Что нового?

Церемония вручения «Оскар», несмотря на свой почетный возраст, уже давно растеряла былой престиж и авторитет, рейтинги мероприятия с каждым годом снижаются, а проблемы феминизма и политкорректности постепенно становятся основополагающими в определении победителей. В связи с этим организаторы премии идут на всевозможные хитрости: убирают основного ведущего, сокращают длительность церемонии, доверяют постановку именитым режиссерам. Так, «Оскар-2021» ставил небезызвестный Стивен Содерберг, превративший мероприятие в некоторое подобие нашего «Голубого огонька» – в этот раз гости разместились за столиками. Сменилось и место проведения. Впервые награждения прошли сразу на двух площадках: на сцене домашнего кинотеатра киноакадемии «Долби» и в зале вокзала Union Station в Лос-Анджелесе.

Главные коррективы внесла пандемия, из-за которой сроки проведения церемонии сдвинулись в четвертый раз за всю историю. Музыкальные номера, разбавляющие вставки с ковровой дорожки, в этот раз записывали заранее, а некоторые лауреаты из-за ограниченного авиасообщения принимали свои поздравления по телемосту.

Но это все мелочи на фоне главного нововведения. Впервые за время существование «Оскара» киноакадемия объявила, что допустит к отбору фильмы, которые были показаны онлайн в период закрытия кинотеатров из-за пандемии коронавируса. Однако обо всем по порядку.

Alt
Френсис Макдорманд в фильме "Земля кочевников"

And the Oscar goes to...

Наверное, ни для кого не стала сюрпризом победа в главной номинации «Земли кочевников» Хлои Джао – и без того самой титулованной картины 2021 года. В активе драмы уже имеется «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, премия зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто и «Золотой глобус». Сыграло свою роль и важное социальное значение ленты. «Земля кочевников» – фильм, уместивший портрет современной Америки; фильм о чувстве дома, которое в минувшем году так остро ощущали все жители планеты, и о том, что наша жизнь есть вечная дорога, по которой проходит каждый человек. Поэтому вердикт киноакадемии едва ли можно назвать шокирующим. Не менее предсказуемым, но куда более исторически значимым стало вручение статуэтки за режиссуру самой Джао, ставшей второй женщиной в истории, победившей в этой номинации.

Пожалуй, самыми неожиданными можно назвать награды за главную мужскую и женскую роль. Во-первых, актерские «Оскары» впервые с 1971 года вручили позже самой главной награды. Во-вторых, статуэтки достались, вопреки требованиям активистов и предсказаниям аналитиков, тем, чья актерская игра стала попросту лучшей в этом году: 63-летней Френсис Макдорманд («Земля кочевников») и 83-летнему Энтони Хопкинсу («Отец»), не пришедшему за своей наградой

Alt
Дэниэл Калуя в фильме "Иуда и черный мессия"

Вручение призов за роли второго плана оказалось куда более политкорректным. Лучшим актером второго плана был признан Дэниэл Калуя, исполнивший роль Фреда Хэмптона в драме «Иуда и черный мессия». Конечно, такой жест киноакадемиков можно рассматривать как поощрение фильмов с социальной нагрузкой, однако обесценивать актерские способности Калуя будет неправильным. В конце концов, на его счету уже были «Золотой глобус» и награда Британской академии BAFTA, что лишь подтверждает тот факт, что жюри не прогадало.

Еще одним историческим и, пожалуй, самым трогательным моментом стало вручение награды за лучшую женскую роль второго плана Юн Ё-джон – первой кореянке, получившей «Оскар». Актриса, исполнившая роль бабушки в фильме «Минари», выступила с душевной речью: «Я не верю в конкуренцию. Мы победители в разных фильмах, мы играли разные роли, поэтому не можем соревноваться друг с другом. Сегодня я здесь, потому что мне немного повезло, мне повезло больше, чем вам», – заявила Юн.

Увенчалась успехом и новая режиссерская попытка датчанина Томаса Винтерберга, снявшего одну из лучших трагикомедий – «Еще по одной», фильм с анекдотичной завязкой и трогательным воодушевляющим финалом. Буквально сразу после победы ленты в номинации "Лучший иностранный фильм" в сети появились новости о желании продюсерской компании Леонардо ДиКаприо заняться американским ремейком фильма Винтенберга.

Alt
кадр из мультфильма "Душа"

Не прогадала киноакадемия и с выбором лучшего полнометражного мультфильма. Уже практически традиционно эту награду получает анимационная студия Pixar. В этом году за чудесный проект под названием «Душа». Философская мультипликационная притча Пита Доктера моментально завоевал сердца детей и взрослых по всему миру и не оставила шанса конкурентам. Заслуженная победа.

Еще один приз «Душе» вручили за музыку, написанную Джоном Батистой, Трентом Резнором и Аттикусом Россом. Примечательно, что двое последних соревновались сами с собой – их саундтрек к фильму Дэвида Финчера «Манк» также являлся одним из номинантов.

Сам Финчер, к слову, остался без наград, однако его творение все же отметили в номинации за лучшую операторскую работу (Эрик Мессершмидт) и работу художника-постановщика (Дональд Грэхэм Берт).

Alt
Энтони Хопкинс в фильме "Отец"

Так уж вышло, что уже второй год подряд члены киноакадемии распределяют «Оскары» так, чтобы никого не обделить вниманием. «Отец»

принес награду еще и сценаристам – Флориану Зеллеру и Кристоферу Хэмптону. Английская актриса, писатель и режиссер Эмиральд Феннел получила статуэтку за лучший оригинальный сценарий. Фильм «Звук металла» о теряющем слух барабанщике ожидаемо удостоен «технических» наград за сведение звука и монтаж. Еще более техническим «Оскаром» академики отметили последний фильм Кристофера «Спасителя кинотеатров» Нолана. Его шпионский боевик «Довод» получил приз за лучшие визуальные эффекты.

Что дальше?


Минувший год показал, что кинематограф в его прежнем виде подрастерял свое общекультурное значение. Несмотря на все усилия приверженцев традиционной режиссуры, вернуть людей в залы кинотеатров будет совсем не просто. Студийные боссы, авторы и зрители все больше склоняются к стриминговым сервисам. Теперь их вес признают и члены киноакадемии, вручившие целых 7 статуэток компании Netflix. Впрочем, самым существенным вопросом вечера был не кто заберет призы, а риторический вопрос, как существовать «Оскару» в новых условиях, когда всем, казалось бы, не до него. Организаторы премии попыталась дать свой ответ и вернуть себе высокий статус, утраченный в результате всевозможных околополитических скандалов, раздав главные награды, как и подобает, лучшим. «Оскар» действительно изменился и наверняка будет меняться еще. Хорошо, если только в лучшую сторону.

Первая полоса

Ситуация

COVID-рулетка: пан или пропал

Роспотребнадзор называет вакцинацию от COVID-19 единственным способом справиться с пандемией. Вакцины в России уже широко доступны для населения, времена, когда их завозили небольшими партиями, остались в прошлом. Однако пункты вакцинации полупустые, а впереди – "индийский" штамм.
Елена Шумовская
Город Ситуация

Самокат пешеходу не товарищ

Электрические самокаты (а с ними гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие явления технического прогресса) становятся для общества новой «головной болью». Их явные плюсы - удобство в обращении и относительную дешевизну - начали перекрывать новости о разнообразных ДТП с участием модных транспортных средств. Причем угрожает такой транспорт именно пешеходам и чаще не на дорогах, а на тротуарах, площадях и в парках.

Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.

Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.

Ситуация

"Слово за слово, начался конфликт": что известно об убийстве двух судебных приставов в Адлере

Сегодня утром приставы пришли на улицу Просвещения в Адлерском районе Сочи выполнить судебное решение о сносе самостроя. 61-летний хозяин постройки потребовал, чтобы они ушли, а когда приставы отказались, взял охотничье ружьё и начал стрелять

Город Люди Weekend

Песок. Вода. Утки. Чупа-чупс

На камерной сцене Краснодарского театра драмы состоялись премьерные показы спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. За постановку одного из самых сложных произведений в отечественной драматургии XX века взялся главный режиссер Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов.