Одна из главных тем недели — новость о возможном введении в российских школах обязательного изучения предмета «Православная культура». Согласно распространённой информации, Минобрнауки РФ совместно с РПЦ занимаются подготовкой курса по изучению православия, который рассчитан на все время обучения в школе — с 1 по 11 класс.

По мнению авторов проекта, выпускник девятого класса обязан знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые ими решения, ориентироваться в месяцеслове, перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники, а также перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов.

Школьный курс православия ориентирован на «формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции» и на «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ».

Выпускник девятого класса обязан знать названия семи Вселенских соборов, ориентироваться в месяцеслове, перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники

Несмотря на то, что глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что разрабатываемый курс будет носить факультативный характер, нельзя отрицать, что за последние несколько лет православие всё больше вторгается в светское школьное образование. Так, например, в начале нынешнего учебного года во всех школах Кубани в курс кубановедения ввели дополнительный блок «Духовные истоки Кубани». В методических рекомендациях по преподаванию блока говорится, что реализация программы «предполагает вовлечение родителей, активное взаимодействие с представителями РПЦ и других социальных институтов».

Специально для «Югополиса» Денис Куренов записал монолог краснодарского учителя, который на условиях анонимности рассказал о клерикализации школьного образования в крае.


Об образовательном православном форуме

«В начале недели я участвовал в православном образовательном форуме для школьных учителей. Он был посвящён методике преподавания нового блока в курсе кубановедения — «Духовным истокам Кубани».

Участие в форуме было, как у нас принято, добровольно-принудительным. На мероприятие съехались несколько сотен учителей со всего края. Многие из них, кстати, не преподают кубановедение. Например, я. Как же я туда попал? Всё просто. Завучу из моей школы позвонили из краевого департамента образования. Сказали, что необходимо обеспечить явку. Учителя кубановедения были заняты, пришлось ехать мне. И слушать несколько часов то, что совсем не относится к преподаваемым мной дисциплинам.

При входе стояла регистрационная стойка, где всем надо было обязательно отметиться. А перед началом форума в спорткомплексе закрыли двери. Якобы из соображений безопасности. На самом деле, чтобы никто не вздумал уйти.

Ешь, молись, учись
Николай Петрович Богданов-Бельский, «Вступительный день» (1898)

Спикерами были сплошь священники, за исключением одной чиновницы из краевого минобра. Сама атмосфера тоже была пропитана религиозностью: аудиторию украсили иконами и лампадами. Естественно, форум начался с молитвы. И большинство работников сферы образования, которое у нас носит светский характер, встали и начали молиться и креститься. Правда, не все.

Этим религиозная часть не ограничилась. После молитвы священник попросил поднять руки тех присутствующих, кто истинно верует в Господа нашего. Увидев поднятые руки, он констатировал: «Мы здесь все православные, все свои».

И большинство работников сферы образования, которое у нас носит светский характер, встали и начали молиться и креститься

Несмотря на то, что форум был посвящен преподаванию блока «Духовные истоки Кубани», никаких ценных сведений с точки зрения методологии и методики преподавания не представили. В основном акцент был сделан на необходимость патриотического воспитания, духовные скрепы, традиционные ценности и т.д.

К концу пятичасового мероприятия многие уже не выдерживали. В конце форума священник снова попросил всех помолиться. Но на этот раз молиться практически никто не стал — к этому моменту уже открыли запертые двери.


О «Духовных истоках Кубани»

Блок «Духовные истоки Кубани» был включен в учебную программу кубановедения в этом году. Все классы — с первого по одиннадцатый — будут в апреле-мае проходить четыре урока по этому блоку. Все темы посвящены православию на Кубани и религиозности казаков.

Методической разработкой «Духовных истоков Кубани» занималась Екатеринодарская и Кубанская епархия РПЦ. Как вы понимаете, религия тут находится на первом месте.

Если говорить строго об образовательном компоненте, то особого смысла во введении этого блока в курс кубановедения я не вижу. В старом учебном плане все эти темы так или иначе затрагивались. Только раньше они шли в связке с какими-то историческими событиями, а сейчас выведены в отдельные уроки. Духовная культура, материальная культура, войны, особенности быта — когда рассматриваешь все эти типичные для кубановедения темы, то очень часто переходишь и на то, что сейчас отдельно выделили в блок «Духовные истоки Кубани».

Заказачивание

По распоряжению губернатора Кубани с 1 сентября во всех общеобразовательных учреждениях региона будут введены казачьи классы. По просьбе «Югополиса» Денис Куренов разбирался в этом вопросе.


Читать

Смысл такого подробного акцента на духовности заключён в воспитательном компоненте. Это ведь краеугольный камень риторики властей. Патриотическое воспитание, духовные ценности, традиционная культура. Однако без связи с историческими событиями школьникам будет сложнее ориентироваться в этой теме.

Ешь, молись, учись
Николай Петрович Богданов-Бельский, «У дверей школы» (1897)

Опыт показывает: уроки кубановедения, «Основы православной культуры» лучше преподаются в станицах и сёлах. Ведь там нет такой текучки кадров и загруженности преподавательского состава, как в городе. Практически в каждой станице есть какой-нибудь местный кревед, занимающийся историей села и готовый об этом рассказывать школьникам. Есть внеурочная практика, посвященная истории региона. Конечно, формально это есть и в краснодарских школах, но у учителей и учеников на это попросту не хватает времени. Поэтому на всех конкурсах по краеведению побеждают учащиеся не городских, а сельских, станичных школ.


О клерикализации

Официально в российских школах сейчас нет уроков православия. Есть обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов. В нём должны давать на выбор несколько модулей, среди которых есть «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы светской этики» и т.д. По факту же выбора обычно нет. Учителей готовят преподавать лишь «Основы православной культуры», а родителей и учеников оставляют без выбора. За все учебные заведения я, естественно, говорить не могу, но, например, в моей и многих известных мне краснодарских школах ситуация именно такая.

Конечно, многие могут увидеть в этом серьёзную угрозу для светского характера образования в России. Но на практике это выглядит пока довольно безобидно. Курсы «Основ православной культуры” преподают обычно учителя русского языка и литературы. И во многих случаях вместо «Основ православной культуры» они преподают свой предмет. Или превращают эти уроки в чистую формальность. Случаев агрессивной религиозной пропаганды на уроках я не встречал. В старших классах «религиозные» уроки чаще всего используют для подготовки к сдаче ЕГЭ.

Alt
Николай Петрович Богданов-Бельский, «Сельская школа» (1898)

Сложности с преподаванием этой дисциплины связаны также и с повсеместным отсутствием методического материала. На нашу школу не выделили необходимое количество учебников. И я знаю, что во многих краснодарских школах ситуация такая же.

Мне всё это напоминает историю с внедрением казачьих классов. На бумаге много всего прописано, политики делают громкие заявления. Но когда мы переходим к практике, то видим, что казачьи классы мало чем отличаются от обычных. Складывается впечатление, что всё это делается для галочки, для того, чтобы продемонстрировать, что все мы идем верным курсом традиционных ценностей.


Мнения учителей, учеников и родителей

У педагогов, преподающих «Основы православной культуры», нет никакого энтузиазма по отношению к этому предмету. В моей школе есть только один учитель, который реально преподаёт эту дисциплину. И то он это делает из чувства долга и ответственности.

Что касается представителей школьных администраций, то они люди тоже подневольные. Хотят ли они сами внедрять православие — сложный вопрос. Я знаю, что у многих директоров краснодарских школ в кабинетах висят иконы. Портреты президента, разговоры о духовных скрепах и традиционных ценностях, о нравственности, иконы — все это, по-моему, в первую очередь, знак лояльности существующему режиму. Это просто декорации, в которых отсутствует внутреннее содержание.

Если говорить о родителях школьников, то многие выступают против обязательного курса православия. Но их успокаивают тем, что по большому счёту «Основы православной культуры» существуют в школьной программе лишь номинально. Мол, это всё только на бумаге и для отчётности, никакой пропаганды православия на уроках не будет. Что, в принципе, пока соответствует действительности.

Но несмотря на всю симуляционность происходящего, есть основания думать, что в скором времени нажим усилится. Ещё несколько лет назад было сложно представить, что сотни учителей в обязательном порядке должны будут слушать пять часов выступления священников о необходимости нравственного воспитания. А сейчас это реальность.

Школа: 30 лет спустя

Вместе с директором краснодарского лицея № 90, председателем профильного комитета городской Думы Краснодара Владимиром Белоусовым «Югополис» определил 10 отличий между школой сегодняшней и советских времен.


Читать

5 комментариев

Ohsher 01 дек 2016, 13:30
Вот именно - симулятивность. Это то, как живет наше государство уже с десяток лет....
GryumUchKa 01 дек 2016, 18:31
"Выпускник девятого класса обязан знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые ими решения, ориентироваться в месяцеслове, перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники, а также перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов" - НА КОЙ ЧЕРТ ЭТО НАДО ЗНАТЬ? Наверное, чтоб в мозгах не осталось места для физики, химии, биологии и всех остальных предметов. Надо еще ЕГЭ по православию ввести - в практической части будет распевание молитв и коленопреклонение на время, но за чистосердечное пожертвование в РПЦ баллы будут повышать.
Michel de Nostredame 01 дек 2016, 18:45
Двоечников по ПГМу предадут анафеме, но я надеюсь на благоразумие наших учителей и родителей - эта безумная инициатива сумасшедшей министрихи будет по*ерена на местах.
Xlocal 06 сен 2017, 22:15
Даёшь уроки православия среди детей мусульман(чеченцев) и иудеев! С нетерпением жду реакции родителей этих детей. Детишек жалко. К ублюдкам, которые родили этот бред жалости не испытываю ни капли. Действовать придётся методами этой страны. Директрисе я уже тонко намекнул, что если она любит своих родных и близких, то моих детей лучше пусть не трогает. А вселенским соборам лично я трубу шатал, пусть идут налево со своими вымышленными друзьями.
avatar
Андрон сафонян 07 сен 2017, 07:36
И обрезание всем

Читайте также

Город Люди

Между Макаренко и Кафкой

Молодые краснодарские учителя рассказали «Югополису» об абсурде в системе образования, о трудностях профессии и современных школьниках.
Денис Куренов
Люди Ситуация

Профессия: журналюга

Выпускники журфака КубГУ разных лет поделились со спецкором «Югополиса» Денисом Куреновым своими впечатлениями об учебе на факультете и царящих там нравах.
Денис Куренов
Город Люди Ситуация

Заказачивание

По распоряжению губернатора Кубани с 1 сентября во всех общеобразовательных учреждениях региона будут введены казачьи классы. По просьбе «Югополиса» Денис Куренов разбирался в этом вопросе.
Денис Куренов
Город Люди Ситуация

Школа: 30 лет спустя

Вместе с директором краснодарского лицея № 90, председателем профильного комитета городской Думы Краснодара Владимиром Белоусовым «Югополис» определил 10 отличий между школой сегодняшней и советских времен.
Валентина Артюхина
Люди Ситуация

Классная тоска

По просьбе «Югополиса» Анжелика Гюрза вспомнила самые странные школьные нововведения последних лет.
Анжелика Гюрза

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми