Weekend

Цирка и зрелищ

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов познакомился с непростой биографией великого и ужасного Оза.

12 мар 2013, 10:40 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов познакомился с непростой биографией великого и ужасного Оза.

«Из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», – говорил Ленин по поводу приоритетов пропаганды. Смешению этих двух искусств и посвящён фильм «Оз: Великий и Ужасный», обнаруживающий в себе помимо очевидной зрелищности ещё и двойное дно, которое обязательно должно быть в «волшебном» ящике фокусника.

Как и предполагалось, фильм Сэма Рэйми так же далёк от первоисточника – повестей Фрэнка Баума (в России они известны в переложении Александра Волкова под названием «Волшебник изумрудного города»), как и «Алиса в стране чудес» Тима Бёртона от произведения Льюиса Кэрролла.

Однако его создатели попытались выкрутиться из этой ситуации и поместили основное действие перед известными событиями, то есть сделали приквел, а также оставили в повествовательной канве родовые элементы популярных сказочных повестей – путешествие в волшебную страну при активном участии урагана, который в Канзасе такой же частый гость, как Ургант на «Первом». Не обошлось и без обретения персонажами того самого, заветного, ради чего стоит идти до конца.

Цирка и зрелищ

По сюжету тщеславный молодой фокусник Оскар («Я не хочу умирать – я не сделал ничего великого»), готовый отказаться от всего, даже от своей любви, влачит жалкое существование, показывая далёкие от совершенства фокусы в бродячем цирке. Но позиционируя себя не иллюзионистом, а волшебником – великим и ужасным Озом, стараясь тем самым удовлетворить ожидания зрителей, быстро ими разоблачается. «На нашу обиду эфир замутнён».

И когда в очередной раз ему приходится спасаться бегством из этого вертепа недоброжелателей, на его пути, как нельзя кстати, возникает воздушный шар – такой же важный для странствующего фокусника элемент, как для Терминатора — сталелитейный завод. Вот тут-то всё и начинается.

Первые минут двадцать зрители видят чёрно-белую объёмную, но в тоже время плоскую картинку формата 1,33:1, или, по-телевизионному, 4:3. Плоские титры в трёхмерном пространстве отсылают нас к балаганным площадным аттракционам, ко времени становления немого кинематографа, выявляя преемственность « важнейших из искусств». На это в лоб намекает фраза главного героя: «Не хочу быть добрым, хочу быть великим, как Гарри Гудини и Томас Эдисон вместе взятые».

Первый, как известно, был великим иллюзионистом, а второй – изобретателем с бесчисленным количеством патентов, которому некоторые исследователи приписывают отцовство кинематографа. Именно он изобрёл аппарат кинетограф для записи движущихся картинок и кинетоскоп для их просмотра. Именно по его «вине» мы сейчас можем лицезреть долюмьеровское кино, в котором невооружённым глазом виден «великий немой».

Цирка и зрелищ

…Немного позже экран расширяется и становится цветным, таким, к какому мы привыкли сейчас, и показывает все основные достижения кинематографа за прошедшие сто с лишним лет. И эта лента, снятая в 3D, не вызывает дискомфорта, а наоборот, радует светлой картинкой, а иногда даже пытается предсказать развитие кинематографа задним числом, огненными языками вырываясь за границы ещё не расширившегося экрана.

…Торнадо приносит в страну Оз нашего горемычного Оскара, роль которого исполнил Джеймс Франко, уже самоотверженно боровшийся с вполне себе осязаемой стихией в «127 часах» Дэнни Бойла. Что интересно, страна, в которую приводит его кривая канзасской мечты, называется его сценическим псевдонимом. И вот тут воспалённое воображение кинообозревателя в очередной раз усматривает путешествие главного героя в своё подсознание – в страну, где он должен доказать самому себе, на что способен. И тут приходит на ум: «Я в этом мире главный актёр, я сценарист в нём, я режиссёр!» Что интересно, возлюбленная, оставленная Оскаром в монохромном мире, вдруг чудесным образом появляется в мире красочном – в образе доброй волшебницы.

Первая часть картины несколько перегружена подробностями, связанными с началом путешествия главного героя в страну Оз и знакомством его с другими персонажами, что по динамике напоминает «Хоббита»

Первая часть картины несколько перегружена подробностями, связанными с началом путешествия главного героя в страну Оз и знакомством его с другими персонажами, что по динамике напоминает «Хоббита». Однако последняя треть фильма порадует миксом циркового и кинематографического зрелищ, неразрывно связанных между собой. Великий и ужасный Оз при помощи стимпанковского оборудования, как и первый фантаст от кино Жорж Мельес, продемонстрирует ошарашенной толпе мощь иллюзии, способной на большее, чем просто развлекать.

Кажется, что создатели некоторых  фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию, умышленно миксуют популярное с  тем, чем могут восхититься критики. И некоторым авторам это действительно  удаётся. Самым ярким таким экспериментом  за последнее время был «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, где сквозь призму унылой повседневности мальчика Хьюго проходила не мене печальная история жизни киноэкспериментатора Мельеса.

Цирка и зрелищ

Однако команда «Оза» пошла ещё дальше, доведя своё зрелище до сверхобобщения: иллюзия – искусственная, придуманная – способна как изменить одного человека в лучшую сторону, так и победить зло в целом. Пусть не навсегда, но с готовностью делать это снова и снова.

Но не стоит забывать о том, что в параллельном чёрно-белом немом мире мы можем увидеть, как двое молодых людей заходят в ярмарочный балаган под названием «Кабинет доктора Калигари», где зеваки с интересом наблюдают за сомнамбулой Чезаре…

Читайте также

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми