Рост количества личных и корпоративных банкротств в России за последние месяцы значительно ускорился. По мнению специалистов, к получению такого, казалось бы, неблаговидного статуса россияне стали прибегать для освобождения от долгов. По данным “Федресурса” (Единого федерального реестра сведений о банкротстве), в первом квартале 2022 года суды признали банкротами 54 190 граждан (+33,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) и 2 544 компании (-4,9%).

Тем временем с 1 апреля 2022 года в России ввели полугодовой мораторий на банкротства. “За это время должники и кредиторы смогут договориться о реструктуризации долгов, оценить влияние экономической ситуации на бизнес, определиться с необходимостью банкротства", - считает руководитель “Федресурса” Алексей Юхнин (цитата по “Интерфаксу”).

Между тем не всегда личное или корпоративное банкротство может спасти от необходимости возвращать долги. Речь идет о привлечении человека к субсидиарной ответственности за долги предприятия. В личном банкротстве такое взыскание списанию не подлежит, остается с человеком навсегда. При этом взыскать деньги могут не только с руководства обанкротившейся фирмы и с тех, кто так или иначе влиял на принятие ключевых решений, но и с семьи контролирующих должника лиц (директора, учредителя) - его жены, детей и наследников. Отбиться последним в таком случае становится крайне непросто, так как зачастую они не были вовлечены в процесс, не понимают всех тонкостей принятых решений.

Помимо «классических» контролирующих должника лиц (учредителей, участников - текущих и бывших - и директоров предприятий) к субсидиарной ответственности можно привлечь «материнские» компании, работников должника, например, бухгалтеров и юристов, а также неограниченное число людей. Так что ответственность может лечь на любого, кто, по мнению судьи, извлек выгоду из недобросовестного и незаконного поведения должника, а также того, кто давал указания, обязательные для исполнения. Для подтверждения такой связи суду достаточно любого “цифрового следа”, в том числе и переписки в мессенджере WhatsApp (определение от 19 марта 2019 г. по делу № А40-228256/17).

В каждом конкретном случае суд должен соотнести масштаб негативных последствий и масштабы деятельности должника и оценить, могли ли те или иные действия привести к банкротству. Именно здесь в «игру» вступают юристы ответчика. И от глубины вовлечения в эту игру и уровня их квалификации зависит, можно сказать, судьба человека.

Ограничение ответственности учредителей и бенефициаров компаний по долгам подконтрольных им организаций давно стало фикцией. Есть те, кто по-прежнему считают, что в случае краха ответят только номиналом доли, размер которого очень часто минимальный – 10 000 рублей. Но это не так.

Субсидиарной ответственностью кредиторы пользуются для того, чтобы забрать у собственников предприятия-банкрота максимальное количество ценного имущества и удовлетворить свои денежные требования.

В России складывается практика, что контролировавших банкрота лиц практически всегда привлекают к субсидиарной ответственности. И здесь проблема не в кажущейся изначальной установке судов на привлечение, а в неосмотрительной хозяйственной деятельности самих управленцев - часто на фоне отсутствия глубинного понимания реальности наступления негативных последствий (все то же русское «авось проскочим»). Проскочить удается все меньшему числу лиц. Не последнюю роль в провальных для директоров и собственников делах играет и невыполнение или некачественное выполнение юристами своих обязанностей по сбору и представлению в суд доказательств, отсутствие напористого и творческого подхода.

С кейсами привлечения клиентов к субсидиарной ответственности юристам компании «Золотое правило» приходится встречаться регулярно. Уже 12 лет мы не только оцениваем риски банкротства для «здоровых» действующих предприятий, но и сопровождаем процедуры, когда бизнес под нагрузкой долгов надломился окончательно. К счастью, наша статистика идет вразрез с наметившимся общероссийским трендом. В 100% рассмотренных дел суды отказали кредиторам в попытке привлечь наших клиентов к субсидиарной ответственности.

Так было и в случае с заслуженным предприятием строительной отрасли, которое более 5 лет выполняло работы на олимпийской стройке в Сочи, за что и «поплатилось». Оно к тому времени имело более чем 75-летнюю историю своего существования, являло собой одно из крупнейших предприятий краевой столицы. Конкурсный управляющий обратился в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности двух бывших директоров. Сумма долга в заявлении превышала 3,3 млрд рублей: все долги предприятия, которые не удалось погасить. Конкурсный управляющий обосновал свою позицию тем, что директора не передали документацию конкурсному управляющему, а также заключали невыгодные сделки, которые якобы и привели к банкротству.

При первом приближении казалось, что ситуация патовая. Дело о банкротстве длилось с 2013 года, заявление о субсидиарной ответственности было подано еще в 2016 году, а в 2021-м возобновлено после завершения необходимых процедур. На руках у наших доверителей не было ни одного доказательства, подтверждающего, что все документы предприятия в целости и сохранности были переданы арбитражному управляющему или хотя бы следующему пришедшему на должность исполнительного органа лицу. Доводы о том, что на момент открытия конкурсного производства ни один, ни второй доверитель директорами не являлись, отклика в глазах судьи явно не находили. Победную стратегию выстраивали буквально по шагам, местами наощупь. Искреннее желание помочь заслуженным людям не попасть под каток долговой машины и профессионализм сделали свое дело.

В итоге нам удалось по крупицам собрать доказательства того, что документы от доверителей не были переданы, однако в распоряжении арбитражного управляющего, как и в распоряжении должника они имелись! И даже ранее были представлены в материалы основного дела о банкротстве. До текущего конкурсного управляющего документы не дошли лишь потому, что были изъяты правоохранительными органами прямо из материалов судебного дела. Соответствующее сопроводительное письмо было найдено среди тысяч листов и десятков томов. Что же касается сделок с имуществом, продажа которого вменялась в вину, то там оказалось все еще интереснее. Оно таки было физически возвращено в конкурсную массу должника и продано с торгов, а это значит, что и ущерба никакого не было причинено. Отсюда и ответственности не может быть.

Ключевой же причиной банкротства, как удалось установить в ходе глубокого погружения в дело, явились не зависящие от предприятия факторы: заказчики олимпийской стройки, получив результаты, не исполнили свои обязательства по оплате. С неизбежностью по цепочке как карточный домик посыпались все предприятия-подрядчики. Если не выдержало предприятие с 75-летней историей, то что говорить о более мелких.

В суде мы доказали, что конкурсный управляющий, пытаясь привлечь директоров к ответственности, не обозначил причинно-следственную связь между их действиями и наступлением объективного банкротства. Это и стало весомым вкладом в то, что судья отказал ему в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

Подводя итог, можно сказать, что дела о привлечении к субсидиарной ответственности являются крайне сложными, объемными, длительными по времени. При их рассмотрении следует учесть много нюансов, которыми владеют лишь высококвалифицированные юристы. Только постоянное наращивание компетенции в области банкротства и защиты активов позволяют нам уже 12 лет добиваться результатов для клиентов.

Еще больше кейсов и секретов банкротства читайте на наших каналах во "ВКонтакте" и Telegram. Подпишитесь и читайте наши статьи первыми на любом устройстве.

Юридическая компания «Золотое правило»

Директор департамента защиты активов

Светлана Махненко

Старший юрисконсульт департамента защиты активов

Мария Сенчикова

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.