Weekend

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — о еще одной истории про преступление и наказание.

30 ноя 2013, 15:05 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — о еще одной истории про преступление и наказание.

Когда речь заходит о теме мести в кино, то на ум сразу приходит часто используемая кинематографистами пословица: «Месть – это блюдо, которое нужно подавать холодным». В ремейке южнокорейского фильма «Олдбой» мы ещё раз вспомним о её существовании.

Нет, цитировать её в этот раз не будут, но суть останется. Как это было в оригинальной версии Пака Чхан Ука. Картина, снятая в 2003 году на основе одноимённой японской манги, наделала много шума. Тогда, в 2004-м, она взяла Большой приз жюри в Каннах и была удостоена эпитета «абсолютный шедевр» от председателя жюри Квентина Тарантино. Планка была задрана до невероятных высот. Но Спайк Ли, как режиссёр новой версии, смог взять от оригинала лучшее и привнести своё.

Есть, правда, ещё один неофициальный ремейк «Олдбоя», снятый в Болливуде в 2006-м и в России носящий название «Узник прошлого». Качество его исполнения и заточенные под менталитет индийского зрителя упрощённые мотивировки главных героев оставляют этот продукт аудиовизуального творчества за рамками кинематографического искусства.

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Вернёмся к оригиналу. Он является вторым томом своеобразной трилогии о мести от режиссёра Пака Чхан Ука. Первая и третья носят названия «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть». Эта мультикультурная картина вобрала в себя восточный колорит и западную литературную традицию. Поедание живого осьминога и прямые ссылки на Александра Дюма-отца. И не только это.

Сюжетно от «Графа Монте-Кристо» Дюма «Олдбой» взял лишь формальные признаки. Заключение главного героя в тюрьму на долгие годы. Непонимание: за что? Освобождение и месть. Остальное действие – оригинальное. Ремейк от Спайка Ли подали также холодным. Прошло десять лет с момента выхода первой экранизации комикса – страсти по оригиналу успели улечься. Кстати, ровно столько просидел главный герой манги. Что интересно, его южнокорейский клон О Дэ Су – 15 лет, а американский собрат по несчастью Джо Дюсетт – уже 20.

Злоупотребляющий Джо в далёком 1993-м работает рекламным агентом. Сделку с очередным клиентом он заваливает, после чего нажирается в стельку и не попадает на третий день рождения к своей дочери. Немного погодя он обнаруживает себя в незнакомой квартире, в которой есть санузел, телевизор и нарисованное, как камин у папы Карло, окно. Изображение на нём меняется в зависимости от времени суток. Он понимает, что взаперти, но не понимает, что выйти ему удастся лишь в 2013-м. Истерика. Попытка самоубийства. Усыпляющий газ. Ему не дадут умереть. Всё это время он гадает, кому так сильно насолил. Единственное окно в мир – это телевизор. Фильмы про кунг-фу, по которым можно учиться драться, новости, по которым можно считать дни, месяцы, годы. Общие места в обоих фильмах – запись трагедии 11 сентября, показанная в череде сюжетов…

Звериный оскал капитализма: откусанное яблоко и огромный чемодан (не такой огромный, как установленный на Красной площади к 120-летию ГУМа, а затем демонтированный, но той же фирмы)»

Новый фильм навязчиво демонстрирует нам несколько брендов, подчёркивая и оправдывая выбор новой профессии персонажа: из невзрачного гражданина (по аннотации бизнесмена) он превратился в циничного рекламщика. Звериный оскал капитализма: откусанное яблоко и огромный чемодан (не такой огромный, как установленный на Красной площади к 120-летию ГУМа, а затем демонтированный, но той же фирмы). Можно было подумать, что этот гигантский чемодан был рекламной кампанией фильма, но не тут-то было. Просто так совпало.

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Однако не будем отвлекаться на маркетинговые совпадения. Они никак не могут повлиять на прекрасные находки в фильме. В первую очередь, это исполнитель главной роли Джош Бролин, недавно сыгравший роль молодого агента Кея в третьей части «Людей в чёрном». Он воссоздал по-голливудски брутальный образ человека – жёсткого, бескомпромиссного, раздавленного, но не побежденного. Сжатая пружина.

В его руках молоток с гвоздодёром (обязательный атрибут всех экранизаций) – это карающий меч правосудия, который не пропустит ни одну вставшую на его пути черепную коробку. Знаменитая сцена, в которой главный герой отбивается от десятков головорезов, снята одним планом и идёт около трёх минут без единой склейки. И это несмотря на весь динамизм происходящего. Спайк Ли повторил этот трюк и даже несколько его усложнил.

В его руках молоток с гвоздодёром (обязательный атрибут всех экранизаций) – это карающий меч правосудия, который не пропустит ни одну вставшую на его пути черепную коробку»

В отличие от оригинала главный антагонист, роль которого исполнил Шарлто Копли (получивший известность благодаря «Району № 9»), не вызывает симпатии даже в самом финале картины. Но тут дело не в игре актёра, а в сценарии. Персонаж прописан утончённым и одновременно развратным до мозга костей аристократом. «Американский психопат» – это будет про него.

Несколько смутил образ начальника тюрьмы, которого сыграл Сэмюэль Л. Джексон. Слишком гротескный и комиксный, он выбивается из общего ряда персонажей. Спрут из «Мстителя» Фрэнка Миллера. Но это уже перебор. Не оправдывает такой подход даже родство фильма с графической новеллой.

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Финалы у всех произведений разные, так что зритель, знакомый с оригиналом, будет удивлён новой концовке, в которой хэппи-эндом и не пахнет. В итоге получился увесистый триллер, держащий в напряжении до развязки, эмоционально дергающий зрителя за иные, нежели его азиатский собрат, ниточки. Вечная история про месть. Про преступление и наказание. Про то, как могут поменяться местами палач и жертва. Про то, как совершенно незначительный поступок может привести к серьёзным последствиям.

И про то, каким желанным будет блюдо, которое подают холодным.

Читайте также

Weekend

«Элизиум»: Начало конца

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — о втором фильме режиссёра «Района №9».
Алексей Двоеглазов
Weekend

Пипец не окончательный

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов оценивает шансы очередного киноубивца стать героем сопротивления.
Алексей Двоеглазов
Weekend

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов критически оценил альтернативные способы решения проблемы отцов и детей в тоталитарном обществе.
Алексей Двоеглазов

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми
Люди

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина
Ситуация

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Ситуация

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Люди

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.
Иван Прытыка
Люди

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.