Почти все когда-нибудь испытывали «синдром последнего трека». Вы садитесь в машину, включаете радио и слушаете подборку, которую повторяют чуть ли не каждый час. И вот вы уже ловите себя на том, что мычите под нос мелодию и она бесконечно крутится у вас в голове. Что же делает одни песни более привязчивыми, чем другие? Лизетт Борелли, журналист издания Medical Daily, рассказывает об исследовании этого вопроса.
Сотрудники факультета музыки Даремского университета (Дарем, Англия) в своем исследовании утверждают, что некоторые композиции имеют больше шансов надолго застрять в голове благодаря музыкальным особенностям. «Навязчивые песни отличаются довольно быстрым темпом. При этом их мелодический рисунок простой, но интервалы или повторения фрагментов — нестандартные. Пример — начальный рифф Smoke On The Water Deep Purple или припев Bad Romance Lady Gaga», — пишет доктор Келли Якубовски, ведущий автор работы, опубликованной в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» ( Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts).
По утверждению Якубовски, около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю — а кто-то даже и чаще. Это обычно происходит, когда мозг не занят ничем важным — например, пока мы принимаем душ, прогуливаемся или делаем уборку.
Итак, исследователи выделили три параметра, которые отвечают за способность композиции привязываться: это темп, мелодия и наличие неожиданных интервалов. Что касается темпа, привязчивые песни довольно быстрые и зажигательные — под них так и тянет подвигаться. Более ранние исследования показали, что песни из плей-листов в спортзалах нередко вводят спортсменов в так называемое потоковое состояние — человек полностью погружается в свое занятие и действует будто на автопилоте. Типичный «тренировочный» плей-лист начинается с музыки для разминки, затем песни постепенно набирают темп — для перехода к кардионагрузкам. Потом идут «силовые» композиции, а в конце — спокойные мелодии, которые помогают остыть. Песни из таких подборок с большой вероятностью застрянут у вас в голове — из-за постепенного нарастания и спада ритма.
Около 90% из нас испытывают на себе действие навязчивых мелодий хотя бы раз в неделю
Не менее важна мелодия. Песни-прилипалы обычно имеют незатейливую, но цепляющую мелодическую структуру. Возьмем, к примеру, старую английскую колыбельную Twinkle, Twinkle, Little Star: мелодия сначала идет вверх, затем скатывается вниз, а потом — снова поднимается. Такой мотив легко запомнить — и всё, вы на крючке. Другой яркий пример — начальный рифф песни Maroon 5 Moves Like Jagger: ее мелодия тоже идет вверх и затем — вниз.
Ну и наконец, навязчивая композиция отличается оригинальной структурой интервалов. Скажем, неожиданными мелодическими скачками или бОльшим количеством повторяющихся нот, чем мы привыкли слышать в поп-песнях. Что это значит? Послушайте рифф песни My Sharona группы The Knack — и поймете.
Чтобы составить
хит-парад назойливых песен, авторы
исследования провели онлайн-опрос. 3000
опрошенных рассказали, какие песни
привязываются к ним чаще всего. Затем
исследователи сделали подборку песен,
которые не назывались в числе привязчивых,
но были не менее популярны и так же часто
гостили в британских чартах. После этого
авторы проанализировали и сравнили
мелодические характеристики тех и
других композиций. В область исследований
вошли только популярные жанры, такие
как поп, рок, рэп, ритм-энд-блюз.
Топ-15 самых навязчивых синглов
по данным Сент-Эндрюсского университета, Шотландия (2016)
«Так мы выяснили, что способность песен привязываться вовсе не связана с их популярностью. Все дело в музыкальных характеристиках», — подводит итог Якубовски.
Но есть ли способ
отделаться от приставшей мелодии?
В исследовании, опубликованном в Ежеквартальнике экспериментальной психологии (Quarterly Journal of Experimental Psychology) в 2015 году, предлагается неожиданно простое средство — жвачка. Эксперименты показали: исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал. Все логично: наш речевой аппарат задействован и в «мысленном пении», поэтому, когда челюсти заняты жеванием, нам сложнее что-то напевать даже про себя.
Ну что ж, по крайней мере, теперь понятно, почему мы не можем выкинуть из головы хит Кайли Миноуг 2002 года, в котором она не может выкинуть кого-то из головы.
Исследуемые, которые жевали жвачку, были меньше подвержены атакам назойливых песен, чем те, кто не жевал
Источник: К. Якубовски и др. «Препарирование
музыкальных паразитов: как музыкальные
характеристики и популярность песни
предопределяют непроизвольное
формирование музыкальных образов»
("Dissecting an earworm: Melodic features and song popularity
predict involuntary musical imagery". Psychology
of Aesthetics, Creativity and the Arts),
2016.
Оригинал статьи: Lizette Borreli: Last Song Syndrome? Why Catchy Songs Get Stuck In Your Head, Plus How To Get Rid Of Earworm
Кавер-изображение: Roman Kraft / Unsplash
Перевод: Ольга Походзей для «Югополиса»
Первая полоса
Последние новости
-
Жители Сочи на приеме рассказали о важных социальных темах депутату ЗСК Борису Юнанову 08:58
-
В Краснодаре водители эвакуированных машин с 1 апреля заплатили за нарушения почти 1,5 миллиона рублей 08:16
-
Все заказанные белорусские электробусы прибыли в Краснодар (фото) 22:36
-
Детские лагеря Кубани хотят оборудовать укрытиями от беспилотников 22:18
-
Замминистра обороны Тимур Иванов задержан по подозрению во взяточничестве 21:36
-
С 24 апреля на Кубани начнет действовать запрет на посещение лесов 21:30
-
В столице Кубани вандалы испортили мурал, посвященный ФК «Краснодар» 20:52
-
Mash: житель Москвы захватил самолет в аэропорту Сочи и пригрозил совершить взрыв и поджог 20:22
-
В Сочи полицейские проверят информацию о собаке, сброшенной с 4-го этажа 20:02
-
В Краснодаре для ремонта железнодорожных путепроводов временно ограничат движение 19:37
-
Сочинские хлебопеки извинились за свой «волосатый» хлеб 19:06
Комментариев еще нет
Последние обсуждения