Для Краснодара прилавки с изделиями самобытных мастеров – не просто торговля, это и культурное место, и туристический потенциал (что-то вроде московского Арбата и нашего «Арбата», когда-то располагавшегося на улице Чапаева). Конечно, 5-10 лет назад, в сытые допандемийные годы, масштаб у ниши хендмейда был совсем другой: многолюдные выставки ремесленников регулярно проводили и в парках, и на Пушкинской площади, и в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств. На них приезжали коллеги не только из районов края, но даже из других регионов и стран. Однако и сегодня в Краснодаре есть постоянные места, где можно встретить работы ремесленников: например, на улице Красной (в пределах улиц Буденного и Головатого), в ТЦ «Центр города» и ТЦ «Галерея». В первом случае места бесплатно предоставляет администрация города, в остальных за аренду столика придется платить самому. Помимо этого, периодически проходят выставки мастеров в различных креативных пространствах.

Хобби с надеждой на заработок: как себя чувствует рынок хендмейда

Город талантов

На Красной ассортимент в целом невелик: насчитала чуть больше десятка столиков, правда, апрель – еще не туристический сезон, да и погода не радовала. Скорее всего, к июню желающих продать свои изделия прибавится. На ярмарке в «Центре города», увы, и в воскресный день оказалось пусто, достаточно не зарезервированных мест, как сообщается в соцсетях, и на ближайшие выходные. Платные места, как мне пояснили старожилы ярмарки на улице Красной, для ремесленников большая тягота, ведь гарантий продаж никто не дает, можно и время зря потратить, и в минус уйти.

Но если бы прибыли не было совсем, они бы здесь не стояли. Продавец Александр, предлагающий любопытные деревянные панно с пейзажами городов Краснодарского края, признается, что зарабатывает прибавку к пенсии для себя и жены. Его супруга – художница, до сих пор работает по профессии, а в свободное время создает сувениры. Александр ответственен за их оформление, доставку и продажу. Часть сувениров везет на курорты, пытаясь конкурировать с китайскими безделицами, буквально заполонившими российский рынок.

Прибавку к зарплате обеспечивает себе и мастер бисероплетения Галина. «В миру» она педагог-психолог, занимается с детками различными развивающими упражнениями, в том числе и рукоделием. Труд педагога роскошной жизни не обеспечивает.

Экономист Элина в свободное от работы время приносит на Красную живописно расписанные кухонные доски и прочие деревянные сувениры. И подтверждает слова коллег о том, что, как бы ни любила свое хобби, прожить на доходы только от него совершенно невозможно, вот и приходится совмещать…

А я в очередной раз удивляюсь, сколько же в кубанской столице талантов! Мастера плетут, шьют, вяжут, пишут, отливают из олова, делают фигурки из дерева и керамики на таком высоком уровне, что хочется немедленно унести все это домой. А ведь для большинства из них это только хобби, а не основная профессия.

Хобби с надеждой на заработок: как себя чувствует рынок хендмейда

Охота за штучным товаром

Эксперты заговорили о новом росте популярности хендмейда в России. В советские времена люди многое делали своими руками, часто из необходимости, но в 90-е в страну сплошным потоком хлынули готовые западные товары, и, конечно, носить свое стало немодным. Сейчас былой тренд на ручную работу возвращается. В 2022 году спрос на товары для рукоделия вырос в два раза по сравнению с предыдущим. По данным РБК, лекала для кроя ткани покупали чаще на 292 процента, игольницы - на 109 процентов, выкройки - на 260 процентов. А еще россияне сметали бисер, пряжу, спицы для вязания, наборы для лепки и мыловарения, создания свечей.

Почему так произошло? Во-первых, повлияли санкции и уход многих западных брендов – россиянам пришлось искать возможные заменители (по этой же причине в 2023 году скупают оборудование и сырье для пиво- и сыроварения). Во-вторых, творческие люди в новых экономических условиях решили тряхнуть стариной и вспомнить забытые навыки, в том числе ради дополнительного заработка. В-третьих, хендмейд – это всегда эксклюзив, штучный товар. По словам дизайнера-блогера Анны Устюговой, некоторые люди целенаправленно ищут мастеров, потому что хотят покупать вещи, которых нет в масс-маркете.

«Я лично знаю людей с достаточно скромными доходами, которые откладывают от зарплаты денежку, чтобы раз в несколько месяцев прикупить себе или какое-то необычное украшение, или платье ручной работы, - говорит она. - Сейчас с нашего рынка ушло немало крупных и известных брендов. И касается это как сферы одежды и аксессуаров, так и домашнего декора, и косметики, и многих других направлений. При этом их покупатели остались. Как остались и их потребности. Крупные российские производители, конечно, попробуют эти потребности удовлетворить, но только времени на раскачку им нужно больше, чем маленьким ремесленникам, которые могут быть гибкими в своей ассортиментной линейке и могут предложить качественный товар быстрее».

Хобби с надеждой на заработок: как себя чувствует рынок хендмейда

Проблемы с логистикой

Но не все так просто. К примеру, ценовая политика ремесленников с улицы Красной натыкается на «сопротивление» покупателя. Люди по-прежнему не готовы платить больше, поэтому повышение прайса может обернуться катастрофой.

«Я не повышала стоимость товара вот уже 7 лет, - признается швея Елена, специализирующаяся на плетении оберегов с красными нитями (кстати, эту традицию она почерпнула еще у своей бабушки: раньше красными нитками вышивали одежду ребенка с изнанки в качестве защиты от несчастных случаев). – Стараюсь вместо этого разнообразить, осовременить ассортимент. К примеру, некоторые браслеты делаю из разноцветных ниток, чтобы детям нравилось».

Не может повышать стоимость и Анна, прямо в домашних условиях изготавливающая фигурки из олова. Не позволяет себе этого сделать и педагог Галина. С другой стороны, из-за санкций растут затраты на материалы. Если вы занимаетесь хендмейдом серьезно, то не можете работать абы с чем.

«Пробовала делать кольца из чешского бисера. Выглядят грубо – мне самой не понравилось, и я их все раздарила, - рассказывает Галина. – Но если чешский хотя бы на браслеты годится, то китайский вообще стараюсь не покупать. Лучше всего – японский бисер, но после введения санкций его не найти: в Россию не возят, на маркетплейсах не продают. Приходится искать остатки на «Авито», но бисер идет уже совсем по другой цене: если раньше стоил 360 рублей за упаковку, то теперь - 2000 рублей!»

Александр в ужасе от цен на плитку, которую его жена использует для живописных панно. Это, конечно, не та плитка, которой выкладывают ванные комнаты, а особая, и ее, как вы понимаете, не производят в России - приходится заказывать из-за рубежа в 5 раз дороже. Если раньше плитка шла по 30 рублей, теперь - по 150.

Впрочем, и отечественные материалы тоже подорожали.

«Вы узнайте, сколько древесина сегодня стоит, а ведь ее производят в нашем Апшеронском районе», - говорит на прощание Александр.

Хобби с надеждой на заработок: как себя чувствует рынок хендмейда

Все, что можно носить

Эксперты указывают, что, несмотря на моду, люди покупают не всякий хендмейд. По их мнению, в приоритете – то, что можно съесть, например, крафтовые сыры, варенье, мед. Но Элина с ярмарки на Красной формулирует тренд немного по-другому: «Покупают то, что можно надеть на себя». Действительно, продавцы изделий из бисера и украшений на продажи не жалуются, а вот сувениры, которые вешают на стены или ставят на стол, часто остаются без покупателя, ведь люди стали относиться к сувенирам более практично.

Эту тенденцию, к сожалению, иллюстрирует история новороссийской студии авторской керамики «Академия позитива». Мастерицам, которые раньше были очень востребованы и часто давали мастер-классы (в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья), пришлось закрыться. Труд перестал быть рентабельным, в первую очередь из-за значительного подорожания материалов.

«Выяснилось, что хорошая, дешевая глина была только на Донбассе, а теперь приходится покупать в Турции, но и цена высокая, и качество страдает, - поясняет Алена Ларцина. – Изделия получаются дорогими – люди просто не могут их себе позволить сейчас».

На мой вопрос, не хочет ли мастер переквалифицироваться на другой вид хендмейда - более доходный, она отвечает, что слишком сильно любит свое дело, а потому держит паузу - до лучших времен. Но Алена подчеркивает, что заработать на хендмейде абсолютно реально и падать духом не стоит никому, ведь любой творческий труд в почете и находит своего поклонника.

В качестве такого мотивационного примера может служить основатель кожевенной мастерской в Краснодаре Вячеслав Бычков. 3 года назад он бросил основную работу и теперь занимается только шитьем. Цехом в полном смысле этого слова его предприятие не назовешь: умелец работает в собственном гараже, рядом с любимым мотоциклом, но у него две промышленные швейные машинки – отечественная, 1960-х годов, и современная китайская. Вячеслав все делает сам: и шьет, и рекламирует, и покупателей ищет, но признается, что скоро придется нанимать помощников, ведь заказов становится больше. Ценовая политика, как и всегда в случае с натуральной кожей, не уровня «эконом», но клиенты приходят снова и снова.

«Не сказал бы, что мои изделия дорогие, скорее средний ценовой сегмент, - говорит Вячеслав. – Секрет успеха, наверное, во внимании к деталям, заботе об удобстве заказчика. У Генри Форда на заводе висел слоган: «Качество – это когда к тебе возвращается клиент, а не продукция».

Да, хендмейд тем и интересен покупателю (какую бы ценовую категорию он не выбирал), что он душевный, впитавший энергию рук своего изготовителя и его уникальное творческое видение, - в противоположность обезличенному и стандартизированному масс-маркету. А когда любимое хобби еще и деньги приносит, это настоящая удача.

Хобби с надеждой на заработок: как себя чувствует рынок хендмейда

Первая полоса

Последние новости

Бизнес

Юрий Коровкин, YGroup, SILVERSTREAM: Нас ждут «Яндекс» и 600 000 пользователей

За четыре года он запустил два успешных бизнеса и получил сотни миллионов инвестиций в коттеджные поселки и десятки миллионов инвестиций в свой венчурный проект. Каждый день он начинает в 5.30 и считает Сочи лучшим городом мира. Он эффективно управляет как объектами недвижимости делюкс-уровня, так и своей жизнью. И специально для "Югополиса" рассказал, почему его компании доверяют строить элитные виллы, когда продаст приложение гиганту рынка и по каким критериям берет в свою команду

Люди

Верный путь к успеху – любимое дело

Швейное ремесло всегда было занятием не только прибыльным, но и престижным. Сейчас мастера своего дела помогают джентльменам выглядеть солидно и безукоризненно, а леди – изысканно, уникально и женственно. Мастером своего дела на этом поприще стала Лариса Гаврилова, хозяйка собственной сочинской швейной мастерской «Глорена».

Люди

Сергей Ситников: моя цель - воспитывать сильных и добрых людей, которые будут любить и развивать Россию

Общественному активисту, волонтеру Сергею Ситникову 32 года, за плечами у него служба во ФСИН, создание собственного спортивного клуба и даже выход на льготную пенсию. Активный, спортивный и инициативный Сергей, как говорится, никогда не сидит на месте: ведет спортивный образ жизни и прививает любовь к этому всем окружающим.
Иван Сергеев
Ситуация

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми