Weekend

В трансе

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — об играх разума в новой картине Дэнни Бойла.

09 апр 2013, 11:25 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — об играх разума в новой картине Дэнни Бойла.

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в тёмном помещении. Вытянув руки перед собой, вы нащупываете мягкое кресло. Вы принимаете удобную позу и замечаете, что вокруг вас находятся такие же люди. Перед вами светящийся экран, на котором методично сменяют друг друга Джеймс МакЭвой и Венсан Кассель. Знайте, вы попали в «Транс» – новый фильм Дэнни Бойла.

Бойл не был бы Бойлом, если бы из простых жанровых схем не выводил сверхобобщений. Без этой его способности «На игле» можно было бы смело оставить в рамках drugsploitation и не заморачиваться мыслями о манифесте поколения. Жизнь на «Пляже» отнести к приключениям без какого бы то ни было антиутопического подтекста и прочей философской чепухи. «Пекло» же вообще могло стать заурядной фантастикой про то, как корабли бороздят просторы Вселенной, а не метафорой, рисующей человека обречённым ослепнуть от желания увидеть истину…

И что на этот раз? Думаете, «Транс» британского режиссёра – просто криминальная драма с лихо закрученным сюжетом? Даже не надейтесь.

И что на этот раз? Думаете, «Транс» британского режиссёра – просто криминальная драма с лихо закрученным сюжетом? Даже не надейтесь»

…Вокруг пульсирует повторяющаяся музыка. Это звучит транс и прочая электроника от Рика Смита из Underworld. Картинки сменяются в такт великолепному саундтреку. Напряжение на экране нарастает.

Охотники за художественными ценностями решили совершить дерзкое ограбление – украсть прямо с аукциона картину Франсиско Гойи «Ведьмы в воздухе», весьма символичную для главного героя. Но, казалось бы, идеально спланированное преступление заканчивается провалом. Один из подельников после удара по голове забывает, куда он спрятал награбленное. Пытки не помогают, вырванные ногти – не аргумент для упрямого мозга. «Амнезия – это фуфло! Все знают, что амнезия фуфло».

В трансе

Но тем не менее команда принимает решение отвести незадачливого компаньона к первому попавшемуся гипнотизёру, чтобы тот помог вспомнить, где находятся «Ведьмы». Им оказывается чернокожая Элизабет, которая немногим позже не постесняется продемонстрировать зрителю лишённые волосяного покрова части тела. И тому будет художественно-философское обоснование. Сказывается прошлое актрисы Розарио Доусон, кинокарьера которой началась у Ларри Кларка в «Детках», а это бесследно не проходит.

Намечается любовный треугольник между Элизабет, Фрэнком – лидером преступной группы в брутальном исполнении Венсана Касселя и Симоном – забывчивым как будто простаком, которого сыграл Джеймс МакЭвой. С этого момента быть бы фильму криминальной мелодрамой, да не тут-то было: на передний план выходит гипноз и мешает карты, превращая происходящее в сюрреалистическую картину. Становится трудно отличить, где реальность, где сон, а где вымысел. Всё сплетается в затейливый ребус, который стремительно усложняется, не давая зрителю опомниться. Не стоит ничего упускать – разгадка внимательному зрителю откроется.

…Перед вашими глазами мелькают искажённые лица. Чья-то голова разлетается от выстрела, как разбитый арбуз. Обнажённое женское тело. Истерика. Вы в глубоком трансе. Вы выйдете из него, когда я вам скажу кодовое слово – «капуста»…

В трансе

Да, вот так легко, оказывается, погрузить в транс практически каждого. А пять процентов населения планеты так вообще способны впадать в забытье только от одного вида психотерапевта. Не ждите, что в «Трансе» вы увидите скучные методики погружения в гипнотическое состояние, это остаётся за кадром. В фильме всё весьма условно, что вполне резонно – ведь гораздо интересней наблюдать за играми разума, которые так мастерски показывает Дэнни Бойл. За развиваемой в рамках жанра метафорой человеческих взаимоотношений.

И это не просто хорошо сделанная и рассказанная история, к чему мы давно привыкли. Это изящно снятая и гротескно смонтированная вещь, в которой чувствуется авторский стиль, где режиссёр не устаёт двигать и наклонять камеру, ломая восприятие.

Не ждите, что в «Трансе» вы увидите скучные методики погружения в гипнотическое состояние, это остаётся за кадром. В фильме всё весьма условно, что вполне резонно – ведь гораздо интересней наблюдать за играми разума, которые так мастерски показывает Дэнни Бойл»

«Транс» попадает в категорию «фильмов с запутанным сюжетом». Таких как, например, «Кодер» Винченцо Натали или, посвежее, – «Начало» Кристофера Нолана. Кто был в чьём сне, закончился ли он, чья личность настоящая, а кто плод воображения?

Минусом этих картин всегда являлась излишняя схематичность в показе событий, однако это никогда не мешало сопереживать героям и понимать всю реальность вымышленного мира. Его образность. Вот и на этот раз мы видим не просто закрученную интригу, которую сразу и не разобрать, – в ней содержится послание о том, на что способна любовь и что она делает с людьми. Сука–любовь!

Вся иллюзорность воображения находит вполне себе реальные костыли. Так, например, становится возможным посмотреть на планшете свои воспоминания и попытаться найти разгадку. Раньше это был бы телевизор, ещё раньше – зеркальце и тарелка с яблоком. Но суть от этого не меняется. И в фильме это, пожалуй, единственная примета времени (наравне с мигающим, как новогодняя ёлка, подслушивающим жучком) без всяких примесей социальной и политической сатиры. Это чистый жанр, кристальный и звенящий в ушах. Это наркотик. От второй инъекции сможет отказаться далеко не каждый.

…Вы жмуритесь от включившегося света. Вы встаёте с мягкого кресла и выходите из кинозала, размышляя над тем, что это было...

Читайте также

Первая полоса

Бизнес

От ключа до тапочек

Изменения условий господдержки, колебания ключевой ставки и, наконец, просто желание клиента, которое, как известно – закон. Всё это меняет рынок недвижимости на юге страны. Нельзя сказать, что изменения последнего времени кардинальны, но, как говорится, есть нюансы. В этих нюансах и новых тенденциях «Югополис» попытался разобраться вместе с Михаилом Китаниным, руководителем краснодарской компании «ДВЕРИУМ.РУС».
Ситуация Weekend

«Я опасался подковерных игр». Пожарный из Туапсе Илья Жуков рассказал о своем участии в шоу «Выжить в Дубае»

На ТНТ стартует новый сезон шоу «Выжить в Дубае. Возвращение», где звездная команда участников сражается против народной – простых людей, далеких от мира шоу-бизнеса. Авторами идеи проекта и его ведущими являются супруги Павел Воля и Ляйсан Утяшева. В этом сезоне участие в шоу примет пожарный из города Туапсе, 30-летний Илья Жуков. Сотрудник МЧС рассказал нам о том, какой у него был мотив участия в проекте, совпали ли его представления о шоу с реальностью и о самом запоминающемся для него случае в работе пожарным.

Ситуация

Экологичность и связь времен стали современным трендом застройки в Краснодаре

Тренд на экологичность жилья давно обсуждается экспертами по недвижимости – умные технологии, эко-материалы, вертикальное озеленение и прочие новшества, многие девелоперы давно используют их в своих проектах. Однако краснодарцы сегодня рассматривают эко-характеристики домов как допопцию, нежели как неотъемлемый и обязательный показатель. Такими наблюдениями поделилась с «Югополисом» Евгения Стяжкина, руководитель дирекции разработки продуктовой стратегии федерального девелопера DOGMA.
Бизнес

Денис Кузенков, Корпорация развития Краснодарского края: транспорт становится эффективным инструментом политики

Генеральный директор Корпорации рассказал ЮП, как самая мобильная по своей природе отрасль ведет к стабилизации экономических и социальных аспектов жизни.
Ситуация Weekend

На Кубани отгремел фестиваль "Лестница в небо"

В Краснодарском крае прошел двухдневный фестиваль "Лестница в небо". Сотни поклонников рок-музыки собрались в станице Пластуновской. Для зрителей выступили ЙОРШ, Radio Tapok, Чиж&Co, Северный Флот, Joe Lynn Turner, КИПЕЛОВ и другие исполнители.