Локомотив

«Наземка» призвана сократить время в пути для пассажиров общественного транспорта и дать автолюбителям альтернативу в виде маршрутных электропоездов из пригородов через весь Краснодар с раннего утра до полуночи с интервалами 20 минут в часы пик и 40 минут - в остальное время.

Эффективность подобных решений многократно проверена опытом мегаполисов: части Лондона связывают легкая (Docklands) и наземная (Overground) железные дороги, центр Парижа с Версалем и Диснейлендом — сеть наземных скоростных поездов RER, Берлин с Бранденбургом, Потсдамом и другими «спутниками» — городская железная дорога S-Bahn. Легкорельсовые транспортные системы есть в Тель-Авиве, Таиланде, Сингапуре, Южной Корее, Малайзии и т. д.

— «Наземка» — результат совместного творчества с активистами общественного движения «Городские решения». Мы обнаружили общие интересные идеи борьбы с пробками с помощью железных дорог: у них было свое видение роли железнодорожного транспорта в решении дорожных проблем города и Краснодарской агломерации, у меня — свое. Сложили идеи, потом много спорили, думали, решали, рисовали и наконец произвели на свет совершенно новый проект. «Наземка» — проект более организационный, чем инвестиционный: железнодорожные пути есть, вагонный парк и 18 платформ тоже, нужно лишь заинтересовать власти и построить еще 12-14 новых платформ с перехватывающими парковками и инфраструктурой. Предварительная цена платформ 100 млн рублей, - говорит Евгений Змиев, член совета директоров ОАО «Кубань Экспресс-Пригород», отвечающего за пригородные перевозки в регионе.

Alt

От декабрьской презентации «Наземки» в культурном центре «Типография» («После нее ростовчане тоже заговорили о наземном метро для себя, а их губернатор и мэр Ростова-на-Дону вместе с «РЖД» начали активно действовать: будет обидно, если у них первых получится», - говорит Змиев) до объезда ее потенциальных маршрутов руководителями «РЖД» и администрации Краснодара во главе с вице-мэром Евгением Зименко не прошло и двух месяцев.

Затем перспективы проекта обсудили в комитете ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, и его председатель Владимир Чепель назвал «Наземку» «одним из способов значительно облегчить» проблему пробок в Краснодаре.

Сейчас вместе со Змиевым и «Городскими решениями» над претворением «Наземки» в жизнь трудится рабочая группа администрации Краснодара, скоро такая же должна сформироваться в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства. Первая в дополнение к 18 имеющимся утвердила места строительства 14 новых платформ и 12 перехватывающих парковок, к которым «подвинут» остановки общественного транспорта и организуют автобусные маршруты.

Дальше специалисты «РЖД» выдадут техусловия на строительство платформ, а город сформирует и зарезервирует в Генплане земельные участки под киоски, кофейни, торговые точки и прочее, выведет стоимость работ и начнет искать источник финансирования - и так для каждой новой станции.

Alt

— Если «Наземка» заработает, город получит скоростной антипробочный сервис и регулярные электропоезда, а этот опыт можно будет расширять и тиражировать дальше. К тому же наш проект станет примером, как должны решаться глобальные проблемы: власть — администратор, она должна уметь осуществлять решения, а вот предлагать идеи — не только их компетенция, но и горожан. На встрече в ЗСК я предлагал в подобных случаях объявлять конкурс для общественности с фондом в несколько миллионов: в результате либо находится наилучшее решение, либо призовой фонд не расходуется. Чтобы подобные механизмы работали и Краснодарская агломерация развивалась, а наземное метро как можно быстрее появилось, я участвую в праймериз депутатов ЗСК, выборы которых будут осенью, - добавляет Евгений Змиев.


Подвижной состав

За проектом «Наземка» стоит четырехлетняя подготовительная работа активистов «Городских решений». В группе движения читаем: «Мы за конструктивный диалог с управляющими городом чиновниками, за то, чтобы в их деятельности максимально учитывались потребности горожан. Мы категорически против вредных для города проектов. Против решений, делающих город неудобным для жизни. Мы не критикуем ради критики. Не боремся за политические очки. Мы всегда предлагаем конструктивную повестку и альтернативы непродуманным решениям».

Там же находим расчеты, на которые опираются авторы «Наземки»: «Еще несколько лет назад Краснодарская агломерация официально насчитывала более 1,6 млн жителей. Сейчас, скорее всего, эта цифра находится в районе 2 млн. Кроме того, в Краснодар ежедневно въезжает 150-250 тысяч автомобилей. 43 тысячи человек ежедневно приезжают на работу со стороны станицы Северской, 16 тысяч — со стороны Новотитаровской, 15 тысяч — Динской, 10 тысяч — Васюринской. Если хотя бы половина этих людей пересядет из собственного автомобиля на метро — а в машине, как правило, едет один-два человека, — это сократит поток на въезд и выезд на 20-30 тысяч машин».

Alt

Ближний радиус «Наземки» предполагает запуск электропоездов по шести линиям Краснодарской агломерации: Новотитаровская - Северская, Новотитаровская - Динская, Новотитаровская - Васюринская, Динская - Северская, Васюринская - Северская, Динская – Васюринская. Каждая из них будет проходить под первым или вторым путепроводом по улице Северной, где можно будет пересесть на общественный транспорт, но и не только там. Время в пути пассажира «Наземки» с одного края города в другой составит от 25 минут до часа, по сегодняшним тарифам билет может обойтись в 22 рубля за десять километров. На втором этапе «Наземка» дальним радиусом «дотянется» до Кореновска, Усть-Лабинска, Горячего Ключа, Крымска и Тимашевска.

На самое тонкое место «Наземки» указал Анатолий Мокроусов, главный архитектор Краснодарского края в 1991-1999 годах. По его мнению, чтобы ее поезда держали интервал в 20-40 минут, краснодарскому узлу СКЖД придется перекроить график движения, что невозможно с учетом однопутных линий и задачи увеличить трафик. В своем блоге ему парировал соавтор проекта Дмитрий Воронов: «РЖД» поставлена задача увеличить грузопоток не через Краснодар, а к черноморским и крымским портам, для чего строится объезд…, который завершится постройкой ветки Кореновск — Тимашевск к 2019 году. После этого транзитные грузовые поезда будут следовать в обход города. Что касается пассажирских поездов, то…половина их проходит через город ночью, когда «Наземка» не работает».

«Если «Наземка» заработает, Краснодар получит скоростной антипробочный сервис»

Подъездные пути

Александр Кузнецов, главный архитектор Краснодара в 2004-2009 годах, в связи с «Наземкой» вспоминает, что в свое время в одном из петербургских НИИ была разработана схема транспортного развития города, «математически просчитывавшая тринадцать-четырнадцать пунктов — мероприятия по выводу Краснодара из транспортного коллапса». Одним из них был «прокол» узкого центра — строительство многополосного тоннеля под узким центром, другим вариантом, на порядок дешевле, — легкий наземный монорельс или скоростной трамвай из четырех-пяти вагонов, разгоняющийся на длинных прямых участках пути до скорости поезда.

Alt

— Альтернатив «Наземке» я не вижу: наш город растянут по площади, и ничем другим, кроме движущегося по прямой скоростного электротранспорта, его районы не связать. Даже если использовать существующие железнодорожные ветки, все равно предстоит решить комплекс проблем: линии не везде подходят к основным транспортным артериям, а чтобы сделать удобные и безопасные платформы на три-четыре вагона с проходами к ним, потребуется жертвовать существующей застройкой. А это не так уж мало сносов, так что с учетом проектирования процесс может растянуться на несколько лет. И, конечно, финансовый вопрос: будут ли вливания из городского и краевого бюджетов, инвестиции частного бизнеса взамен преференций — скорее всего, все вместе, — считает Кузнецов.

Основные расходы «Наземки» как таковой — строительство новых двенадцати-четырнадцати платформ первой очереди большей частью в черте города Краснодара вдобавок к имеющимся 18 станциям. Авторы проекта подразумевают, что часть будет возведена на государственные средства, а другая заинтересует инвесторов возможностью притока новых посетителей.

По оценкам Евгения Змиева, их может быть «и три, и пять миллионов человек в год», если речь идет о станциях рядом с Вишняковским рынком, ТРК «СБС Мегамолл» и «Сити центр», рынком «Кормилица» или «оформленной в корпоративном стиле» станцией у стадиона «Краснодар».

Alt

Уже существующую станцию «Пашковская» авторы проекта видят вокзалом «Краснодар-III»: здесь имеются ветки, по одной из которых мог бы ходить аэроэкспресс в аэропорт.

Однако большой бизнес пока осторожен в оценках: «Руководители компании «Базэл Аэро» приняли участие в нескольких рабочих встречах по реализации проекта «Наземка» в Краснодаре. Пока мы можем говорить только о достигнутых договоренностях о сотрудничестве в рамках строительства нового терминала международного аэропорта «Краснодар» и организации подъездных путей к нему», — говорит официальный представитель «Базэл Аэро» Анна Шалимова.

Пока единственная новая платформа «Наземки», у которой есть инвестор, — мегацентр «Красная площадь»: ее строительство в самом простом исполнении организует «РЖД». Остановка свяжет с путепроводом по улице Северной поселок Жукова, Немецкую деревню, Баскет-холл, конец улицы Московской: она станет первой построенной в Краснодаре за последние 26 лет. Северо-Кавказский филиал ОАО «РЖД», администрация Краснодара и разработчики «Наземки» уже подписали акт о выборе места для платформы к югу от автомобильной развязки и с западной стороны железнодорожных путей. Платформа длиной 130 метров и шириной четыре сможет принимать шестивагонный электроподвижной состав.

В пресс-службе группы компаний «РАМО-М», управляющей сетью ТРК «Красная площадь», затруднились с ответом об их возможном участии в строительстве здесь станции наземного метро.

11 комментариев

avatar
DV 29 мар 2017, 13:12
Поправьте, пожалуйста, в тексте ссылку на ВК-группу "Городских решений": правильно vk.com/urban_krd (без слэша в конце). Текущая ссылка со слэшем нерабочая.
avatar
Юрий Кириенко 29 мар 2017, 14:32
Подробно анализировать проект нет смысла, пока не будет найден инвестор этой затеи. Не будет денег - проект постигнет участь нового Яблоновского моста или развязки на Старокубанской.
avatar
scaramouche 29 мар 2017, 18:17
Это мало что решит . Самая глупая и дурацкая ошибка прошлых десятилетий - создание мегаполисов . Теперь, только теперь, приходит некоторое отрезвление. Никакой общественный транспорт не сможет обеспечить широкие потребности населения. Сама суть общественного и экономического пространства предполагает разделенное перемещение , а общественный транспорт это не решает. Активная часть населения всегда будет отдавать предпочтение индивидуальным средствам передвижения.
avatar
Пассажир 29 мар 2017, 19:34
scaramouche что за бред? В той же Москве более 80% перемещается метро и наземным общественным транспортом. Это неактивное население? А пробки которые как раз никуда не делись несмотря на массовое строительство дорог, путепроводов, туннелей, развязок и эстакад, создает меньшая часть перемещающаяся на авто. Учите матчасть! И расскажите свои домыслы где-нибудь в Европе, где в некоторых городах вообще запрещено в центре на авто показываться, платный въезд не только в город, но и центр, парковки по вермени ограничены и также дорого стоят, как и само владение авто в принципе - лицензия, бензин, налоги и т.д.. Перемещаться там предлагают только пешком, на велосипеде или трамвае/автобусе/метро.
avatar
Инкогнито 29 мар 2017, 22:56
Согласна, затея бредовая. У нас в городе есть прекрасные трамвайные пути, которые не меняли своего маршрута в течение 20 лет, а то и больше. Лучше сделайте больше разветвлений трамвая и продлите его до удаленных частей города. Это будет более дешево и более эффективно.
avatar
DV 30 мар 2017, 02:35
Инкогнито, строить новые трамвайные пути - дешевле, чем использовать уже существующие железнодорожные? Это ли не бред? :)
avatar
рядовой налогоплательщик 30 мар 2017, 07:47
Дефицит бюджета края за 2016 год - 3,4 млрд рублей, Краснодара (ожидаемый в 2017г) - 1.3 млрд. рублей. Народ, Вы, что реально верите, в то, что чиновники вместо набивания собственных карманов будут решать проблемы города и думать о людях ???
avatar
scaramouche 30 мар 2017, 07:54
Ещё раз повторяю - это мало что решает. Проблема заключается в ошибочном формировании стратегии - развивать надо малые города. Функционально "Краснодар" что решает при отсутствии в городе экономики ? /// А транспорт , любой , надо, конечно же, развивать.
avatar
Евгений Польский 30 мар 2017, 19:09
Пассажир, это Вы бредите. Скорей всего от того, что никогда не были в городах, где есть метро. Взять, к примеру, интервал между поездами (а не электричками). 20 минут!!! Да не смешите людей!!!! И это позорище (пригородные электрички для подвоза станишников к ТРЦ) назвать громким именем - МЕТРО!
Ohsher 30 мар 2017, 20:38
Ну по большому счету почему бы не использовать жд линии, если они есть. И проблема мегаполисов заключается в сосредоточении рабочих мест в одном месте. Правда, у нас а. не совсем мегаполис, б. проблема заключается в недоразвитости дорожной инфраструктуры. а электрички бегают по городам, и это нормально. Садишься на Киевском вокзале в Москве на электричку и едешь по Москве. В Стамбуле друзья живут недалеко от станции электрички. В Японии трамвай - довольно редкое явление. Японские ЖД и метро используют одни и те же поезда. Я жил в Йокогаме, работал в Токио. Садишься в электричку, она по дороге въезжает в подземку, далее по Токио едет как линия метро. Потом снова как наземная линия в другой префектуре.
avatar
RuV 30 мар 2017, 23:24
Тихо, тихо, scaramouche и здесь выступает специалистом. Вообще разно развитой человек, и политик и хозяйственник...

Читайте также

Город

«Краснодар изнутри очень болен»

Бывший главный архитектор Краснодарского края Анатолий Мокроусов рассказал «Югополису» о несостоявшейся сочинской Олимпиаде-1998, о самом коротком пути из Краснодара в Чикаго и о том, почему не нужно строить мост через Кубань в поселок Яблоновский.
Светлана Журавлева
Город Ситуация

Раздробили — перепродали. Как Краснодар превращается в гетто

Краснодар застроен жильем под завязку, а строители всё не унимаются, штампуя однотипные многоэтажные коробки. Можно ли заставить краснодарских девелоперов не строить «гетто» — об этом «Югополис» поговорил с экспертами из Краснодара, Ростова-на-Дону и Волгограда.
Светлана Журавлева

Первая полоса

Ситуация Weekend

Чукотские моржи, Кубрик и иранские вечеринки: почему Beat Film Festival – главное кинособытие июня

В середине июня стартовал фестиваль документального кино Beat Film Festival, картины которого являются своеобразным путеводителем по мировому культурному ландшафту. «Югополис» рассказывает о трех лентах на самые разные темы: от музыки до экологии.

Город Ситуация

"Свечи памяти" зажгли тысячи жителей Краснодара

Сегодня, 22 июня, в 04.00 в Краснодаре состоялась акция "Свеча памяти". В ней приняли участие около восьми тысяч человек. Люди прошли от Главной площади Краснодара до мемориала "Вечный огонь"
Люди Наука и техника

Занимавшийся экспериментальной трансплантологией в Краснодаре хирург получил условный приговор в Швеции

Скандально известный итальянский доктор Паоло Маккиарини, который экспериментировал на пациентах и проводил операции в том числе в Краснодаре, осужден шведским судом за «причинение телесных повреждений» турецкой пациентке во время трансплантации ей искусственной трахеи в Каролинской больнице в Стокгольме. Суд посчитал, что Маккиарини провел экспериментальную операцию на пациентке, которая не находилась в критическом состоянии, однако оправдал 63-летнего хирурга по двум другим операциям в Швеции. Об этом сообщил корреспонденту "Югополиса" шведский телепродюсер Боссе Линдквист, задавшийся целью разоблачить «научное мошенничество» доктора Маккиарини в своих документальных фильмах «Эксперименты».

Люди

До Луны и обратно

Компания ООО «Маркер», крупнейшее в крае предприятие в сфере дорожной разметки, тридцать лет работает в дорожной отрасли.

Ситуация Бизнес

​Идеальный РОП: найти или обучить

Доходы компании напрямую зависят от руководителя отдела продаж. Каким он должен быть – специалист, от которого во многом зависит успех бизнеса?
Сергей Сергеев
Город Ситуация

Дмитрий Коломиец: «Спорт, как и культура, и наука, не может быть второстепенным»

Краснодар – это стремительно растущий и развивающийся город. Однако увеличение размера города и числа его жителей сопряжено как с положительными, так и с негативными моментами. Прежде всего – это отставание в обеспечении новых жилых массивов объектами социальной инфраструктуры. В последние годы в обществе сложился стереотип, что к социальной инфраструктуре относятся исключительно школы, детские сады, поликлиники и больницы. Однако обратимся к толкованию понятия, которое в экономическом словаре трактуется как совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Из чего следует, что социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.