Посоле ухода студий-мейджоров с российского рынка люди, кажется, почти перестали ходить в кинотеатры. Масштабных блокбастеров там нет, а проверенную временем классику можно посмотреть и дома. Однако недавно в прокат вышли сразу два примечательных отечественных фильма, снятых совсем еще молодыми кинематографистами. Первый – «Казнь» Ладо Кватании – мрачный неонуар о поиске серийного маньяка в декорациях позднего СССР. Второй – «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова – кровавое драмеди о разборках дисфункциональных семей. Рассказываем, почему эти премьеры достойны зрительского рубля.

Билет на «Казнь»

34-летний Ладо Кватания уже давно зарекомендовал себя как сильный клипмейкер. За свою карьеру он успел поработать с Хаски, Оксимироном, группой «Ленинград» и прочими заметными артистами. Его работы, снятые для них, зачастую были полны какого-то обаятельного мрака, хоррор-элементов и эстетики 90-х. Детали, ставшие визитной карточкой, прослеживаются и в «Казни» - режиссерском дебюте Кватании и одновременно с этим одном из лучших российских триллеров последних лет, вдохновленном южнокорейским нуаром и детективными историями Дэвида Финчера.

На дворе 1991 год, следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе) готовится праздновать повышение, полученное за 10-летние поиски серийного маньяка. Однако застолье прерывает внезапный звонок от начальства. Оказывается, что серия загадочных убийств, некогда раскрытая Давыдовым, не закончилась: в деле появилась выжившая, которая готова дать новые показания. Все это означает, что наказание за зверские преступления отбывает не тот человек и отходить от дел Давыдову еще рано. Теперь детективу придется поймать настоящего психопата и заодно разобраться в собственном прошлом.

Alt
Кадр из фильма "Казнь"

Несмотря на достаточно четко обозначенные хронологические рамки, «Казнь» не имеет почти ничего общего с реальной историей. Да, иногда в ленте мелькают намеки на сопутствующие времени социальные проблемы, однако, несмотря на это, картину ни в коем случае нельзя назвать «слепком эпохи». В «Казни» присутствуют любовно воссозданные маркеры времени по типу песен Аллы Пугачевой, отполированных «москвичей» и старых видеокассет. Но СССР в данном случае лишь декорация, не позволяющая в полной мере ощутить дыхание истории. Тема, которую он берется исследовать, значительно интереснее и шире: Кватания пытается разобраться, как и откуда возникает зло, какова его истинная природа.

В этом исследовании постановщику помогают художественные решения, которые он подсмотрел у именитых мастеров мирового кино. Без признаний в любви и визуальных цитат тут не обошлось. Так, например, история напарников Давыдова и Севастьянова (Евгений Ткачук), расследующих запутанное дело, напоминает дуэт Макконахи и Харельсона из «Настоящего детектива» (равно как и ветхий дом, стоящий в поле); деление на 7 глав отсылает к «Семи» Дэвида Финчера; а извращенные преступления и общая атмосфера безысходности словно пришли в «Казнь» прямиком из «Воспоминаний об убийстве» Пон Джун-Хо.

Alt
Кадр из фильма "Казнь"

Однако все вышеперечисленное отнюдь не говорит о вторичности отечественной картины: чеховские ружья в ней стреляют, когда нужно, а главный сюжетный твист удивит, пожалуй, даже самого искушенного зрителя триллеров. Дело лишь в том, что «Казнь» - это исключительно жанровое кино, а потому без обращения к опыту мэтров здесь было не обойтись. И Кватания, как начинающий художник, без зазрения совести демонстрирует зрителю свою насмотренность и умение извлечь лучшее из работ своих кумиров.

Иногда лента кажется слегка переусложненной. Возможно, ее можно было бы немного сократить, увеличив при этом плотность событий, происходящих в кадре. Но все это незначительные мелочи, которые можно списать на первый опыт в создании такого большого проекта. Огрехи, допущенные Кватанией, не делают его режиссерскую попытку слабой, а скорее, наоборот: вселяют надежду на то, что постановщик, нащупает-таки свой личный киноязык и порадует зрителя более уверенными работами.

Дела семейные

Еще одну картину, достойную зрительского внимания, снял Кирилл Соколов – 32-летний автор черной комедии «Папа, сдохни», почти незаметно прошедшей в российском прокате, а впоследствии прогремевшей в прокате мировом. Его второй режиссерский проект под названием «Оторви и выбрось» продолжает тему сложных взаимоотношений в семье.

Ольга (Виктория Короткова) отсидела четыре года за то, что выколола глаз своему любовнику-полицейскому Олегу (Александр Яценко). Выйдя на свободу, она первым делом возвращается в дом к матери (Анна Михалкова), чтобы забрать у нее свою дочь (Софья Кругова) и отправиться на поиски новой счастливой жизни, в которой отныне не будет места бесконечным побоищам. Однако возникает одно «но». Мать Ольги Вера Павловна категорически против такой сепарации: она пыряет героиню ножом, за что получает в ответ кулаком по лицу. Так, круговорот насилия снова набирает обороты.

Alt
Кадр из фильма "Оторви и выбрось"

Сюжетная завязка «Оторви и выбрось» звучит как начало тяжелой социальной драмы, достойной пера Андрея Звягинцева. Но молодой и амбициозный постановщик помещает достаточно сложный конфликт в декорации комедийных треш-боевиков в духе Гая Ричи.

Соколов, как и его коллега по цеху Ладо Кватания, не скрывает своей связи с иностранной культурой и также успешно встраивает ее в отечественные реалии. В своей картине режиссер умело смешивает неутешительную действительность российской глубинки, перестрелки, отсылающие к вестернам Серджио Леоне, стремительный монтаж, как у Эдгара Райта, и реки бутафорской крови, как у Квентина Тарантино. И весь этот коктейль постановщик взбалтывает для того, чтобы поговорить с публикой о замкнутом круге взаимной ненависти. Герои, созданные Соколовым, иногда карикатурные, но притом живые и фактурные. Они идут по стопам своих родителей, разочаровываются в жизни, а затем вымещают скопившуюся злость на других.

Alt
Кадр из фильма "Оторви и выбрось"

Показывая зрителю удары ножом и выстрелы из огнестрельного оружия, автор нарочито визуализирует те раны, которые родители и дети наносят друг другу словами, а также превращает семейные разборки в сеанс кровавой психотерапии. И этот гротескный прием, стоит признаться, работает. После окончания фильма возникает стойкое желание позвонить родным и извиниться за что-нибудь, ведь такое найдётся у каждого.

Все вышеперечисленное делает «Оторви и выбрось» фильмом, который, вопреки отторгающей жестокости, стоит смотреть с семьей. Кирилл Соколов, уже во второй раз доказывает, что форма, которую он выбрал для рассказа своих историй, пусть и может испугать визуалом, но успешно работает.

Читайте также

Город Люди Weekend

12 главных фильмов весны 2022

Новые картины Сэма Рэйми, Роберта Эггерса и Гаспара Ноэ, отечественный артхаус и метафильм про Николаса Кейджа - «Югополис» выбрал самые громкие и ожидаемые кинопремьеры грядущей весны.
Weekend

Тише едешь – дальше будешь

Несмотря на отказ западных дистрибьюторов работать с Россией, в отечественном кинопрокате продолжают появляться заслуживающие внимания ленты. Одна из таких – «Сядь за руль моей машины», меланхоличная экранизация одноименного рассказа писателя Харуки Мураками, получившая на днях «Оскар» как лучший иностранный фильм. О том, почему тягучая 3-часовая драма может оказать сильный психотерапевтический эффект, – в материале «Югополиса».
Weekend

Из мультивселенной с любовью

С 7 апреля в российских кинотеатрах можно посмотреть «Все везде и сразу» - сюрреалистичный фантастический боевик от создателей трагикомедии «Человек — швейцарский нож». О том, почему фильм, про который никто в России толком не слышал, внезапно стал главной премьерой месяца, – в материале «Югополиса».

Первая полоса

Последние новости

Weekend

О (не)повзрослевших миллениалах: «Прекрасный мир, где же ты» Салли Руни

Салли Руни позиционируют как Сэлинджера для миллениалов. Сравнение с американским классиком давно стало избитым, но его тоже нужно заслужить. Смогла ли это сделать тридцатилетняя ирландка, выпустившая в прошлом году свой третий роман «Прекрасный мир, где же ты»?

Ситуация

Приобщение к чуду. О празднике Крещения Господня, крещенской воде и народных традициях

Православные россияне 19 января отмечают один из важнейших христианских праздников – Крещение Господне или Богоявление. О том, в чем истинный смысл этого великого праздника, и о том, что он значит для верующих, рассказывает Благочинный Западного церковного округа, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре протоиерей Александр Игнатов.

Ситуация Наука и техника

Будущее российской науки. Попытка № “Сириус”

В конце 2022 года свой второй день рождения отметила созданная в Имеретинской низменности федеральная территория “Сириус”. Это единственное в своем роде территориальное образование, выделенное из состава субъекта федерации (Краснодарского края) и подчиняющееся напрямую Москве. А главой попечительского совета образовательного центра является сам президент РФ Владимир Путин. Не будет преувеличением сказать, что “Сириус” - это особый проект главы государства. Путин не только часто посещает “Сириус” (за последний год он был там два раза), но и лично знакомится с проектами молодых ученых.
Екатерина Пономарёва
Ситуация Weekend

Без Калкина и Гайдая: 12 фильмов на новогодние праздники. Выбор редакции «Югополиса»

Сразу две картины о похождениях портье, британский ромком с Рене Зеллвегер, дебют Тайки Вайтити и переосмысление Пиноккио – редакция «Югополиса» поздравляет читателей с праздниками и рекомендует фильмы на каникулы
Город Ситуация

Посмотрел, где тонко: губернатор Кубани провел вторую прямую линию

Губернатор Краснодарского края 12 января провел свою вторую прямую линию с населением. Первая прошла год назад - в декабре 2021 года. Как и тогда, общение главы Кубани с народом длилось более трех часов.
Екатерина Пономарёва

Законы приравняли судьбу инвалидов к имуществу?

Что такое доступная или недоступная среда, вряд ли можно определить теоретически. Этот термин вкупе со словами вроде «безбарьерная» и «низкопольный» мы слышим регулярно в новостях. Однако несмотря на частоту употребления профильных терминов, мы почему-то не видим на городских улицах больше людей из «малоподвижной категории». Такое ощущение, что проблема оказалась затёртой между словами, якобы соответствующими новым представлениям об этике, и чиновничьими отчётами. О том, как на самом деле обстоят дела с доступностью среды, мы решили поговорить с теми членами Общественной палаты Краснодара, кто, в отличие от людей «нормотипичных» (ещё один термин), знает о проблеме если не на своём опыте, то из первых уст.