Новое — новороссийское — чудо, выставочное пространство «Ангар», располагается в лучших традициях совриска в здании бывшего цеха металлоконструкций, да еще по соседству с цехами «Кока-Колы». Анна Пчелина рассказывает, как планы открыть городской музей переродились в идею создания «Ангара» и почему центр экспериментальный. Владелец «Ангара» Игорь Дорофеев делится своими ожиданиями от проекта и считает его экзаменом для художников, властей и бизнеса. А скульптор Валерий Пчелин оценивает возможности нового выставочного пространства в полтора квадратных километра.

Анна Пчелина
Пресс-секретарь экспериментального центра современного искусства «Ангар»

«Задача «Ангара» — быть точкой пересечения разных регионов и народов»


— Как Игорь и Наталья Дорофеевы решились открыть выставочное пространство столь внушительных размеров?

— Историю открытия «Ангара» в Новороссийске я бы назвала романтической: она связана с влюбленностью в искусство. Игорь и Наталья Дорофеевы — галеристы и коллекционеры. Они начали коллекционировать предметы искусства — графику и живопись — в 80-х годах, в их коллекции больше тысячи единиц хранения, говоря музейным языком.

Создать ее супругам помогло ведение успешного бизнеса: Дорофеевы — владельцы типографии в Новороссийске, издатели газеты «С легкой руки». Постепенно искусство стало интересовать их больше бизнеса — Игорь и Наталья решили открыть музей изобразительных искусств в Новороссийске. В 2009 году они организовали Новороссийскую биеннале. Свой интерес Дорофеевы развивали поступательно: сначала создали коллекцию, потом стали организовывать выставки, выпускать каталоги, описывающие собранные ими произведения, и открыли биеннале.

«Ангар»: экзамен по искусству
Игорь и Наталья Дорофеевы

Что касается музея, который поначалу планировали создать Игорь и Наталья, здесь они тоже действовали очень грамотно. Купили землю в центре Новороссийска (музей должен находиться в доступном для посетителей месте), пригласили архитектора, разработавшего проект будущего музея с небольшим концертным залом (такого зала, с хорошей акустикой, в Новороссийске не было). Затем передали свой бизнес другим людям и собирались продать большой производственный цех, где размещалась их типография и были дополнительные площади, предназначенные для ее расширения (кризис его притормозил).

Но они осознали, что имеющееся у них помещение площадью 1,3 кв. км — уже, собственно, и есть музей с концертным залом. Да еще в духе мирового тренда — когда экспозиции современного искусства располагаются в бывших индустриальных помещениях, лофтах, ангарах. Дорофеевы решили, что пока не будут строить городской музей в привычном виде, и все свои силы направили на организацию музея-ангара. Они назвали его «Новороссийский экспериментальный центр современного искусства «Ангар».

Центр обладает большим зданием — это бывший цех металлоконструкций одного из советских трестов, занимавшегося восстановлением Новороссийска в 80-х годах. Трест строил дома, и у него было много цехов по всему городу. Один из них Игорь и Наталья приобрели в начале нулевых у приватизировавшего это помещение предпринимателя. (Два соседних цеха купила Coca-Cola: по дороге в «Ангар» можно увидеть красные холодильники компании и автомобили с фирменной надписью — кстати, такие цветовые пятна в контексте промышленной архитектуры очень располагают к знакомству с современным искусством.)

Есть рядом с «Ангаром» и прилегающая территория, довольно большая: можно приезжать автобусами, машинами. Малое выставочное пространство «Ангара» — здание площадью 160 кв. м, которое Дорофеевы построили сами. Там был газетный цех — они превратили его в отдельно стоящую галерею с великолепным светом — очень хорошее выставочное пространство.

Alt

«Ангар» его руководители намерены развивать как бизнес? Каково участие властей города в открытии центра?

— В том, чтобы «Ангар» продолжал развиваться, заинтересованы все мы, а не только Новороссийск. Заинтересованы жители края, туристы, которым хочется увидеть что-то особенное. Разумеется, нужны инвестиции. Дорофеевы вложили в организацию выставочной площадки в «Ангаре» около двух миллионов рублей, затраченных на свет, стены, полы, крышу, перегородки, ремонт. Для оплаты коммуналки и работы людей, которые должны быть заняты там, для дальнейшего совершенствования этой площадки, для того чтобы приглашать кураторов, художников, нужны еще средства.


У «Ангара» есть план развития. Во-первых, его руководство планирует сделать вход платным и привлекать туристов. Во-вторых, здесь рассчитывают на значимость центра искусства для жителей Новороссийска и будут работать над созданием попечительского совета. В этом Дорофеевым очень помогает администрация города. Да и вообще, нужно сказать, она очень масштабно способствует проведению биеннале, решая многие важнейшие вопросы, и здесь очень гордятся тем, что в Новороссийске есть биеннале и такие выдающиеся люди, которые выступают с подобными небанальными инициативами.

Руководители «Ангара» надеются включить в увлечение искусством местное бизнес-сообщество. Как показывает общероссийская практика, сейчас это, можно сказать, тренд. И крупный, и малый, и средний бизнес начинает осознавать, насколько интересно и статусно заниматься благотворительностью, быть филантропами, меценатами. И Дорофеевы надеются, что им удастся в ближайшее время сформировать хорошее дополнительное поступление. Пока это нельзя назвать бизнесом, конечно: сейчас «Ангар» требует слишком много вложений. Культура — область длинных инвестиций.

Руководители «Ангара» ориентируются на другие российские или заграничные примеры?

— Они внимательно следят за тем, что происходит в стране. Знают об Уральской биеннале, которая открылась в начале сентября. И там знают о новороссийской. Мы пригласили представителей «Гаража», Русского музея, независимых кураторов. Институциональные связи очень важно налаживать. Даже если не удастся сразу сделать так, чтобы все приехали, о том, что такая биеннале существует и «Ангар» начинает работу, знают многие арт-менеджеры, кураторы, художники — интерес уже есть.

Игорь Дорофеев подчеркивает, что для него важно, чтобы «Ангар» существовал не где-то на отшибе, в отдельности, а в кругу других культурных институций. Кстати, на открытие планируют приехать представители краснодарского центра «Типография», и это очень приятно.

Открытие «Ангара»

Расскажите об участниках и теме биеннале.

— Пятая биеннале, которая проходит в этом году, приобрела международный масштаб и стала выставкой современного искусства. Сейчас в экспозиции не отдельные, разрозненные вещи, а крупные авторские проекты. То есть автор берет некоторую территорию, участок этого пространства, и предлагает на нем цельный концепт: инсталляцию или цикл работ. Например, Наталье и Павлу Мартыненко отдали бывший газетный цех, где они представляют цельную экспозицию «Корнеплоды». И в этом смысле V Биеннале — огромный прорыв.

Участников много, экспозиция очень большая. Было подано 150 заявок, участвуют в мероприятии более 70 авторов из 8 стран: среди них Россия, США, Италия, Турция, Хорватия, Греция. Из краснодарских художников, сотрудничающих с «Типографией», — Валерий Казас с «Улицей Валерия Казаса», Александр Чурсин, Владимир Мигачев.

Зрители увидят инсталляции, видеоарт, монументальную скульптуру — Skyman II Валерия Пчелина (металл и дерево); интерактивные объекты — инсталляции, которые приглашают зрителей к участию в проекте; графику, живопись.

Продажами произведений оргкомитет биеннале не занимается, но заинтересованные в приобретении предметов искусства посетители могут смотреть работы и далее решать вопрос об их покупке — мы готовы этому содействовать.

Тема биеннале — «Дом». Это, конечно, дом в широком смысле. Каждое произведение так или иначе представляет свое видение того, что можно считать домом. Дом — понятие сегодня переосознаваемое. Глобализация, с одной стороны, размывает наше представление о том, что дом — это нечто частное, изолированное. С другой стороны, она расширяет это представление до осознания домом любой точки земного шара, всей вселенной. На биеннале мы увидим, как художники рефлексируют на эту тему.

«Люди устали от бесконечных «собачек»

Скульптор Валерий Казас рассказал «Югополису» об отношении к коллегам, революционном проекте, связанном с краснодарской городской средой, и о том, почему скульптура актуальнее живописи.


Читать

Связан ли выбор темы и с желанием организаторов развивать русское искусство?

— Да, совершенно верно, Игорь Дорофеев — человек, который старается создать условия для художников там, где живет, и он очень заинтересован в том, чтобы именно в Краснодарском крае, в Новороссийске предоставить им площадку, идеально приспособленную для творческих экспериментов.

Игорь и Наталья подчеркивают, что «Ангар» существует не только для изобразительного искусства: они открывают свои двери и для театральных коллективов, и музыкальных, рады принимать у себя концерты. Центр его создатели назвали экспериментальным — это лаборатория, позволяющая проводить творческий поиск.

Alt
Alt

Известный куратор Ханс Обрист в своих интервью говорил о том, что современный музей должен быть не только хранилищем, но и лабораторией. Очень важно, чтобы эта функция получала сейчас развитие. Игорь и Наталья это понимают, чувствуют. Они отлично сознают задачи и трудности современного художника — что ему нужна лаборатория. Только так ты можешь быть современным — когда есть условия для поиска. Любому художнику нужна хорошая мастерская, пространство. Вот это пространство высотой двенадцать метров — вызов. В нем многие вещи могут потеряться, исчезнуть. Одно дело — взять белый куб и что-то в нем разместить, и это будет воздействовать, потому что внимание акцентируется на выставленном объекте. Другое дело — выставляться в таком пространстве, где столько воздуха, сложный свет, где можно по-разному делать перегородки, — художник начинает совсем по-другому себя чувствовать, для него это новые переживания. Это очень важно — чтобы в жизни автора были такие полезные стрессы.

«Ангар» будет особенным по сравнению с другими российскими выставочными пространствами в смысле раскрытия южного менталитета?

— Должно ли искусство быть региональным — вопрос открытый. По-моему, региональность должна проявляться опосредованным способом, не напрямую. Через особую эмоциональность или, может быть, настроение. Задача «Ангара» — быть точкой пересечения разных регионов, народов.

Открытие «Ангара»

Новороссийск — морской, портовый город: европейские и средиземноморские страны — потенциальные зрители и участники биеннале. Новороссийский менталитет, нужно сказать, отличается от краснодарского своей включенностью в черноморскую семью, черноморскую жизнь. На открытие биеннале, кстати, мы ждем консула Турции, который очень горячо поддерживает этот проект. В Стамбуле своя регулярная, и очень мощная, биеннале, почему бы не усиливать отношения и с ней.



Игорь Дорофеев
Руководитель новороссийского экспериментального центра современного искусства «Ангар»

«Власти проявили чудеса героизма»


«Ангар» — это, я думаю, некий экзамен. Для наших художников, властей, бизнеса. Мы сделали первый шаг. Все говорят о том, что у нас чего-то не хватает, нет культурной среды, негде что-то делать. Мы решили предоставить эту возможность.

За день до открытия биеннале мы организуем круглый стол с участием представителей властей, бизнеса и культуры. Будем говорить о том, что они думают об этом проекте, каким видят наше место в развитии культуры на Юге России. Можно брать еще уже — Краснодарский край. Так что я ожидаю реакции властей, бизнеса и хочу посмотреть, готовы ли художники работать в таких пространствах, с такими объемами. Они привыкли выставляться в музеях и выставочных залах и, к сожалению, еще очень нерешительно используют большое пространство. Но это в первый раз, это начало: надеюсь, будет и продолжение — если выдержат экзамен бизнес и власти.

Администрация города начала движение навстречу, и это радует. Власти проявили чудеса героизма: заасфальтировали подъезды к «Ангару», сделали рекламные баннеры и разместили их по городу, взяли на себя транспортное сопровождение биеннале, размещение гостей. Честно говоря, я даже не ожидал такой реакции, и круглый стол меня обнадеживает.

«Ангар»: экзамен по искусству
«Ангар»: экзамен по искусству


Валерий Пчелин
Скульптор

«Такого в Краснодарском крае еще не было»


Второго Skyman, с которым я участвую в этом году в новороссийской биеннале, я делал около двух лет. Скульптура символизирует взаимосвязь цивилизаций, существовавших на южной земле, с современностью: мы живем в зоне степей, где проходили кочевники. То есть это архетипическая вещь, которая имеет современный посыл: крылья у существа самолетные, это синтез земных, природных стихий и достижений человека; и в то же время — связь времен, мост от прошлого к будущему.

Мой Skyman I находится в Китае, я работал над ним в рамках программы «Новый шелковый путь», которую проводили параллельно крупному международному экономическому проекту. Был объявлен конкурс скульптур, и я придумал тогда этого крылатого всадника как символ нового пути, новых возможностей в связи с прошлыми достижениями цивилизации, с первым «шелковым путем».

Второй всадник в чем-то повторяет первого — но он и более обобщенный, более абстрактный. Тот весь изготовлен из нержавеющей стали и был чем-то вроде рыцаря или летчика, астронавта. Этот — более художественный, образ более широкого понимания.

«Ангар»: экзамен по искусству
«Ангар»: экзамен по искусству
«Ангар»: экзамен по искусству

Скульптура очень большая, размах крыльев — шесть метров. У меня немаленькая мастерская, но всадник захватил ее всю. Я даже не мог по-настоящему его увидеть. «Ангар» позволил это сделать — и его возможности прекрасно подходят для выставки больших скульптур. Там много воздуха, подходящий свет, это действительно классное помещение для такого рода вещей.

К тому же это помещение индустриального типа, с оголенной штукатуркой, фактурой и т. п. — идеально сочетается с моей работой, в которой тоже дерево, металл, такие же конструкции. Когда Дорофеевы предложили мне участвовать в выставке, я с радостью согласился и даже специально для нее заканчивал работу, которую до этого делал не спеша.

«Ангар» — очень интересное место, такого в Краснодарском крае еще не было: очень удобная площадка для демонстрации любых экспериментов, любого масштаба. Для скульптора это очень важно — пространство имеет не меньшее значение, чем форма.

Читайте также

Город

Игра с окружающей средой

Скульптор Валерий Пчелин рассказал «Югополису» о любимом городе, казачьей закваске и взаимоотношениях с пространством.
Святослав Касавченко
Город Люди

«Люди устали от бесконечных «собачек»

Скульптор Валерий Казас рассказал «Югополису» об отношении к коллегам, революционном проекте, связанном с краснодарской городской средой, и о том, почему скульптура актуальнее живописи.
Денис Куренов

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.