Weekend

Гулко, грозно, громогласно: «Сталинград» в 3Г

Драматическую историю любви на фоне великой войны Федор Бондарчук заменил аляповатым пафосом.

11 окт 2013, 15:45 Сабина Бабаева

Драматическую историю любви на фоне великой войны Федор Бондарчук заменил аляповатым пафосом.

Все, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото. Любой фильм, к которому имеет отношение режиссер Федор Бондарчук, превращается сразу в три Г. «Сталинград», чьей задачей было рассказать миру об одном из величайших сражений в его истории, не стал исключением.

В основе сюжета «драматическая история любви на фоне грандиозной битвы». Повествование ведет русский спасатель, работающий на завалах японского землетрясения 2011 года. Он рассказывает немецкой девушке и ее друзьям, что у него пять отцов.

Осенью 1942 года его мама жила в доме на берегу Волги в Сталинграде. Берег занят немцами. Советские войска отступают. Однако несколько советских военных перебираются сюда, занимают дом, в котором живет Катя, и защищают его от немцев.

Никаких сомнений, что битва грандиозная. Мы и так  это знаем из учебников истории, русской и советской литературы и кино. Федор Бондарчук постоянно тыкает в это и не дает переключиться все же на «драматическую историю любви» ни на секунду. О грандиозности сражения кричит не только формат 3D, вопят летящие на зрителя немецкие самолеты, все бесконечно взрывается, стреляет, убивает и проваливается в тартарары. Действие все два часа фильма происходит словно бы в замедленной съемке — чтобы придать сюжету еще больше грандиозности и эпичности. Больше шума, больше грома, больше пафоса.

«Сталинград» — российская военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука, снятая в формате IMAX 3D. В ролях — Пётр Фёдоров, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков и Томас Кречманн. В сентябре 2013 года российская оскаровская комиссия выдвинула фильм «Сталинград» на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Все, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото. Любой фильм, к которому имеет отношение режиссер Федор Бондарчук, превращается сразу в три Г»

Вообще, пафос  в произведениях о войне понятен. Если они о защитниках родины, как обойдешься без речи о героизме? Но это если пафос таких произведений — интеллигентный. Умный то есть, тихий, разумный. Пафос стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом». «И во всем этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей». Великих песен военных лет. Чистого бриллианта советской лейтенантской прозы. Блистательных советских же кинолент о той войне.

Гулко, грозно, громогласно: «Сталинград» в 3Г

К сожалению, пафос нового фильма Федора Бондарчука — другого рода. Он — кричащий, неуместный, смущающий зрителя. Смущает прежде всего формат 3D, превращающий просмотр вроде бы драматического кино в бесконечное внимание стрелялкам-убивалкам: а вот, смотрите, какой страшный немецкий самолет! Какой громкий взрыв! Как красиво все летит, гибнет, как расползается всюду огонь!

К сожалению, пафос нового фильма Федора Бондарчука — другого рода. Он — кричащий, неуместный, смущающий зрителя»

Смущает нарочитость режиссерских приемов вроде построения отряда Кана под портретом Сталина. Смущает некачественный закадровый текст, напоминающий описания к плаксивым картинкам из «Фейсбука», к тому же с плохой стилистикой и ошибками в согласовании частей предложений. Кстати, почему у героя пять отцов? Для круглости? Весь фильм девушку защищали шесть воинов. Или моряк не в счет?

И, наконец, больше всего смущает полное отсутствие за всем этим неуместным и аляповатым пафосом обещанной драматической  истории любви. К середине второго часа устаешь наблюдать за отношениями персонажей, засевших в доме на оккупированном волжском берегу. Здесь и не пахнет драматургией: сплошь штампы, подсмотренные в прежних блокбастерах, плюс подражание естественной драматичности отношений героев на войне в советском кино.

Гулко, грозно, громогласно: «Сталинград» в 3Г

Вряд ли в  этом скучном, тоскливом взамодействии актеров на съемочной площадке, которое должно бы называться игрой, виноваты сами актеры. Да, понятно, что больше никогда мы не увидим в одном фильме Василия Шукшина, Сергея Бондарчука, Юрия Никулина и Вячеслава Тихонова. Но сценарий все же не менее важен. Умный сценарий, сыгранный в условиях внимания режиссера к актерам и их речам, а не сомнительной важности блокбастерского формата.

Потому что  это явное стремление сказать «великое слово о великой войне» — не что иное, как амбиции режиссера, во что бы то ни стало желающего сделать блокбастер. Скорее всего, это Федору Бондарчуку удалось. В зале полно юношей и девушек, наверное, никогда не слышавших о лейтенантской прозе или о «другой войне» в новой военной прозе и не видевших «Батальоны просят огня». При финальных титрах «Сталинграда 3D» они зааплодировали фильму.

Великое кино о великой войне существует. И это не «Сталинград» Федора Бондарчука. Это «Отец солдата». «Чистое небо». «Летят журавли». «Баллада о солдате». «В бой идут одни «старики». «Они сражались за Родину»

И это нормально. Ведь сегодня такая, как новый  фильм Федора Бондарчука, — вся  «правда» о войне. Каждый тянет ее в свою сторону, одни хотят сделать на ней скандал, другие — принять очередной закон, третьи — соорудить кассовое кино. А получается пшик — символ современной России. Неуместный пафос плюс неумелый текст при звуковой дорожке, написанной иностранцем.

Великое кино о великой войне существует. И это не «Сталинград» Федора Бондарчука. Это «Отец солдата». «Чистое небо». «Летят журавли». «Баллада о солдате». «В бой идут одни «старики». «Они сражались за Родину».

8 комментариев

avatar
scaramouche 14 окт 2013, 07:34
А ситуация действительно хоть святых выноси ! Фильм даже обсуждать нечего . За 14 лет правления власти (даже не знаю как это назвать, впрочем , он тоже имен не называет - брезгует ) Этого, страна скатилась в молчаливый лес и болото бездушия , лжи, профанации всех моральных институтов. Открыты ворота Иуды. Откуда может взяться творческое вдохновение, если базовый институт разума, просвещения и размышлений подменен ложью пафоса , квасного патриотизма и клерикализма? Откуда может взяться даже само понятие Чести и Любви к Отечеству , на которых вообще строится творчество и любая другая сфера гражданской жизни, если даже разрушено само понятие Слова, как вместилища бытия ? Куда ни кинь, всюду клин. Возникла ситуация цугцванга , как говорят шахматисты, где каждый последующий ход только ухудшает положение фигур. И это не кликушество , это крик уже всех ! Надо останавливать этот беспредел находящихся у руля !
avatar
Stan_Bylich 14 окт 2013, 12:06
Сабина, отличная статья! Приятно читать такое, хоть и повод, конечно, не из приятных. Фильм не смотрел пока, но Бондарчука как-то в принципе не люблю. Эх, неужели такое кино, как, "Летят журавли", больше не снимут... Сабина, тебе лично уважение за такие мысли и статьи! ;)
avatar
Negodyai 14 окт 2013, 13:49
Люди, да что с вами? Ханжество и чванство внутри себя надо выжигать, а не искать его в других. Сабина, создается ощущение, что вы изначально шли на Бондарчука с готовыми оценками, а ваш текст был написан до того, как вы просмотрели фильм - оставалось только вписать цитаты. Ваш текст во сто крат пафоснее фильма. Ваша осведомленность в лейтенаской прозе и советском военном кино не повод считать себя экспертом в их области. К фильму "Сталинград" может быть масса претензий, но то что это из рук вон плохое кино сказать нельзя. Молодежь аплодирует и знает почему. Мир стал другим и критерии другими, ну, не снимут сейчас "Летят журавли", ну и не надо. Они уже есть - бери и смотри. Той же самой молодежи никто не мешает смотреть советское патриотическое кино, и уверю вас, что тот кто аплодировал в зале (пусть не все) видели его. Главный минус фильма в том, что режиссёр захотел сделать что-то среднее между "300 спартанцами" и "Врагом у ворот", а не остался верен какому-то одному концепту, поэтому получилось несколько размазано. А "в общем и целом" горящие шинели на агонизирующих солдатах, рапидные проколы горла финским ножом очень эффектны и никакого розового танка. "Русское кино в жопе. Один Федор Бондарчук крутой. Его папа брал "Оскар" и он возьмет" (с)
avatar
scaramouche 14 окт 2013, 14:31
«К фильму "Сталинград" может быть масса претензий, но то что это из рук вон плохое кино сказать нельзя.» - Можно сказать. Можно спорить до хрипоты,но фильм плох . Почему ? В нем , как и во всяком плохом фильме, нет требовательности прежде всего к себе как режиссеру. И, ситуация заключается в том , что все художественные произведения проверяются временем. Молодежь, которая « хлопает в зале» , уже через пять минут не может вспомнить о чем собственно даже шла и речь. Ну, кто сейчас вспоминает заказные фильмы новоблагословенной власти, только что прошедших с «триумфом» ? Фильм про хоккей , Михалковский фильм «Утомленные солнцем» и т.д. ? «Войну и мир» С.Бондарчука можно смотреть бесконечно ... А эти фильмы не оставляют и следа на полке ... пыль даже не надо смахивать. Заказные фильмы, как и любые другие произведения будут всегда , но здесь не в коня корм . Предубеждение, скажете вы , заранее приуготовленные слова и желание видеть только плохое ! Нет , это всего лишь констатация того, к чему привела нас безответственность и нетребовательность к себе. Бондарчук вообще не хочет трудиться ,как его отец . Лубочные подделки под искусство стали нормой среди авторского коллектива . Обласканные властью унылых , обструганных телеграфных столбов... «Ни ума , ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами ? Остается одо объяснение – при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней –то надо бить нашему искусству» В.М. Шукшин . Возможно Ф.Бондарчук и стремился сделать что-то значащее , но получился обычный голливудский блокбастер типа «вПерла Харбора» , а это не путь русского искусства , где требовательность автора стоит стоит на первом месте , а потом угодить Власти, также как и зритель воспитанный на «Они защищали Родину» ..., требует ответственного подхода к произведению , а не халтуры , тем более тема не вокзала для двоих.
avatar
Stan_Bylich 14 окт 2013, 15:09
Эээ, scaramouche, полегче... "Пёрл Харбор" великий фильм. И это совсем не сравнение. Там и динамика и драма и актёрская игра! Он смотрится на одном дыхании. И это далеко не "обычный голливудский блокбастер"... В целом пишете здравые вещи, но тут переборщили... Полегче ;) P.S. Если Вы в целом против голливудского кино, то это уж, конечно, другой вопрос...
avatar
scaramouche 14 окт 2013, 15:44
В американских фильмах чего-чего а "динамики " и игрового пафоса всегда хватает . Актерской игры там не было и нет - шутовство и буффонада , драматические страдания не более того. Актерское мастерство присуще только русской школе, так же как две армии мира в классике жанра с прусским шагом - русская и вермахт - это не пропьешь. Мультяшные страсти - это не великое кино , просто касса. Великие вещи это у Эйзенштейна ,Тарковского, Герасимова, Козинцева, Бондарчука и т.д. А снимать фильмцы по типу ""Харбора " ,"Властелина колец", "Звездных войн " "Аватара"много ума не надо (побольше техники), главное шум в красках, звуках (тут уж, да, - впереди планеты)... Не спорю, умственная жвачка нужна некоторым, для того чтобы держать их в повиновении ... Еще раз о другом : Ф.Бондарчуку можно и нужно пожелать только одного творческих успехов , так как людей , которые беруться что-то снимать и вообще творить у нас очень мало. Мы все надеемся на то , что еще будут сняты и созданы те фильмы , кторые украсят нашу эпоху шедеврами и оставят воспоминание о нас , как о творческом времени.
avatar
Ekaterinodarman 15 окт 2013, 10:40
... блин, сколько ядовитого пафоса... "9 рота" на полке не пылится и засмотрена до дыр... Тем, кто высверливает себе и окружающим мозги не посвещаетс. Бондарчук не снимает "интеллектуальное" кино, ройтесь в своих головах и не засоряйте чужие... "Русское кино в жопе. Один Федор Бондарчук крутой. Его папа брал "Оскар" и он возьмет" (с) Поддерживаю на все 100 !!!
avatar
scaramouche 16 окт 2013, 08:40
У всех этих попкорновых фильмцов есть одна общая черта , которая их объединяет в стремлении пропадать из памяти поколений - это забывание их авторами опции "сохранить" в программе умственного недоумения "контрстрайк". Тоже самое, как у нас некоторая часть публики , наряжается в старые дедовские зипуны и кацавейки, и самообольщается на счет духовного возрождения. ....)))) Художественное произведение только тогда может считаться таковым , когда автор через свое сердце проведет божественную искру вдохновения , даже если ему этопроизведение заказали .
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Читайте также

Первая полоса

Автобусная обстановка

За два года общественный транспорт Краснодарского края необходимо обновить более чем наполовину, чтобы выполнить поручение Президента России.
Илья Привалов
Город Ситуация

Давай сделаем это по-быстрому: как изменились брачующиеся в пандемию

Работники ростовских ЗАГСов прогремели на всю страну, запретив молодоженам, их родственникам и друзьям смеяться и вообще бурно реагировать во время торжественных церемоний. В инструкции имеются и другие интересные пункты! А существуют ли официальные запреты в ЗАГСах кубанской столицы? Мы решили узнать, что изменилось в брачных традициях россиян в пандемию.

Город Люди Ситуация

Праздничное бдение, или Как редактор в такси работал

«Мы вас полюбили ещё до того, как вы приехали», - совсем юный парнишка расплывается в улыбке, и шумная компания заваливается в машину. Не успел я из неё выйти, чтобы открыть багажник, как уже хлопнула его крышка – внутрь отправились по-новогоднему звенящие пакеты. Это были одни из первых моих пассажиров в качестве таксиста. Ещё до того, как наступил Новый год, который я встретил в машине.

Люди Ситуация

Многоликий русско-африканский символизм

Многие в Краснодаре знают Зомо. Известнейший фанат, болельщик сборной России и футбольного клуба «Краснодар». Его показывали по разным федеральным каналам, прохожие на улице узнают Зомо, здороваются и фотографируются с ним. Кто-то даже называет гостя из Африки талисманом «быков». Но мало кто знает полную историю одного из самых ярких жителей кубанской столицы. А между тем Зомо – очень разносторонняя личность, и футбол – далеко не единственное его увлечение. «Югополис» поговорил с эпатажным камерунцем и его другом Владимиром о жизни в Краснодаре, уличных выступлениях, попытках пересечь белорусско-польскую границу и многом другом.

Город Бизнес

Пусть будут светлыми будни смелых и энергичных

О достижениях, планах и перспективах развития энергосистем городов Краснодарского края в дни профессионального праздника Дня энергетика и наступления нового года – времени подведения итогов, рассказала генеральный директор АО «НЭСК-электросети» Ольга Краснянская.
Геннадий Степанов
Город Люди Бизнес

Персональный коучинг: вспомнить вкус жизни и легко двигаться к целям

Говорят, не беда, если ты ничего не имеешь; беда, если ты, имея все, не испытываешь счастья. Прийти к результату без потерь и без травм, найти точки опоры, действовать с радостью и получать удовольствие от каждого дня. Для многих из нас – это мечта, которая кажется недостижимой. Превратить ее в реальность помогает мудрое сопровождение наставника. Как работает ментор, чем его метод полезен предпринимателю, рассказывает Евгений Катин.