Показ картины с экзотическим названием «Иччи» в российских кинотеатрах стартовал ещё в мае, однако она оказалась относительно незамеченной даже на фоне триумфа фильма Дмитрия Давыдова «Пугало», взявшего гран-при «Кинотавра». Казалось бы, фестивальный успех, заставивший кинокритиков в один голос воспеть оды якутскому кино как явлению, должен был подогреть интерес к новой ленте. Однако сборы в России оцениваются в $95 711 (порядка 7 млн рублей) при затратах на производство в 26 млн рублей. Теперь же лента Костаса Марсана стартует в цифровом прокате.

Структура картины достаточно традиционна для жанра, но с допущениями. Сохраняется привычная двухчастная система: когда в первой ничего не происходит, во время второй же творится именно то, что нас пугает, ради чего все садимся у экрана. При этом преамбула якутского фильма перед страшными событиями не просто погружает в них героев, а задаёт вопросы, среди прочего подводящие зрителя к сути конфликта. Противостояние мирского и потустороннего, живого и мёртвого будто произрастает из таких антиподов как: город - деревня, лицемерие - искренность, молодость - старость, природа - технократия.

Alt
Кадр из фильма «Иччи» режиссёра Костаса Марсана

Сюжет завязки при этом не очень замысловат для драмы, но даёт непривычно много информации о героях в фильме, где им отведена, по сути, второстепенная на фоне происходящей мистики роль. Попавший в неприятности Тимир (Илья Яковлев) приезжает из города в глушь к родителям, чтобы уговорить их продать землю и рассчитаться таким образом с его долгами. Тут и всплывает весь этот сонм противоречий. Его сын и молодая жена Лиза (Марина Васильева, которую мы знаем, например, по фильму Звягинцева «Нелюбовь») не отлипают от телефонов в противовес деревенскому быту. Спорят два брата: один – снедаемый корыстью горожанин Тимир, второй – чистый, живущий с родителями Айсен (Борислав Степанов).

Однако в этой части лента выглядит натужно, неестественно. Цепляются за ухо примитивные диалоги, смущают слишком уж грубые мазки, которыми на пустой холст наносится подмалёвок будущей картины. Однако всё меняется с закатом.

Наступление ночи, и тут нет ничего нового, служит для кинематографиста и зрителя сигналом к смене парадигмы, а для нечистой силы – к выходу наружу. А выбор нечисти и делает этот хоррор особенным. Потусторонние силы взяты из местного фольклора. И действуют так, как им положено. То есть фильм не пытается копировать западные аналоги, придавая им лишь налёт аутентичности. Он стремится быть целиком построенным на очень самобытном фундаменте. Потому оказывается практически лишён привычных сцен-скримеров. Нечисти незачем кого-то рвать на куски, она может просто путать, подавать неверные, приводящие к гибели знаки.

Alt
Кадр из фильма «Иччи» режиссёра Костаса Марсана

Героев буквально подхватывает волна ночного бдения, они из основных действующих лиц становятся мелкими игрушками в руках сил, олицетворяющих природу. Уже в ходе действа зритель узнаёт, что причиной всему послужил выкопанный при корчевании старого пня череп одержимого тёмными силами человека. Позднее Марсан замкнёт сюжетные арки с людскими конфликтами, показав нам историю этого человека – закольцует мысль о том, что суета находит отражение даже в том, что неподвластно пониманию.

Вместо криков и резких появлений страх в зрителя вселяет атмосфера, складывающаяся из ночных пейзажей и шедевральной музыки. Композитор Андрей Гурьянов создаёт очень фактурное звуковое полотно, которое не стихает ни на минуту, поддерживая щекочущие нервы ощущения то протяжным скрипящим звуком, то неведомым потрескиванием, с математической точностью ложащимся на монтажную склейку. А последними вторая честь ленты изобилует.

Alt
Кадр из фильма «Иччи» режиссёра Костаса Марсана

Персонажи фильма оказываются в положении всем известного ёжика. Из тумана, дыма или сквозь ветви проявляются то спасительные строения на месте болот, то беснующиеся люди с факелами, то они сами. А спасти от этого безумия может только Иччи – забытый, а оттого покинувший людей добрый дух.

Часть критики фильма основана как раз на неясности происхождения фольклорных героев. Мол, нам о них заявили, но не дали пояснений. Однако вряд ли стоит забывать, что всем уже знакомые по книгам и фильмам многослойные образы давно являются собирательными, при том, что многие из них начинали свой путь именно так – в виде чего-то ещё не до конца оформившегося, не имеющего объяснения, оттого более страшного.

Мешанина из кадров, путающая не только героев, но и зрителя, уникальна тем, что при помощи неё режиссёр умудряется также рассказать историю человека, чей череп оказался поднят наружу вместе с его злобой. И доводит до логического завершения сюжет приведения Айсенем в мир того самого Иччи, который теперь снова может встать на защиту от тёмных сил. Только вот цена завершения обряда оказывается очень уж высока.

Alt
Борислав Степанов в роли Айсена в фильме «Иччи» режиссёра Костаса Марсана

Меж тем суматоха монтажных склеек не даёт зрителю испуг в моменте, свойственный больше напоминающим аттракцион ужастикам. И этим рискует разочаровать соответствующую аудиторию. Фильм поднимает наружу глубинный страх, не настолько сильный, но более искренний и чарующий. «Иччи» даёт возможность насладиться эстетикой не физиологического испуга, но собственного страха.

Как бы ни была страшна самая жуткая ночь, она всё равно заканчивается. Новый день заставляет нечисть отступить, а картину и главного героя возвращает к реальности. И последние минуты ленты выглядят так же наивно, как первые: с нелепой пластикой актёра в кадре и формальными диалогами. Меж тем это только усиливает контраст между фальшивым бытом и настоящей магией потустороннего мира, в которую только что был погружён зритель.

Хтонь в тумане
Кадр из фильма «Иччи» режиссёра Костаса Марсана

Кажущиеся любительскими моменты при этом не тяготят так, как в «Пугале». А мощная основная часть ленты вселяет надежду на то, что вскоре якутский хоррор станет отдельным жанром, так как он не притворяется уже всем известным коммерческим продуктом. Он не пытается пойти по пути российского блокбастера: противопоставить себя западному, но смастерить ленту по тамошнему лекалу, обильно украсив развесистой клюквой в виде супергероя-медведя. «Иччи» старается быть самостоятельным продуктом, который, ко всему прочему, даст возможность сохранить ускользающую этническую аутентичность.

Читайте также

Город Люди Weekend

Пьющие, но красивые

Как Рената Литвинова создала волшебную и при этом достаточно мрачную сказку о надежде, борьбе за близких и ожидании любви в доме на фоне России, в которой сменяется власть.
Люди Weekend

«Пугало» и якутский феномен

Картина якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Пугало» взяла гран-при «Кинотавра», а приз за лучшую женскую роль достался сыгравшей главную героиню певице Валентине Романовой-Чыскыырай.
Ситуация Наука и техника Weekend

«Голубой огонек» киноакадемии

В минувший понедельник в Лос-Анджелесе завершилась 93-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар», прошедшая в этом году без особых сюрпризов и скандалов. Чем запомнилась первая после череды локдаунов кинопремия и почему главным триумфатором стала драма о современных кочевниках?
Никита Демченко
Город Люди Weekend

12 главных фильмов лета 2021

После долгого и тяжелого застоя индустрия кинопроката постепенно возвращается в норму: люди готовы прийти в кинотеатры. Но готовы ли прокатчики удовлетворить зрительский спрос? Этим летом на экраны выходят долгожданные блокбастеры, продолжения успешных франшиз, хорроры и комедии, а также несколько примечательных авторских проектов для тех, кто считает, что кино – это нечто большее, чем просто развлечение.
Никита Демченко
Weekend

Великий Отечественный Вестерн

Отечественный военный экшн «Красный призрак», предпремьерный показ которого состоялся в кинотеатре «Монитор СБС» 9 июня, – проект во всех смыслах необычный. Будучи заявленной как историческая военная драма, частично основанная на реальных событиях, картина выступает на стыке сразу нескольких жанров: это и военный фильм, и одновременно вестерн, и даже супергеройский блокбастер. Классические военные истории про подвиги русских солдат приобретают мистический флер, а зрелищные бои разбавляются черным юмором.
Никита Демченко
Город Люди Weekend

В звенящей тишине

Несмотря на то, что 93-я церемония вручения премии «Оскар» состоялась уже два месяца назад, главные ее номинанты все еще добираются до российских кинотеатров. Сейчас на экранах – «Звук металла», драма о теряющем слух барабанщике, в активе которой имеются 2 статуэтки американской киноакадемии: за лучший монтаж и звук.
Никита Демченко

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация

Забрал 7 белых рубашек: Евгений Первышов покинул пост мэра Краснодара

23 сентября уже экс-глава Краснодара Евгений Первышов провёл свой заключительный брифинг в должности мэра. Впереди его ждёт новый опыт в роли депутата Госдумы Федерального Собрания РФ 8-го созыва. А что в ближайшее время ждёт город? И какова судьба проектов, начатых ещё при Первышове?
Анастасия Кравченко
Ситуация

Номера – армянские, проблемы – российские

Владельцы автомобилей с армянскими номерами, судя по всему, дошли до точки кипения. За одну неделю активисты успели «осадить» здания краснодарской таможни, ГИБДД, краевого суда, прокуратуры и останавливаться, кажется, не собираются. Для обывателя их внезапное возвращение в инфополе могло стать неожиданностью, но для самих собственников таких авто борьба стала обыденностью.

Люди Ситуация

Полигон особого назначения

Жители станицы Роговской собрались на сход, чтобы в очередной раз высказаться против строительства мусорного полигона в хуторе Некрасово

Weekend

Будьте здоровы!

В начале сентября, отгремев в Каннах, на экраны вышла картина «Петровы в гриппе» - экранизация одноименного романа Алексея Сальникова и долгожданное возвращение скандальной суперзвезды отечественного театра и авторского кино Кирилла Серебренникова. Какой получилась история обычной екатеринбургской семьи, жизнь которой наполнена сюрреализмом и фантастикой, – в материале «Югополиса».
Никита Демченко
Weekend

It’s OK to be not OK

В сентябре на базе ЦСИ «Типография» пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, где покажут самые яркие образцы авторского инклюзивного кино. Почему демонстрируемые ленты актуальны и достойны зрительского внимания – в материале «Югополиса».

Город Люди Ситуация Бизнес

Гостиницу в Геленджике отнимают у владельцев на основании ксерокопии расписки

Краевые судьи отменили целую серию сделок с добросовестными покупателями, «поверив» бывшей владелице, что она десять лет не знала о продаже недвижимости. Хотя сама выдала доверенность на ее реализацию
Сергей Сергеев
Город Ситуация Бизнес

Социальные объекты преткновения

Один из главных драйверов экономики может быть неверно установлен в целой нашей стране. Примерно к такому выводу пришли участники прошедшего в Краснодаре круглого стола по теме строительства и урбанистики.

Город Люди Ситуация

Музыка громче – глаза закрыты?

Прошёл почти год с момента публикации материала «Югополиса» о столкновении властей и простых граждан с нарушающими покой городскими ночными гонщиками. И проблема всё ещё актуальна. Более того, в извечной истории замечен новый поворот: в Москве предлагают ввести особые штрафы за громкую музыку, звучащую из авто. Наша редакция вернулась к проблеме и решила разобраться, что тем временем происходит на юге страны.

Ситуация

Претенденты на казнь?..

В изнасиловании и убийстве двух десятилетних девочек в Кемеровской области признался ранее судимый педофил. И это вновь ставит вопрос о том, нужно возвращать в российское законодательство смертную казнь для детоубийц. Подробности преступления, новые инициативы депутатов и чиновников и комментарий пресс-секретаря президента – в материале "Югополиса".