В Госдуме РФ 21 января закончился сбор поправок к рассматриваемому проекту об изменении закона об образовании. Они предполагают введение государственного ценза на внеучебную деятельность граждан и согласование правительством всех просветительских проектов.

При этом лейтмотивом законопроекта является жесткий контроль над образовательными организациями в их контактах с зарубежными коллегами. Цель известная: создать надежный заслон влиянию Запада, который спит и видит, как подорвать ценностные основы нашей страны. Во втором чтении проект планируется рассмотреть в феврале 2021 года. Кто выиграет в итоге, и что будет с нами, если законопроект примут? Мы поинтересовались у специалистов.

Конец декады просвещения?

Россия успела накопить немалый просветительский опыт. И это не только проекты и программы, завизированные и спущенные по разнарядке сверху, но и прогрессивные порывы ученых-энтузиастов и общественных деятелей, которые в простой, доступной, интересной форме на различных площадках стали доносить до широких масс современную научную мысль.

Для полезного досуга простых россиян появилось множество лекториев, фестивалей, музейных проектов, научно-популярных подкастов, пабликов в социальных сетях и YouTube-каналов. Учёные, инженеры и учителя самостоятельно освоили для себя дополнительное хобби - популяризацию науки и техники, заполнив вакуум, который не был интересен государству и коммерческим организациям.

В разгар сетевого субъективизма, невежества и лженаучной отсебятины «плоскоземельцев» и ковид-диссидентов просветительская активность ученых мужей и жен пришлась отечественной науке как нельзя кстати. Заметим, что и целевой аудитории полюбилась.

Однако в конце прошлого года группа депутатов Госдумы, входящих в комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, внезапно осознав, что просветительская деятельность ничем не регламентирована, инициировали изменения в закон «Об образовании в РФ», закрепив в нем понятие «просветительская деятельность» и нормы, которые эту деятельность будут регулировать.

Законопроект был внесен в Госдуму 18 ноября 2020 года, а 23 декабря, несмотря на критику со стороны научной общественности, был принят законодателями в первом чтении. До 21 января 2021 года инициаторы должны были внести в проект коррективы, чтобы подготовить документ ко второму чтению в феврале.

Депутаты предлагают трактовать просветительство как «осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

И если запреты на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни выглядят вполне благоразумно, то под размытую формулировку «просветительская деятельность» попадает все на свете, и не только излюбленный публикой научпоп с сотнями каналов, блогов и пабликов.

- Если они (поправки в закон об образовании) будут приняты, то любой мало-мальски обучающий контент на YouTube или в Instagram может быть регламентирован и проконтролирован государством, - пишет в своем Телеграм-канале Ксения Собчак. - Авторы блогов, телеграм-каналов могут рассматриваться как люди, занимающиеся просветительством. Понять, что конкретно будет контролироваться соответствующими органами, просто невозможно — депутаты дали очень широкое описание просветительской деятельности.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, Правительство России будет определять порядок и условия ведения такой деятельности, а также осуществлять контроль.

Как законсервировать науку

При этом необходимо подчеркнуть, что описанное выше идёт как бы «в нагрузку» к другой части проекта, которая прописана достаточно чётко. И, так сказать, задаёт лейтмотив борьбы с вмешательствами извне. Федеральные госорганы от сферы образования предполагается наделить полномочиями координировать участие образовательных организаций в международном сотрудничестве «путем выдачи соответствующих заключений». Иными словами, ученые не смогут общаться с коллегами из-за рубежа без согласования с чиновниками. И это может окончательно вырвать российскую науку из международного контекста. Необходимо отметить, что опыт подобных ограничений, уже был.

Вероятно, предпосылкой к нынешнему законопроекту стал нашумевший Приказ Министерства образования и Науки РФ «Об утверждении рекомендаций по взаимодействию с госорганами иностранных государств, международными и иностранными организациями и приему иностранных граждан в территориальных органах и организациях, подведомственных Минобрнауки», который был издан в августе 2019 года. Российским ученым вменялось за пять дней уведомлять министерство о предстоящей встрече с иностранными коллегами, сообщать обо всех российских участниках встречи, запрещалось пользоваться мобильными телефонами и прочей техникой, а по окончании встречи предоставлять руководству подробный отчет.

Приказ вызвал недовольство ученых. По их мнению, подобная мелочная регламентация приведет к изоляции и деградации российской науки, потому что международное сотрудничество является важной составляющей научной деятельности. В феврале 2020 года скандальный приказ был отменен, но, как видим, его зерна проросли в законопроекте о регулировании просвещения.

Из-за того, что критика законопроекта со стороны известных ученых, популяризаторов и научных журналистов никак не «образумила» законодателей, на площадке change.org была размещена петиция «Против поправок о просветительской деятельности», которая в данный момент набрала уже более 150 тысяч подписей. В ней ученые требуют не допустить дальнейшего прохождения законопроекта, так как возникает серьезная опасность, что «заключения» чиновников коснутся не лженауки и псевдоученых, а станут серьезным препятствием для создания современных научных школ.

Инициатор законопроекта сенатор Андрей Климов, естественно, не смолчал и устроил отповедь научному сообществу. В беседе с журналистами “Ъ” Климов заявил, что террористические и подобные им организации «тоже считают, что занимаются просвещением», и есть масса структур, которые ведут деятельность в похожем формате, но не внесены в список запрещенных и их невозможно остановить прямыми, четкими, прозрачными способами. Поэтому данную область нужно регулировать.

«Каким будет это регулирование — это отдельная большая тема», — сказал Климов.

Какими окажутся санкции тоже пока не понятно. Это обычная практика, когда один закон определяет понятия, а следующие за ним акты уже определяют меры ответственности за его нарушения. И они тоже могут быть любыми. Соответственно, на этой основе появится масса подзаконных актов, которые могут создать какой-угодно режим регламентации. В том числе регламентацией могут заняться и на местах.

МНЕНИЯ

Игорь Турицын, доктор исторических наук, профессор, Президент Научно-исследовательского института истории, экономики и права, г. Москва:

- В целом, дополнения предусматривают общее усиление охранительных начал. Причем, в силу расплывчатости новых норм, почти безграничное усиление этих начал.

Вводится понятие «просветительской деятельности», под которое подходит практически любой вид активности, связанной с коммуникацией между людьми. То есть под контроль ставятся не просто абсолютно все области гуманитарной сферы, но и любые коммуникации на уровне отдельного человека.

В каком виде, по каким сферам деятельности и в каких конкретно формах будет осуществляться контроль органами исполнительной власти — не вполне понятно. Очень широкая трактовка в статье о порядке, условиях и формах ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней. То есть на практике неожиданно для человека или организации может вдруг выясниться, что они, сами того не подозревая, ведут «просветительскую деятельность», которая, в свою очередь, является незаконной. (каковы санкции — пока не понятно. Но они тоже могут быть любыми). Соответственно, на этой основе появится масса подзаконных актов, которые могут создать какой-угодно режим регламентации (в том числе на местах).

Александр Оселедко, заместитель руководителя департамента судебной защиты ООО «Юридическая компания «Золотое правило»:

- Стремление законодателя отграничить образовательные услуги, требующие специальной лицензии, от иной просветительской деятельности (факультативы, кружки, семинары, тренинги), для которой лицензия не нужна, можно оценить положительно. Однако законопроект в предложенной редакции, мягко говоря, требует доработки. Сейчас он скорее грозит стать еще одним препятствием для старта и развития микробизнеса. За просветительской деятельностью планируется установить контроль, а ее формы и порядок осуществления будут строго регламентированы Правительством.

Считаем, что достичь целей, для которых принимается указанный законопроект, можно, используя имеющиеся в законодательстве нормы административного и уголовного права.

Сохранять культурное наследие России следует, прививая подрастающему поколению те духовные ценности и идеалы, которые красной нитью проходят через историю нашего Отечества, а не вводя дополнительные административные барьеры для малого бизнеса.

Алексей Сафронов, историк, выпускник Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат экономических наук:

- Я изучаю историю советской экономики, периодически выступаю с лекциями на эту тему. Законопроект о просветительской деятельности, который обсуждается сейчас в Госдуме и в научно-просветительской среде, может заставить меня прекратить этим заниматься. Не потому, что я рассказываю людям что-то плохое, а потому, что по законопроекту порядок и формы ведения просветительской деятельности должно будет позже дополнительно установить Правительство Российской Федерации, и я даже не знаю, какой порядок оно может придумать. Может быть меня заставят лицензироваться или согласовывать с кем-то тексты лекций или вообще читать лекции сначала чиновникам, чтобы те решили, можно ли с ними где-то выступать. А само определение «просветительской деятельности» в законопроекте настолько широкое, что, если вы делитесь рецептом домашнего пирога, вы тоже считаетесь просветителем и тоже должны будете выполнять ещё неизвестные требования правительства. Преследования просветителей будут вторым результатом принятия законопроекта. Первым результатом будет сокращение желающих делиться знаниями.

Читайте также

Город Люди Ситуация Бизнес

Два рубля преткновения: краснодарские транспортники пытаются объяснить, почему проезд должен подорожать

После шума в соцсетях в Краснодаре провели брифинг, посвященный вопросу обоснованности повышения стоимости проезда в общественном транспорте
Екатерина Пономарёва

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.