Weekend

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — о еще одной истории про преступление и наказание.

30 ноя 2013, 15:05 Алексей Двоеглазов

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — о еще одной истории про преступление и наказание.

Когда речь заходит о теме мести в кино, то на ум сразу приходит часто используемая кинематографистами пословица: «Месть – это блюдо, которое нужно подавать холодным». В ремейке южнокорейского фильма «Олдбой» мы ещё раз вспомним о её существовании.

Нет, цитировать её в этот раз не будут, но суть останется. Как это было в оригинальной версии Пака Чхан Ука. Картина, снятая в 2003 году на основе одноимённой японской манги, наделала много шума. Тогда, в 2004-м, она взяла Большой приз жюри в Каннах и была удостоена эпитета «абсолютный шедевр» от председателя жюри Квентина Тарантино. Планка была задрана до невероятных высот. Но Спайк Ли, как режиссёр новой версии, смог взять от оригинала лучшее и привнести своё.

Есть, правда, ещё один неофициальный ремейк «Олдбоя», снятый в Болливуде в 2006-м и в России носящий название «Узник прошлого». Качество его исполнения и заточенные под менталитет индийского зрителя упрощённые мотивировки главных героев оставляют этот продукт аудиовизуального творчества за рамками кинематографического искусства.

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Вернёмся к оригиналу. Он является вторым томом своеобразной трилогии о мести от режиссёра Пака Чхан Ука. Первая и третья носят названия «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть». Эта мультикультурная картина вобрала в себя восточный колорит и западную литературную традицию. Поедание живого осьминога и прямые ссылки на Александра Дюма-отца. И не только это.

Сюжетно от «Графа Монте-Кристо» Дюма «Олдбой» взял лишь формальные признаки. Заключение главного героя в тюрьму на долгие годы. Непонимание: за что? Освобождение и месть. Остальное действие – оригинальное. Ремейк от Спайка Ли подали также холодным. Прошло десять лет с момента выхода первой экранизации комикса – страсти по оригиналу успели улечься. Кстати, ровно столько просидел главный герой манги. Что интересно, его южнокорейский клон О Дэ Су – 15 лет, а американский собрат по несчастью Джо Дюсетт – уже 20.

Злоупотребляющий Джо в далёком 1993-м работает рекламным агентом. Сделку с очередным клиентом он заваливает, после чего нажирается в стельку и не попадает на третий день рождения к своей дочери. Немного погодя он обнаруживает себя в незнакомой квартире, в которой есть санузел, телевизор и нарисованное, как камин у папы Карло, окно. Изображение на нём меняется в зависимости от времени суток. Он понимает, что взаперти, но не понимает, что выйти ему удастся лишь в 2013-м. Истерика. Попытка самоубийства. Усыпляющий газ. Ему не дадут умереть. Всё это время он гадает, кому так сильно насолил. Единственное окно в мир – это телевизор. Фильмы про кунг-фу, по которым можно учиться драться, новости, по которым можно считать дни, месяцы, годы. Общие места в обоих фильмах – запись трагедии 11 сентября, показанная в череде сюжетов…

Звериный оскал капитализма: откусанное яблоко и огромный чемодан (не такой огромный, как установленный на Красной площади к 120-летию ГУМа, а затем демонтированный, но той же фирмы)»

Новый фильм навязчиво демонстрирует нам несколько брендов, подчёркивая и оправдывая выбор новой профессии персонажа: из невзрачного гражданина (по аннотации бизнесмена) он превратился в циничного рекламщика. Звериный оскал капитализма: откусанное яблоко и огромный чемодан (не такой огромный, как установленный на Красной площади к 120-летию ГУМа, а затем демонтированный, но той же фирмы). Можно было подумать, что этот гигантский чемодан был рекламной кампанией фильма, но не тут-то было. Просто так совпало.

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Однако не будем отвлекаться на маркетинговые совпадения. Они никак не могут повлиять на прекрасные находки в фильме. В первую очередь, это исполнитель главной роли Джош Бролин, недавно сыгравший роль молодого агента Кея в третьей части «Людей в чёрном». Он воссоздал по-голливудски брутальный образ человека – жёсткого, бескомпромиссного, раздавленного, но не побежденного. Сжатая пружина.

В его руках молоток с гвоздодёром (обязательный атрибут всех экранизаций) – это карающий меч правосудия, который не пропустит ни одну вставшую на его пути черепную коробку. Знаменитая сцена, в которой главный герой отбивается от десятков головорезов, снята одним планом и идёт около трёх минут без единой склейки. И это несмотря на весь динамизм происходящего. Спайк Ли повторил этот трюк и даже несколько его усложнил.

В его руках молоток с гвоздодёром (обязательный атрибут всех экранизаций) – это карающий меч правосудия, который не пропустит ни одну вставшую на его пути черепную коробку»

В отличие от оригинала главный антагонист, роль которого исполнил Шарлто Копли (получивший известность благодаря «Району № 9»), не вызывает симпатии даже в самом финале картины. Но тут дело не в игре актёра, а в сценарии. Персонаж прописан утончённым и одновременно развратным до мозга костей аристократом. «Американский психопат» – это будет про него.

Несколько смутил образ начальника тюрьмы, которого сыграл Сэмюэль Л. Джексон. Слишком гротескный и комиксный, он выбивается из общего ряда персонажей. Спрут из «Мстителя» Фрэнка Миллера. Но это уже перебор. Не оправдывает такой подход даже родство фильма с графической новеллой.

«Олдбой»: блюдо, поданное холодным

Финалы у всех произведений разные, так что зритель, знакомый с оригиналом, будет удивлён новой концовке, в которой хэппи-эндом и не пахнет. В итоге получился увесистый триллер, держащий в напряжении до развязки, эмоционально дергающий зрителя за иные, нежели его азиатский собрат, ниточки. Вечная история про месть. Про преступление и наказание. Про то, как могут поменяться местами палач и жертва. Про то, как совершенно незначительный поступок может привести к серьёзным последствиям.

И про то, каким желанным будет блюдо, которое подают холодным.

Читайте также

Weekend

«Элизиум»: Начало конца

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов — о втором фильме режиссёра «Района №9».
Алексей Двоеглазов
Weekend

Пипец не окончательный

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов оценивает шансы очередного киноубивца стать героем сопротивления.
Алексей Двоеглазов
Weekend

«Голодные игры»: этот поезд в огне…

Кинообозреватель «Югополиса» Алексей Двоеглазов критически оценил альтернативные способы решения проблемы отцов и детей в тоталитарном обществе.
Алексей Двоеглазов

Первая полоса

Город Люди Ситуация

Прямая линия Вениамина Кондратьева: от малины и велосипеда до поручения “не играть с огнем”

В среду, 1 декабря, в Краснодарском крае произошло уникальное событие - впервые губернатор Вениамин Кондратьев проводил "прямую линию" с населением, во время которой отвечал на волнующие жителей вопросы в таком формате.

Ситуация

Последний вдох: почему дети увлеклись сниффингом и что с этим делать

С 14 ноября на Кубани законодательно запретили продавать несовершеннолетним любые товары, содержащие сжиженный углеродный газ, - от зажигалок до баллонов, питающих туристские плитки. В этот момент многие родители впервые услышали новое для них слово "сниффинг" и узнали, что это – относительно новый вид токсикомании. На самом же деле явление не такое уж и новое, но уже успело унести много жизней.

Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».
Никита Демченко
Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».
Никита Демченко
Weekend

«Я дебил, у меня справка есть!» (цитата из сериала)

С 18 ноября в онлайн-кинотеатре PREMIER начал выходить многосерийный проект «Вне себя» – фильм, в котором герой Евгения Стычкина пытается разобраться со своим психическим здоровьем и заодно темным прошлым. Мы посмотрели первые три серии проекта и рассказываем, чем остросюжетная комедия о распаде личности может привлечь зрителя.

Ситуация

Кейс Столярова, или «творческая свобода, поиск и эксперимент» в Сириусе

В прошлом году в России появился уникальный город - федеральная территория Сириус, расположенная в Адлерском районе Сочи. Закон об ее особом статусе президент России Владимир Путин подписал 22 декабря 2020 года.
Екатерина Пономарёва
Люди Ситуация Бизнес

Алексей СТРИГА: «Постараюсь сделать максимум полезного для Краснодарского края»

В конце октября постановлением избирательной комиссии Краснодарского края молодой предприниматель Алексей Стрига, входящий от партии «Единая Россия» в территориальную группу № 23 (Лиманный одномандатный избирательный округ №23), был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края (вместо одного из парламентариев, избранных в иные органы представительной власти). 26 октября молодого коллегу депутаты-однопартийцы приняли в состав фракции «Единой России» в ЗСК.