Чтобы требования совпадали с возможностями

Новые стандарты на инертные материалы и асфальтобетон для строительства и ремонта дорог, вступившие в силу в этом году, требуют кардинального изменения подходов к формированию госзаказа и организации производственного процесса на их приготовление. Это практически как новая жизнь, потому что требования по новым стандартам высокие - как для производителей материалов, так и для широкого круга подрядных организаций, выполняющих госзаказ на объектах дорожной отрасли края и федеральных структур.

Для производителей материалов – это прежде всего перевооружение производств, приобретение и монтаж дополнительных линий дробления и разгрохотки, поиск инвестиционных средств для финансирования дополнительных затрат и т.п. Нужны прозрачные ориентиры требуемых объемов новых материалов от заказчиков по номенклатуре, срокам и объемам потребления. То есть нужна комплексная оценка рынка для обоснования новых инвестиций в развитие производства.

Для заказчика дорожных объемов работ - минтранса края и федеральных структур, работающих на территории региона, - нужно ясное понимание реальных объемов производства материалов с привязкой к местам их реализации для формирования транспортных схем в сметах работ.

Подрядным дорожным организациям, участвующим в конкурсах на дорожные объекты, важна возможность своевременно приобретать материалы по всей номенклатуре. Это понимание является особым и главным условием для подрядчика как в обеспечении должного качества, так и для минимизации рисков превышения фактической стоимости материалов над сметными лимитами.

То есть понятно, что, с одной стороны, ужесточение требований к строительным материалам положительно скажется на качестве дорог. С другой, несмотря на рост цен, дорожники обязаны укладываться в сметы и неукоснительно соблюдать сроки работ. Вот вам и задача: найти нужно баланс! Помните, в одном очень известном фильме герои поднимали тост за то, чтобы желания совпадали с возможностями? В нашем случае все гораздо сложнее: тут надо, чтобы требования, связанные с нововведениями, совпали с возможностями. И вот для решения столь масштабной задачи Союз дорожников Кубани выступил инициатором встречи, в которой приняли участие руководители профильных ведомств краевой администрации, «Краснодаравтодора», дорожно-строительных организаций и предприятий-производителей строительных материалов.

Новые стандарты

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

- Темпы дорожного строительства в последние годы беспрецедентны. Наш край входит в число лидеров как по объемам строительства, так и по качеству дорог, что подтверждают и данные авторитетных исследований, и отзывы жителей и гостей Кубани, - начал встречу первый заместитель руководителя департамента промышленной политики администрации Краснодарского края Владимир Мостовой. - Однако сегодня перед нами поставлена еще одна глобальная задача: строить и ремонтировать по новым стандартам. Безусловно, мы все готовились к их введению, и в этом плане проделана определенная работа: техническая, правовая, организационная. Но остались вопросы, требующие безотлагательного решения. Вместе с тем столь масштабные перемены всегда связаны с трудностями перехода, которые могут негативно сказаться на отрасли в целом и участниках рынка в частности. Эта встреча, я убежден, будет способствовать пониманию каждым общей задачи и поиску пути ее эффективного решения.

Суть нового ГОСТа заключается в том, чтобы еще больше поднять качество дорожного покрытия, увеличить межремонтные сроки и, как следствие, повысить эффективность вкладываемых в отрасль средств. Не скрою, что это потребует дополнительных средств инвестирования в производство материалов и приведёт к росту их стоимости.

- Инновационный метод объемного проектирования применяемых материалов - асфальтобетонных смесей, положенный в основу нового ГОСТа, базируется на том, что состав смеси подбирается с учетом климата, нагрузки, геологии и других местных особенностей дорожной сети и особенностей местных материалов. Доказано, что такой подход делает покрытие более устойчивым к абразивному износу, остаточным повреждениям, механическим деформациям и появлению трещин. При этом основное внимание уделяется качеству инертных материалов. Таким образом, необходимы огромные объемы щебня кубовидной формы в соответствии с новым ГОСТом, то есть практически новых материалов. А на сегодняшний момент лишь малая часть предприятий-производителей имеют оборудование, способное производить материал, подходящий под новые требования. Это уже привело к дефициту определенных фракций щебня, что повлечет за собой сложности в реализации проектов дорожного строительства и ремонта, - высказал свое мнение руководитель ГКУ КК «Краснодаравтодор» Роман Пономарев. - Кроме того, потребуются коррективы бюджета дорожного фонда ввиду объективно резкого удорожания производства новой номенклатуры щебней и асфальтобетонов.

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

Проблемы налицо

Генеральный директор ККА «Региональное отраслевое объединение работодателей «Союз дорожников Кубани» Дарья Чубачук развила тему. Она рассказала собравшимся о том, что при подготовке к данной встрече была собрана информация от всех 57 предприятий, входящих в союз, на основе которой был сформирован пакет наиболее значимых проблем. Их несколько.

Во-первых, это отсутствие в достаточном количестве и надлежащего качества инертных материалов узких фракций согласно новым ГОСТам. При этом потребность в инертных материалах новых фракций только для целей ДРСУ (НАО, ГУП КК) по предварительным подсчетам – порядка 500 тыс. тонн.

Вторая значимая проблема - опасность дефицита инертных материалов в разгар строительного сезона, так как у карьеров, занимающихся выпуском щебня новых фракций, заключены предварительные договоры на поставку с предприятиями федерального уровня, работающими на территории Краснодарского края. А это значительные объемы требуемых материалов.

Далее волнение производственников вызывают логистические проблемы (есть карьеры рядом, нет материала). В-четвертых, по мнению дорожников, это отсутствие прозрачности работы карьеров (нет цен на официальных сайтах или нет сайта вообще, работа ведется через посредника-перевозчика). Среди наиболее значимых проблем также: отсутствие в общем доступе списка работающих карьеров; отсутствие со стороны карьеров должного контроля за качеством выпускаемой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ; отсутствие однородности поставляемого инертного материала; высокая стоимость инертного материала, что в результате увеличивает себестоимость готовых асфальтобетонных смесей.

А в ответе за все – подрядчик?!

Вице-президент Союза дорожников Кубани Олег Безродный, чей опыт и вес в дорожной отрасли измеряется высочайшим авторитетом среди коллег, заметил, что «после корректировок размер дорожного фонда составит порядка 46 миллиардов рублей, и это значительная сумма! Только стоит обратить внимание, что непосредственно дорожным предприятиям, которые строят и ремонтируют дороги, из данного объема достанется лишь пятая часть. Большая часть средств пойдет на закупку и доставку основных дорожно-строительных материалов, а также организациям, поставляющим и обслуживающим дорожную технику, оборудование и средства малой механизации, узкоспециализированным субподрядным организациям других отраслей. Дорожная отрасль весьма интегрирована с другими отраслями, оказывая прямое влияние на поддержание широкого круга объемов работ и рабочих мест. И при этом именно на нас ляжет вся полнота конечной ответственности за качество работ и выполнение сроков основного госзаказа, - объяснил ситуацию вице-президент СДК. - Подобная ответственность должна предусматривать повышенное внимание к проблемам дорожной отрасли, право на координацию процессов по всей цепочке исполнения госзаказа.

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

Общеизвестно, что в цене дорожных работ 65 процентов занимают материалы. Это делает значительно ответственными производителей материалов. Но не только в этом дело. Одна из наибольших трудностей заключается в отсутствии прозрачных взаимоотношений между всеми участниками процесса. Например, необходима понятная и прозрачная процедура роста (а зачастую необоснованных скачков) цен на основные дорожно-строительные материалы. Этот механизм должен быть четко увязан с возможной и законной корректировкой сметной цены госзаказа без бюрократических процедур и в оперативном режиме. Далее, между производителем щебня и дорожниками есть фирмы, которые занимаются доставкой материала от карьера до объекта строительства. Эта сфера недостаточно прозрачна с точки зрения информативной цены услуг и их изменения, что существенно затрудняет работу. В то же время наши расчеты показывают, что на техническое оснащение под новые стандарты одного среднего карьера для выпуска щебня новых фракций требуется не менее 40 миллионов рублей. Таких средств у большинства производителей нет, и это огромная проблема. И дело не только в дополнительном оборудовании и технике. Под новое оборудование нужны специалисты, дополнительные энергетические мощности и многое другое, что еще более увеличивает цену модернизации. Сами карьеры должны иметь достаточный запас отведенных и оформленных участков под увеличенный объем добычи материалов.

Отдельный вопрос для карьеров – сбыт. Предприятию не выгодно производить материал впрок, не зная, когда его купят – очень дорогое хранение. Решить этот вопрос можно грамотным планированием госзаказа с информированием производителей об объемах и сроках требуемых материалов. Дорожное предприятие должно иметь возможность в свою очередь заключить прямой договор с производителем материала, с объемами, номенклатурой, сроком его поставки, и быть уверенным, что все пункты будут выполнены четко и вовремя. Требуется комплексная увязка работы государственного заказчика дорожных работ, производителей основных дорожно-строительных материалов и дорожных организаций, исполняющих госзаказ. Указанная работа предполагает создание и поддержание базы данных с программным комплексом, который позволит получать, систематизировать и прогнозировать потребность рынка основных дорожно-строительных материалов, а также обоснованно планировать стоимость самого госзаказа на дорожные работы. Только такой подход может гарантировать соблюдение сроков и новых очень высоких стандартов качества.

Идет модернизация

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

Затем своим видением проблемы поделились руководители предприятий, производящих строительные материалы. В частности, директор АО «Медвежья гора» Елена Канева рассказала, что уже практически завершена модернизация двух из шести карьеров, принадлежащих предприятию. Это обошлось в сто миллионов рублей, однако, по словам Елены Захаровны, только после выхода на проектную мощность они смогут производить до двух миллионов тонн щебня, отвечающего новым стандартам. Вместе с тем нужна своевременная и полная по номенклатуре потребность рынка инертных материалов по срокам их необходимой реализации и в заданных объемах.

Все производители согласились с выводами дорожников и высказали твердое намерение вместе работать над решением задачи.

Решения есть, нужна поддержка

Активное общение длилось около трех часов. За это время все имели возможность высказать свою точку зрения.

- Предлагаю сделать такие встречи регулярными, - взял слово президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко.

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

– Сегодня мы еще раз убедились в том, что в открытом диалоге всех участников дорожного строительства можно решать любые, в том числе и самые сложные вопросы. Отсутствие прозрачности в отношениях невыгодно абсолютно всем. В этой связи предлагаем обратиться к руководству края с просьбой о создании открытой интернет-площадки, на которой будет находиться самая свежая информация по стройматериалам с указанием цены и всех параметров. Также для облегчения финансовой нагрузки на предприятия-производители при модернизации производства необходима госпрограмма льготного кредитования участников процесса производства материалов и работ.

В то же время уже сейчас понятно, что для выполнения растущего государственного заказа по строительству и ремонту дорог необходима разработка новых месторождений. В этой связи актуальным выглядит обращение к руководству департамента промышленной политики Краснодарского края с просьбой о содействии в разработке новых карьеров, продукция которых будет соответствовать всем нормативным требованиям ГОСТ.

Очевидно, что только грамотное планирование дает возможность решать глобальные задачи. Мы предлагаем рассмотреть вопрос о создании специализированной группы, -заказчика «Краснодаравтодор», которая будет координировать весь механизм совершенствования рынка прогнозирования, производства и поставок инертных материалов под госзаказ на дорожные работы края.

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

Вместе с этим требуется создание централизованной системы координации производства щебня. При государственной поддержке вполне реально своевременное формирование площадок для его приготовления и заготовки, что позволит избежать дефицита инертных материалов в строительный сезон. Ценообразование же на отгружаемую продукцию обязательно должно формироваться в соответствии с ценами, заложенными в проектно-сметной документации.

Что касается заготовки материалов для дорожных работ, считаем правильным обратиться в министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края с предложением предусмотреть возможность проведения торгов за три месяца до начала выполнения работ. Это позволит потенциальным подрядчикам - членам Союза дорожников Кубани, своевременно и по оптимальной цене заключать предварительные договоры на приобретение инертных материалов.

Обращение к губернатору Кубани

Результатом выступления президента ККА РООР «Союза дорожников Кубани» - Александра Карпенко стало предложение о направлении в адрес губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева обращения участников совещания о необходимости личной поддержки Вениамином Ивановичем (в виде поручения отраслевым министерствам) организации работы по трем основным направлениям. Первое - это устранение всех барьеров по дополнительному выделению земель и переводу их под добычу материалов. Второе - создание цифровой платформы с регулярно обновляемой базой данных и программным сопровождением движения материалов. Третье направление касается включения предприятий по производству инертных материалов в краевые программы льготного финансирования и кредитования.

Это только начало

Цель встречи достигнута: дорожники, производители и власть сформировали общий алгоритм действий. Безусловно, еще очень многое предстоит сделать, эта встреча стала лишь первой в череде последующих. Но именно на этом совещании стало понятно, что строить дороги по новым ГОСТам кубанские дорожники могут, так как привыкли решать задачи, какими бы трудными они ни казались.

Первая полоса

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми