Как стало известно «Югополису», доклад был подготовлен при информационной и организационной поддержке информационного портала «Голос Кубани» на основе данных из открытых источников.
В преамбуле автор, известный журналист и эколог Дмитрий Шевченко, объясняет, почему доклад публикуется только сейчас, через год после ухода Владимира Евланова с поста мэра Краснодара в Госдуму: диск с уже готовыми для верстки текстами был изъят у автора при обыске в рамках уголовного дела о «клевете» на коллегу Евланова по депутатству, бывшего первого вице-губернатора Кубани Александра Ремезкова. Всю работу пришлось делать заново.
По мнению автора, именно на Ткачеве, Ремезкове и Евланове лежит главная вина за провал программы реконструкции трущоб в центре города. Благоприятный для Краснодара экономический период был, по его мнению, бездарно упущен, и Краснодар не смог сделать качественный рывок в своем развитии и улучшении городской среды.
Владимира Евланова, руководившего городом 12 лет, автор называет не градоначальником, а проводником интересов и порученцем губернатора Ткачева и его окружения, а также строительного бизнеса, который в какой-то период времени начал увлеченно манипулировать городской администрацией и рассаживать в руководящие кресла своих выдвиженцев.
Публикаторы доклада утверждают, что не хотели превращать свое расследование в политическую агитку, и их цель – не опорочить Владимира Евланова, а сделать посыл нынешним властям города, которые вынуждены, с одной стороны, расхлебывать последствия политики прежнего городского главы, а с другой – по инерции следовать прежней траекторией.
Доклад состоит из нескольких разделов. Попытаемся представить их максимально коротко.
Глава 1. «Семья»
Согласно публичному имиджу Владимира Евланова, за годы работы на административных постах он не стал фигурантом коррупционных скандалов, склонностей к красивой жизни не проявлял. Но это, считает Шевченко, лишь на первый взгляд.
Его избрание в Госдуму позволило авторам проанализировать его официальные декларации о доходах и высчитать его зарплату на посту градоначальника — около 238 тыс. рублей.
Евланов, будучи мэром, не участвовал в деятельности каких-либо коммерческих структур. Но общественники обнаружили его в качестве соучредителя загадочной некоммерческой организации «Фонд содействия возрождению православных храмов». При строительстве культовых сооружений, по информации автора доклада, имели место нарушение должностных полномочий со стороны Евланова, конфликт интересов и незаконное отчуждение муниципальной земли в пользу религиозных организаций без торгов и в нарушение конкурсных процедур, многочисленные финансовые нарушения.
По данным Шевченко, градоначальник делал всяческие преференции своему сыну Евгению, ставшему совладельцем полудюжины торговых и сервисных предприятий и преуспевшему в строительном бизнесе, ставшему одним из самых успешных в Краснодарском крае бизнесменов, связанных с монтажом санитарно-технического, водопроводного и отопительного оборудования.
По данным доклада, градоначальник делал всяческие преференции своему сыну Евгению, ставшему одним из самых успешных в Краснодарском крае бизнесменов
Этот доходный бизнес, консолидированный под крышей ООО «Группа компаний СТМ», процветал, в частности, потому, утверждает Шевченко, что компания получала в Краснодаре муниципальные подряды и обслуживала частные девелоперские проекты, критически зависимые от благоволения городского руководства. Большинство из них – это элитные жилые комплексы с самой дорогой в городе недвижимостью. Отметилась компания Евгения Евланова и во многих знаковых проектах офисных зданий в Краснодаре последних лет.
Однако с уходом Евланова-старшего в Москву семейный бизнес начал переживать не лучшие времена, предполагает автор доклада.
Глава 2. «Экономическое «античудо»
Шевченко утверждает, что несмотря на пятикратный рост доходов городской казны в период с 2004 по 2016 годы Владимир Евланов, уходя в Госдуму, оставил город с огромной дырой в бюджете и долгами перед коммерческими банками.
По его мнению, при Евланове Краснодар прочно попал в финансовую зависимость от региона, а местное самоуправление лишилось не только политической, но и экономической независимости. В условиях экономического кризиса, падения инвестиций, международных санкций краевым властям пришлось серьезно ужимать бюджет. Жертвой секвестра одной из первых пала программа «Краснодару – столичный облик», по которой основная часть средств шла не на первоочередные нужды города, а на фонтаны, фантастически дорогое озеленение, различный псевдоисторический кич.
Городской бюджет во времена Евланова – это классический пример проедания и неэффективных расходов, считает докладчик. Ситуация выглядит особенно фантасмагоричной, если учесть, что в течение многих лет руководства Владимира Евланова доходы местного бюджета стремительно росли, и надо было еще постараться, чтобы при такой благоприятной конъюнктуре загнать краевой центр в долговую яму.
Средства шли не на первоочередные нужды города, а на фонтаны, фантастически дорогое озеленение, различный псевдоисторический кич
При Евланове быстрыми темпами росли расходы на административный аппарат, на правоохранительную деятельность и сокращались на социалку. Если в 2010 году бюджет Краснодара еще был бездефицитным, то, начиная с 2011-го расходы стали расти более быстрыми темпами, чем доходы. В 2015 году бюджет был сведен с дефицитом с рекордным показателем 2,2 млрд рублей.
Дефицит пришлось покрывать внешними заимствованиями: начиная с 2013–2014 годов город начал активно брать кредиты в коммерческих банках, постепенно выстраивалась своеобразная финансовая пирамида. На конец 2016 года долги Краснодара перед банками составили 9 млрд рублей, что превысило 38% от годового дохода бюджета города, утверждается в докладе.
Новому мэру Краснодара Евгению Первышову сейчас поневоле пришлось взять жесткий курс на погашение долгов и сокращение дефицита бюджета, в том числе путем снижения расходов на чиновничий аппарат.
Отдельный подраздел доклада включает в себя примеры сомнительных схем предыдущей городской администрации, например, проекта с организацией платных парковок в центре города. Задумка была хорошая: возложить ответственность за обустройство парковок на частного инвестора, который будет делиться доходами с муниципалитетом. В итоге между мэрией и созданным ООО «Городские парковки» было заключено странное соглашение, согласно которому 90 % выручки предназначалось инвестору и только 10 % должно было отчисляться в городскую казну. При этом под платные зоны массово стали отводить существующую проезжую часть без какого-либо обустройства дорожных карманов. Фактически все «инвестиции» сводились в нанесение дорожной разметки, установку информационных табличек и паркоматов (многие из которых не работали).
Между мэрией и ООО «Городские парковки» было заключено странное соглашение, по которому 90 % выручки шли инвестору и только 10 % — в городскую казну
Глава 3. «Город, который не появился»
Послевоенное восстановление Краснодара после Великой Отечественной было переложено на плечи населения, из-за чего центр города превратился в конгломерат трущоб и стихийной застройки. Эта проблема требовала коренного решения.
Разговоры о том, чтобы реализовать программу реконструкции центра на основе муниципально-частного партнерства, начались еще при мэре Николае Призе, однако до конкретики тогда так и не дошло. Масштабное переустройство центра Краснодара с высвобождением территорий под современную высотную застройку стало почти миссионерской идеей Владимира Евланова, выигравшего мэрские выборы в 2005 году, и его патрона – губернатора Александра Ткачева.
Концепция, рассчитанная на пять лет, предусматривала строительство 2 млн квадратных метров жилья, в котором смогло бы разместиться до 300 тыс. человек. В общей сложности планировалось изменить облик не менее чем 250 кварталов.
Покрывать расходы, связанные с расселением жильцов ветхих кварталов, предполагалось, в основном, за счет частных инвесторов. Был сформирован пул из девятнадцати строительных компаний, готовых начать работу на 94 кварталах города.
Однако никаких масштабных работ по комплексной реконструкции кварталов не случилось, пишет Дмитрий Шевченко. Власти оправдывали проволочку тем, что необходимо дождаться проекта детальной планировки всей зоны реконструкции. Проект был готов к концу 2007 года. Общая стоимость была оценена в фантастическую сумму — около 16 млрд евро.
Раздробили — перепродали. Как Краснодар превращается в гетто
Краснодар застроен жильем под завязку, а строители всё не унимаются, штампуя однотипные многоэтажные коробки. Можно ли заставить краснодарских девелоперов не строить «гетто» — об этом «Югополис» поговорил с экспертами из Краснодара, Ростова-на-Дону и Волгограда.
В феврале состоялись публичные слушания по проекту, разработанному ОАО «РосНИПИУрбанистики». Жители города восприняли проект настороженно.
Далее в течение нескольких лет возникало немало «точечных» проектов, самым абсурдным из которых было намечавшееся строительство «Эйфелевой башни» в районе кинотеатра «Аврора».
Под маркой реконструкции началось освоение «прибрежных территорий в Юбилейном микрорайоне», предполагающее строительство высотных жилых домов на Рождественской Набережной. Проект вызвал негативную реакцию со стороны жителей Юбилейного микрорайона, и на фоне протестов власть пошла на попятную.
В сущности, бизнес, который поначалу действительно был готов принимать участие в реконструкции центра, был поставлен в такие условия, при которых участие в комплексной реконструкции кварталов стало невыгодным, считает автор доклада.
Вот как в 2014 году оценивал причины провала программы реконструкции депутат городской думы Красно- дара Игорь Коломийцев: «На самом деле это был грандиозный мега-пиар, за которым никогда и ничего не стояло».
Неудача с программой реконструкции центра города явилась, пожалуй, самым показательным антирезультатом 12-летнего пребывания Владимира Евланова на посту главы города, резюмирует Дмитрий Шевченко.
Вопрос, что делать с огромным количеством ветхого жилья в центре города, обитатели которого вынуждены жить с туалетами на улице и водой из колонки, отложен на неопределенное и, надо полагать, весьма туманное будущее.
Глава 4. «Пилить Краснодар»
В этом разделе доклада автор анализирует, как и почему при руководстве городом Евланова в кубанской столице исчезали места общего пользования – парки, скверы, набережные, бульвары, участки под спортивными объектами и т. п. – все то, что, по мнению чиновников, приносит лишь «ненужные» расходы.
Дмитрий Шевченко приводит эпизоды, когда зелеными зонами с ведома главы города жертвовали по просьбам «уважаемых людей»: участок санитарно-защитной лесополосы, вырубленный в 2005 году на Ростовском шоссе под строительство «Центра песни Пономаренко»; расширение проезжей части Ростовского шоссе за счет придомовой аллеи; история со строительством «квартир Ахеджака» на Карасунах; захват участка парка 30-летия Победы и двух участков в лесопарке на ул. Береговой (в общей сложности в период с 2005 по 2015 годы в частное пользование по различным схемам ушло больше половины всей площади парка 30-летия Победы и прилегающей к нему лесопарковой зоны); продажа земельных участков на особо охраняемых природных территориях; распил Чистяковской рощи под жилой массив.
По озвученным в октябре 2015 года оценкам департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, в период с 2007 по 2015 год из состава рекреационных зон в зоны, допускающие жилищное и коммерческое строительство, в Краснодаре было выведено порядка 300 га, в первую очередь парков, скверов и бульваров.
Глава 5. «Транспортные тупики»
Обещания расширить трамвайную сеть, охватить электротранспортным сообщением новые спальные микрорайоны, построить скоростные сквозные магистрали через весь город, «раскупорить» дорожные заторы с помощью новых развязок, тоннелей и эстакад давали все городские руководители. Однако ни у одного из них не было таких финансовых и административных возможностей для реализации прорывных транспортных проектов, какие были у Владимира Евланова. Итоги, однако, не просто нулевые, а даже отрицательные, утверждает автор доклада.
Столица Кубани имеет одну из самых развитых трамвайно-троллейбусных сетей среди российских городов и претендует на звание города-миллионника. Казалось бы, краснодарский электротранспорт должен был стать образцом для всей России. Однако в июле 2017 года профсоюз МУП «КТТУ» обратился к новому мэру Евгению Первышову с просьбой помочь предприятию, оказавшемуся на грани банкротства.
По данным Шевченко, уровень износа трамваев находится около отметки 90 %, а троллейбусов – около 80 %, и все это на фоне шестикратного роста тарифа за проезд в электротранспорте с 2004 по 2017 год.
Автор исследования объясняет, почему провалился проект модернизации городского электротранспорта и не получился альянс с Европейским банком реконструкции и развития, собиравшимся профинансировать проекты в области транспорта и ЖКХ в Краснодаре.
Уровень износа трамваев в Краснодаре находится около отметки 90 %, а троллейбусов — около 80 %
По его мнению, МУП «КТТУ», давно испытывавшему объективные трудности, «добило» то, что в 2015 году городские власти навязали ему невыгодный контракт на лизинговую закупку 98 «олимпийских» автобусов. Понятно, что, скорее всего, это была не прихоть Владимира Евланова, а настоятельная просьба «сверху», но, будучи градоначальником и имея рычаги влияния, он ничего не сделал для спасения муниципального предприятия от кабального договора, считает Шевченко. Последствия непродуманных решений сейчас будут расхлебывать новые городские власти и новые руководители предприятия.
Автор доклада также анализирует, почему Краснодар оказался не готов к взрывному росту автомобилизации. Немалая вина за это, по его мнению, лежит на евлановской администрации, которая вместо того, чтобы бросить все силы на реализацию пошагового плана малых дел (строительство новых мостов и путепроводов, увеличение пропускной способности магистралей, уменьшение потока въезжающего автотранспорта за счет развития перехватывающих парковок), увлеклась прожектерством, размечтавшись о многоуровневых дорогах, фантастических дорожных развязках и нереальных проектах типа «Краснодарского транзита».
Как сказку вспоминают сейчас краснодарцы обещанные, но не построенные объекты транспортной инфраструктуры: новый мост из Яблоновского в Краснодар через Кубань, трехуровневую развязку на Старокубанском кольце, автомобильную развязку на пересечении Красных Партизан и Тургенева, Южный скоростной обход. На пустопорожние макеты и картинки этих фантастических проектов были впустую потрачены сотни миллионов рублей, утверждает Шевченко.
Заключение
На вопрос, что же теперь делать новым городским властям, автор доклада отвечает так: прежде всего – радикально сменить парадигму развития города. Для этого нужно сбалансировать бюджет; избавить город от финансовой зависимости от строительного бизнеса, заложив основы диверсифицированной, устойчивой и конкурентной местной экономики; перестать раздувать Краснодар вширь и плодить спальные районы-гетто; вернуться к идее комплексной реконструкции центра города, но без прожектерства и профанации; принять программу по качественному улучшению экологической ситуации; пересмотреть концепцию развития общественного транспорта на основе современных подходов к отрасли; начать реализацию точечных эффективных решений для улучшения ситуации с дорожным движением.
Финальный вывод автора исследования: «Надо понимать, что еще одного условного «Евланова» Краснодар просто не переживет – городу нужны перемены!»
Читайте также
Первая полоса
Последние новости
-
Сын владельца "Крокуса": система дымоудаления при теракте сработала штатно, а пожарные выходы были открыты 13:14
-
Соцфонд беззаявительно назначил 38 пенсий по потере кормильца родственникам погибших при теракте в "Крокусе" 12:47
-
В Краснодаре опровергли информацию о бесхозных фонариках с взрывчаткой и “лепестках” 12:36
-
Депутат ЗСК Галина Головченко продолжает помогать семьям участников СВО 12:30
-
Важен голос каждого: Головченко рассказала о голосовании за благоустройство 11:51
-
В Ростовской области начали тестировать камеры, фиксирующие среднюю скорость движения автомобилей 11:29
-
Кремль: блокировать Telegram не планируется, но Павлу Дурову нужно обратить внимание на использование мессенджера террористами 10:49
-
Проекты ГК ТОЧНО получили пять наград крупнейшего конкурса «ТОП ЖК-2024» 10:19
-
Анна Невзорова рассказала, что может повернуть молодежь “к свету и развитию" 10:17
-
Владимир Путин назвал бредом сообщения о планах воевать с НАТО и раскритиковал лозунг "Россия для русских" 09:38
-
Вынесен приговор по делу о крушении легкомоторного самолета в Абхазии в 2017 году 09:29
11 комментариев
Ohsher 14 окт 2017, 00:07
adler 14 окт 2017, 08:48
Юрий Кириенко 14 окт 2017, 11:28
даниил мурашов 16 окт 2017, 16:38
Сидорова Мария 17 окт 2017, 18:14
Сидорова Мария 17 окт 2017, 18:18
Андрон сафонян 17 окт 2017, 20:45
Сидорова Мария 18 окт 2017, 17:20
Сидорова Мария 20 окт 2017, 11:11
voron 09 ноя 2017, 10:04
краснодарец 09 дек 2017, 11:04
Последние обсуждения