В Госдуме РФ 21 января закончился сбор поправок к рассматриваемому проекту об изменении закона об образовании. Они предполагают введение государственного ценза на внеучебную деятельность граждан и согласование правительством всех просветительских проектов.
При этом лейтмотивом законопроекта является жесткий контроль над образовательными организациями в их контактах с зарубежными коллегами. Цель известная: создать надежный заслон влиянию Запада, который спит и видит, как подорвать ценностные основы нашей страны. Во втором чтении проект планируется рассмотреть в феврале 2021 года. Кто выиграет в итоге, и что будет с нами, если законопроект примут? Мы поинтересовались у специалистов.
Конец декады просвещения?
Россия успела накопить немалый просветительский опыт. И это не только проекты и программы, завизированные и спущенные по разнарядке сверху, но и прогрессивные порывы ученых-энтузиастов и общественных деятелей, которые в простой, доступной, интересной форме на различных площадках стали доносить до широких масс современную научную мысль.
Для полезного досуга простых россиян появилось множество лекториев, фестивалей, музейных проектов, научно-популярных подкастов, пабликов в социальных сетях и YouTube-каналов. Учёные, инженеры и учителя самостоятельно освоили для себя дополнительное хобби - популяризацию науки и техники, заполнив вакуум, который не был интересен государству и коммерческим организациям.
В разгар сетевого субъективизма, невежества и лженаучной отсебятины «плоскоземельцев» и ковид-диссидентов просветительская активность ученых мужей и жен пришлась отечественной науке как нельзя кстати. Заметим, что и целевой аудитории полюбилась.
Однако в конце прошлого года группа депутатов Госдумы, входящих в комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, внезапно осознав, что просветительская деятельность ничем не регламентирована, инициировали изменения в закон «Об образовании в РФ», закрепив в нем понятие «просветительская деятельность» и нормы, которые эту деятельность будут регулировать.
Законопроект был внесен в Госдуму 18 ноября 2020 года, а 23 декабря, несмотря на критику со стороны научной общественности, был принят законодателями в первом чтении. До 21 января 2021 года инициаторы должны были внести в проект коррективы, чтобы подготовить документ ко второму чтению в феврале.
Депутаты предлагают трактовать просветительство как «осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
И если запреты на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни выглядят вполне благоразумно, то под размытую формулировку «просветительская деятельность» попадает все на свете, и не только излюбленный публикой научпоп с сотнями каналов, блогов и пабликов.
- Если они (поправки в закон об образовании) будут приняты, то любой мало-мальски обучающий контент на YouTube или в Instagram может быть регламентирован и проконтролирован государством, - пишет в своем Телеграм-канале Ксения Собчак. - Авторы блогов, телеграм-каналов могут рассматриваться как люди, занимающиеся просветительством. Понять, что конкретно будет контролироваться соответствующими органами, просто невозможно — депутаты дали очень широкое описание просветительской деятельности.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, Правительство России будет определять порядок и условия ведения такой деятельности, а также осуществлять контроль.
Как законсервировать науку
При этом необходимо подчеркнуть, что описанное выше идёт как бы «в нагрузку» к другой части проекта, которая прописана достаточно чётко. И, так сказать, задаёт лейтмотив борьбы с вмешательствами извне. Федеральные госорганы от сферы образования предполагается наделить полномочиями координировать участие образовательных организаций в международном сотрудничестве «путем выдачи соответствующих заключений». Иными словами, ученые не смогут общаться с коллегами из-за рубежа без согласования с чиновниками. И это может окончательно вырвать российскую науку из международного контекста. Необходимо отметить, что опыт подобных ограничений, уже был.
Вероятно, предпосылкой к нынешнему законопроекту стал нашумевший Приказ Министерства образования и Науки РФ «Об утверждении рекомендаций по взаимодействию с госорганами иностранных государств, международными и иностранными организациями и приему иностранных граждан в территориальных органах и организациях, подведомственных Минобрнауки», который был издан в августе 2019 года. Российским ученым вменялось за пять дней уведомлять министерство о предстоящей встрече с иностранными коллегами, сообщать обо всех российских участниках встречи, запрещалось пользоваться мобильными телефонами и прочей техникой, а по окончании встречи предоставлять руководству подробный отчет.
Приказ вызвал недовольство ученых. По их мнению, подобная мелочная регламентация приведет к изоляции и деградации российской науки, потому что международное сотрудничество является важной составляющей научной деятельности. В феврале 2020 года скандальный приказ был отменен, но, как видим, его зерна проросли в законопроекте о регулировании просвещения.
Из-за того, что критика законопроекта со стороны известных ученых, популяризаторов и научных журналистов никак не «образумила» законодателей, на площадке change.org была размещена петиция «Против поправок о просветительской деятельности», которая в данный момент набрала уже более 150 тысяч подписей. В ней ученые требуют не допустить дальнейшего прохождения законопроекта, так как возникает серьезная опасность, что «заключения» чиновников коснутся не лженауки и псевдоученых, а станут серьезным препятствием для создания современных научных школ.
Инициатор законопроекта сенатор Андрей Климов, естественно, не смолчал и устроил отповедь научному сообществу. В беседе с журналистами “Ъ” Климов заявил, что террористические и подобные им организации «тоже считают, что занимаются просвещением», и есть масса структур, которые ведут деятельность в похожем формате, но не внесены в список запрещенных и их невозможно остановить прямыми, четкими, прозрачными способами. Поэтому данную область нужно регулировать.
«Каким будет это регулирование — это отдельная большая тема», — сказал Климов.
Какими окажутся санкции тоже пока не понятно. Это обычная практика, когда один закон определяет понятия, а следующие за ним акты уже определяют меры ответственности за его нарушения. И они тоже могут быть любыми. Соответственно, на этой основе появится масса подзаконных актов, которые могут создать какой-угодно режим регламентации. В том числе регламентацией могут заняться и на местах.
МНЕНИЯ
Игорь Турицын, доктор исторических наук, профессор, Президент Научно-исследовательского института истории, экономики и права, г. Москва:
- В целом, дополнения предусматривают общее усиление охранительных начал. Причем, в силу расплывчатости новых норм, почти безграничное усиление этих начал.
Вводится понятие «просветительской деятельности», под которое подходит практически любой вид активности, связанной с коммуникацией между людьми. То есть под контроль ставятся не просто абсолютно все области гуманитарной сферы, но и любые коммуникации на уровне отдельного человека.
В каком виде, по каким сферам деятельности и в каких конкретно формах будет осуществляться контроль органами исполнительной власти — не вполне понятно. Очень широкая трактовка в статье о порядке, условиях и формах ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней. То есть на практике неожиданно для человека или организации может вдруг выясниться, что они, сами того не подозревая, ведут «просветительскую деятельность», которая, в свою очередь, является незаконной. (каковы санкции — пока не понятно. Но они тоже могут быть любыми). Соответственно, на этой основе появится масса подзаконных актов, которые могут создать какой-угодно режим регламентации (в том числе на местах).
Александр Оселедко, заместитель руководителя департамента судебной защиты ООО «Юридическая компания «Золотое правило»:
- Стремление законодателя отграничить образовательные услуги, требующие специальной лицензии, от иной просветительской деятельности (факультативы, кружки, семинары, тренинги), для которой лицензия не нужна, можно оценить положительно. Однако законопроект в предложенной редакции, мягко говоря, требует доработки. Сейчас он скорее грозит стать еще одним препятствием для старта и развития микробизнеса. За просветительской деятельностью планируется установить контроль, а ее формы и порядок осуществления будут строго регламентированы Правительством.
Считаем, что достичь целей, для которых принимается указанный законопроект, можно, используя имеющиеся в законодательстве нормы административного и уголовного права.
Сохранять культурное наследие России следует, прививая подрастающему поколению те духовные ценности и идеалы, которые красной нитью проходят через историю нашего Отечества, а не вводя дополнительные административные барьеры для малого бизнеса.
Алексей Сафронов, историк, выпускник Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат экономических наук:
- Я изучаю историю советской экономики, периодически выступаю с лекциями на эту тему. Законопроект о просветительской деятельности, который обсуждается сейчас в Госдуме и в научно-просветительской среде, может заставить меня прекратить этим заниматься. Не потому, что я рассказываю людям что-то плохое, а потому, что по законопроекту порядок и формы ведения просветительской деятельности должно будет позже дополнительно установить Правительство Российской Федерации, и я даже не знаю, какой порядок оно может придумать. Может быть меня заставят лицензироваться или согласовывать с кем-то тексты лекций или вообще читать лекции сначала чиновникам, чтобы те решили, можно ли с ними где-то выступать. А само определение «просветительской деятельности» в законопроекте настолько широкое, что, если вы делитесь рецептом домашнего пирога, вы тоже считаетесь просветителем и тоже должны будете выполнять ещё неизвестные требования правительства. Преследования просветителей будут вторым результатом принятия законопроекта. Первым результатом будет сокращение желающих делиться знаниями.
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
Новым главой Росморречфлота назначен Андрей Тарасенко 14:11
-
Депутат ЗСК Виктор Тепляков рассказал о своем участии в очередной сессии краевого парламента 13:52
-
Shot: патриарх криминального мира Шакро Молодой вышел из колонии на Кубани 13:39
-
Глава Минфина РФ Силуанов: прибыль туристической отрасли в 2023 году составила почти 280 миллиардов рублей 13:36
-
Ведущие государственные вузы Кубани переходят на отечественные платформы для видеоконференций 13:13
-
Напротив Анапского индустриального техникума произошла массовая драка 13:10
-
В Анапе с высокого обрыва упал мужчина 13:03
-
При нападении на "Крокус" погиб полковник спецназа ГРУ 12:50
-
Центробанк продлил ограничения на перевод денег за рубеж 12:23
-
На улице им. А.М. Сорока в Краснодаре построили тротуар 12:14
-
Жители Краснодара заявили, что отдали “бизнесмену” из Саратовской области 6,5 млн рублей на открытие автопарка 11:48
Комментариев еще нет
Последние обсуждения