Настоящее положение дел на рынке называют тотальным стрессом или говорят, что мы перешли в BANI-мир. Как в таких условиях можно решиться на стартап?

Раньше в книгах по бизнес-стратегиям нам часто встречалось понятие VUCA-мир. Восприятие бизнесменами этого мира дало им возможность действовать в сложной среде, создавать новые бизнес-модели, точнее оценивать как конкурентов, так и потребителей, создавать более гибкие стратегии. Но, к сожалению, для многих предпринимателей, большая часть инструментов и методик, которые были разработаны опытными бизнесменами пора переосмыслить, так как мы живем теперь в BANI-мире (подробно о различии VUCA- и BANI-мира читайте на стр. 44 журнала «Югополис» – Прим. ред.). В то же время амбициозные предприниматели, готовые на серьезный риск, были и будут всегда. Как мне кажется, и в текущий период можно запускать стартапы. Тем более, известный футуролог Кашио говорит о том, что «BANI – это способ лучше оценивать текущее состояние мира и реагировать на него». Сегодня есть возможность создать успешный бизнес или существенно его расширить, как начинающим, так и уже опытным стартаперам.

Можно ли идти в бизнес с нуля или сегодня нужна особенная база для старта?

По моему мнению, чтобы приступить к инновационному стартапу, надо реально оценить свои возможности и потенциал: наличие компетенций в сфере экономики и бизнеса и хотя бы небольшой стартовый капитал. К примеру, я окончил Высшую школу международного бизнеса по специальности «Экономика и маркетинг» и с 2005 года начал делать карьеру предпринимателя – открывал магазины «под ключ», разрабатывал стратегии развития и авторские программы обучения персонала, составлял годовые планы маркетинговых мероприятий, подбирал конкурентоспособные команды и т.д. И только потом я приобрел убыточный проект на окраине города, вывел его в прибыль и выгодно продал. С этого началась моя сеть стартапов.

Что посоветуете знать о стартапах сейчас, когда мы пережили три беспрецедентных года: пандемию и глобальное санкционное давление?

Неприятно сознавать, но в период кризиса, связанного с пандемией и санкциями, зачастую, на первый план выходят не инновационные идеи, определяющие специфику стартапов, а проблема отсутствия денег. Но многим стартапам это же время дало возможность проверить свои гипотезы, сменить фокус и переориентироваться на изменение спроса.

Если коснуться конкретно финансов, то основным принципом я считаю переход в формат строгой экономии. Необходимо проанализировать свои основные издержки, найти те статьи расходов, сокращение по которым будет наиболее безболезненно, и составить четкий план экономии. В крайнем случае, выручить ваш стартап смогут кредиты по низкой ставке на долгосрочный период, кредитные каникулы, которые в период кризиса активно предлагают банки при поддержке государства.

Что касается импортозамещения, то стартапам значительно помогает государственная программа, разработанная для каждого вида промышленности до 2024 года, на нее выделяются огромные средства. Но мне кажется, что главное – достигнуть конкурентоспособности российской продукции в отношении той, которую предоставляли иностранные компании. Раньше многие отечественные производители не выдерживали конкуренции с иностранным бизнесом. Теперь ситуация изменилась, и они готовы обеспечить поставку на российский рынок и достойные аналоги санкционных товаров, и собственную оригинальную продукцию. В этом аспекте у стартапов очень хорошие перспективы.

То же относится и к актуальным нишам, которые освободились благодаря санкциям: образование, индустрия красоты, продвижение в сети, сельское хозяйство (отдельные отрасли), удовлетворение стандартных потребностей, ремонт техники, одежда и обувь.

В целом, я считаю, что вопреки широкому мнению, кризис для запуска и развития стартапов – не худший период. У тех предпринимателей, которые производят или реализуют протестированный и хорошо зарекомендовавший себя на рынке продукт, есть неплохие возможности полноценно сформироваться и развернуться уже после кризиса.

Дмитрий Андрющенко: Стартапы «под ключ». Краткое руководство

Чем различаются запуски продуктового и сервисного бизнесов?

Разница, естественно, есть. Она, в первую очередь, в видении компании, то есть в долгосрочных или краткосрочных перспективах, представлении о степени риска. Продуктовый бизнес ориентирован исключительно на материальный продукт, запуск продуктовой компании подразумевает внедрение, выведение этого продукта на рынок, что достаточно рискованно. Сервисные компании ориентированы на прибыль. При запуске они планируют зарабатывать деньги на продуктовых компаниях, но их риски при этом невелики. Даже в том случае, если продукт на рынке потерпит неудачу, сервисный бизнес будет получать прибыль.

Хочу отметить, что и продуктовый, и сервисный бизнес должны быть экологичными. Экология в последнее время становится весомой частью бизнес-стратегий успешных компаний. Я не остался в стороне от этой тенденции: закупил дорогостоящее оборудование и теперь одним из первых в крае разливаю пиво в стеклянную и алюминиевую тару, полностью отказавшись от пластиковой.

Есть ли главная ошибка при запуске бизнеса, которую совершают все?

На мой взгляд, это излишняя уверенность в себе и своей правоте в отношении того, как добиться быстрого успеха в бизнесе. Такую тенденцию иногда называют «синдромом подростка», когда бизнесмен стопроцентно уверен в том, как развивать в стартапе свою инновационную идею. Я сам через это проходил.

Тогда поделитесь и другими своими ошибками. Какие уроки и выводы сделали из них?

Меня часто подводила самоуверенность, связанная с возрастным максимализмом. Я ошибался в людях, иногда в моей команде оказывались «случайные» работники. Но могу это объяснить желанием доверять, верить в перспективы сотрудника. Сейчас я уже самостоятельно обучаю персонал, и у меня есть собственная методика. Также поначалу большое значение придавал инвестициям, но со временем убедился в том, что это серьезная ошибка на старте желательно максимально рассчитывать на собственные силы.

Почему вы решили пойти в консалтинг?

Всем известен закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Так вот, мне кажется, что, набрав количественные показатели (образование, опыт, самообразование, научная деятельность, разноплановая работа в бизнесе и т.д.), можно переходить на новый качественный уровень – консалтинговые услуги.

Мой основной профиль в бизнесе – запуск стартапов. Результаты говорят сами за себя: начинал с одной торговой точки, а сегодня я управляю сетью магазинов алкогольной продукции, сетью кофеен, школой иностранных языков, торговой компанией. И это не предел. Поэтому уверен, что обладаю необходимыми компетенциями для оказания консалтинговых услуг.

Сейчас я работаю над книгой под предварительным названием «Золотые правила стартапа». В ее основу войдут все результаты моей научной деятельности и огромный практический опыт в сфере бизнеса: от формирования инновационных идей до развития сети успешных стартапов.

Вы уделили много времени собственному образованию. Что посоветуете предпринимателям: какие навыки и скиллы прокачивать, какие знания добирать?

Действительно, качественное образование, постоянное самообучение и самореализация жизненно необходимы не только стартаперу, но и любому предпринимателю. Для начала, в современных экономических условиях у каждого бизнесмена должно быть сформировано антикризисное мышление, которое позволит чувствовать себя уверенно и относительно комфортно даже в условиях пандемии и санкций.

Чтобы создать эффективный бизнес, необходимо прокачивать целый набор скиллов, направленных на грамотное управление бизнес-процессами, вдохновение и направление команды на достижение цели.

Обязательно выделю значение навыка продаж, ведения переговоров, умения планировать и выполнять поставленные задачи в срок, умения подбирать правильных людей, идеальных для каждой конкретной позиции, формирования в себе стрессоустойчивости и целеустремленности. И, безусловно, необходимо научиться принимать нестандартные решения.



3 совета по запуску нового дела

  1. Изначально полюбить свое дело, чтобы суметь увлечь идеей сначала команду, а потом и потребителей. Иначе вы никогда не продадите свои продукты и услуги
  2. Сформулируйте цель и задачи и представьте себе их в виде дерева, где ствол – цель (запустить успешный бизнес), а ветви – задачи, обязательно разделите их на краткосрочные и долгосрочные
  3. Подберите, на ваш взгляд, идеальную команду, поскольку это почти 90% успеха компании. Выработайте грамотную стратегию обучения персонала.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.