
Текст

Фото


Краснодар, ул. Кирова, 91
retrohlam.ru
Алексей Виткалов, хозяин «Ретролавки», — бывший чиновник, начальник анапского ЖКХ, сейчас работает инженером. Антиквариат для него хобби: дохода лавка не приносит.
Увлечение началось рано, в шесть лет, когда дедушка, коллекционировавший марки, привел Алексея в Первомайскую рощу. «Познакомил меня с тамошними тогда еще коллекционерами. Их уже нет в живых. И потом уже я оттуда не вылез. Они на лавочках раскладывали те вещи, которых не было в магазинах: модельки машин, интересные значки, необычные календарики. Все, что можно коллекционировать: монеты, какие-то старые предметы, которых раньше я нигде не видел. А тут мог их еще и потрогать!»

Коллекционирование марок перешло в увлечение значками, а потом Алексей стал собирать гильзы — получилась почти полная коллекция разных гильз участников Второй мировой войны: итальянские, румынские, немецкие. Эту коллекцию Алексей обменял на немецкий кортик, потом коллекция немецких кортиков и кинжалов перешла в коллекцию кавказских кинжалов, которую Алексей продолжает собирать до сих пор.
Самому старому предмету в «Ретролавке» более четырех тысяч лет. Это каменный молот: его точили вручную, на что уходило много времени. По словам Алексея, такую вещь можно было обнаружить только случайно.
Самый дорогой предмет — кавказский кинжал стоимостью 120 тысяч рублей. На нем выполнена золотая насечка амальгамой, и он огромный, как римский меч. На оружии сохранились два подкинжальных ножика из дамасской стали.





Самый популярный товар — монеты. И, по словам Алексея, сейчас просто эпидемия поддельных монет: несколько человек в день приходит с поддельными, «фуфельными» монетами, которые были куплены на вокзале у «случайного» прохожего, якобы продающего задешево редкий экземпляр.

Дочь хозяина лавки тоже увлекается коллекционированием — собирает все, что связано с Лениным. Алексей рассказывает, что самый интересный экземпляр в ее коллекции — газета 1924 года с некрологом Ленина. А самый крупный — бетонная пластина метр на два, на которой мелкой мозаикой из кусочков мрамора выложен портрет Ильича.
«Каждую неделю мы собираемся в Первомайской роще, на выходных, вот уже больше 38 лет. Сейчас уже нет в живых старых коллекционеров, а молодого коллектива не сложилось: молодежи все это не очень интересно. Во-первых, наверное, потому, что последние двадцать лет в учебниках истории было мало интересных сюжетов. Даже про Великую Отечественную войну там две-три страницы…» — продолжает Алексей Виткалов.
Настоящим подарком для коллекционера антикварных предметов он называет Интернет, благодаря которому можно обмениваться информацией по всему миру. Так в «Ретролавку» попал архив одного из солдатов дивизии «Эдельвейс», побывавшего на вершине Эльбруса: это остатки коллекции, которая пришла из США. Она состояла из фотографий и трех пачек писем, написанных немцем отцу в виде отчета. В 45-м году солдат сдался американцам и уехал жить в США, а его дети выставили коллекцию на онлайн-аукцион.



Нельзя сказать, что «Ретролавка» Алексея Виткалова специализируется на каком-то определенном направлении в антиквариате. Чего только здесь нет: например, самовары XIX века с Тульского патронного завода, изготовленные по старым, царских времен, формам. Украшения для женщин, сделанные в позапрошлом веке: самое красивое — вечерняя серебряная сумочка из серебра 84-й пробы, подтвержденной Российской империей, стоимостью 30 тысяч рублей.
Трофейный серебряный кулончик с «желудем» из волчьего клыка, Германия, 30-е годы: охотничья тема была очень популярна. Посуда: ситечки, как у мадам Грицацуевой, набор для масла и икры, кольцо для салфеток тончайшей ювелирной работы. Серебряная монетница позапрошлого века для монет достоинством 10, 15 и 20 копеек — чтобы мелочь не звенела по карманам. Фотоаппарат 1892 года, откуда вылетала птичка. Счетная машинка советских времен — арифмометр. Бюсты Ленинградского фарфорового завода, бывшего Императорского.
Прялка: Алексей рассказывает, что, перед тем как съездить в детдом с антиквариатом — печатной машинкой, граммофоном, патефоном и прялкой, — чтобы показать, как она работает, месяц искали прядильщицу и еле нашли старую женщину в станице Азовской Северского р-на.

Лавка работает с 10 утра до 17 вечера, и заходят сюда каждый день. Она действует в том числе как комиссионный магазин. По словам Алексея, материальная история — это необыкновенно интересно, ведь, потрогав эти предметы, историю можно увидеть и почувствовать.
«В учебниках об этом говорится мало. Например, многие не знают, что столетия тому назад использовали копоушки, которые носили на ремне: лопаточки для очистки зубов, носа и ушей», — улыбается Алексей, раскладывая на ладони эти маленькие предметы.



Краснодар, ул. Уральская, 196/2
antik23.ru
Хозяин антикварного магазина «Старая Европа» — бизнесмен Игорь Васильевич Фролов, живущий на две страны, Россию и Нидерланды. Там, в Старом Свете, Игорь Фролов и находит старинную и антикварную мебель, на которой специализируется его салон, а также предметы интерьера и аксессуары.
Здесь можно купить любую мебель: буфеты, столы и стулья, диваны и кресла, шкафы, комоды и бюро, кроме того, картины, люстры и канделябры, подсвечники и светильники.

Игорь Васильевич, для которого антикварный бизнес — главное дело, начал заниматься им с 1999 года. Больше всего его интересует антикварная мебель: в салоне есть столы и шкафы дубового дерева, старинные стулья и бюро прошлых эпох, приобретенные в Нидерландах у пожилых людей, на аукционах и специализированных рынках.
По словам Фролова, на Кубани в силу особого менталитета в основном востребованны монеты и оружие. В Петербурге же, где у него несколько магазинов, с удовольствием покупают антикварную мебель для кабинетов, загородных домов.



Антиквар сотрудничает со съемочными группами российских телесериалов. В популярных в нулевых годах сериалах «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» использовалась привезенная им мебель. Кроме того, кресло из «Старой Европы» «снялось» в 12-серийном фильме о Кубани: в нем сидел профессор Тучков, рассказывавший о нашем южном регионе.
В планах у Игоря Васильевича создание в Краснодаре большого салона, в мечтах — даже Голландского дома, с антиквариатом, красивыми старинными предметами и кафе, — но антиквару нужен партнер или инвестор. По его словам, он готов привозить в Краснодар хоть мебель времен Наполеона III или дорогие картины старых мастеров. И сейчас в магазине висят работы голландских художников конца XIX — начала XX веков.
Сейчас наиболее старый предмет из представленных в краснодарском магазине Фролова — шкаф 1880 года. Пока антиквар не везет сюда самые старые предметы: им нужны особая атмосфера и востребованность. Популярный товар — люстры, подсвечники, фарфор, тарелки. Мебель же покупают слабо.


По словам Фролова, в России люди еще не очень хорошо представляют себе ценность антиквариата как инвестиций в будущее. Людей, коллекционирующих антиквариат ради будущей прибыли, очень мало. «В Петербурге был у меня клиент — пожилой купец, приходил покупать восьмой или девятый шкаф. Жена его отговаривала: ставить уже некуда. Но он отвечал, что внучка, когда выйдет замуж, продаст пару шкафов и купит себе круиз по Средиземному морю».
В салоне есть дорогие предметы — по 300–500 тысяч рублей, но сейчас торговля идет тяжело. «Антикварный бизнес поднимается медленно — три-пять лет, — говорит Игорь Фролов. — Владелец такого бизнеса не сидит и не ждет, когда кто-то придет купить тарелку. Приходит дизайнер интерьеров с заказом обставить дом: спальню или зал, бюджет такой-то, например пять миллионов, и мы работаем вместе».
Игорь Фролов оценивает антикварные предметы сам и, кроме того, сотрудничает с Искусствоведческой экспертизой Санкт-Петербурга.
«Чем антиквариат отличается от новой мебели? Последняя с каждым годом дешевеет, антикварная становится дороже, — продолжает Фролов.
Комментариев еще нет
Последние обсуждения