Проезжая по транспортным артериям, мы редко задумываемся о том, что современная дорога является высокотехнологичным продуктом, квинтэссенцией науки, производства и огромного труда всех участников дорожного строительства и эксплуатации автомобильных дорог. И особое место в этом сложном механизме занимают проектировщики. О них редко говорят и еще реже пишут. Но именно плод работы проектировщика является незыблемой основой качественного строительства и ремонта дорог. Эти специалисты обладают способностью анализировать прошлое, брать из него лучшее и создавать будущее, привнося в каждый проект современные новации, чтобы мы могли комфортно и безопасно добраться из пункта «А» в пункт «Б».

В беседе с директором ООО «Автодордиагностика» Кареном Григоряном удалось посмотреть под иным углом зрения на дорожную отрасль Кубани: от ретроспективы до перспективы.

Дорога начинается с проекта
Директор ООО «Автодордиагностика» Карен Григорян в дорожной отрасли уже 36 лет, сразу после окончания с красным дипломом автодорожного факультета Краснодарского политехнического института

Жить и строить

- Карен Нерсесович, ваше предприятие было основано в декабре 1990 года. То есть ООО «Автодордиагностика» прошло все этапы новейшей истории дорожной отрасли России.

- Наше предприятие было и остается частью системы дорожной отросли Кубани. А дата регистрации малого производственно-внедренческого предприятия (МПВП), как мы тогда назывались, - декабрь 1990 года - говорит сама за себя. Страна входила в этап исторических преобразований, которые полностью изменили не только дорожную отрасль, а буквально все - от экономики до идеологии.

На самом верху решили, что мы теперь будем жить по-другому, и, по сути, необходимо было реорганизовать прежнюю систему. Новое только предстояло построить, и заниматься этим пришлось регионам. Кубани в этом плане очень повезло, потому что у нас были высококлассные специалисты, обладающие не только богатым производственным опытом, но и умеющие мыслить стратегически. Один из них - Олег Константинович Безродный.

В 1991 году он возглавил "Краснодаравтодор" и стал активно выстраивать систему. Кто помнит то время, прекрасно понимает, каких усилий это стоило. Ведь советская государственная структура отрасли практически прекратила свое существование. Механизмы финансирования, контроля денежных средств и качества было необходимо создавать заново, опираясь на постоянно меняющиеся законы и в условиях жуткой инфляции.

Чтобы решить все эти вопросы, Олег Константинович инициировал создание профильных предприятий, которые стали каркасом новой системы. Одно из таких - ООО «Автодордиагностика». Мы занимались сбором информации, анализом, статистикой. Эти данные изучались, и на основании полученных выводов предлагались определенные решения, которые помогали выстраивать процесс в масштабах всего края. Прежде этим занимались государственные институты, но в тот период это пришлось делать нам, региональным структурам. Мы в том числе пробовали внедрять новые методы и подходы в дорожном хозяйстве, оттуда и слово «внедренческое» в нашем первоначальном названии.

- За годы деятельности ваше предприятие несколько раз меняло название. С чем это связано?

- Менялись требования закона – приходилось меняться и нам. Суть, конечно, оставалась прежней, но эти перипетии тоже являются частью нашей истории. И в ней даже в тот период дикого капитализма есть очень знаковые достижения. Например, в 1996 году сеть автомобильных дорог Кубани была признана лучшей в России. Только вдумайтесь: не столица, не Московская область, а региональная сеть автомобильных дорог Краснодарского края. Это результат труда всех дорожников Кубани того времени, но особенно стоит отметить, конечно, людей, которые смогли в кратчайшие сроки создать новую эффективную систему. Тогда был сдан важнейший экзамен для нашей отрасли.

Дорога начинается с проекта

Огромный опыт, полученный, так сказать, в стрессовых условиях, сегодня можно считать серьезным активом. Дорожная отрасль Кубани развивается и показывает хорошую динамику на уровне страны. Об этом я могу говорить, так как с 1990 года и по настоящий момент ведем учет всех дорожных работ в крае. Мы можем в любой момент посмотреть, что, где и когда было сделано. Это помогает нашим руководителям дорожного хозяйства планировать дорожно-ремонтные мероприятия, оценивая состояние автомобильных дорог края, и разрабатывать программу действий на перспективу.

Внедряя лучшее

- Сегодня ООО «Автодордиагностика» является одним из проектных предприятий дорожной отрасли края. Что стало причиной расширения спектра деятельности, ведь изначально вы занимались только учетом, анализом и внедрением?

- Как я сказал, мы являемся частью большой системы. И наша главная цель состоит в том, чтобы дорожная отрасль Кубани работала эффективно. Поэтому в 2004 году по инициативе Кима Хазретовича Нехай, который в то время возглавлял "Краснодаравтодор", мы занялись проектированием ремонта дорог. Это огромный пласт работы.

Например, сейчас перед кубанскими дорожниками стоит задача по ремонту 500-600 километров дорог ежегодно. Естественно, такая нагрузка отражается и на нас.

Дорога начинается с проекта

Нельзя обойти стороной и тот аспект, что требования к качеству дорог постоянно растут. Этот процесс начался не вчера и вряд ли когда-то закончится. И наши дорожники всегда в числе первых внедряют в производство передовые технологии и другие новации.

- Можно на примерах?

- В 2004 году, когда экономика страны начала подниматься с колен, мы задумались о технологиях. В середине 90-х главный акцент был сделан на качество применяемых материалов, и, надо отдать должное, совместными усилиями это было успешно реализовано. Теперь пришло время

идти дальше. Скоростной режим автомобильного потока и нагрузка на ось возросли, и необходимо было создавать соответствующие дорожные условия для них. Для этого потребовалось поэтапно приводить в соответствие с нормативными документами продольный и поперечный профиль дороги, чтобы движение даже на высоких скоростях было комфортным и, следовательно, безопасным.

Сделать это имеющейся на тот момент техникой было невозможно. Тогда мы изучили все предложения на рынке ,и в итоге руководством было принято решение приобрести за счет дорожного фонда двухметровую фрезу Wirtgen. А мы приобрели электронный роботизированный тахеометр Trimdle ATS с панелью управления Trimdle ACU, чтобы этот комплекс оборудования использовался в системе трехмерного проектирования BladPro 3D. В то время это была настоящая революция для дорожников.

На дороге Краснодар-Ейск на границе Брюховецкого и Тимашевского районов провели первые испытания. Они показали, что приобретенный комплекс работает в полном соответствии с заявленными характеристиками. На это чудо приехали посмотреть все дорожники во главе с Кимом Хазретовичем Нехай.

Дорога начинается с проекта
Фото из архива К.Н. Григоряна, 2004 год

Сегодня такая техника есть практически во всех, даже небольших, дорожных предприятиях. Это к слову о внедренческом направлении нашего предприятия.

Новые задачи

- Сегодня государство требует строить дороги с таким качеством, чтобы межремонтный период увеличить с 6 лет до 12. На ваш взгляд, это посильная задача?

- На вновь построенных или капитально отремонтированных дорогах - да. При проектировании эти параметры изначально закладываются согласно нормативным документам. А те дороги, что построены ранее и на них осуществляется только ремонт, вызывают много вопросов. Интенсивность и характер транспортного потока на автомобильных дорогах существенно изменился. Доля большегрузных автомобилей увеличилась и, соответственно, динамическая нагрузка возросла. Понятно, что указания сверху надо находить способы выполнять, используя современные технологии, а не обсуждать. Но существует объективная реальность, которую необходимо учитывать. Ведь осталось еще достаточно дорог, которые построены по старым нормативам и капитально не ремонтировались. А для этого требуется некий переходный период и финансовые ресурсы. Поэтому в данном вопросе я за поступательное движение к цели.

- Кстати, о большегрузах. В беседах с дорожниками очень часто звучит мнение, что именно они являются главной причиной преждевременного износа полотна. В свою очередь транспортники себя виноватыми не считают. На ваш профессиональный взгляд, насколько эта проблема масштабна?

- Скажу так: система весового контроля - это серьезная задача, которая стоит на повестке дня государства, а не только дорожной отрасли.

Проектировщик работает с нормативными документами, которые четко определяют эксплуатационные характеристики объекта. Дорожники строго в соответствии с проектом ремонтируют или строят новую дорогу. Контролирующие органы следят за качеством работ и материалов. Все параметры выдержаны. А через некоторое время на отремонтированной или вновь построенной дороге появляется колея. И первое, что приходит на ум автолюбителю, когда он это видит, недобрые слова в адрес дорожников. Так и получается, что требования к качеству постоянно растут и мы их исполняем, а в плане контроля за сохранностью дорог ситуация остается неизменной. Невозможно решить проблему, если не устранить самый разрушительный фактор - ненормативную нагрузку на ось транспортного средства. А решение – ощутимо наказывать рублем.

- Еще одной наиболее острой проблемой в отрасли дорожники называют нехватку квалифицированных кадров. Проектировщиков это тоже касается?

- Чтобы стать главным инженером проекта, специалист должен проработать на этой стезе лет десять. У нас такие профессионалы есть. Но проблема в том, что новых специалистов катастрофически мало. Достаточно сказать, что в этом году в крае по специальности «дорожное строительство» окончили вуз всего около десяти человек. Это на всю отрасль! При этом нет никаких гарантий, что ребята придут работать в дорожные предприятия или к нам.

Необходимо принимать экстренные меры по привлечению в отрасль молодых людей. Сегодня Союз дорожников Кубани, куда мы входим, очень много делает для популяризации нашей профессии. Но этих усилий явно недостаточно. Нужна государственная политика в продвижении дорожной отрасли как перспективного и почетного направления для молодежи. Пока же этого нет.

Дорога начинается с проекта
ООО «Автодордиагностика» наряду с 56 организациями входит в состав Союза дорожников Кубани

Еще один аспект: качество образования. Я не сторонник безоговорочно восхвалять советскую систему. В ней тоже было много недостатков, один из которых - отрыв теории от практики. Нам давали фундаментальные знания, которые позволяли самостоятельно повышать свой уровень. Сейчас же к нам приходят выпускники вузов, которые хотят познать тонкости профессии, но не имеют базовых основ. Считаю, что события, происходящие сейчас в системе высшего образования, необходимо использовать для формирования новой системы обучения, которая возьмет лучшее из советского прошлого и современности. Но самое главное, надо извлечь урок и объединить теорию и практику. Ребята должны учиться на самой современной технике, а не на устаревших образцах. Эту задачу должны на себя взять производственники, которые в первую очередь заинтересованы в квалифицированных кадрах.

Дорожная отрасль – это один из флагманов экономики. Так было, так есть и так будет. Но чтобы дороги Кубани стали еще лучше, нужно работать на перспективу. В первую очередь в плане подготовки молодых специалистов. В них наше будущее.

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.