Наука и техника

Сеть да сеть кругом

Зоя Австрийская, Олег Козыров, Константин Родчанин, Евгений Соколов, Кир Дуненков и Юрий Гречко обсудили за круглым столом настоящее и будущее социальных сетей.

11 апр 2011, 18:50

О том, что такое социальные сети сегодня, как они связаны с бизнесом и в каком направлении развиваются, решил узнать портал «Югополис», собрав в конце марта за круглым столом ведущих IT-экспертов Краснодара. В мероприятии, прошедшем в Mr.Drunke Bar, приняли участие директор краснодарского филиала ОАО «Вымпелком» Олег Козыров, руководитель направления SMM компании «Southmedia» Константин Родчанин, фрилансер Евгений Соколов, IT-разработчик и диджей Кир Дуненков, PR-менеджер компании «Ruport» Зоя Австрийская и руководитель портала «Югополис» Юрий Гречко.

— Какую роль в жизни современного общества играют социальные сети?

Константин Родчанин: Для нашей молодежи социальные сети порой заменяют весь интернет. С интересом наблюдаю за своими племянниками школьного возраста, которым остальной интернет уже не нужен. Зачем? Ведь есть «ВКонтакте» — хранилище музыки, умных мыслей, заметок от друзей и разнообразных приложений.  Здесь же можно найти любой фильм — от довоенной классики до последних новинок. В итоге слово «контакт» становится синонимом слова «интернет».

Евгений Соколов: В этом нет ничего грустного, потому что по факту социальная сеть — это интернет в интернете.

Олег  Козыров: Если брать основные социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и Twitter), то сейчас произошло некоторое сегментирование. Школьники и студенты предпочитают «ВКонтакте», люди за тридцать — «Одноклассники». А Facebook или Twitter посещает более эрудированная публика.

Сеть да сеть кругом

Зоя Австрийская: Facebook сегодня является самой популярной соцсетью в мире (более 600 млн. зарегистрированных пользователей). В России его ежемесячная аудитория — около 7 миллионов. Но в Краснодаре количество пользователей этого сервиса невелико. Такое ощущение, что можно составить список всех тех, кто там присутствует активно. Владельцы аккаунтов в Facebook — это активные люди, лидеры мнений, владельцы бизнеса или успешные менеджеры. В Facebook они не только беседуют о жизни, но и обсуждают глобальные темы, делятся друг с другом новостями.

Но у нас это абсолютно очерченная аудитория, ограниченная количественно. В отличие, например, от «ВКонтакте», где аудитория более размыта. Присутствующие там люди не ставят перед собой цель создать дискуссионную площадку. В основном это место бытового общения и хранилище контента. Я там, например, слушаю музыку, что делать довольно удобно. Да и моих знакомых там значительно больше. Много друзей из других городов России, ради общения с которыми и был создан мой аккаунт там.

Сеть да сеть кругом
Зоя Австрийская: «ВКонтакте» — это место бытового общения и хранилище контента. Присутствующие там люди не ставят перед собой цель создать дискуссионную площадку»

Юрий Гречко: Многие пользователи предпочитают иметь аккаунты в разных соцсетях. Почему?

Кир Дуненков: На разных платформах у нас просто разная «жизнь». У меня, допустим, Facebook используется для профессиональных коммуникаций, а страница «Вконтакте» — для личных. Я пишу туда и туда совершенно разные вещи. И даже фотографии выкладываю разные.

Зоя Австрийская: Я соглашусь. Ведя корпоративный аккаунт компании «Ruport», в Facebook и в «ВКонтакте» размещаю разные фотографии. Где-то с наших корпоративных событий, а где-то касающиеся только работы. Просто потому, что на каждой из этих площадок сосредоточена разная аудитория.

— Почему «Одноклассники» и «ВКонтакте» сейчас занимают лидирующее место на российском рынке социалок, значительно опережая западные аналоги?

Зоя Австрийская: Они первыми появились на местном рынке. Есть мнение, что Facebook на момент появления «ВКонтакте» в России был довольно сложным для нашей аудитории. Сложным в плане интерфейса и юзабилити для пользователя. В конце концов, англоязычным.

Кир Дуненков: На самом деле, когда Facebook начал проникать на российский рынок, он был частично переведен. Но назвать это можно «кривоязычным». На мой взгляд, проблема даже не в интерфейсе. Теоретически он мог быть переведен идеально. Когда Facebook заходил на российский рынок, некоторое сходство между ним и «ВКонтакте» оставалось. Но у Facebook не было бы такого эффекта здесь просто из-за аудитории. Там уже было довольно много иностранных пользователей, которые нашим оказались не интересны. Когда запускалась сеть «ВКонтакте», туда набежала русская молодежь. И она была друг другу понятна. За счет этого они и нарастили аудиторию.

Сеть да сеть кругом
Кир Дуненков: «Когда запускалась сеть «ВКонтакте», туда набежала русская молодежь. И она была друг другу понятна. За счет этого они и нарастили аудиторию»

Олег Козыров: Могу привести пример моей дочки-тинейджера. Когда она заводила аккаунт в «Вконтакте», там уже присутствовала вся школа. А страничку в Facebook она завела только с одной целью — для общения со своими зарубежными сверстниками. Никого из них в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках» нет. Поэтому наши социалки — это в чистом виде локальные сети.

Константин  Родчанин: Для России это типичный путь относительно всех сетевых ресурсов. Вместо того, чтобы интегрироваться во что-то глобальное, делается клон, вокруг которого собирается вся русскоязычная аудитория. И там между собой общается.

Олег Козыров: Одна из примет последнего времени для российских социалок — это монетизация, выражающаяся во взимании платы за пользование различными сервисами. Раньше этим славились только «Одноклассники», а в последнее время осторожно подключился и «Вконтакте».

Юрий Гречко: Это тоже часть русского пути?

Кир Дуненков: Монетизация всего подряд — это действительно часть русского пути. Это так называемые «быстрые деньги». Вообще, как считают эксперты, российский стиль применительно к IT-бизнесу выглядит так: быстро скопировать и быстро отбить свои вложения. Люди просто добавляют новые платные сервисы, пытаясь максимально выжать деньги, что сильно сказывается на качестве. Подобное можно наблюдать во многих сегментах Рунета, не только в соцсетях.

Как говорят некоторые знакомые американцы, это отличительная черта русской модели, поскольку мы не нацелены на  долгосрочные вложения. Деньги в России должны отбиваться сразу, потому что нет уверенности в завтрашнем дне. Поэтому у нас предпочитают быстроокупаемые проекты.

Сеть да сеть кругом
Олег Козыров: «Одна из примет последнего времени для российских социалок — это монетизация, выражающаяся во взимании платы за пользование различными сервисами»

— Можно ли говорить о бурном росте аудитории западных соцсетей в России?  Есть ли вероятность того, что Twitter и Facebook обгонят «Одноклассников» и «ВКонтакте»?

Евгений Соколов: В процентах роста — да. Но это рост от нуля. Наши гиганты уже перешли золотую середину и начинают угасать. А Facebook и Twitter пока только в начале бурного роста.

Константин Родчанин: Не стоит заранее хоронить «ВКонтакте». Еще в прошлом году они начали активно модернизировать свой ресурс: улучшили интерфейс и работу пользователя с информацией. Возможно, в ближайшем времени они смогут отказаться от главной страницы профиля и перейти на главную страницу ленты. Это практически уже произошло. Основное конкурентное преимущество «ВКонтакте» — это то, что пользователи слишком привыкли к этой системе. Там есть музыка, видео, тексты, сервис сообщений, друзья, комментарии, подарки. Трудно отказаться от всего этого, если ты уже активно вовлечен и любишь пользоваться данными сервисами еще со школы или института.

Сеть да сеть кругом
Константин Родчанин: «Не стоит заранее хоронить «ВКонтакте». Его основное конкурентное преимущество — то, что пользователи слишком привыкли к этой системе»

Олег Козыров: Twitter завоюет популярность однозначно, поскольку он качественно отличается от других аналогов. Здесь совсем другая система, устройство и принцип работы. Например, не нужно подтверждение на дружбу, а общение и чтение контента значительно легче. Его просто не с чем сравнивать. Поэтому у Твиттера в России ждет общемировая популярность. А вот у Facebook на отечественном рынке есть серьезный конкурент.

Евгений Соколов: Думаю, что по количеству активных пользователей через несколько лет Facebook и «ВКонтакте» будут сопоставимы.

Константин Родчанин: Twitter и Facebook — независимые платформы. И рост в России у них будет параллельным. Twitter многим сегодня заменяет RSS подписки, потому что там ты формируешь свою ленту и получаешь информацию сразу и максимально оперативно. Интересный контент здесь сочетается с эмоционально окрашенным общением, что делает данную платформу довольно привлекательной

— Насколько востребованы социальные сети отечественным бизнесом?

Олег Козыров: Процесс внедрения соцсетей в бизнес движется по нарастающей. Могу привести пример из собственного опыта. У нашей компании есть общероссийский корпоративный аккаунт в Твиттере @Beeline_RUS. Понятно, что он не столь референтен в регионах, поскольку федеральные новости не всегда интересны на местах. Сейчас мы стали создавать местные аккаунты,  интересен для регионального пользователя, например, @Beeline_Yug.

Не уверен, что это можно назвать монетизацией. Скорее, эффективным присутствием в соцсетях. Для нас это одна из форм поддержки потребителей. Наши клиенты быстро узнают значимую для них информацию, а ретвиты интересных новостей позволяют привлечь людей со стороны. Согласитесь, что аккаунт, хорошо зарекомендовавший себя перед аудиторией в плане  быстрой подачи информации и быстрых ответов куда интересней, чем бездумная SMS-рассылка. Для больших компаний это эффективное средство PR, позволяющее улучшить свой имидж. А для малого бизнеса — хорошая возможность увеличить прибыль, стать более известным для целевой аудитории. Особенно, если основные продажи проходят через интернет. В этом случае Facebook — точно такой же инструмент продвижения.

Юрий Гречко: Можно ли говорить о том, что компании, не создавшие аккаунт в ближайшее время, через несколько лет останутся не у дел?

Олег Козыров: Предсказать это достаточно сложно. Однако сейчас это сделать нужно хотя бы потому, что это потребует минимальных расходов. А наличие подобной страницы для организации точно принесет больше пользы, чем негатива.

Кир Дуненков: В конце 90-х Билл Гейтс произнес фразу: «Кто через три года не будет в интернете, тот может забыть о собственном бизнесе». Сегодня в США то же самое можно сказать и про соцсети. Для России такая постановка вопроса менее очевидна. Понятно, что сейчас любой бизнес обязан быть представлен в Интернете. Возникает вопрос: делать сайт или идти в социальные сети? Если у вас не огромная компания, то уже можно обойтись и без собственного сайта. Вполне достаточно бесплатных страниц  в социалках и минимальных затрат на их поддержание и наполнение. Тем более, что там уже есть аудитория, с которой вы можете напрямую обращаться.

Евгений Соколов: Я согласен с тем, что социальные сети крайне важны для контакта с аудиторией. Но на мой взгляд, сегодня компании в своем большинстве не умеют работать с данным форматом. Лишь малое их количество справляется с созданием качественного контента в соцсетях. Налицо полная безграмотность.

Сеть да сеть кругом
Евгений Соколов: «Сегодня компании в своем большинстве не умеют работать с данным форматом. Лишь малое их количество справляется с созданием качественного контента в соцсетях»

Зоя Австрийская: Мне кажется, что для многих компаний, как мелких, так и крупных, это всего лишь дань моде. Часто организации заводят аккаунты в социалках, но забывают уделять им должное внимание.

Кир Дуненков: Многие представители малого и среднего бизнеса демонстрируют вопиющую безграмотность в этой ситуации. Зачастую руководство компании нанимает обычного PR-менеджера, который занимался традиционным пиаром и мало что знает о продвижение в соцсетях. Одна из основных ошибок, которую совершают эти горе специалисты — создают персональный профиль вместо «friendpage». Особенно топорно это выглядит на Facebook. Обычно такие аккаунты попадают под «бан».

Зоя Австрийская: В настоящий момент в нашем регионе успешно себя продвигают только СМИ. Потому что это их хлеб и потому, что они нуждаются в широкой аудитории по краю. Еще одна причина – высокий интерес обычных людей к этому продукту. Люди заинтересованы получать информацию во всех источниках — и на сайте СМИ, и в ЖЖ, и в Facebook. В других отраслях тоже есть успешные примеры. Но у нас это пока единичные случаи.

Юрий Гречко: Часто приходиться сталкивается с мнением, что скоро рекламодатели перестанут размещать рекламу в интернете нигде, кроме соцсетей. Мол, аудитория проводит большую часть времени именно там. Это справедливо?

Константин Родчанин: На мой взгляд, медийная реклама — это «отстой». Сейчас в основном приносит хорошую отдачу контекстная реклама в соцсетях и в поисковиках (Google, Яндекс). Все остальное я считаю несущественным.

Олег Козыров: Вообще вопрос о том, где размещаться, наша компания рассматривает исходя из стоимости контакта с потребителем, «цена – деньги». Вот и все. Т.е. висеть на «здании с часами» по одной цене выгодно, а по другой не имеет смысла. Чтобы точка контакта была дешевле, мы пытаемся найти оптимальные варианты. То же самое и с рекламой в соцсетях. В каких-то случаях мы считаем, что размещаться на той или иной площадке интересно. Но есть разная целевая аудитория, которая обитает в разных сетях, где мы стремимся присутствовать. Важным моментом является то, размещаем ли мы рекламу в формате B2B (для  представителей бизнеса) или B2C (для потребителей).

Битусишный массовый рынок может располагаться в социальной сети. А вот если нас интересует реклама для представителей бизнеса, то размещать мы ее будем на традиционных площадках. В основном это будут СМИ. Сводить все только в социальные сети мы не готовы.

Сеть да сеть кругом
Олег Козыров: «Битусишный массовый рынок может располагаться в социальной сети. А вот если нас интересует реклама для представителей бизнеса, то размещать мы ее будем на традиционных площадках. В основном это будут СМИ»

Константин Родчанин: Позволю не согласиться. Успешный контакт с руководителями сегодня часто зависит от таргетинга. А лучший таргентинг можно найти как раз в социальных сетях. Ответственные специалисты, управленцы, директора, VIP-персоны Все они там уже присутствуют. В Краснодаре эта тенденция только зарождается.

Кир Дуненков: Краснодар пока еще не показатель. В Facebook здесь людей немного. Но то, что имиджевую рекламу в виде банеров могут позволить не все — это факт. Часто это требует большого вложения денег, которых у малого бизнеса просто нет. Это одна из причин популярности контекстной рекламы. С другой стороны, реклама в соцсетях не вытеснит банеры, пока не произойдет полного слияния соцсетей с интернетом. Пока интернет полностью не станет социальным.

Евгений Соколов: Такой замены не произойдет. В некоторых случаях важна мультиканальность. Чтобы несколько каналов связывались в единое целое.

Юрий Гречко: Перейдем к следующему вопросу. Есть мнение, что Facebook создает чуть ли не параллельный интернет. Недавно эта социальная сеть тестировал собственный поисковик, они готовятся запустить собственный почтовый сервис. Не сомневаюсь, что у них тестируется собственный аналог Skype или Википедии. Может ли Facebook замкнуть на себе весь интернет?

Константин Родчанин: Более глобальный гигант — Google — уже пытался сделать то же самое с помощью Google Buzz, Google Talk и много чего еще. Но если флагманские продукты Google (поисковик, Gmail, YouTube) находятся в центре внимания, то многие другие его стартапы практически не используются. Например, революционный Google Wave, который просто закрыли. Потому что Сергей Брин и Ларри Пейдж хотели очень многое на себя замкнуть, а аудитория на это не пошла.

Евгений Соколов: Давайте посмотрим на проблему под другим углом. Google Buzz и Google Wave не стали популярными. Но это технологии, которые могут лечь в основу других сервисов, более актуальных и современных. У Facebook технологии тоже интересны. Статистика неумолимо показывает, что количество людей, пользующихся Facebook с мобильных устройств, превышает количество пользующихся WAP-интернетом. Речь идет о том, что какая-то часть интернета, какой-то востребованный пользователями функционал, переносится в приложения или в мобильные версии сайтов. И в этом отношение Facebook может вполне конкурировать с другими компаниями. И можно сказать, что они сделали свой собственный интернет. Люди, используя свой фэйсбучный логин, будут пользоваться этими сервисами, а не их альтернативой Google. Это будет интегрированная среда.

Не стоит забывать и о том, что Facebook — это колоссальная база технологий, которую невозможно создать венчурным компаниям.

Кир Дуненков: У Facebook есть совершенно фантастическая пользовательская база, на которой можно обкатывать любые технологии, в том числе и социальные. Вполне возможно, что Facebook захочет запустить некий сервис социальных покупок, как на Групоне, либо какие-нибудь геолокационные сервисы. И у них вполне это может получиться просто потому, что существует гигантская аудитория, готовая это попробовать. Конечно, там каждый раз находятся миллионы недовольных каждой очередной новацией. И недовольство это продолжается в течение 2-3 дней, а потом люди говорят: «А как мы раньше без этого жили?».

Юрий Гречко: Сейчас средний пользователь тратит около пяти часов в день на интернет. Не произойдет ли так, что со временем эти пять часов он будет тратить на Facebook, из которого просто не надо будет выходить? Там будет геосервис, Skype и все, что угодно. Не замкнет ли Facebook все на себя?

Олег Козыров: Почему одни люди выписывают «Коммерсантъ», а другие «Ведомости»? Потому, что у них разная подача. Кому-то нравится один формат, а кому-то другой. То, что делается в «Фэйсе», тоже будет иметь определенный вид. Даже новости будут подаваться определенным образом. Кому-то это будет нравится, а кому-то нет. Все равно люди будут посещать другие ресурсы.

Константин Родчанин: По поводу Facebook - я думаю, что он не сможет заменить нам интернет в интернете. Соцсети будут существовать параллельно. В тесной интеграции. Не думаю, что они смогут полностью заменить интернет.

Сеть да сеть кругом
Константин Родчанин: «Соцсети будут существовать параллельно. В тесной интеграции. Не думаю, что они смогут полностью заменить интернет»

Евгений Соколов: Соцсети будут доминировать. И это будущее интернета, нравится оно кому-то или нет. Если мы возьмем сейчас Facebook, то увидим, что это не только платформа, где «едят контент», а нечто гораздо большее. В России это пока плохо работает, но в перспективе и у нас через Facebook будут искать важную и эксклюзивную информацию.

Кир Дуненков: Мы говорим о Facebook как о глобальном сервисе, который предоставляет технологию для генерации контента. Генератором контента выступает конкретный пользователь или коллектив. Поэтому внутри этого глобального сервиса мы продолжаем точно так же выбирать источники контента. Либо «Коммерсантъ», либо «Ведомости». С той лишь разницей, что с учетом указанных нами предпочтений выбор может производиться автоматически. Теперь за нас выбирает машины. Это не значит, что мы должны с этим соглашаться. Facebook — один из сервисов. Может победить и любой другой, условный Х-book.

— Давайте рассмотрим такой формат, как микроблогинг. В чем причина его мировой популярности? Почему люди предпочитают Twitter, а не его аналоги?

Олег Козыров: Аудитория Twitter — это, с одной стороны, сильно занятые люди, но с другой — люди «социально открытые», привыкшие делиться информацией друг с другом. Для них Twitter является идеальным вариантом. Ограничение в 140 знаков изначально предполагает, что от персоны не ждут развернутых сообщений и глубокого анализа. Это же приучает к лаконичности. Еще одна из причин популярности Твиттера — возможность отказаться от бумажных носителей. Многие СМИ сейчас активно присутствую на этой площадке, что дает возможность оперативно узнавать полезные и интересные новости. Это и экономия времени, и еще большая информированность пользователей, чем было раньше. В этом плане Twitter сейчас — просто идеальный вариант.

Сеть да сеть кругом

Юрий Гречко: Почему у Твиттера не появилось достойных конкурентов в России?

Константин Родчанин: Проблема в глобализации. Просто Twitter, в отличие от других соцсетей, изначально «вобрал» в себя русскоязычных пользователей, и эти пользователи автоматически интегрировались в международное сообщество. Смысл пользоваться каким-то локальным сервисом просто отсутствует. Это неудобно как для пользователей, так и для разработчиков.

Евгений Соколов: Категорически не согласен. Положительная динамика среди вновь создаваемых сервисов микроблогинга наблюдается как раз в корпоративном сегменте. Корпоративный микроблогинг внутри компании уже часто заменяет e-mail. Это направление сейчас очень бурно развивается на Западе. Это конечно не Twitter, там сидит меньше людей. Однако данное направление уже окупается.

— А могут ли Twitter и Facebook стать альтернативой электронной почте?

Кир Дуненков: Здесь есть несколько моментов. Во-первых, мы уже видели попытку убить e-mail как класс. У Google из этого получилось много классных новых технологий, но не получился популярный сервис. Во-вторых, корпорации, особенно в России - это серьезная бюрократическая машина, которая всегда противится нововведениям. У нас в крае люди совсем недавно отошли от бумажного документооборота и вряд ли готовы к следующим изменениям. Молодые технологичные компании будут обязательно пробовать новые способы корпоративной коммуникации. Именно для них создаются подобные сервисы. О том, что этот подход адаптируют крупные компании, пока говорить не приходится. Должно появиться что-то революционное, как, например, iPad.

Константин Родчанин: В рамках моего стартапа, где трудится небольшая команда, мы вообще не пользуемся электронной почтой. Нам ее заменяет Facebook Messenger и Skype. Но для общения с нашими коллегами и партнерами приходится использовать только электронную почту. В этом есть некоторый деловой этикет. Если ты плохо знаешь человека, то почта — это идеальный способ связаться и передать информацию. Там присутствует доля обезличенности, которая ценится при деловых контактах. 

Юрий Гречко: Следующая тема. Как вы относитесь к революциям на Ближнем Востоке? Считается, что движущей силой там является интернет, который позволяет оппозиции организовывать и координировать свои действия...

Олег Козыров: Как инструмент политической борьбы социальные сети сегодня просто идеальны. Аналогов у них нет. Другой вопрос, что в ситуации ЧП власти просто могут «вырубить интернет». Но такой вариант очень жесткий и может привести к непредсказуемым последствиям.

Кир Дуненков: Это может спровоцировать еще большие беспорядки. Да, у оппозиции будет отсутствовать координация. Но изменится и направление протестов. Представьте себе молодежь, лишенную общения в «ВКонтакте», которая там проводила раньше все время. Эта волна 14-15-летних подростков просто хлынет на улицы, если отключить им доступ в сеть. В данный момент интернет является отличным способом отвлечения молодежи от социальной активности (в советское время подобную роль исполняло телевидение). Пока молодежь сидит в соцсетях, им некогда заниматься делами.

Сеть да сеть кругом
Кир Дуненков: «Представьте себе молодежь, лишенную общения в «ВКонтакте», которая там проводила раньше все время. Эта волна 14-15-летних подростков просто хлынет на улицы, если отключить им доступ в сеть»

Евгений Соколов: Если рассматривать историю создания Твиттера, то он как раз родился из протестного движения, из идеи  коллективного SMS-сервиса для координации действий в таких ситуациях. И ничего удивительно, что сейчас он используется по назначению. Он так проектировался.

Кир Дуненков: Политический краудсорсинг с помощью социальных сетей — это не новая тема. Она теоретически обсуждалась довольно долгое время. И сейчас мы видим, как это происходит в режиме реального времени. Социальные сети в плане координации передают информацию довольно быстро. Поэтому они стали очень серьезным инструментом как для власти, так и для ее противников.

Юрий Гречко: Еще одна примета последнего времени: массовое нашествие политиков в Twitter.  Особенно оно заметно на местном уровне. Это хорошо или плохо? Возможна ли какая-та польза от этого для обычных краснодарцев?

Константин Родчанин: А почему бы и нет? Конечно, писать Владимиру Евланову или Александру Ткачеву и ждать, что они обязательно вам ответят, несколько наивно. Хотя и они отвечают. Чиновники и функционеры рангом пониже идут на контакт более охотно. Можно привести пример главы городского управления по делам молодежи Сергея Килина или главы управления информационно-коммуникационных технологий Георгия Антониади. С ними легко можно пообщаться и даже организовать какой-нибудь совместный проект.

Юрий Гречко: С появлением в соцсетях власть стала к нам ближе?

Олег Козыров: Те, кто правильно сориентировались — да, стали ближе. Допустим я и до этого знал многих людей во власти. Но раньше их позитивные стороны были известны немногим.  А теперь эти люди с помощью того же Твиттера общаются с довольно большой аудиторией.

Кир Дуненков: Началось все с того, что во власть пришел Обама, который свой микроблог вел сам. Его примеру последовали многие известные политики, включая нашего президента. Потом поветрие распространилось на федеральных чиновников и далее. Сегодня у многих губернаторов и региональных управленцев есть собственные блоги и аккаунты в соцсетях. Но в большинстве своем ведутся они неполноценно. Людей, которые понимают, зачем это нужно и как работает, единицы.

Олег Козыров: Часто встречаются «отмазки», что у больших руководителей очень много подписчиков и нет возможности им всем ответить. Но можно вспомнить Навального и Варламова, у которых десятки тысяч подписчиков, но они находят время отвечать. Люди, которые постят лишь сухие отчеты о проделанной работе, не интересны публике. Появление в соцсетях чиновников — это, безусловно, хорошо, но, делая правильные вещи, нужно делать их правильно.

Кир Дуненков: Кстати, Роберт Шлегель также является отличным примером функцирнера, который понимает, зачем это нужно наверху. И он это всячески это пропагандирует. С ним нормально можно общается, он сам пишет свои сообщения в соцсетях и активно продвигает данный формат. Таких, как он, мало. И это следующее поколение функционеров.

Евгений Соколов: Фактически есть два уровня взаимодействия организаций и аудитории в соцсетях: а) реактивный, когда идет реакция функционеров на поступающие стимулы. Это губернаторские или президентские ответы в Твиттере, например; б) проактивный, когда управленцы в реальном времени при помощи своих твиттов влияют на ситуацию в государстве. Например так было у Обамы. Большинство наших чиновников с этим просто еще не умеют работать.  И мы пока находимся на первом этапе, когда Twitter используется всего лишь как служба поддержки.

Сеть да сеть кругом
Евгений Соколов: «Мы пока находимся на первом этапе, когда Twitter используется всего лишь как служба поддержки»

— Какие еще тренды вы можете указать? В каком направлении будет развиваться индустрия социальных сетей?

Евгений Соколов: Дальнейшее развитие получит коммерция на основе соцсетей. Будет происходить интеграция с банками. Пока это успешно реализовано только в Facebook, где присутствуют в виде приложений отдельные магазины. Думаю, это получит широкое распространение и у нас в России.

Кир Дуненков: Я бы обратил внимание на социализацию интернет-ресурсов и отдельных компаний. Благодаря активной политике Facebook по развитию своих сервисов (в частности, API), уже сейчас можно наблюдать, как коммерческие структуры начинают постепенную социальную интеграцию. Например, бытовые сети, продвигающие в интернете свои товары. Пока это только реализуется через кнопку Like, которая автоматически появляется на странице с разными продуктами. Но рано или поздно мы подойдем к тому, что мы будем приходить на сайт ритейловой сети и нам будут предлагать определенные продукты, которые нам потенциально интересны.

Константин Родчанин: Если рассматривать Краснодар, то в 2011 году я ожидаю более активное проникновение малого и среднего бизнеса в «ВКонтакте» и Facebook. И меня это немного тревожит. Когда в ленте присутствуют, например, кафе «Набоков», Mr.Drunke Bar и еще пара заведений, это хорошо. А вот когда там появятся 40 или 50 различных организаций, начиная с сапожной мастерской дяди Васи и заканчивая целыми ТРК, то это будет просто ужасно. Причем в большинстве своем они не будут создавать контент, а просто ограничатся экспортом пресс-релизов.

Зоя Австрийская: В будущем, как и сегодня, будут альтернативы социальным сетям. Та же история, что и с выбором газет. Мы должны оставлять лазейки людям, которые не хотят социализироваться. И таких, как ни странно, довольно много.

Сеть да сеть кругом
Зоя Австрийская: «Мы должны оставлять лазейки людям, которые не хотят социализироваться. И таких, как ни странно, довольно много»

Кир Дуненков: Будет развиваться социальный гейминг — игры, которые существуют во взаимодействии с социальными сетями и не привязаны к традиционным платформам. Они постепенно набирают обороты и в ближайшие два года станут довольно популярны. Например, игры на консолях уже предлагают игроку ввести данные его аккаунтов в Facebook и Twitter, чтобы сообщать туда о его достижениях.

Евгений Соколов: Я думаю, должна появиться социальная иерархия. У каждого пользователя соцсетей должен быть свой виртуальный удельный вес. Потому что контент, поступающий от эксперта, часто намного качественнее, а общение с ним  полезнее, чем общение с бесконечным набором других пользователей.

Константин Родчанин: В фантастике 60-х годов был такой показатель, как индекс социальной ответственности (от нуля до высшего уровня), когда человек мог принимать невероятные по сложности решения, которые имели приоритет перед решениями менее ответственных членов сообщества. Возможно, что-то подобное будет и в наших соцсетях.

Евгений Соколов: Одним из главных трендов следующего года станет связь социалок с гео-данными. Кроме того, еще будут развиваться персональные скидки и купоны. Эта часть коммерции у нас не сильно развита, но на Западе она завоевывает все большую популярность. Персонифицированные скидки позволяют найти товары, которые наиболее интересны  определенному сегменту аудитории.

Константин Родчанин: Геосервисы будут собирать информацию о местах, где бывает человек, а также о его предпочтениях. И на основе этих данных предлагать интересные для него предложения.

— Как будет выглядеть социальная сеть лет через пять?

Евгений Соколов: Она будет невидимой. Мы не будем замечать, что перед нами — социальные сети. Произойдет скачок к Web 3.0.

Константин Родчанин: Это будет что-то вроде нынешних операционных систем, на которые, по большому счету, сейчас мало кто обращает внимание.

Сеть да сеть кругом

Юрий Гречко: Последний вопрос. Не погружается ли человечество в «сладкий сон», о котором предупреждал Станислав Лем?

Евгений Соколов: Погружается, но в этом нет ничего плохого. Практически все мы лишены шанса «расширяться» в космос, под воду и т.д. Поэтому человечество неизбежно «расширяется» в виртуальную реальность.

Юрий Гречко: В одной из статей Ричард Брэнсон говорил, что во времена его юности люди интересовались космосом и рассчитывали через 20 лет летать на Луну каждые выходные. А сейчас их детей интересует выход нового гаджета или сотового телефона гораздо больше, чем полеты в космос. Социальные сети очень сильно приземляют людей, которые начинают пускать корни, забывая о прогрессе?

Кир Дуненков: Это справедливо, но вот с какой точки зрения. Космос до сих пор является прерогативой государства. Если космос отдать в частные руки и поставить руководить полетами Стивена Джобса, то мы все будем летать туда через 15 лет. А покупать билеты будем через iTunes. Космос принадлежит всем, однако пока им занимаются военные, ничего хорошего не выйдет. Тем временем человечество погружается в «сладкий сон». И в этом нет ничего страшного. Возможно, мы не полетим космос, но у нас будет другой скачок эволюции. Например, мы смоделируем полет в космос для каждого. Все же смотрели фильм «Начало». Я считаю, что концепция хождения по снам из этого фильма — это основа будущих компьютерных игр и новых социальных сетей.

Записал Дмитрий Мирошников

9 комментариев

avatar
Mary 11 апр 2011, 19:20
Юрий, хорошие вопросы, молодцом! :)
avatar
Олег Иванович 11 апр 2011, 19:21
Спасибо! И Дмитрию Мирошникову, кстати, тоже :-)
avatar
AbstractNoize 12 апр 2011, 10:59
вопросы хорошие, особенно тот, который про часть "русского" пути, звучит не очень политкорректно, я бы даже сказал немного оскорбительно :)
avatar
Парий Дима 12 апр 2011, 12:16
Интересная дискуссия. а кто такая Зоя Австрийская?:-)
avatar
Зоя 12 апр 2011, 17:37
Дмитрий, с какой целью интересуешься?
avatar
Зоя 12 апр 2011, 18:39
Наш копирайтер высказал такое мнение: Сейчас работает схема работы соц.сетях - сначала мы любим бренд или услугу - потом лайкаем, тогда как в бизнесе должна работать другая модель: мы лайкаем и идем тратить деньги в это заведение/магазин/салон/журнал.
avatar
Парий Дима 15 апр 2011, 23:05
Зоя : с целью самоиденфикации вашей личности:-)
avatar
тамара 16 мая 2011, 17:36
Вопросы то интересные, но уже не актуальный, эти все вопросы были пережеваны и применены, как минимум, год назад!
avatar
тамара 16 мая 2011, 17:42
Парий Дима, а вы видимо продвинутый пользователь интернета, раз спрашиваете кто такая Зоя Австрийская, вот ответ http://yandex.ru/yandsearch?text=+%D0%97%D0%BE%D1%8F+%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&clid=155845&lr=35. и грамотный "самоиденТИфикации":)

Читайте также

Наука и техника

В Краснодаре состоялся первый Startup Point

В воскресенье, 19 декабря, в Краснодаре впервые прошел Startup Point — мероприятие, которое собрало экспертов, инвесторов и стартапщиков - людей, которые создают интернет-проекты.
Наука и техника

На старт! Внимание!

19 декабря в Краснодаре состоялся первый Startup Point — мероприятие, которое собрало под одной крышей стартапщиков, IT-шников и инвесторов Краснодара. По просьбе «Югополиса», Елена Голубцова побывала на мероприятии и описала свои впечатления от увиденного.
Наука и техника

С Днем рождения!

Сервис микроблогов Twitter отмечает свое пятилетие — 21 марта 2006 года один из создателей Twitter Джек Дорси опубликовал на ресурсе первую короткую запись — «твит», призывающий коллег присоединяться.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация Weekend

Фабрика впечатлений встречает гостей

Анапа открывает курортный сезон. Об этом заявил глава города-курорта Василий Швец на большой пресс-конференции, которая прошла в отеле Mövenpick Resort & SPA Anapa Miracleon 5*.
Илья Привалов
Ситуация Weekend

Советске маньяки и дисфункциональные семьи: как молодые режиссеры спасают кинопрокат

Отечественный кинопрокат продолжает выживать без крупных западных премьер. В то время, как иностранная публика вовсю смотрит «Доктора Стренджа», «Варяга» и сиквел «Топ Гана», вниманию российских зрителей предлагаются ретроспективы, завалявшиеся на полках релизы и даже ролики с ютуба. Но и среди всего это есть проблески света. О них – в материале «Югополиса».

Город Люди

Индекс Краснодара: проверка на качество жизни

Новая трамвайная линия, строящиеся школы и детсады, ремонт дорог: Краснодар преображается день за днем, но отмечают ли жители перемены к лучшему, меняется ли наша жизнь к лучшему? Журналисты «Югополиса» прогулялись по Краснодару и выяснили, насколько удобно жить в кубанской столице, а где нужно добавить. Проверка показала, что Краснодар имеет все шансы нарастить свой Индекс качества жизни. И это важно не только для города, но и прежде всего для жителей, ведь индекс складывается в том числе из их оценок.
Григорий Загибов
Люди Бизнес Спорт

Российский стартап объединит шахматы древних славян и криптовалюту

Бизнесмен и филантроп Юрий Долженков является одним из энтузиастов, которые развивают настолько хорошо забытый, что воспринимается как новый, вид интеллектуального спорта – таврели. В планах – популяризация игры, создание игровых приложений и даже своей метавселенной.