Weekend

Гулко, грозно, громогласно: «Сталинград» в 3Г

Драматическую историю любви на фоне великой войны Федор Бондарчук заменил аляповатым пафосом.

11 окт 2013, 15:45 Сабина Бабаева

Драматическую историю любви на фоне великой войны Федор Бондарчук заменил аляповатым пафосом.

Все, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото. Любой фильм, к которому имеет отношение режиссер Федор Бондарчук, превращается сразу в три Г. «Сталинград», чьей задачей было рассказать миру об одном из величайших сражений в его истории, не стал исключением.

В основе сюжета «драматическая история любви на фоне грандиозной битвы». Повествование ведет русский спасатель, работающий на завалах японского землетрясения 2011 года. Он рассказывает немецкой девушке и ее друзьям, что у него пять отцов.

Осенью 1942 года его мама жила в доме на берегу Волги в Сталинграде. Берег занят немцами. Советские войска отступают. Однако несколько советских военных перебираются сюда, занимают дом, в котором живет Катя, и защищают его от немцев.

Никаких сомнений, что битва грандиозная. Мы и так  это знаем из учебников истории, русской и советской литературы и кино. Федор Бондарчук постоянно тыкает в это и не дает переключиться все же на «драматическую историю любви» ни на секунду. О грандиозности сражения кричит не только формат 3D, вопят летящие на зрителя немецкие самолеты, все бесконечно взрывается, стреляет, убивает и проваливается в тартарары. Действие все два часа фильма происходит словно бы в замедленной съемке — чтобы придать сюжету еще больше грандиозности и эпичности. Больше шума, больше грома, больше пафоса.

«Сталинград» — российская военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука, снятая в формате IMAX 3D. В ролях — Пётр Фёдоров, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков и Томас Кречманн. В сентябре 2013 года российская оскаровская комиссия выдвинула фильм «Сталинград» на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Все, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото. Любой фильм, к которому имеет отношение режиссер Федор Бондарчук, превращается сразу в три Г»

Вообще, пафос  в произведениях о войне понятен. Если они о защитниках родины, как обойдешься без речи о героизме? Но это если пафос таких произведений — интеллигентный. Умный то есть, тихий, разумный. Пафос стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом». «И во всем этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей». Великих песен военных лет. Чистого бриллианта советской лейтенантской прозы. Блистательных советских же кинолент о той войне.

Гулко, грозно, громогласно: «Сталинград» в 3Г

К сожалению, пафос нового фильма Федора Бондарчука — другого рода. Он — кричащий, неуместный, смущающий зрителя. Смущает прежде всего формат 3D, превращающий просмотр вроде бы драматического кино в бесконечное внимание стрелялкам-убивалкам: а вот, смотрите, какой страшный немецкий самолет! Какой громкий взрыв! Как красиво все летит, гибнет, как расползается всюду огонь!

К сожалению, пафос нового фильма Федора Бондарчука — другого рода. Он — кричащий, неуместный, смущающий зрителя»

Смущает нарочитость режиссерских приемов вроде построения отряда Кана под портретом Сталина. Смущает некачественный закадровый текст, напоминающий описания к плаксивым картинкам из «Фейсбука», к тому же с плохой стилистикой и ошибками в согласовании частей предложений. Кстати, почему у героя пять отцов? Для круглости? Весь фильм девушку защищали шесть воинов. Или моряк не в счет?

И, наконец, больше всего смущает полное отсутствие за всем этим неуместным и аляповатым пафосом обещанной драматической  истории любви. К середине второго часа устаешь наблюдать за отношениями персонажей, засевших в доме на оккупированном волжском берегу. Здесь и не пахнет драматургией: сплошь штампы, подсмотренные в прежних блокбастерах, плюс подражание естественной драматичности отношений героев на войне в советском кино.

Гулко, грозно, громогласно: «Сталинград» в 3Г

Вряд ли в  этом скучном, тоскливом взамодействии актеров на съемочной площадке, которое должно бы называться игрой, виноваты сами актеры. Да, понятно, что больше никогда мы не увидим в одном фильме Василия Шукшина, Сергея Бондарчука, Юрия Никулина и Вячеслава Тихонова. Но сценарий все же не менее важен. Умный сценарий, сыгранный в условиях внимания режиссера к актерам и их речам, а не сомнительной важности блокбастерского формата.

Потому что  это явное стремление сказать «великое слово о великой войне» — не что иное, как амбиции режиссера, во что бы то ни стало желающего сделать блокбастер. Скорее всего, это Федору Бондарчуку удалось. В зале полно юношей и девушек, наверное, никогда не слышавших о лейтенантской прозе или о «другой войне» в новой военной прозе и не видевших «Батальоны просят огня». При финальных титрах «Сталинграда 3D» они зааплодировали фильму.

Великое кино о великой войне существует. И это не «Сталинград» Федора Бондарчука. Это «Отец солдата». «Чистое небо». «Летят журавли». «Баллада о солдате». «В бой идут одни «старики». «Они сражались за Родину»

И это нормально. Ведь сегодня такая, как новый  фильм Федора Бондарчука, — вся  «правда» о войне. Каждый тянет ее в свою сторону, одни хотят сделать на ней скандал, другие — принять очередной закон, третьи — соорудить кассовое кино. А получается пшик — символ современной России. Неуместный пафос плюс неумелый текст при звуковой дорожке, написанной иностранцем.

Великое кино о великой войне существует. И это не «Сталинград» Федора Бондарчука. Это «Отец солдата». «Чистое небо». «Летят журавли». «Баллада о солдате». «В бой идут одни «старики». «Они сражались за Родину».

8 комментариев

avatar
scaramouche 14 окт 2013, 07:34
А ситуация действительно хоть святых выноси ! Фильм даже обсуждать нечего . За 14 лет правления власти (даже не знаю как это назвать, впрочем , он тоже имен не называет - брезгует ) Этого, страна скатилась в молчаливый лес и болото бездушия , лжи, профанации всех моральных институтов. Открыты ворота Иуды. Откуда может взяться творческое вдохновение, если базовый институт разума, просвещения и размышлений подменен ложью пафоса , квасного патриотизма и клерикализма? Откуда может взяться даже само понятие Чести и Любви к Отечеству , на которых вообще строится творчество и любая другая сфера гражданской жизни, если даже разрушено само понятие Слова, как вместилища бытия ? Куда ни кинь, всюду клин. Возникла ситуация цугцванга , как говорят шахматисты, где каждый последующий ход только ухудшает положение фигур. И это не кликушество , это крик уже всех ! Надо останавливать этот беспредел находящихся у руля !
avatar
Stan_Bylich 14 окт 2013, 12:06
Сабина, отличная статья! Приятно читать такое, хоть и повод, конечно, не из приятных. Фильм не смотрел пока, но Бондарчука как-то в принципе не люблю. Эх, неужели такое кино, как, "Летят журавли", больше не снимут... Сабина, тебе лично уважение за такие мысли и статьи! ;)
avatar
Negodyai 14 окт 2013, 13:49
Люди, да что с вами? Ханжество и чванство внутри себя надо выжигать, а не искать его в других. Сабина, создается ощущение, что вы изначально шли на Бондарчука с готовыми оценками, а ваш текст был написан до того, как вы просмотрели фильм - оставалось только вписать цитаты. Ваш текст во сто крат пафоснее фильма. Ваша осведомленность в лейтенаской прозе и советском военном кино не повод считать себя экспертом в их области. К фильму "Сталинград" может быть масса претензий, но то что это из рук вон плохое кино сказать нельзя. Молодежь аплодирует и знает почему. Мир стал другим и критерии другими, ну, не снимут сейчас "Летят журавли", ну и не надо. Они уже есть - бери и смотри. Той же самой молодежи никто не мешает смотреть советское патриотическое кино, и уверю вас, что тот кто аплодировал в зале (пусть не все) видели его. Главный минус фильма в том, что режиссёр захотел сделать что-то среднее между "300 спартанцами" и "Врагом у ворот", а не остался верен какому-то одному концепту, поэтому получилось несколько размазано. А "в общем и целом" горящие шинели на агонизирующих солдатах, рапидные проколы горла финским ножом очень эффектны и никакого розового танка. "Русское кино в жопе. Один Федор Бондарчук крутой. Его папа брал "Оскар" и он возьмет" (с)
avatar
scaramouche 14 окт 2013, 14:31
«К фильму "Сталинград" может быть масса претензий, но то что это из рук вон плохое кино сказать нельзя.» - Можно сказать. Можно спорить до хрипоты,но фильм плох . Почему ? В нем , как и во всяком плохом фильме, нет требовательности прежде всего к себе как режиссеру. И, ситуация заключается в том , что все художественные произведения проверяются временем. Молодежь, которая « хлопает в зале» , уже через пять минут не может вспомнить о чем собственно даже шла и речь. Ну, кто сейчас вспоминает заказные фильмы новоблагословенной власти, только что прошедших с «триумфом» ? Фильм про хоккей , Михалковский фильм «Утомленные солнцем» и т.д. ? «Войну и мир» С.Бондарчука можно смотреть бесконечно ... А эти фильмы не оставляют и следа на полке ... пыль даже не надо смахивать. Заказные фильмы, как и любые другие произведения будут всегда , но здесь не в коня корм . Предубеждение, скажете вы , заранее приуготовленные слова и желание видеть только плохое ! Нет , это всего лишь констатация того, к чему привела нас безответственность и нетребовательность к себе. Бондарчук вообще не хочет трудиться ,как его отец . Лубочные подделки под искусство стали нормой среди авторского коллектива . Обласканные властью унылых , обструганных телеграфных столбов... «Ни ума , ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами ? Остается одо объяснение – при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней –то надо бить нашему искусству» В.М. Шукшин . Возможно Ф.Бондарчук и стремился сделать что-то значащее , но получился обычный голливудский блокбастер типа «вПерла Харбора» , а это не путь русского искусства , где требовательность автора стоит стоит на первом месте , а потом угодить Власти, также как и зритель воспитанный на «Они защищали Родину» ..., требует ответственного подхода к произведению , а не халтуры , тем более тема не вокзала для двоих.
avatar
Stan_Bylich 14 окт 2013, 15:09
Эээ, scaramouche, полегче... "Пёрл Харбор" великий фильм. И это совсем не сравнение. Там и динамика и драма и актёрская игра! Он смотрится на одном дыхании. И это далеко не "обычный голливудский блокбастер"... В целом пишете здравые вещи, но тут переборщили... Полегче ;) P.S. Если Вы в целом против голливудского кино, то это уж, конечно, другой вопрос...
avatar
scaramouche 14 окт 2013, 15:44
В американских фильмах чего-чего а "динамики " и игрового пафоса всегда хватает . Актерской игры там не было и нет - шутовство и буффонада , драматические страдания не более того. Актерское мастерство присуще только русской школе, так же как две армии мира в классике жанра с прусским шагом - русская и вермахт - это не пропьешь. Мультяшные страсти - это не великое кино , просто касса. Великие вещи это у Эйзенштейна ,Тарковского, Герасимова, Козинцева, Бондарчука и т.д. А снимать фильмцы по типу ""Харбора " ,"Властелина колец", "Звездных войн " "Аватара"много ума не надо (побольше техники), главное шум в красках, звуках (тут уж, да, - впереди планеты)... Не спорю, умственная жвачка нужна некоторым, для того чтобы держать их в повиновении ... Еще раз о другом : Ф.Бондарчуку можно и нужно пожелать только одного творческих успехов , так как людей , которые беруться что-то снимать и вообще творить у нас очень мало. Мы все надеемся на то , что еще будут сняты и созданы те фильмы , кторые украсят нашу эпоху шедеврами и оставят воспоминание о нас , как о творческом времени.
avatar
Ekaterinodarman 15 окт 2013, 10:40
... блин, сколько ядовитого пафоса... "9 рота" на полке не пылится и засмотрена до дыр... Тем, кто высверливает себе и окружающим мозги не посвещаетс. Бондарчук не снимает "интеллектуальное" кино, ройтесь в своих головах и не засоряйте чужие... "Русское кино в жопе. Один Федор Бондарчук крутой. Его папа брал "Оскар" и он возьмет" (с) Поддерживаю на все 100 !!!
avatar
scaramouche 16 окт 2013, 08:40
У всех этих попкорновых фильмцов есть одна общая черта , которая их объединяет в стремлении пропадать из памяти поколений - это забывание их авторами опции "сохранить" в программе умственного недоумения "контрстрайк". Тоже самое, как у нас некоторая часть публики , наряжается в старые дедовские зипуны и кацавейки, и самообольщается на счет духовного возрождения. ....)))) Художественное произведение только тогда может считаться таковым , когда автор через свое сердце проведет божественную искру вдохновения , даже если ему этопроизведение заказали .
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Первая полоса

Город Люди Ситуация

Прямая линия Вениамина Кондратьева: от малины и велосипеда до поручения “не играть с огнем”

В среду, 1 декабря, в Краснодарском крае произошло уникальное событие - впервые губернатор Вениамин Кондратьев проводил "прямую линию" с населением, во время которой отвечал на волнующие жителей вопросы в таком формате.

Ситуация

Последний вдох: почему дети увлеклись сниффингом и что с этим делать

С 14 ноября на Кубани законодательно запретили продавать несовершеннолетним любые товары, содержащие сжиженный углеродный газ, - от зажигалок до баллонов, питающих туристские плитки. В этот момент многие родители впервые услышали новое для них слово "сниффинг" и узнали, что это – относительно новый вид токсикомании. На самом же деле явление не такое уж и новое, но уже успело унести много жизней.

Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».
Никита Демченко
Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».
Никита Демченко
Weekend

«Я дебил, у меня справка есть!» (цитата из сериала)

С 18 ноября в онлайн-кинотеатре PREMIER начал выходить многосерийный проект «Вне себя» – фильм, в котором герой Евгения Стычкина пытается разобраться со своим психическим здоровьем и заодно темным прошлым. Мы посмотрели первые три серии проекта и рассказываем, чем остросюжетная комедия о распаде личности может привлечь зрителя.

Ситуация

Кейс Столярова, или «творческая свобода, поиск и эксперимент» в Сириусе

В прошлом году в России появился уникальный город - федеральная территория Сириус, расположенная в Адлерском районе Сочи. Закон об ее особом статусе президент России Владимир Путин подписал 22 декабря 2020 года.
Екатерина Пономарёва
Люди Ситуация Бизнес

Алексей СТРИГА: «Постараюсь сделать максимум полезного для Краснодарского края»

В конце октября постановлением избирательной комиссии Краснодарского края молодой предприниматель Алексей Стрига, входящий от партии «Единая Россия» в территориальную группу № 23 (Лиманный одномандатный избирательный округ №23), был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края (вместо одного из парламентариев, избранных в иные органы представительной власти). 26 октября молодого коллегу депутаты-однопартийцы приняли в состав фракции «Единой России» в ЗСК.