Weekend

Не фонтан

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов пришел к выводу: создателям фильма «Облачный атлас» мнение зрителей об их фильме неинтересно в принципе.

07 ноя 2012, 10:00 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов пришел к выводу: создателям фильма «Облачный атлас» мнение зрителей об их фильме неинтересно в принципе.

Несмотря на то, что  фильм-пазл о трансформации душ  «Фонтан» Даррена Аронофски, очевидно, схожий с «Облачным атласом», не отбил бюджета в прокате, это не остановило создателей «Матрицы» и «Парфюмера» пойти на риск и за деньги независимых инвесторов таки снять то, что им заблагорассудилось.

Создатели, бывшие братья Вачовски (с  недавних пор ставшие братом и сестрой) и Том Тыквер, поступили точно так же, как одна из ключевых героинь сложной повествовательной конструкции «Облачного атласа». Она, зная, что её поступок обречён на провал, всё равно ещё раз сделала бы то же самое. Похоже, авторам фильма также совершенно неважно, принесёт он прибыль или нет (в этом они смахивают на Никиту Михалкова). Главное ведь – донести до зрителя это гениальное, как кажется режиссёрам, произведение, дать возможность познакомиться с бессмертным творением.

Только вот одна-единственная банальная мысль, повторяемая в фильме несколько раз: «Мы не хозяева собственной жизни, с самого рождения мы связаны с другими, каждый наш поступок рождает наше будущее», – не стоит трёх часов экранного времени и ста миллионов долларов.

«Облачный атлас»

Историко-фантастический фильм, созданный Томом Тыквером, Энди и Ланой Вачовски. Режиссёры написали сценарий на основе одноимённого романа Дэвида Митчелла, изданного в 2004 году. Бюджет фильма составил 102 миллиона долларов. Несмотря на то, что часть этой суммы была получена от Warner Bros., основной фонд сформирован из независимых источников. Таким образом, «Облачный атлас» является одним из самых дорогих независимых фильмов всех времен.

Не фонтан

Схема «главное не то, ЧТО сделано, а КАК сделано» в данном случае не работает. Мысль о том, как душа перерождается в другом человеке и как она при этом изменяется, настолько поверхностна и прямолинейна, что впору назвать сей опус «популярный буддизм» и раздавать диски или книги с ним на улице бесплатно. Не спасают ситуацию и авторы культовых картин, взявшиеся за экранизацию романа Дэвида Митчелла. Совершено непонятно, почему столь незамысловатое по содержанию произведение было с таким восторгом встречено читателями. Ведь все шесть новелл, судя по фильму, – это чистой воды графомания, набор схематичных историй, которые рассказываются параллельно, подчёркивая единство связи всех времён. В данном случае охвачено около 500 лет. В фильме эти истории перетасованы с ещё большей интенсивностью, чем в книге (что обусловлено природой кино), и проносятся эти картины перед глазами, как цветные стёклышки в калейдоскопе, не всегда давая возможность запомнить узор происходящего.

Совершено непонятно, почему столь незамысловатое по содержанию произведение было с таким восторгом встречено читателями»

«Флешбэки и проспекции – без  этих новомодных штучек не написать историю», – говорит один из персонажей. Похоже, без них не написать и рецензии на этот фильм. Для того чтобы понять, о чём идёт речь, дальше мы контурно очертим эти новеллы. Первая происходит в 1849 году. Американский нотариус на корабле возвращается домой, но некий доктор пытается его извести и присвоить его денежные средства. Вторая разворачивается в 1936-м с молодым композитором и его любовником, именно он сочинит музыкальное произведение для шести исполнителей, которое назовёт «Облачный атлас».

Не фонтан

Третья – это расследование дотошной журналистки, которая распутывает дело о заговоре нефтяников в 1973-м. Четвёртый рассказ о престарелом книжном издателе-неудачнике, которому наконец повезло с автором, и происходит это в наши дни. Две последующие истории случаются в будущем. Одна – в 2144 году, она повествует о девушке, живущей в Нео-Сеуле и стремящейся обрести индивидуальность. Она должна дать возможность обрести её и другим в унифицированном мире, стирающем личность. И, наконец, шестая перенесёт нас в 2321 год и покажет мир после ядерной катастрофы, в котором один абориген должен будет провести женщину из другого племени в очень страшное место.

Для связного рассказа все эти истории  объединены простым способом. Например, молодой композитор из второй по хронологии новеллы читает мемуары нотариуса из первой. Журналистка из третьей читает любовные письма композитора из второй и так далее: от чтения книги до просмотра фильма, снятого по биографии одного из персонажей. Все эти герои перерождаются в других людей, и играют эти души одни и те же актёры. Многие из них – в нескольких новеллах. И только Том Хэнкс, Холли Берри и Хьюго Уивинг исполнили роли во всех шести.

Не фонтан

Снималось действо параллельно  сразу несколькими съёмочными группами. Тому Тыкверу, другу созвездия Вачовски (так называют себя знаменитые режиссёры, после того как в 2006 году Ларри сделал операцию по смене пола и стал Ланой) достались истории, развивающиеся хронологически раньше, а тандему – настоящее и будущее. Режиссёры, как водится, не забыли позвать в проект актёров, которые ранее уже работали с ними. Так, Тыквер пригласил звезду «Парфюмера» Бена Уишоу, а Вачовски – Хьюго Уивинга, того самого агента Смита из «Матрицы» и актёра, не снимавшего маску весь фильм в продюсируемой ими же картине «V значит вендетта».

Интенсивность графика, при котором  актёрам приходилось перевоплощаться  в разных персонажей чуть ли не каждый день, сказалась и на игре. Временами  роли выглядят схематично, а иногда и скатываются в гротеск. Так  произошло с Томом Хэнксом  в новелле об издателе или с Уивингом в той же истории. Бывало, что актёра изменяли до состояния «мама родная не узнает» с помощью пластического грима и такой-то графики.

Интенсивность графика, при котором актёрам приходилось перевоплощаться в разных персонажей чуть ли не каждый день, сказалась и на игре. Временами роли выглядят схематично, а иногда и скатываются в гротеск»

Некоторые из них за время съёмок поменяли не только пол, но и расу, например, Бен Уишоу стал Жоржеттой, а Холли Берри обрела белую кожу. Кое-кого можно было узнать только после тщательного изучения титров. К чему этот маскарад был придуман, если всё равно непонятно, кто есть кто? Чтобы зритель ломал голову? Ведь реинкарнируемая душа бесплотна и не должна быть похожа на актёра, который её играет. Так по логике вещей кажется.

Вернёмся назад и расскажем немного подробнее об истории, происходящей в 2144 году, она заслуживает отдельного упоминания. В классической киберпанковской  парадигме мир сконцентрирован в азиатских странах, в данном случае на территории бывшей Кореи. Там люди разделены на два класса – тех, кто рождён в естественных условиях, и воспроизведённых по «образу и подобию человека» фабрикантов. Естественно, что чистокровные эксплуатируют клонов во всех возможных смыслах, дав им законы типа «почитай потребителя своего».

Не фонтан

Весь мир превращён в огромный «Макдоналдс», называемый здесь «Папа Сонг». Но есть повстанцы, которые против сложившейся системы. Они ищут избранную, которая должна стать лучом света в тёмном царстве – освободить, указать путь и помочь обрести личность. И имя у неё говорящее – Сонми-451, что отсылает нас к Рэю Брэдбери…

Это всё Вачовски продолжают играть в «Матрицу», только теперь в ипостаси спасителя женская плоть –  видимо, сказался личный мотив Ланы. И сделано всё как-то узнаваемо – летательные аппараты перемещаются на той же тяге. Завод по производству и переработке клонов выглядит стилистически так же, как и капсулы с людьми, помещёнными в биомассу. Похоже, что Лана и Энди стали самовоспроизводить себя, подобно персонажам историй, которые они рассказывают. Достаточно вспомнить, что кроме трёх художественных фильмов о Нео, было создано ещё что-то вроде мини-сериала «Аниматрица».

Не фонтан

Помимо всего прочего, фильм  «Облачный атлас» смело можно назвать «Краткой историей толерантности». В нём подняты темы угнетения чернокожих и очевиден посыл: гомосексуалисты тоже люди со своими чувствами, просто немножечко другие. В общем, «все условности преодолимы», а «смерть – это врата: закрываются одни, открываются другие».

Знаете, Энди и Лана, до вашего фильма всё было как-то иначе. Спасибо за то, что открыли нам глаза! Жаль, что это так и не смогли узнать те невежественные люди, которые ушли из кинозала через полчаса после начала сеанса со словами, выдающими их непросветлённость: «Фигня какая-то!»

10 комментариев

avatar
Fabler 07 ноя 2012, 15:53
Это не рецензия на кино, это отрицательный отзыв недовольного посетителей кинотеатра.
avatar
Many 08 ноя 2012, 10:59
Отдельно создателям фильма «Облачный атлас» в принципе не интересно мнение Алексея Двоеглазова
avatar
Ekaterinodarman 09 ноя 2012, 09:41
После такой реценции вывод один: нада пасматреть...
avatar
Lilith_Fonteyn 09 ноя 2012, 22:09
Согласна с первым комментарием
avatar
Zoha 10 ноя 2012, 11:29
Рецензия отличная, а фильм действительно идиотский. еще и 3 часа этот бред идет.....
mono-polist 10 ноя 2012, 22:41
еще больше захотелось посмотреть фильм, думаю он клевый )
avatar
Nikolay Werner 11 ноя 2012, 01:11
Судя по тому, как обычно хвалят на страницах Югополиса разные банальные экшены с забитым сюжетом, забивающие глаза спецэффектами и напрочь лишенные смысла, судя по этому следует ожидать, что Облачный атлас окажется лучом света в унылом царстве коммерческого кино. Посмотрю. Интерес лишь разгорается.
mono-polist 16 ноя 2012, 23:18
Посмотрела фильм, не айс, ожидала большего, на деле просто пшик, ни о чем!
mono-polist 16 ноя 2012, 23:26
Нормальная такая рецензия получилась у Алексея. Прочтите ее внимательно всё правильно написал!
avatar
vertgalant 17 ноя 2012, 07:04
знаете, хотя такие фильмы не люблю, и дома с диска больше 20 минут не выдержал бы, о том, что сходил - не жалею. И правда, когда после фильма спросили - о чем? Ответить пришлось: ни чо чем. Но задуматься все-таки заставляет

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми