Женщины в Каннах

Очередной Каннский кинофестиваль торжественно завершился ночью 27 мая. Обладательницей «Золотой пальмовой ветви» стала француженка Жюстин Трие, третья лауреатка-режиссёр за всю историю смотра. До неё этим титулом могли похвастаться только Джейн Кэмпион («Пианино», 1993 год) и Жюлия Дюкурно («Титан», 2021 год). Также обладательницами каннского "золота" стали актрисы Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, жюри 2013 года под предводительством Стивена Спилберга вручило приз главным исполнительницам ролей в фильме «Жизнь Адель» наравне с его режиссёром. Это, чтобы вы понимали, за 76 лет проведения фестиваля.

Нужно сказать, что победа женщины в этом году была как никогда предсказуема. После прошлогоднего смотра Канны сменили президента фестиваля. Немка Айрис Кноблох никаких обещаний касательно равноправия во время вступления в должность не давала, но в основном конкурсе наконец-то появились работы семи женщин. И как бы ни радовал в списке номинантов на главную премию фестиваля массового зрителя Уэс Андерсон, а «завсегдатаев» Канн – Кен Лоуч, чисто статистически шансов у них практически не было.

Почти не отмеченным жюри остался и фаворит прессы Аки Каурисмяки с его «Опавшими листьями». Чудесное и трогательное, по словам мировых кинокритиков, кино получило только третью по значимости награду фестиваля – Приз жюри.

Треугольник предсказуемости

Другим фактором, повышающим предсказуемость результата киносмотра, стал подбор состава судей. Возглавивший международное жюри (в составе которого, кстати, значилась и Жюлия Дюкурно) двукратный лауреат фестиваля Рубен Эстлунд уже прославился своими неоднозначными работами. Любимчика Канн и автора победоносных «Квадрата» и «Треугольника печали» ещё как режиссёра можно упрекнуть в старании эпатировать аудиторию и нежелании углубляться в детали. Тонко чувствующим эстетом Эстлунда точно не назовёшь, а вот определение «манерный циник» – в самый раз.

Поэтому выбор возглавляемого шведом жюри грустно не удивил. Критики упрекают «Анатомию падения» в поверхностности и затянутости, что можно сказать и о предыдущем фильме Жюстин Трие «Соблазн». Картина также вошла в основной конкурс Каннского смотра в 2019 году и, кроме напоминания о том, что французское кино для фестиваля в приоритете, не вызывает у зрителя ничего.

«Анатомия падения» должна добраться до российского проката, и мы с вами сможем оценить выбор Эстлунда лично. Но уже сейчас понятно, что жюри зря почти проигнорировало тонкие и душевные фильмы, как уже упомянутые «Опавшие листья», так и «Химеру» Аличе Ровахер.

Победа последней стала бы чудом, которое мы заслужили. Итальянку хвалят за волшебные картины, в которых она умело передаёт как солнечное тепло своей родины, так и её проблемы. Во всяком случае, таким был предыдущий фильм Ровахер «Счастливый Лазарь», отмеченный в Каннах за лучший сценарий. В «Химере» же главные роли исполнили Джош О’Коннор и Изабелла Росселлини, а сюжет развивается в 80-х годах прошлого столетия, что уже кажется половиной успеха.

Гарант качества

Во всяком случае, как и все премии, «Золотая пальмовая ветвь» никогда не являлась гарантом успеха у зрителей. Несмотря на выдающиеся кейсы вроде «Паразитов» Пон Джун-хо, до сих пор являющихся единственным в истории победителем и Каннского фестиваля, и «Оскара», в большинстве своём лауреаты смотра остаются в своей нише. Всё же кинопремии – история больше про признание от коллег, нежели аудитории, поэтому ждать от них чего-то, что вам точно понравится – как минимум наивно.

Однако нельзя сказать, что для «простого смертного» зрителя Каннский фестиваль – бесполезная история. Именно на нём прокатчики договариваются о покупке прав на демонстрацию фильмов в той или иной стране. Так что от результатов смотра напрямую зависит то, что мы с вами сможем посмотреть в кинотеатрах в этом году.

Из Лазурного побережья на наши экраны

Помимо официальной части конкурса в Каннах прошли премьеры нескольких очень ожидаемых зрителями картин. Гости фестиваля смогли первыми оценить нового «Индиану Джонса», возвращение Джонни Деппа в большое кино и будущий хит Мартина Скорсезе. Мнения кинокритиков о «Колесе судьбы» и «Фаворитке» оказались скорее негативными, а вот «Убийц цветочной луны» хвалят все напропалую.

Но нельзя сказать, что зрители не будут ждать и участников основного конкурса фестиваля. Тот же Уэс Андерсон, по словам критиков, порадует своих давних фанатов «Городом астероидов». Правда, нового «Отеля «Гранд Будапешт» от режиссёра ждать не стоит, хоть и картина снова состоит из рассказа – в рассказе – в рассказе. Есть ощущение, что по настроению «Город» будет ближе к «Французскому вестнику», но проверить это мы сможем только в сети.

Не совсем ясно, что нас ждёт при просмотре лауреата второго по значимости смотра Канн «Особого взгляда». Работа англичанки Молли Мэннинг Уокер «Как заниматься сексом» по описанию уж очень похожа на «Отвязные каникулы» Хармони Корина, который не получил тёплого приёма у зрителей. Права на показ в России картины уже приобретены, поэтому посмотрим, насколько оправдаются ожидания аудитории.

Точно известно лишь то, что посмотреть нам в этом году будет что. Оценить представленные на Каннском фестивале картины и почувствовать себя кинокритиками мы сможем совсем скоро. А вот дома мы это сделаем или в кинотеатрах – узнаем немного позже.

Читайте также

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.