На прошлой неделе в Сочи завершился первый в истории фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». О программе смотра «Югополис» писал в отдельном материале, а сейчас настало время подвести итог, представить победителей и поговорить о том, в каком направлении будет двигаться отечественная киноиндустрия.

Развиваться несмотря ни на что

«Новый сезон» – мероприятие по своей сущности уникальное. Его организаторы не один раз акцентировали внимание гостей на том, что нигде в мире аналогов подобному смотру не существует. Это действительно так: у подножия Главного Кавказского хребта родилась не столько замена «Кинотавру», как предполагали ранее, сколько нечто совершенно новое и перспективное.

«Новый сезон», или как начинающие кинематографисты покорили зрителей

Концертный зал «Роза холл» собрал (и укрыл от проливного дождя) под своим козырьком конкурентов. Обычно они заняты ожесточенной борьбой за зрительское внимание, однако сейчас, в столь турбулентные времена, их объединила одна цель. Десятки режиссеров, актеров, сценаристов, операторов, продюсеров, критиков и прочих участников кинопроцесса приехали на юг страны для того, чтобы понять, как наша индустрия, израненная эпидемиями и геополитическими конфликтами, будет существовать дальше.

После просмотра богатой и очень разноплановой программы можно выделить ряд тенденций.

- Большое кино – все еще в тренде

Программа полнометражного кино на фестивале, конечно, была второстепенной. Тем не менее, показав публике шесть игровых картин, ведущие стриминги страны ясно дали понять, что они более чем заинтересованы в создании увлекательных историй. Да, пока что платформы прощупывают почву, ищут новые горизонты и очень осторожно вкладываются в проекты. Большая часть продемонстрированных на «Новом сезоне» лент – не дорогостоящие блокбастеры, а компактные, колоритные жанровые фильмы. Однако, несмотря на это, и «Голиаф» Ержанова, только что приехавший из Венеции, и «Далекие близкие» Соснина, вызвавшие самые длительные овации, и, конечно же, хулиганский «Экспресс» Братова, победивший на фестивале, не оставляли публику равнодушной, вызывали всплеск чувств и эмоций. Все эти картины со дня на день будут показаны в российских кинотеатрах, что недвусмысленно говорит о намерении онлайн-сервисов конкурировать со студиями-мейджорами.

Alt

- Качество сериалов сильно выросло

Как ни крути, программа «Нового сезона» была сосредоточена на сериалах, которые Kion, «Иви», more.tv, Okko, Premier, «Кинопоиск» и Start обкатывали на публике, демонстрируя пилотные эпизоды. И именно этот конкурс был в центре внимания.

Первая мысль, которая приходит в голову после просмотра 14 сериальных новинок: уровень продакшена стал принципиально другим. Практически каждый проект смотрелся в просторном кинозале как влитой. Изобретательные съемки, головокружительные планы, – все говорит о том, что кинематографисты теперь располагают большими бюджетами, позволяющими создавать произведения, которым тесно в рамках домашних телевизоров.

Однако, как водится, в бочке меда всегда есть ложка дегтя. В данном случае этот пресловутый столовый прибор олицетворяет собой партнерство с федеральными каналами. Парадокс, подобное сотрудничество открывает для контентмейкеров новые технические горизонты и одновременно ограничивает полет их фантазии. Увы, содержание некоторых проектов – консервативно, а социальная и политическая сатира, которая еще недавно была визитной карточкой стримингов, практически отсутствовала.

«Новый сезон», или как начинающие кинематографисты покорили зрителей

- Основные темы – семья, любовь и надежда

Многие, даже самые драматические и тяжелые картины, показанные на фестивале, строились вокруг вечных ценностей: семьи, взаимопонимания, надежды. Руководители онлайн-платформ тонко чувствуют потребность зрителя в чем-то добром. Кажется, сейчас публика не смотрит кино и сериалы, чтобы пощекотать свои нервы. С этим прекрасно справляется реальность, в которой мы существуем… Напротив, люди все больше тянутся к историям, напоминающим им о том, что жизнь может быть радостной, светлой и веселой. Так, например, в «Экспрессе» надежда позволяет воспарить над царящим вокруг унынием, в «Далеких близких», «Матери моего сына», «Либерее…» и «Кунгуре» любовь помогает преодолеть любые преграды, а в «Авроре» и «Алисе…» поддержка – то единственное, что держит персонажей на плаву.

Так кто же победил?

Организаторы «Нового сезона» отказались от привычной системы отбора как самих конкурсных лент, так и победителей. Фильмы и сериалы предоставляли платформы, а имена лауреатов определяли журналисты, критики и зрители с помощью онлайн-голосования. Попечительский совет же оставил за собой право назвать лучшего лишь в одной номинации.

Самым ожидаемым сериалом публика признала проект «Алиса не может ждать» Наталии Мещаниновой, представленный на фестивале онлайн-кинотеатром Start. Чувственный многосерийный фильм о девочке-подростке, теряющей зрение и веру в близких, взволновал буквально всех. И такого результата, при всем уважении к режиссеру, не получилось бы добиться, если бы не главная героиня, которую столь убедительно сыграла Лиза Ищенко. Совсем еще юная актриса, к слову, и получила персональную статуэтку, опередив в номинации «Героиня "Нового сезона"» более опытных коллег - Паулину Андрееву и Марьяну Спивак.

«Новый сезон», или как начинающие кинематографисты покорили зрителей
Команда сериала "Алиса не может ждать" на церемонии закрытия

Среди мужчин актерскую награду получил Данила Козловский, снявшийся сразу в двух проектах, представленных на фестивале. Зрители отметили его роль в мистическом процедурале «13-я клиническая», что, думается, правильно. У Тодоровского артист играет стандартного для себя персонажа, а вот амплуа самоуверенного и медленно умирающего врача внезапно позволило взглянуть на Козловского под новым углом – у него, как оказалось, неплохой комедийный потенциал.

Лучшим фильмом стал «Экспресс» – пацанская одиссея Руслана Братова, ранее отметившаяся на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Ироничное, анекдотичное, но отнюдь не глупое кино начинающего режиссера практически не оставило шансов конкурентам.

Единственный, кто мог вырвать у Братова награду – это еще один дебютант Иван Соснин со своим душевным и по-настоящему народным роуд-муви «Далекие близкие». Впрочем, про постановщика все же не забыли. Попечительский совет вручил ему отдельный приз за талант и остроту впечатлений в номинации «Открытие «Нового сезона». Вне регламента организаторы смотра раздали еще одну статуэтку – недавно ушедшему из жизни блистательному актеру Евгению Сытому, который как раз сыграл свою последнюю роль в «Далеких близких». Артиста почтили минутой молчания, а Иван Соснин, приняв приз, пообещал передать награду семье Сытого.

Вместо послесловия

После анонса и до самого старта «Новый сезон» сравнивали с «Кинотавром», также проходившим в Сочи. При желании совпадения найти, конечно, можно, но клеймить новый смотр статусом «заместителя» не стоит. «Новый сезон» – не перевоплощение прежнего фестиваля. Это попытка создать новую площадку для обсуждения и сотрудничества. Одну неделю именитые режиссеры взаимодействовали с новичками, суперзвезды кино – с юными дарованиями, критики профильных изданий – с журналистами из региональных СМИ. Их всех объединило кино, да еще и российское. Пусть так будет и впредь.

Читайте также

Люди Weekend

«Нам хотелось вжать зрителя на несколько минут в кресло»: Дмитрий Суворов и Лариса Савицкая о съемках фильма «Одна»

В прошлую пятницу в краснодарском кинотеатре «Монитор СБС» прошёл специальный показ фильма-катастрофы «Одна» с участием режиссёра Дмитрия Суворова и героини невероятной истории Ларисы Савицкой, единственной выжившей в авиакатастрофе 1981 года. Автор «Югополиса» пообщался с создателями картины о тонкостях производства survival-драмы, источниках вдохновения и будущем российского кинопроката
Люди Weekend

«Мы планировали сделать кино для всех»: Роман Котков об экранизации «Майора Грома», российских комиксах и киновселенной BUBBLE

В парке «Краснодар» состоялся показ при поддержке «КиноПоиска» – фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» представили его создатели: исполнитель одной из ролей Александр Сетейкин, а также сценарист, продюсер и главный редактор издательства BUBBLE Comics Роман Котков. «Югополис» поговорил с Котковым о комикс-индустрии, режиссёрской версии блокбастера и российском кино.
Город Ситуация Weekend

Петров и Козловский в одном сериале, повторное восстание декабристов и подростковые драмы: что покажут на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон»

Первый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» объявил программу. Она будет состоять из двух секций – премьерных серий сериалов и полнометражных фильмов. О них – в материале «Югополиса»

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду