Не иначе как новейшим средневековьем и охотой на ведьм называют деятели искусства административное и уголовное гонение на художницу из Комсомольска-на-Амуре. Можно ли судить человека за творчество, борьбу со стереотипами и активную гражданскую позицию? Оказывается, вполне…

От КоАПа до острога

На днях стало известно, что художницу и активистку Юлию Цветкову из Комсомольска-на-Амуре в третий раз обвинили в гей-пропаганде после того, как она опубликовала рисунки в поддержку однополых семей. За этот административный «проступок» художница поплатилась штрафом в размере 75 тысяч рублей. Но вот уголовное дело, которое расследуется в отношении девушки за распространение порнографии, грозит реальным сроком — от 2 до 6 лет. Речь идёт об абстрактном изображении женской вульвы на странице, которую художница вела в соцсетях. Хоть название паблика — «Монологи вагины» — и звучит вызывающе, на деле — это художественное высказывание творческого человека, имеющее под собой глубинные и вряд ли провокационные, а тем более порнографические смыслы. Цветкова выступает против гендерных стереотипов, за свободу женщин и женского тела. И делает это неравнодушно.

На закате радуги

Вполне возможно, что главным толчком к гонениям на неё стал спектакль «Розовые и голубые», который Юлия поставила в собственном театре «Мерак». В нём власти города и правоохранители, не вдаваясь в подробности, увидели пропаганду гомосексуализма. При этом сам спектакль, направленный на борьбу со стереотипами типа «мальчик должен бояться розового цвета», а «голубой — это совсем не цвет для девочек», сработал на взрослых должностных лиц как красная тряпка на быков и как раз по данному стереотипу. Почему мальчики дошкольного возраста, играя с цветным песком, брезгуют брать в руки розовый, а девочки — наоборот? Потому что так их научило ближайшее окружение — их мамы и папы. Почему мальчишек извечно облачают в синий комбинезон, а девочек наряжают в розовый? Потому что таковы гендерные стереотипы, которые впитаны нами с молоком матери. Однако эти стереотипы являются не чем иным, как бесплотной идеей и физически нисколько не угрожают жизни и здоровью человека.

Опасность розового и голубого цветов настолько же велика, как и мороженое «Радуга», употребление которого грозит моментальным надрывом половой идентичности и сексуальным коллаборационизмом. Напомним, глава Союза женщин России Екатерина Лахова пожаловалась президенту на мороженое «Радуга» и разноцветные рекламные щиты, которые якобы пропагандируют среди детей нетрадиционные ценности. После этого Росконтроль даже проверил «радужное мороженое», но признал его безопасным, вкусным, не содержащим немолочный жир и соответствующим ГОСТу.

Складывается впечатление, что витающие в обществе гомофобные настроения вызваны допущением какой-то необыкновенной шаткости среднестатистического гражданина перед лицом ориентационного врага. Словно это вирус, от которого невозможно уберечься. На тебя чихнули — и ты уже смотришь на человека своего пола с надеждой на руку и сердце. Неужели созерцание какого-то притянутого за уши символа может запустить в человеке необратимые процессы смены сексуальных предпочтений? Увы, это задача науки, которая до сих пор не может дать точный ответ: врождённая это вещь, ориентация, или приобретённая? К сожалению, защитники морально-нравственных скреп, окрылённые идеей возрождения моральной чистоты, присущей нашим предкам, ставят науку и трезвый подход к таким вещам на последнее место или вообще ни во что не ставят. Всякая идея, идущая вразрез партийной линии, становится орудием давления и репрессий. Это произошло и с Юлией Цветковой.

Бодипозитив не в тренде

Вероятно, памятуя о её «розовых и голубых», полицейские нашли зацепку в паблике «Монологи вагины» в «ВКонтакте». Название отсылает к знаменитой одноимённой пьесе американской писательницы Ив Энслер. Пьеса была переведена на 45 языков, её показали более чем в 130 странах мира, кстати, и в России тоже. На момент задержания Цветковой на её страницу было подписано менее 200 человек. Юлия выкладывала свои художественные работы на тему феминизма и бодипозитива, рисовала абстрактные изображения вульв, а также публиковала работы других художниц по схожей тематике. Особое внимание правоохранительных органов привлекла серия бодипозитивных рисунков «Женщина не кукла», в которых говорилось о том, что тела женщин могут быть разными, и в этом нет ничего стыдного. Простые мультяшные фигуры сопровождались надписями «У живых женщин неидеальная кожа. И это нормально», «У живых женщин появляются морщины и седина. И это нормально», «У живых женщин есть жир. И это нормально» и прочее.

Отметим, что точного определения у юридического понятия «порнография» до сих пор в нашей стране нет. А в существующие размытые формулировки, как и «оскорбление чувств», при желании можно вписать всё, что угодно. Однако в комментарии к УК РФ под редакцией А.В. Наумова даётся следующее определение: «…материал или предмет является порнографическим, если он, взятый как целое, направлен на возбуждение похоти (грубочувственного полового влечения) и если он в явно, очевидно циничной, непристойной форме изображает половое поведение человека и при этом не имеет существенной литературной, художественной или научной ценности». Как к этому определению полицейским удаётся притянуть декоративные, абстрактные, художественные рисунки Юлии Цветковой — остаётся загадкой. Но у российской интеллигенции, которая не понаслышке знает о том, что такое искусство и самовыражение, есть собственная позиция.

В поддержку Юлии Цветковой выступили художники, писатели, журналисты и актёры. Среди них Людмила Петрушевская, Владимир Познер, Ксения Собчак, Рената Литвинова, Максим Матвеев и Евгений Стычкин. Серии пикетов в защиту Цветковой прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Уфе. Ежедневно в соцсетях появляются всё новые и новые посты с хештегами #заЮлю, #СвободуЮлииЦветковой, #ЯМыЮлияЦветкова и так далее.

В защиту Цветковой выступили и кубанские деятели искусств, активисты и художники.

Евгений Римкевич, художник из группы ЗИП:

— Страшно жить в обществе, где осуждается рисунок. И мне, как художнику, не по себе. Это похоже на чёрную комедию или ночной кошмар. Был бы сон, можно было бы проснуться и выйти из этой жуткой ситуации. Но, увы, это реальность.

Во многих произведениях искусства есть изображения человеческого тела, в том числе и открытого. И что нам эпоху Возрождения запретить, потому что это пропаганда? Получается, книжка Оруэлла «1984» становится не антиутопией, а документалкой, когда переписывается история и какие-то вещи становятся недозволительными. Как вообще быть с историей искусства, в которой присутствует обнажённое тело? А не считать ли пропагандой роспись в храмах, где встречаются изображения ангелов, у которых видны первичные половые признаки? А кот, который у меня живёт? Если я посмотрю на него и увижу его сосок, не посчитают ли это зоофилией? Ситуация, в которую попала Юлия, граничит с бредом.

Не может художник осуждаться за свои работы, тем более за не реалистическое изображение тела, а его интерпретацию. Художественные вузы тоже в таком случае нужно закрывать за распространение порнографии. Я оканчивал КГИК, и — о боже! — мы рисовали там обнажённую натуру. Нас заставляли рисовать голое тело! Это же ужасно! Это ведь даже принуждение к распространению, потому что мы потом показывали другим людям свои работы.

Также чудовищно преследовать человека за его взгляды и личные пристрастия. Гораздо больше конфликтных ситуаций происходит с пьяными людьми с крестами на груди, чем с людьми другой ориентации. И тут нет никакой разницы, какая у человека сексуальность и что он хочет или любит. Это то же самое, что административная ответственность за съеденное мороженое «Радуга». Я не буду вырывать мороженое или чашку кофе у кого-то только из-за того, что я не люблю мороженое или предпочитаю чай. Это личное дело каждого человека.

В деле Юлии поможет только объединение и гласность, как это было с делом Ивана Голунова. Группа ЗИП, как и многие из наших друзей, распространяет информацию в поддержку Юлии. Мы пытаемся донестиидею о свободе искусства и самовыражения.

Света Черникова, специалист по PR и маркетингу:

— То, что происходит с Юлей Цветковой, — сюрреализм, варварство и просто скотство. Меня очень пугает тот факт, что в современной России постоянно приходится кого-то «отбивать» у властей: то журналистов, то художниц, то жертв домашнего насилия. Очевидно, что Юле шьют дело за ЛГБТ-пропаганду среди детей (чушь!), а не за рисунки женского тела. Но чудовищности ситуации это не меняет. Будь я художницей, очень сильно испугалась бы, ведь если появится прецедент, всё искусство станет гораздо легче цензурировать. Это откат культуры на несколько веков назад и путь в пропасть. Я ощущаю беспомощность, и страх, и бессилие. Юля Цветкова должна быть свободна! А вот к политикам, пытающимся запретить мороженое в радужной упаковке, у меня действительно много вопросов...

Алина Десятниченко, документальный фотограф, художница:

— Да, конечно, я поддерживаю Юлию. Дело против неё возмутительно. Рисунки явно лишь повод, иначе бы пришлось закрыть все музеи за обнажённую натуру, а анатомические атласы сжечь. Я думаю, онлайн- и оффлайн-митинги в её поддержку — это, конечно, хорошо, но, как мне кажется, гораздо эффективнее было бы, например, устраивать тематические лекции и выставки. Во-первых, это бы показало солидарность всего профессионального сообщества, придало вес этому жесту. Одно дело — противостоять «кучке маргиналов», другое — целой сфере, с которой стоит считаться даже государственной машине. Во-вторых, знания — действительно сила, действующая на опережение. Смена аватарок, посты в соцсетях, одиночные пикеты, конечно, привлекут внимание к проблеме, но максимум что могут — помочь одной лишь Юлии. Но ведь обвинить могут любого. За всех не отпикетируешь.

Колесникова Елена, художница:

— Конечно то, что происходит с Юлей, иначе как абсурд не назовёшь. Очень хочется, чтобы эта история закончилась, чтобы разум восторжествовал и всякое преследование Юли прекратилось. Вся эта ситуация лично для меня привносит в жизнь страх, если за схематичные рисунки женского тела возбуждают уголовное дело, то что же нас ждёт в будущем? Под угрозой не просто свобода слова, но и свобода творчества... Получается так... Вся эта ситуация сигнализирует о странных процессах в нашем обществе, не хотелось бы думать о плохом, но и закрывать глаза нельзя. Я очень хочу, чтобы Юля была на свободе и продолжила свою феминистскую повестку. #заюлю

Катерина Верба, художница, кураторка:

— Сложно поверить, что это происходит здесь и сейчас в современном мире. Любая экспертиза, искусствоведческая или юридическая, может отличить искусство от порнографии — и у того, и другого понятия есть чёткие определения. Если изящные, тонко сделанные произведения, которые ко всему прочему несут глубокую смысловую нагрузку, будут считать развратными картинками, то как вообще создавать искусство? Тогда давайте будем честными и уберём Венеру Милосскую из Лувра или Венеру Урбинскую из Уфицци и назовём их пошлостью.

Сейчас мы в Новороссийске готовим выставку, где исследуем женскую идентичность. Ещё совсем недавно женщина как художница не могла существовать, считалось, что талант передаётся только по мужской линии. Ростовский художник Альберт Хамидович готовит большую работу об истории женщин в искусстве для нашей выставки. Так много в своё время женщинам приходилось доказывать, что мы тоже имеем право создавать свои художественные высказывания, что сейчас обидно и больно видеть и знать, что хрупкая девушка подвергается травле и гонениям за картины, которыми она хотела «излечить» других женщин от комплексов по отношению к своему телу. Я верю, что справедливость восторжествует и что Юля Цветкова сможет продолжить свою деятельность как художница.

Яна Алалыкина, искусствовед, художница

— В деле Юли Цветковой меня больше всего возмущает, что настоящие преступники нередко избегают ответственности, а художница за безобидные и, я бы даже сказала, добрые рисунки может получить реальный срок. Выходит, что любое публичное высказывание представителей ЛГБТ-сообщества автоматически расценивается как пропаганда «нетрадиционных сексуальных отношений»? Разве они не граждане нашей страны и не имеют права на свободу мысли и слова?

Хорошо, что дело получило широкую известность, наверное, это единственное, что художественное сообщество могло сделать в этой ситуации. Вот только оптимизма мало, ведь у любого из нас есть шансы быть обвинёнными в чём угодно.

Ира Афанасьева, художница:

— То, что сейчас происходит с Юлей Цветковой, — средневековая дикость, разве что вместо костра — уголовная ответственность.

Я чувствую, что меня это тоже касается. Во время учёбы в университете мы рисовали много обнажённой натуры, потому что это входит в учебную программу. А теперь что же получается? Всех выпускников и студентов художественных вузов и факультетов тоже нужно посадить в тюрьму?

Проект Юли «Женщина не кукла» лично мне кажется замечательным! Что плохого в том, что какая-нибудь девочка увидит эти картинки и не будет сходить с ума в подростковом возрасте, когда впервые столкнется с месячными и растяжками на теле? Вся эта ситуация в очередной раз показывает, как важно нам больше говорить о наших телах. О том, что они бывают разные и что все они прекрасны по-своему. Потому что сначала общество делает вид что месячных не существует, а потом мы получаем огромное количество женщин, умерших от запущенных форм рака шейки матки или рака груди, из-за того что они стесняются своего тела и не обращаются за медицинской помощью своевременно.

Владимир Колесников, художник:

— Дело Юлии Цветковой наглядно иллюстрирует поговорку «был бы человек, а статья найдется». Обвинение настолько абсурдно, что даже непонятно, с какой стороны это вообще можно комментировать. Мне кажется, вопрос: «Что нужно делать деятелям культуры, чтобы защитить Юлию?» — не очень правильно поставлен. Потому что это касается абсолютно всех. Просто предлагаю каждому примерить ситуацию на себя. У многих есть дети. Все хранят фотографии своих детей. И, наверняка, среди них есть фото младенца без памперса. «Экспертная» группа из электрика, психолога, режиссёра и учителя черчения (как в случае с Юлей) напишет по таким фотографиям своё заключение, и вам предъявят обвинение в педофилии и порнографии. Так сегодня в нашей стране это работает. И это должны знать все.

1 комментарий

avatar
scaramouche 17 июл 2020, 23:50
Гюстав Курбе "Происхождение мира" /// Вся эта катавасия и с арестами Серебреникова и других деятелей оккультных половых миров , арест Хабаровского губернатора фальшак и подлог Конституции и пр.пр., связана с тем, что те, кто сидит во властных кабинетах пытаются самым неуклюжим образом укрепиться в формате "жись удалась" - как оказалось "Власть" и ее сублимация являются самой сладкой кормушкой и уйти оттуда никак не хочется. Все это может закончится Гражданской войной, как сто лет тому назад. Группировка чиновников никак не хочет делиться государственных достоянием по существу, предлагая суррогаты вместо честного диалога. Мало того, навязывая свою точку зрения - требование покорности и благолепного взирания на группу воров и дураков (а это действительно так) , по существу эта точка зрения вообще не имеет никакой почвы , так как стяжательство не может являться критерием общественной политики по существу. Получается парадоксальная ситуация безвластия умов. Правящая верхушка декларируя свои ценности - фальшак веры в Бога , фальшак отношений между мужчиной и женщиной, фальшак морали - вера чиновникам, фальшак -лицемерия , ханжества, двойной морали, двойной справедливости и др. , откровенное попрание институтов доверия общества . Но на это опираться нельзя. Будут последствия - мы стремимся потерять саму русскую государственность, как ипостась . Двойная мораль в последние годы Советской власти - истинная причина крушения самой светлой идеи человечества. Сколь долго такая ситуация будет продолжаться ? На полицейских методах долго не усидишь.
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии.

Первая полоса

Ситуация

COVID-рулетка: пан или пропал

Роспотребнадзор называет вакцинацию от COVID-19 единственным способом справиться с пандемией. Вакцины в России уже широко доступны для населения, времена, когда их завозили небольшими партиями, остались в прошлом. Однако пункты вакцинации полупустые, а впереди – "индийский" штамм.
Елена Шумовская
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.

Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.