Weekend

«Обливион» без причины

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов недоумевает: зачем автору «Обливиона» понадобился очередной клон «Матрицы»?

16 апр 2013, 10:05 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов недоумевает: зачем автору «Обливиона» понадобился очередной клон «Матрицы»?

Почему название фильма не переводится, а транслитерируется? Без причины! Почему инопланетные захватчики из всех земных ресурсов предпочли воду? Без причины! Почему столь совершенный летательный аппарат имеет рулевой винт? Без причины! Почему на бортовом самописце образца 2017 года есть кнопка play? Без причины! Нет, конечно, всему можно найти какое-то объяснение, но для данной манипуляции необходимо убедить себя в необходимости это делать.

С фильмом «Обливион» Джозефа Косински я таких причин найти не смог. Все эти «без причины» навеяны абсурдистской лентой Квентина Дюпьё «Шина», где покрышка вдруг обнаружила в себе разум и начала мстить всему человечеству. В отличие от «Обливиона» – вещь оригинальная. А вот «Забвение» – именно так переводится оригинальное название фильма – совсем другое дело.

Казалось бы, в этом фильме есть всё, что надо современному зрителю. Естественно, по разумению создателей. Тут тебе и постапокалипсис, и клонирование, и стирание/переписывание памяти, и сопротивление повстанцев. С аллюзиями на «Матрицу», «2001 год: Космическая одиссея», «ВАЛЛ·И» и чуть ли не дословное повторение сюжетного хода из «Луны 2112».

«Обливион»

Фантастический боевик режиссёра Джозефа Косински по одноименной графической новелле. В главных ролях Том Круз, Ольга Куриленко, Андреа Райсборо, Морган Фримен, Мелисса Лео, Зои Белл и Николай Костер-Вальдау. На постапокалиптической Земле человечество живёт над облаками, мусорщики собирают с загрязнённой и уничтоженной поверхности всё, что может пригодиться. Однажды главный герой (техник команды зачистки) находит разбившийся корабль PlanetSide, внутри которого находится команда, которая тут же погибает. Всю команду корабля убивают дроны, главному герою удается спасти лишь женщину. Через короткое время он понимает, что его находка изменит всю его жизнь.

Казалось бы, в этом фильме есть всё, что надо современному зрителю. Естественно, по разумению создателей. Тут тебе и постапокалипсис, и клонирование, и стирание/переписывание памяти, и сопротивление повстанцев»

Стандартный набор компонентов, смиксованных в однородную массу, которая в идеале должна удовлетворить вкусы публики и досыта напитать её популярной фантастикой. Да, эта схема вполне себе дееспособна и доказала право на существование хотя бы коммерчески успешной «Матрицей», в которой что ни ход, то плагиат или, если говорить политкорректно, – цитирование.

Когда-то на «Закрытом показе» у Гордона создатель мультипликационного шедевра «Ёжик в тумане» Юрий Норштейн так отозвался об анимационной ленте «Первый отряд»: «Это каталожное искусство». То есть набрали из каталога карточек с готовыми рецептами, перетасовали их, и на выходе получился вроде как новый продукт. За точность цитаты не ручаюсь, но мысль, думаю, передана верно.

К «Обливиону» понятие «каталожное искусство» подходит как нельзя лучше. Фильм сделан с большим размахом. В главной роли – неунывающий и молодящийся Том Круз, который дыру готов на боку вертеть, лишь бы название фильма не применили к нему. И хорошо он эту дыру вертит, только без огонька, без открытий и откровений. «Зачёт» его актёрской игре, но только «зачёт» – недифференцированный (ставить оценку не хочется и не получается). Потрясающ Морган Фриман. Как всегда. Поэтому тоже не смог удивить.

«Обливион» без причины

Как говорит сам Косински, фильм «Обливион» можно охарактеризовать двумя словами – прекрасное запустение. Ну что ж, с этим трудно не согласиться. Так как вся эта красота – математически выверенная модель, дистиллированная вода без вкуса, без цвета и запаха, первые сорок минут своей скучной идеальностью клонящая в сон. Позже сюжет начинает развиваться стремительнее, но в целом это картину не спасает – она до безобразия стерильна. Вот с «Матрицей» всё было иначе, несмотря на тот же принцип приготовления. Там, по крайней мере, мы увидели эффект «быстрее пули» и прибалдели.

Не убедительно. Нет, не убедительно. Как и притянутый за античные уши Гораций, часто цитируемый главным героем (за неимением второй книжки)»

Мы сочувствовали главному герою и видели в нём цифрового мессию. Там, конечно, тоже без какой-либо видимой причины (в компьютерный век!) запросто применялись дисковые телефоны для вхождения в «Матрицу». Но почему-то мы быстро находили этой нелепице объяснение: просто не было под рукой другого телефона или старые аппараты более надёжны. Не важно – эти нестыковки не перетягивали на себя внимание, и зритель смотрел на экран как заворожённый...

С «Обливионом» всё иначе. Когда  смотришь картину, волей-неволей впадаешь в забвение. Такая лёгкая опустошённость и чистый, не затуманенный эмоциями рассудок. Забываешь, куда пришёл и зачем. Два часа в посудной лавке, торгующей богемским стеклом. Случайный взгляд со стороны, и никакого отождествления себя с героем…

«Обливион» без причины

Косински определённо ассоциирует себя с кинопантеоном и настырно подбирается к пьедесталу, давно  уже занятому спилбергами и лукасами. Но в отличие от него Стивен с Джорджем умеют управлять эмоциями массового зрителя. И Джозефу, вместо того чтобы пытаться  схватить за пятки восседающих на облаках и болтающих ногами голливудских небожителей, пора бы научиться тому же, а заодно задуматься над тем, что создавать мифы совсем не сложно – просто надо самому в них верить.

А он явно не верит тому, что делает, хотя в «Обливионе» всеми силами и пытается показать нам существование искры божьей в каждом человеке, даже если он искусственно воссоздан. Да никакой это не разговор о высоких материях – это банальная болтовня на популярную тему или даже лобби клонирования. Это и досужее пустословие о нерациональном природопользовании. Пришельцы «высасывают соки из планеты», лишая её воды – задумайся, мол, зритель о колоссальной значимости H2O для человечества и, отправляясь в следующий раз в кино, не забудь проверить, хорошо ли закрыт кран.

«Обливион» без причины

Не убедительно. Нет, не убедительно. Как и притянутый за античные уши Гораций, часто цитируемый главным героем (за неимением второй книжки). В «Обливионе» он так же неуместен, как Михаил Боярский на разогреве у Мэрилина Мэнсона. Такое ощущение, что этот (простите за сравнение) чужеродный элемент был введён в картину для придания ей некой легко считываемой интеллектуальности. Теперь все зрители с хорошей памятью, посмотревшие фильм, наперебой цитируют древнеримского поэта: «И смерти нет почётней той, что ты принять готов за кости пращуров своих, за храм своих богов». Только эта назидательность, как холодный расчёт без души, неспособна остаться в памяти поколений.

Смотреть можно. Пересматривать не хочется.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Спорт

От баскетбола до сап-серфинга: в Краснодаре отметили День физкультурника

Кубанская столица присоединилась к празднованию Дня физкультурника – мероприятия на 18 локациях организовал городской департамент по физической культуре и спорту. Кадры турниров, матчей, мастер-классов и конкурсов – в фоторепортаже «Югополиса»

Люди Ситуация

Телеканал «Россия 1» запускает новое шоу «Классная тема!»

На российском телевидении начинают делать упор на просветительский контент. Ещё со времён запуска на ТВ интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» россияне любили и уважали познавательные передачи, и этот тренд в последние годы обретает новую жизнь и новую форму, что не может не радовать.
Вячеслав Рыжков
Ситуация

Тот же никотин, только модный: чем электронные сигареты напугали Минздрав

Эксперты министерства вышли с предложением если не запретить полностью, то хотя бы ограничить в России свободную продажу электронных сигарет, вейпов и прочих популярных курительных гаджетов для курения. Иначе бороться с вредной привычкой не получится. Ирония же в том, что все эти устройства рекламируются как «помощь» тем, кто хочет бросить.
Елена Шумовская
Бизнес

Уникальная гравитационная винодельня «Скалистый берег» открылась в Анапе

Это событие долго ждали, и результат превзошел самые смелые ожидания. Винодельня «Скалистый берег» стала настоящей архитектурной достопримечательностью, а производимые здесь напитки - искусство, несущее философию гармонии с природой.

Люди Бизнес

«Сила России в неравнодушных людях»

Насколько популярна благотворительность в современном мире? Многие ли готовы жертвовать своим временем, имуществом, деньгам ради других, нуждающихся в помощи людей? Куда обращаться, если вам нужна помощь, и куда – если вы тот, кто может помочь? О благотворительности в Краснодаре и крае, волонтерстве, трудных судьбах и добрых делах «Югополис» поговорил с Игорем Пирог.
Анастасия Клейменова
Город Спорт Weekend

Невероятный накал страстей: в Краснодаре прошли скачки на Кубок губернатора

В кубанской столице состоялось центральное событие скакового сезона: на городском ипподроме в течение дня состязались лучшие лошади России чистокровных английской, ахалтекинской, арабской пород. Яркие кадры мероприятия – в фоторепортаже «Югополиса»

Люди Weekend

«Мы планировали сделать кино для всех»: Роман Котков об экранизации «Майора Грома», российских комиксах и киновселенной BUBBLE

В парке «Краснодар» состоялся показ при поддержке «КиноПоиска» – фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» представили его создатели: исполнитель одной из ролей Александр Сетейкин, а также сценарист, продюсер и главный редактор издательства BUBBLE Comics Роман Котков. «Югополис» поговорил с Котковым о комикс-индустрии, режиссёрской версии блокбастера и российском кино.
Люди Ситуация Бизнес Weekend

Дмитрий Анфиногенов: «Российскому игорному бизнесу понадобится полгода, чтобы адаптироваться к новым условиям»

Председатель Ассоциации операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов - о развитии игровых зон в нынешнее непростое для всей экономики время, о принципах стратегии ответственной игры, тесной взаимосвязи игрового и туристического бизнеса и его перспективах в России
Ситуация

​Андрей Сасин: «Сказал — сделай»

Кубань-житница сильна земледельцами. Их лица не мелькают на экранах. Об их судьбах неизвестно широкой публике. Они не кричат о своих проблемах, а решают их, зная, что только трудом можно добиться победы. Герои вечной битвы за урожай достойны, чтобы о них знали. Андрей Сасин — один из них.