То пандемия с её перепадами «высот», то теперь ещё и санкционное давление, отказ от сотрудничества иностранных контрагентов, уход многих западных игроков с рынка и прочие кардинальные изменения ландшафта, возникшие с 24 февраля – даты начала СВО на Украине. «Югополис» попытался разобраться с тем, как приходится сейчас представителям бизнеса, развивающегося в Краснодарском крае. А главное – как у них получается в этой ситуации расти.

Логистика, логистика! Берег дальний, берег близкий

Даже далёкий от бизнеса обыватель заметил множественные изменения в логистике. В последние годы она усложняется даже на самом бытовом уровне. И если такие радикальные явления, как полный запрет на перемещение по улицам во время локдауна, уже забылись, то на смену им пришли закрытое небо над югом страны (кроме Сочи) и увеличившееся время железнодорожного сообщения. До той же Москвы из Краснодара поезд сейчас идёт до полутора раз дольше. А в разрезе бизнеса началась глобальная смена полярностей: переориентация с западных товаров на те, что поставляются с Востока. Причиной тому послужил, конечно же, демонстративный отказ западных компаний сотрудничать с Россией после начала специальной военной операции.

Бизнестриал и уроки пандемии
Алексей Пиданов

Однако достаточно удачно в этой связи сложились обстоятельства для компании New Easy Way, которая и ранее решала логистические задачи именно при перевозках из Китая. Её владелец и гендиректор Алексей Пиданов рассказывает, что возникла фирма ещё 16 лет назад на Дальнем Востоке – в городе Благовещенске Амурской области. Идея торговли и перевозок товаров из Китая лежала на поверхности – до города Хэйхэ всего 700 метров. Он находится только лишь через реку Амур от самого Благовещенска. Стихи Твардовского «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый» навели на мысли о первом названии компании: поименовали «Переправой». Однако позднее бизнес разросся и название пришлось сменить. Компания стала международной, а головной офис переехал в Краснодар.

Неслабыми оказались удары по компании, которые нанесла пандемия. «Если помните, была ограниченная доступность контейнеров, закрытие приграничных территорий с Китаем, увеличения транзита, что привело к разрыву логистических цепочек и к увеличению стоимости перевозок. Но, как показывает практика, предприниматель на то и есть предприниматель, чтобы предпринимать эффективные действия при разных обстоятельствах», - рассказывает Алексей.

О рыночных пертурбациях после 24 февраля он говорит значительно спокойнее: «Конечно, в самом начале, в период валютных курсовых колебаний, были небольшой шок и волнение у всех. Но когда курс пошёл на убыль и все международные контракты перевели из долларов в юани, всё стало на свои места».

По словам Пиданова, систематизацией логистического бизнеса его компания занималась последний шесть лет, отчего оказалась готова к вызовам: теоретические наработки планомерно внедрялись в рабочие процессы. «Одним словом, мы были готовы к изменениям и нам почти не потребовалось времени для адаптации к новой реальности. У нас резко увеличилось количество заказов, и, к счастью, мы были готовы к ним», - резюмирует он.

Особенностью работы в новой реальности стала именно та переориентация на Восток – компании, работавшие с западными поставщиками, начали искать аналоги своих товаров и компонентов в Китае. Кстати пришёлся и параллельный импорт, под который стали формироваться запросы клиентов с тех пор, как его официально разрешили в России. Переменился и спрос. Ранее компания ввозила в основном мебель, свет, игрушки, одежду, обувь, текстиль, товары для активного отдыха, стройтовары. Сейчас же ввозят автозапчасти, оборудование, сырьё для производства, электронные компоненты и разные брендовые товары – «под параллельный импорт».

Про будущее Алексей предпочитает ничего не загадывать: «Жизнь меня приучила не заниматься ясновидением. Что бы вы ни прогнозировали, ожидание всегда не будут совпадать с реальностью, поэтому работаем засучив рукава и с позитивным настроем смотрим в будущее, по-другому жить невозможно», - говорит он.

«Всегда было непросто»

Если бизнес, связанный с импортом с Востока, доживший до этой переориентации по сторонам света, оказался, почти обречённым на рост, то есть сферы, тектонические сдвиги в которых для части областей бизнеса оказались непоправимыми, а временами и губительными. Одним из таких очевидных примеров оказался рынок маркетинга: из него исчезли Instagram* и рекламные продукты Google. По словам Эдуарда Сюткина, руководящего в Сочи группой компаний Invite, как минимум шесть маркетинговых компаний прекратили своё существование.

Бизнестриал и уроки пандемии
Эдуард Сюткин

«Процентов 80 рекламных бюджетов многих компаний приходились именно на Instagram. В итоге им потребовалось резко переориентироваться на другие каналы связи», - рассказывает предприниматель. Такой спрос на эти услуги привёл к тому, что на рынке существовало множество компаний, специализировавшихся именно на данных инструментах – понятных всем пользователям и относительно простых для бизнеса. Именно такие компании и были вынуждены или крайне радикально сменить курс, или прекратить своё существование.

Маркетинговое агентство Invite Promo же оказалось в другой категории – оно было готово к произошедшим изменениям, поскольку ориентировалось на иной рыночной сегмент. «Мы очень хорошо работаем с контекстной рекламой, отчего к нам просто толпой повалили заказчики, а мы получили такой рост. Выросли бы и больше, но этого не позволяли наши ресурсы», - говорит Эдуард.

Компания в итоге показала за означенный период рост по оборотам примерно в четыре раза. И это при том, что в группе компаний на неё не делали ставку как на самостоятельного игрока, поскольку создавали для обслуживания всего остального бизнеса, в частности – агентства инвестиционной недвижимости. А вот это предприятие от изменений на рынке как раз пострадало. Его «проседание» по оборотам оказалось сопоставимо с ростом коллег из маркетинговой сферы. Точных оценок пока нет, но приблизительные говорят о 3-4-кратном спаде.

Сюткин рассказывает, что после 24 февраля для этого бизнеса сложилась очень неблагоприятная ситуация. Работа агентства была ориентирована на недвижимость, в которую клиент инвестировал. Но тогда было не до инвестиций: «После 24 числа у людей было жёсткое непонимание того, что будет дальше. Потому они взяли паузу, аккуратно отнеслись к своим финансам. Плюс, были очень высокие ставки по вкладам и притом сильно подорожала ипотека. Людям было проще отнести деньги в банк», - говорит он.

Разрыв коммуникации с потребителем из-за изменений на медиарынках компанию также затронул – порядка 80% клиентов приходили именно из Instagram, в котором продвигать свои услуги стало невозможно. Однако вышеупомянутое маркетинговое агентство эту задачу помогло решить достаточно оперативно. Но до сих пор никуда не делся, как это назвал Эдуард, «вопрос пауз в головах людей».

Восстановления спроса пришлось ждать порядка 3-4 месяцев. Только сейчас ситуация начинает постепенно выправляться. Продержаться это время на плаву помог кратковременный всплеск активности, произошедший сразу после начала всем известных событий.

Эдуард признаётся, что за время с тех пор его посещали мысли о том, что он может даже потерять эту часть своего бизнеса. Однако сейчас смотрит в будущее с оптимизмом. Возникшую паузу, которую компании удалось пережить, потратили на переосмысление ситуации и диверсификацию. «Изначально наибольшим спросом пользовались у нас варианты краткосрочных инвестиций. С 24 февраля же спрос переориентировался на срочные вложения денег, чтобы их не потерять, если они будут обесцениваться. Потому пришлось переориентироваться на другие объекты – в зависимости от срока инвестиции они разные», - объясняет Сюткин.

Таким образом, одни и те же события привели к тому, что компании, ранее показывавшие стабильный рост в 15-20% ежегодно, настолько по-разному среагировали на рыночные изменения. Маркетинговая часть бизнеса получила возможность заработать в полную силу – компания, всегда набиравшая клиентов просто по рекомендации, усилилась и взяла тот объём работы, который только способна выполнить. Фирма, занимающаяся недвижимостью, смогла выжить благодаря некоему «жировому запасу», использовать время для полной смены концепции и серьёзного переобучения персонала, зато наметила для себя направления, в которых видит перспективы.

«В целом всегда было непросто. В России живём, в России делаем бизнес. Не одни сложности – так другие. Потому принятие нового потрясения у меня случилось сразу. И я сразу говорил: как бы ни изменилась ситуация, люди в итоге с ней свыкнутся, её примут», - говорит Сюткин.

Дешевле не будет

Пандемия действительно оказалась тренировочным полигоном для многих компаний во всём мире. И обретённые на нём навыки сейчас пришлись как раз кстати российским компаниям, для которых потрясения продолжились в конце февраля. Компанию Profi, 14 лет занимающуюся производством металлических конструкций ЛСТК, пандемийные времена среди прочего научили объяснять клиенту, что порой стоит приобрести товар или услугу сейчас, чтобы не попасть под очередное увеличение цены.

Бизнестриал и уроки пандемии
Дмитрий Минин

Как рассказывает владелец компании Дмитрий Минин, тогда сильно вырос спрос на металлические каркасы: их стали заказывать для строительства отелей и гостевых домов в российских курортных зонах (Архыз, Сочи, Крым, Черноморское побережье). Бизнес быстро сориентировался: перелёты закрыты – значит, отдыхать потребитель будет в России. Притом заказчик, чтобы оперативно окупить вложения, пока ситуация не поменялась, сделал ставку именно на быстровозводимые строения. А компания Минина была одной из первых приведших эту технологию в Россию, а стало быть, на её стороне был и опыт. Уникальным предприниматель называет и своё оборудование – многое, по его словам, было сделано на заказ и в единственном экземпляре.

Ситуация с возросшим спросом на быстровозводимые здания совпала по времени с ростом цен на сталь. Но и тут нашёлся выход – в смене подхода к работе с клиентом. «Часть своих крупных постоянных клиентов мы закрыли в формате «Лучше сделать это сейчас». Мы заранее покупали металл для заказчика по имеющимся ценам и таким образом фиксировали для него стоимость продукта», - поясняет Дмитрий. Такой подход дал компании рост в 2-3 раза.

После 24 февраля 2022 года компания столкнулась уже с логистическими проблемами – со сложностями с доставками в Европу. Крупная партия профиля предполагалась к поставке именно туда. «Стоимость доставки резко увеличилась. Наши транспортники просто отказывались туда ездить. Но за счёт нашей уникальности европейская сторона приняла ситуацию и не отказалась от поставок. И ещё, конечно, сработала наша отлаженная система убеждения», - рассказывает Минин.

Рост компании с февраля также ещё точно не подсчитан, но уже известно, что обороты выросли в три, а то и четыре раза. В первую очередь его обеспечили ключевые – самые крупные заказчики, во многом – европейские (компания закрыла крупную сделку по поставке туда танхаусов).

Что касается маневра с удержанием цен для клиента, Дмитрий признаёт, что тут большую роль сыграл масштаб компании. Более мелкие игроки просто не могли себе позволить закупать для клиента сырьё, чтобы зафиксировать для него конечную цену изделий на момент принятия заказа. «Сырьё давали только крупным игрокам и только за большую предоплату. Мы же его закупали заблаговременно для того, чтобы реализовывать в своих проектах», - добавляет он.

Ориентация на рынке и умение искать подход к клиенту в сочетании, правда, с определённым запасом прочности на момент начала потрясений позволили фирме не только вырасти, но и наметить ещё несколько точек входа на рынки. Сейчас компания уже готовится покорять новые сегменты. В частности, развитие технологии позволило проработать новые позиции. А также стартовали продажи франшизы – две уже реализованы.

****

Бизнес как таковой – это риск. Представители предпринимательства любят повторять, что именно за него они получают львиную часть прибавочной стоимости. Меняющаяся ситуация вынуждает к ней приспосабливаться, проявляя весь свой креатив. Это доказали компании, которые выжили, выросли или даже появились в разгул ковида. Именно тот период будто выступил в роли симулятора худших сценариев в экономике, часть из которых начала воплощаться в 2022 году. То есть снова: что не убило, то сделало сильнее. Однако наши собеседники в один голос подтверждают: исход для многих зависел и от масштабов, до которых к стрессовому моменту успел вырасти бизнес, и от опыта, в чём-то и от везения, но в первую очередь – от умения адаптироваться под новые условия.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.