Weekend

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов критически оценил альтернативные способы решения проблемы отцов и детей в тоталитарном обществе.

25 ноя 2013, 21:50 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов критически оценил альтернативные способы решения проблемы отцов и детей в тоталитарном обществе.

Не единожды использованный сюжетный ход про то, как главным героям приходится бороться за жизнь в ситуации «каждый сам за себя» на острове, в тюрьме или ином замкнутом пространстве, в «Голодных играх» заиграл новыми красками.

На этот раз мы имеем дело с революционными настроениями и свержением режима. И недаром в заголовок вынесена строчка из песни группы «Аквариум». Автор экранизируемой трилогии, американка Сьюзен Коллинз, естественно, ни сном ни духом не ведала о существовании таковой, однако именно эта композиция могла бы стать своеобразным саундтреком к фильму и ключом к пониманию основной темы картины.

Действительно, существует масса произведений с подобным сюжетным ходом. Самое тяжеловесное из них – классический роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» 1954 года выпуска и пара его экранизаций. Дети, оставшиеся одни на острове после катастрофы и вынужденные вести борьбу за выживание, аллегорически демонстрируют зарождение цивилизации и человеческую сущность.

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

Несколько проще и на злобу дня будет посыл фантастического рассказа Роберта Шекли «Премия за риск» 1958 года, где помимо прочего в гротескной форме предстаёт реалити-шоу – как феномен современности. Позже, в 1982-м, подозрительно похожий сюжет появится у Стивена Кинга в романе «Бегущий человек», а в 1987-м выйдет его вольная одноимённая экранизация с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Многие помнят это аляповатое зрелище, вызывавшее во времена видеосалонов не меньший восторг, чем картины с Брюсом Ли. Недолго покопавшись в памяти, мы можем вспомнить свежие фильмы о реалити-шоу на выживание, например, «Смертельную гонку» (2008) или «Геймера» (2009).

На фоне всех этих философских изысканий боевик с Кристофером Ламбертом и Айс-Ти «Крутые стволы» в 1997-м показал зрителю, как можно отъявленным головорезам бессмысленно и беспощадно в замкнутом пространстве тюрьмы мочить ближнего своего, чтобы в конце остался только один, с чемоданом американских денег. В эту же копилку упадут «Турнир на выживание» (2009) и «Приговоренные» (2007). Да и, что греха таить, наш доморощенный «Параграф 78» (2007), к сценарию которого приложил руку Иван Охлобыстин, недалеко от них ушёл.

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

Есть ещё «Королевская битва», вышедшая на экраны в 2000 году. Фильм, поставленный по роману японского писателя Косюна Таками, с восточной экстравагантностью показал нам альтернативные способы решения проблемы отцов и детей в тоталитарном обществе. Школьников, которые довели до ручки своих учителей, принудительно заставляют убивать друг друга до последнего, до единственного оставшегося. Но всем будут даны равные шансы на выживание: у кого-то в походном рюкзаке окажется пистолет, у кого-то - крышка от кастрюли…

Все эти мотивы могут мешаться в хаотичном порядке и представать на суд зрителей в «оригинальном» виде. Но иногда, как кажется, появляются новые контексты – речь о фильме «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Опять тоталитарное государство, образовавшееся после какой-то катастрофы, опять игра в реалити-шоу на выживание. Всё как всегда, однако тут примешиваются революционные настроения. Ставшая после первой части по воле рока «избранной», главная героиня вынуждена нести бремя народного освободителя. Пойдя в конце первой серии против воли правительства и напугав его тем, что отравится (вместе со своим мнимым женихом) ядовитыми ягодами, она вынудила его изменить правила игры – теперь в финале могут остаться двое, если они из одного так называемого дистрикта.

Победителям покой только снится, и им надо идти вперёд, навстречу светлому будущему. И, как понимает зритель, досидевший до финальных титров, второй частью фильм не закончился – это своего рода «Предстояние» а-ля Михалков, «Цитадель» будет позже»

Понятно, что такой расклад не нравится ни президенту Сноу, ни всей правящей элите главного города Капитолия страны Панем. Народ видит в Китнисс Эвердин освободителя и борца за свободу, а ей эта ответственность – что собаке пятая нога, она хочет просто жить с одним из своих ухажёров (с каким именно, пока не определилась). Получается, у «мессии» опять не спросили, хочет ли он спасать мир. Мессия в сомнениях.

Недовольство в народе растёт, и распорядитель игр, этакий пропагандист Геббельс, лютует и организовывает квартальные игры, которые проходят раз в 25 лет, исключительно среди победителей прошлых сезонов. Всё это делается с целью дискредитации образа освободительницы – мол, народ увидит, что она, так же как все, борется за жизнь всеми возможными способами, и отвернётся от неё. «С этого поезда нам не сойти», – говорит Китнисс ментор-алкоголик Хеймитч.

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

Поэтому победителям покой только снится, и им надо идти вперёд, навстречу светлому будущему. И, как понимает зритель, досидевший до финальных титров, второй частью фильм не закончился – это своего рода «Предстояние» а-ля Михалков, «Цитадель» будет позже. Даже две – последнюю часть трилогии Lionsgate компания-правообладатель решила разбить пополам, как некогда была расчленена заключительная глава саги о вампирах и оборотнях, которые любили так томно переглядываться.

…В итоге получилась вполне себе смотрибельная и даже в некоторой степени динамичная тинэйджерская фантастика с классическим любовным треугольником, интерактивными костюмами, главной героиней с заурядной по последней голливудской моде внешностью и прекрасным остальным актёрским ансамблем. Чего стоят только Вуди Харрельсон, Филип Сеймур Хоффман и Ленни Кравиц, не говоря уже о Дональде Сазерленде. В небольшой роли можно будет увидеть даже Аманду Пламмер – «зайчишку» Honey Bunny из «Криминального чтива».

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

А вот почему именно сейчас в американском масскульте стала востребована тема сопротивления, зритель должен догадаться сам. «Этот поезд в огне, и нам не на что больше жать…»

Первая полоса

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.