечественные реалии. В своей картине режиссер умело смешивает неутешительную действительность российской глубинки, перестрелки, отсылающие к вестернам Серджио Леоне, стремительный монтаж, как у Эдгара Райта, и реки бутафорской крови, как у Квентина Тарантино. И весь этот коктейль постановщик взбалтывает для того, чтобы поговорить с публикой о замкнутом круге взаимной ненависти. Герои, созданные Соколовым, иногда карикатурные, но притом живые и фактурные. Они идут по стопам своих родителей, разочаровываются в жизни, а затем вымещают скопившуюся злость на других.

Кадр из фильма "Оторви и выбрось"
kinopoisk.ru
Показывая зрителю удары ножом и выстрелы из огнестрельного оружия, автор нарочито визуализирует те раны, которые родители и дети наносят друг другу словами, а также превращает семейные разборки в сеанс кровавой психотерапии. И этот гротескный прием, стоит признаться, работает. После окончания фильма возникает стойкое желание позвонить родным и извиниться за что-нибудь, ведь такое найдётся у каждого.
Все вышеперечисленное делает «Оторви и выбрось» фильмом, который, вопреки отторгающей жестокости, стоит смотреть с семьей. Кирилл Соколов, уже во второй раз доказывает, что форма, которую он выбрал для рассказа своих историй, пусть и может испугать визуалом, но успешно работает.
Читайте также

12 главных фильмов весны 2022

Тише едешь – дальше будешь

Из мультивселенной с любовью
Первая полоса
Последние новости
-
Россия снимает ограничения на пересечение границы, введенные из-за ковида 11:30
-
Правительство предлагает не наказывать за некоторые валютные нарушения 11:14
-
На Кубани погибли два мотоциклиста, возвращавшихся с фестиваля “Партизан Пати” 11:04
-
В центре Краснодара ограничат движения из-за конференции реготделения партии “Единая Россия” 10:32
-
В Общественной палате Краснодара обсудили формирование безбарьерной среды 10:10
-
ТАСС: в июне впервые за полгода в мире увеличилась заболеваемость ковидом 09:15
-
Дороги в Краснодарском крае признаны одними из самых качественных в России 09:05
-
Минфин предложил снизить расходы по госпрограммам, чтобы "обеспечить сбалансированность" бюджета 08:38
-
После массовой драки на пляже “Фрегат” в Сочи возбудили уголовное дело и задержали четверых человек 08:15
-
Мужчина попал в реанимацию после массовой драки на пляже в Адлере (видео) 18:12
-
В Северском районе в массовом ДТП погиб водитель мотоцикла 17:43

В Краснодаре отметили День молодежи: яркие фото фестиваля

Частный роддом Клиники Екатерининская: роды как их задумала природа
Уже около 3000 малышей появились на свет в роддоме Клиники Екатерининская с момента его открытия в 2019 году. Тысячи женщин выбрали именно это место для первой встречи со своими младенцами. "Югополис" решил выяснить, в чем преимущество коммерческих родов и за что на самом деле стоит платить.

“Достанем из-под земли”, или как в России кредиторы охотятся за должниками
Юридическая компания «Золотое правило» защищает от привлечения к субсидиарной ответственности.

Производство под полным контролем

Афиша Краснодара: развлечения с 27 июня по 10 июля
На какие события в культурной жизни города стоит обратить особое внимание – в традиционном обзоре "Югополиса".

Занимавшийся экспериментальной трансплантологией в Краснодаре хирург получил условный приговор в Швеции
Скандально известный итальянский доктор Паоло Маккиарини, который экспериментировал на пациентах и проводил операции в том числе в Краснодаре, осужден шведским судом за «причинение телесных повреждений» турецкой пациентке во время трансплантации ей искусственной трахеи в Каролинской больнице в Стокгольме. Суд посчитал, что Маккиарини провел экспериментальную операцию на пациентке, которая не находилась в критическом состоянии, однако оправдал 63-летнего хирурга по двум другим операциям в Швеции. Об этом сообщил корреспонденту "Югополиса" шведский телепродюсер Боссе Линдквист, задавшийся целью разоблачить «научное мошенничество» доктора Маккиарини в своих документальных фильмах «Эксперименты».

Чукотские моржи, Кубрик и иранские вечеринки: почему Beat Film Festival – главное кинособытие июня

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

"Свечи памяти" зажгли тысячи жителей Краснодара

Комментариев еще нет
Последние обсуждения