Пассажиры и издержки

В течение января проезд на 16 маршрутах общественного транспорта в Краснодаре подорожает на два рубля. Казалось бы, рядовая новость. Ну дорожает и дорожает, и в прошлом году цены на проезд росли, и в этом. Однако эта новость вызвала бурю негодования в обществе. Дошло даже до главы города Евгения Первышова, который на городской планерке отчитал директора департамента транспорта и дорожного хозяйства за недостаточную разъяснительную работу среди населения. А разъяснить нужно было, что мэрия к этому не имеет никакого отношения, перевозчики - частные, решение принимали сами.

Правда, он также добавил, что сейчас прорабатывается вопрос повышения стоимости проезда и в муниципальном транспорте. Но решение, по словам Евгения Первышова, нужно будет принимать только после детальных расчетов, которые должны быть прозрачны для каждого.

Обычный житель вряд ли будет разбираться, на чьем автобусе он едет - частном или государственном. Поэтому “шишки” все полетели традиционно в сторону чиновников. С целью просвещения населения и разъяснения вопросов об экономической обоснованности роста тарифов был организован брифинг, на который пригласили практически всех, кто так или иначе связан с этой темой - чиновников, общественников и самих перевозчиков.

На совещании много говорили о расходах предприятий-перевозчиков, значительно увеличившихся в последнее время и о многостороннем контроле за работой водителей. А комментарии о бардаке, по словам руководителя общественной организации “Союз транспортников Кубани” Ивана Петрова, пишут люди, которые не связаны с этой сферой деятельности. Их он пообещал пригласить на предприятия и показать, как они работают.

Вкратце: перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам, несут серьезные финансовые сложности из-за: роста цен на ГСМ (около 50% расходов), на запчасти (около 20% расходов), снижения количества пассажиров и внедрения кассовой техники. О расходах было сказано много, о доходах - только то, что все экономические обоснования повышения просчитаны. Более того, Иван Петров заявил о том, что перевозчики не будут разглашать, сколько они зарабатывают с каждого пассажира, сославшись на конкуренцию.

“За 1,5 года значительно, подчеркиваю это слово, выросла стоимость топлива – газа метан. Некоторые перевозчики находятся в крайне сложном финансовом положении. Некоторые не могут оплатить кредиты. Некоторым поставщики прекратили отгружать запчасти из-за долгов”, - рассказал Петров. Он заверил, что перевозчики просчитали, почему проезд подорожает именно на 2 рубля, а не на 5 и не на 10 рублей. Петров привел в пример Новороссийск, Сочи и Москву, где проезд также подорожал на два рубля. “Это сговор? По всей стране?” - задал он риторический вопрос. И сам же на него ответил: “Я думаю, нет. Это обоснованная индексация тарифа”.

С одной стороны, все кажется верным. Топливо дорожает? Дорожает. Запчасти дорожают? Дорожают, а если они импортные - тем более. Коммунальные услуги дорожают, да и все остальное тоже. Однако традиционно терпению населения приходит конец, когда увеличивается стоимость проезда в общественном транспорте.

В качестве еще одного аргумента перевозчики приводят сокращение пассажиропотока в общественном транспорте в период пандемии. Так, к примеру, на маршруте до ТРЦ Oz Moll стало ездить до 60% меньше людей, по словам представителя перевозчика ООО “Респект”. И тут тоже не поспоришь. Да, из-за закрытых развлекательных площадок, фудкортов и магазинов людей стало ездить меньше. Но почему за это должны платить те, кто все еще пользуется общественным транспортом? Руководитель предприятия “Кубань” Виталий Чичканов заявил, что пассажиропоток на обслуживаемых им маршрутах снизился на 30%, согласно подсчету проданных билетов. А были ли учтены случаи, когда водители не отдают билеты пассажирам?

К слову сказать, выступление Виталия Чичканова было настолько эмоциональным, что хотелось его пожалеть. “Колоссальные убытки”, “многомиллионный кредит”, “но мы сохранили рабочие места”, “мы сохранили маршруты”, “находимся на грани” - говорил он. Спасти предприятия, во всей этой круговерти, видимо и должны те пресловутые 2 рубля с пассажира.

Барьеры на пути

Перевозчики также ссылаются на то, что несут дополнительные расходы из-за необходимости внедрения контрольно-кассовой техники. И вот тут у пассажиров возникают вопросы. Если перевозчики действительно подключают онлайн-кассы, то почему пассажиры сталкиваются с трудностью при оплате картами? Водители просят наличные деньги или сделать онлайн-перевод на банковскую карту. “Это заговор водителей? На всех маршрутах?”, - хочется задать транспортнику такой же вопрос. Но Иван Петров и сам попытался на него ответить. “Водители, которые десятилетиями работали без контролирующих устройств, чувствуют психологический барьер. Мы вместе с вами должны воспитывать в водителях эту культуру, прививать ее”, - заявил он.

Водителей, к слову, и правда жалко. И не только из-за того, что им приходится психологически перестраиваться на контроль всех доходов (хотя на тот же удобный им онлайн-банк они перестроится смогли), сколько из-за сумасшедшего графика работы и не всегда адекватных пассажиров.

Вполне можно допустить, что водитель просто хочет подзаработать и не афишировать свои доходы за рейс. Но тогда вопрос - а как контролирует работу своих подчиненных руководство условного АТП?

Интересным получилось и выступление представителя налоговой службы Евгения Щербакова. Он рассказал, что требования контроля расчетов между перевозчиками и пассажирами были такими же, как и на предприятиях торговли. Но годами эти требования не соблюдались. “Ранее перевозчики использовали билеты, которые под сидением у водителя лежали. И никакого учета кассовой выручки не существовало”, - отметил он. Теперь же государство хочет навести порядок в этой сфере деятельности. Более того, по его словам, некоторые перевозчики не зарегистрировали еще ни одной онлайн-кассы, зато включили расходы на ее обслуживание в свой тариф.

В целом, что касается общественного транспорта в городе, складывается парадоксальная ситуация. Выяснилось, что городская администрация не имеет рычагов давления на коммерческих перевозчиков. АТП подконтрольны Ространсназдору, ФАСу, налоговой, но не городскому дептрансу. Здесь стоит оговориться, что городские чиновники все-таки несколько участвуют в процессе предоставления такой важной в условиях урбанизма услуги. Они могут выписывать административные протоколы за ряд нарушений: изменение схемы движения, безбилетный провоз пассажиров и непредоставление права бесплатного проезда льготным категориям граждан.

Интересы и рычаги

Депутаты и общественники выдали множество рекомендаций перевозчикам по оптимизации финансов. Это и дополнительные договора с банками о процентах за эквайринг (к слову, обе стороны называли кардинально разные цифры), сокращение количества подвижного состава, дополнительная работа с водителями. К примеру, кондукторы “КТТУ” же адаптировались к терминалам оплаты. Так что же мешает водителям маршруток? И так далее. С одной стороны звучали предложения перевозчикам быть более активными. С другой стороны звучали слова о том, что это невозможно.

Так как же сделать, чтобы проезд на общественном транспорте в многомиллионном городе стал комфортным? Можно, конечно, надеяться на совесть руководителей частных АТП, которые обещают, что вот-вот порядок наведут. Тут опять стоит оговориться, что бардаку в общественном транспорте Краснодара не один год, и даже не два. К тому же кубанские города тут совсем не одиноки – большая часть транспортных услуг по всей стране находится в частных руках. И дело тут не в пандемии и новых требованиях контролирующих органов. А в самой природе бизнеса, выгода которого зачастую на другой чаше весов, нежели удобство пассажиров.

Конечно, сам собой из этого выделяется очевидный вариант: можно завести всю транспортную отрасль в муниципальную собственность. Или более гуманный для бизнеса путь – наделить городские власти дополнительными рычагами контроля транспортных предприятий. И да, приходится выбирать между стенаниями об «излишней зарегулированности» и постами в социальных сетях с видеозаписями очередных скандалов в маршрутках. Притом это работа ни одного дня, месяца или даже года. И тут хочется всё же согласиться с Иваном Петровым: через барьер на пути к более жёсткому контролю мы будем перескакивать ещё какое-то время. Но если этого не сделать, пассажирам скорее всего придётся ездить в разваливающихся автобусах, ругаться с водителями за возможность оплатить проезд картой, либо покупать собственный автомобиль и нагружать и без того загруженные улицы города.


Примечательно, что органы местного самоуправления и надзорные ведомства кажется решили проявить твёрдость в этой ситуации, напоминающей клинч. За время подготовки этого материала кубанский УФАС выступил против повышения цен на проезд в общественном транспорте по 16 маршрутам. Ведомство выдало предупреждение о недопустимости таких действий пяти из семи перевозчиков, которые ранее заявили о росте цен. Речь идет о компаниях: ООО «Технотранс-Юг», ООО «Респект», ООО «Кубань», ООО «Управляющая автотранспортная компания города Краснодара» и ООО «Квартет» . Перевозчики ООО «Вымпел-М» и ООО «Кайман», которые также заявили о повышении стоимости проезда, в сообщении ведомства не значатся.

12 комментариев

avatar
Better days 15 янв 2021, 12:35
два рубля преткновения? ну если по вашему это такая мелочь, давайте на два рубля меньше проезд сделаем? в качестве меры моральной поддержки населения в сложный период пандемии. 2 рэ - это ж такой пустяк. Не хотите, нет? Коммуналка уже вздорожала, вчера пригрозили новыми налогами на аренду жилья, операторы мобильной связи сегодня «предупредили» о повышении цен. А с чего вот это все? Почему мы должны постоянно платить больше и больше? Потому что Россия регулярно отстегивает миллиарды то Кубе, то Венесуэле, то картофельному диктатору? На это не хватает, поэтому теперь люди - новая нефть, выкачиваем из карманов все, что можно?
avatar
Vlad 15 янв 2021, 14:52
Послушаешь наших транспортников так плакать хочется, как они "бедные" живы еще? А как сядешь в маршрутку, так сплошное хамство, невозможность оплатить проезд картой и сплошные гонки по городу с нарушением всех правил ПДД, какие только можно нарушить!
Рагнар Майоров 15 янв 2021, 17:16
Мы разносторонние люди, думайте сами и не ждите готовых мнений. Но ратуйте за свою страну в первую очередь. Это — ваш дом. И никто, кроме вас, не наладит в нем жизнь. Нужно знать законы и требовать от власти соблюдение ваших прав. Но вы отмалчиваетесь, не хотите писать претензии на сайты администраций, торговых сетей, перевозчикам, силовикам, обратиться к депутатам. Считаете, что пусть это делают другие, а мы понаблюдаем? Только активность заставит власть работать. В Германии, когда подняли цену на бензин. граждане решили свои машины в выходные дни не заправлять. Результат, цены не подняли. Не нужно стихийных митингов, нужно грамотно думать. Никто за не заправку машины или призыв проигнорировать в выходной день вас не посадит. Нужно разгружать город от пробок, радеть за экологию или просто в субботу или воскресенье проехаться на общественном транспорте, велосипеде или пройтись по улице погулять с семьей.
avatar
Василий Однако 15 янв 2021, 20:18
Не нужно стихийных митингов? ))) Да, согласен. Даже митинги на работу чиновников уже не влияют.
avatar
Василий Однако 15 янв 2021, 20:24
Г-н Первышов и ваши подчиненные, если вы не можете влиять на перевозчиков, то зачем вы тогда нужны народу? Куда ни оглянись, всюду вы недовлияли. Но на льготы и зарплаты себе вы влияете вовремя и в нужную вам сторону. Зачем вы, чиновники, нужны людям, если проедаете огромные народные деньги, но ни одного дела до ума довести не можете или, если это в чьих-то частных интересах, не желаете?
avatar
Пассажир 15 янв 2021, 23:05
Так он сам в 2019 подписал постановление о нерегулируемых тарифах, отдав маршруточникам право ставить без обоснования любую цену проезда, захочет завтра и по 50 р., 100р. нарисует. Хотя закон не обязывает это делать, а рекомендует) Есть города с регулируемыми тарифами, например Саратов, Иваново, Омск, Ростов-на-Дону и др. или те кто скоро перейдет на них. Про 10 млрд.р. на поддержание тарифов бред полный. Во некоторых городах бюджеты сравнимые с Краснодаром, тариф ниже или такой же, но транспорт даже у частников есть большой, а не маршрутки, например Ростов, Пермь, Красноярск. Казань вообще от маршруток избавилась еще в 2013, весь транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) новый, проезд 30 р.(по транспортной карте 27р.), есть безлимитные проездные на месяц 1300-2500р. А нам тут сказки рассказывают что не возможно)
avatar
scaramouche 15 янв 2021, 23:08
Да ерунда все это. Во-первых, надо начинать с того, что минимальная рентабельность на транспорте 15% - это очень хорошая цифра, она всегда была такой, с незапамятных времен. Для сравнения - норма возврата в недвижимости менее 5% сегодня (аренда). Второе - все замечательные "транспортники" почему-то очень застенчивы, как красны девицы, и не рассказывают о том, что в отрасли существует, например , откаты, которые они платят в самые разные инстанции ("встать на маршрут" стоит серьезных денег) - значит выгодно работать. ... Далее, экономия топлива - тоже немаловажный резерв , который существует и никуда не девается ... И так везде ... /// Вопрос не в этом , а в другом : почему-то скаладывается впечатление и у мэрии, и у транспортников, и у жилкомхоза, и у горгаза, и у краснодартеплоэнерго и др . , что СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЭТО ДОИТЬ КАРМАНЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ. НИКТО ИЗ ТЕХ КТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ НА ЧТО ЖИВУТ ЛЮДИ. ВСЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ГРАБИТЬ , А ТРАНСПОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЧИТАЮТ ЧТО ДОЛЖНА БЫТЬ СВЕРХПРИБЫЛЬ. ВОТ И ВСЕ. ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ХИЩНИЧЕСТВА НЕТ НИКАКОГО. ЭТО ОБЫЧНОЕ ХИЩИНИЧЕСТВО, А НЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ , и еще у Первышова хватает наглости говорить о "прозрачности". Да никакой "прозрачности" нет, есть обычная тупая, наглая, хамоватая, привычка решать проблемы просто так ... как обычно...
avatar
scaramouche 15 янв 2021, 23:16
ДЛЯ ПРИМЕРА - ПЕРЕД НОВОГОДНИМИ ПРАЗДНИКАМИ РАБОТНИКИ ГОРГАЗА СТАЛИ ОБХОДИТЬ КВАРТИРЫ И ЗАСТАВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ ПОДПИСЫВАТЬ ПЛАТНЫЕ ДОГОВОРА -??????? - КОМУ ТАКОЕ В ГОЛОВУ ПРИХОДИТ ? ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРОСТО ЖАЖДА ОБЪЕГОРИВАТЬ И ОБМАНЫВАТЬ ГРАЖДАН ЭТО СВЯТАЯ ПРИВЫЧКА , ГОРГАЗА и ИЖЕ С НИМИ , СЛОЖИВШАЯСЯ у ВСЕХ , У КОГО МАЛО-МАЛЬСКИ ИМЕЕТСЯ ХОТЬ КАКОЙ-ТО РЫЧАГ ШАНТАЖА ... ТАК ЖЕ И ТРАНСПОРТНИКИ - ВЫСТУПЛЕНИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПОВЫШАТЬ НЕОБОСНОВАННО ТАРИФЫ ЭТО ОБЫЧНЫЙ ШАНТАЖ ! .... ГРАБЕЖ ДОМОХОЗЯЙСТВ ЭТО ГЛАВНЫЙ ТРЕНД !!! ЛЮДИ ЕДВА СВОДЯТ КОНЦЫ С КОНЦАМИ , А ТУТ УДЕРЖУ НЕТ ... К КОНЦУ ЯНВАРЯ ВСЕ ПОЛУЧАТ КВИТАНЦИИ НА ОПЛАТУ ЖКХ - У ВСЕХ БУДЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ , ЧТО ОНИ ЖИВУТ НЕ КВАРТИРАХ, А ВО ДВОРЦЕ С АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВОЙ ....
avatar
Василий Однако 16 янв 2021, 01:12
Ничего хорошего от наших властей ожидать не приходится. Это факт. И ради возможности вытрясти деньги у людей капитализм пойдет на всё: и на вранье, и на обман, и на подлости. А в чьих интересах действуют чиновники?.. Разумеется, на благо Родины и людей. И бюджет у нас социальный. Особенно для некоторых групп социума. ))
avatar
Василий Однако 16 янв 2021, 01:19
Если бы все наши чиновники пользовались общественным транспортом, он бы был бизнес-класса, стоил бы копейки и работал бы как часы. А так ни Первышов, ни Кондратьев, ни Бурлачко, ни депутаты, получающие по полмиллиона в месяц, в принципе не ведают, что проезд в городе стабильно дорожает, а качество услуги упорно падает. Не знают, что утром и вечером некоторые маршруты не работают в принципе — даже у КТТУ. А маршрутчики — те вообще сами себе хозяева: захотел — и в 8 вечера поехал в гараж.
avatar
bob205 16 янв 2021, 21:40
В конечном итоге всё закончилось тем, что о повышении платы за проезд объявили и муниципальные предприятия...
avatar
Пассажир 18 янв 2021, 23:04
Почему другие города могут регулируемые тарифы делать, а нам сказки про 10 млрд. рассказывают? Брянск избавляется от маршруток. – В развитых городах маршрутов с нерегулируемыми тарифами, в том числе так называемых «маршруток», быть не должно, – заявил начальник транспортного отдела. В Брянске хотят полностью избавиться от коммерческого пассажирского транспорта. По задумке чиновников, после проведенной оптимизации город получит развитую сеть общественного пассажирского транспорта, работающую по регулируемым тарифам с предоставлением всех льгот. На линии обещают выпускать муниципальный транспорт средней и большой вместимости строго по расписанию. При этом график движения автобусов и троллейбусов планируют пересмотреть в сторону увеличения машин. Движение обещают организовать вплоть до одиннадцати-двенадцати часов ночи./// Бюджет Брянска всего 10 млрд.р.! Население: 404,7 тыс.человек.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми