Ежегодный фестиваль кинопрограммы музея современного искусства «Гараж» Garage Screen Film Festival (далее GSFF), проходящий в различных регионах страны, - проект уникальный. Выходя за пределы столицы, организаторы этого мероприятия из года в год предлагают зрителю культурную программу, состоящую из фильмов, очень точно отражающих нынешнее состояние современного авторского кино. Таковым станет и лайн-ап Garage Screen Film Festival 2021, который пройдет с 3 по 30 сентября в краснодарском центре современного искусства «Типография». В этом году программа посвящена исключенным сообществам, а также основополагающим аспектам современной новой этики: философии полноценности и политике инклюзии — практикам, стремительно набирающим обороты во всем мире.

Такие же, как все

Откроет GSFF «Звук металла» – драма о теряющем слух барабанщике, в активе которой имеются 2 премии «Оскар»: за лучший монтаж и звук. Ранее «Югополис» уже писал подробно о фильме. Добавим лишь, что мелодраматичная и воодушевляющая история музыканта Рубена, поставленного режиссером в рамки инклюзивной неопределённости, - идеальная отправная точка для разговора о личностях, чьи особенности отнюдь не исчерпываются принадлежностью к той или иной социальной группе.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Звук металла"

Заложенную в «Звук металла» концепцию полноценности удачно развивает короткометражка «Искусственные вещи», снятая британской постановщицей Софи Файнс. Ее картина — этакая авторская интерпретация танцевального перформанса Люси Беннет, руководительницы инклюзивной труппы Stopgap. Получасовое и жутковатое, на первый взгляд, действо оказывается элегантным экспериментом с танцевальными канонами и уникальностью человеческого тела, демонстрацией безграничности людских возможностей. При помощи всего нескольких танцовщиков (среди которых мужчина с синдромом Дауна, женщина с инвалидностью и танцор без ног) режиссер наглядно показывает зрителям, что инклюзивность – в первую очередь отказ от предрассудков.

На языке тела с публикой говорят и героини французской ленты «Дети Айседоры». Все они - женщины самых разных возрастов, комплекций и уровней подготовки, объединенные общей болью и желанием воплотить танец легендарной босоножки Айседоры Дункан, который она посвятила своим трагически погибшим детям. Так, медитативный фильм о танце и преемственности становится не только образцом инклюзивного кино, но и трогательной притчей о материнстве. И даже несмотря на то, что в картине крайне мало диалогов, ей удается многое поведать о своих персонажах, их чувствах и переживаниях. Такого эффекта режиссер Дамьен Манивель достигает за счет завораживающей визуальной эстетики и множества мелких деталей, работающих на повествование.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Дети Айседоры"

Борьбе со стереотипами посвящен также «Кодекс фриков», киноэссе американской постановщицы Саломе Часнофф, поднимающее проблему ошибочной репрезентации людей с инвалидностью и нейроразнообразием в голливудском кинематографе. Особенным этот документальный фильм делает чуткость режиссерского подхода: прислушиваясь к голосу активистов, исследователей и кинематографистов с ограниченными возможностями, приглашая их в соавторы, Часнофф находит способ говорить об их особенностях честно, откровенно и искренне - без фетишизации людей со шрамами, демонизации злодеев в инвалидных креслах и патронажа над героями с ментальной инвалидностью.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Кодекс фриков"

В поисках дома

В программе фестиваля есть несколько лент о проблемах беженцев. Одной из таких является «Остров Эллис» - получасовое видео, балансирующее на грани документалистики и арт-перформанса, за авторством Мередит Монк. Ее фильм – это снимок артефактов ушедшей эпохи, история клочка суши в манхэттенской бухте, некогда являвшегося крупнейшим пунктом приема мигрантов на территории США. Для усиления эмоциональной вовлеченности зрителя постановщица намерено противопоставляет прошлое настоящему: в кадре друг друга сменяют то призраки приезжих, то любопытные туристы, снующие по ветхим коридорам пограничного пункта.Происходящие события кажутся кадрами старинной хроники, однако ощущение их актуальности вызывает чувство тревоги. Так, созданный Монк палимпсест о заброшенном, но неутихающем месте, заставляет задуматься о проблеме миграции и понять, что она на самом деле как никогда актуальна.

Второй картиной на тему движения беженцев, попавшей в лайн-ап GSFF, стала работа итальянского режиссера Джанфранко Рози «Море в огне», с которой он обошел коллег по игровому кино, получив «Золотого медведя» на Берлинале. Это история жизни людей на острове Лампедуза - перевалочном пункте для тысяч мигрантов, перебирающихся в Европу. Быть может, сам того не желая, Рози, имея на руках лишь камеру и фиксируя на нее хаотично возникающие вокруг ситуации, создал портрет планеты, находящейся в процессе необратимых изменений. Однако, как и «Остров Эллис», «Море в огне» - не журналистский репортаж и не исследовательская работа, а скорее животрепещущий рассказ, увлекающий за счет своей поэтической созерцательности.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Море в огне"

Love unites

Говоря об исключенных сообществах, многие режиссеры касаются темы любви и уважения: не только к себе, но к человеку независимо от его пола, расы, дееспособности и сексуальной ориентации. Трагичную любовную историю повествует сербская драма «Оазис», впервые прозвучавшая в рамках прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. События фильма разворачиваются в стенах интерната для душевнобольных, а в главных ролях задействованы реальные его постояльцы – молодые люди с особенностями развития. В таком контексте незамысловатый сюжет о любовном треугольнике приобретает дополнительный смысл. И речь, конечно же, о нужде каждого живого существа в эмпатии. Да, люди, вынужденные находиться в подобных клиниках, многим отличаются от других. Но только не отсутствием достоинства, мыслей, чувств и любовных влечений… Этой простой, как дважды два, мыслью и наделена режиссерская работа Ивана Икича.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Оазис"

Различным формам любви и уважения посвящены еще две ленты: «Совершенно нормальная семья» и «Париж в огне». Оба фильма можно назвать провокационными, жесткими, но очевидно соответствующими новой этике. Так, например, гендерная флюидность героев этих картин помогает режиссерам Дженни Ливингстон и Малу Рейман выступать со своими работами на территории волнующей многих гендерной и сексуальной проблематики.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Париж в огне"

Разумеется, девятью фильмами тема инклюзивности в кинематографе не ограничивается. Однако всего вышесказанного, пожалуй, достаточно для того, чтобы подвести некий итог. Резюмируя, хочется еще раз отметить важность подобных фестивалей. Киноиндустрия существует не в вакууме – она работает по законам тех сообществ, которые ее питают. Думается, что именно поэтому организаторы Garage Screen Film Festival, ежегодно собирая подборку из классики авторского кино и авангардных экспериментов, создают культурные площадки для открытого, искреннего разговора об общечеловеческих ценностях и искусстве.

Представленные проекты успешно заполняют полупустую в нашей стране нишу, - это кино, которое вплотную граничит и взаимодействует с современным искусством: танцами, музыкой и живописью. Но, что самое главное, все они, несмотря на неоднородность киноязыка, - будоражащие и искренние.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация

Забрал 7 белых рубашек: Евгений Первышов покинул пост мэра Краснодара

23 сентября уже экс-глава Краснодара Евгений Первышов провёл свой заключительный брифинг в должности мэра. Впереди его ждёт новый опыт в роли депутата Госдумы Федерального Собрания РФ 8-го созыва. А что в ближайшее время ждёт город? И какова судьба проектов, начатых ещё при Первышове?
Анастасия Кравченко
Ситуация

Номера – армянские, проблемы – российские

Владельцы автомобилей с армянскими номерами, судя по всему, дошли до точки кипения. За одну неделю активисты успели «осадить» здания краснодарской таможни, ГИБДД, краевого суда, прокуратуры и останавливаться, кажется, не собираются. Для обывателя их внезапное возвращение в инфополе могло стать неожиданностью, но для самих собственников таких авто борьба стала обыденностью.

Люди Ситуация

Полигон особого назначения

Жители станицы Роговской собрались на сход, чтобы в очередной раз высказаться против строительства мусорного полигона в хуторе Некрасово

Weekend

Будьте здоровы!

В начале сентября, отгремев в Каннах, на экраны вышла картина «Петровы в гриппе» - экранизация одноименного романа Алексея Сальникова и долгожданное возвращение скандальной суперзвезды отечественного театра и авторского кино Кирилла Серебренникова. Какой получилась история обычной екатеринбургской семьи, жизнь которой наполнена сюрреализмом и фантастикой, – в материале «Югополиса».
Никита Демченко
Weekend

It’s OK to be not OK

В сентябре на базе ЦСИ «Типография» пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, где покажут самые яркие образцы авторского инклюзивного кино. Почему демонстрируемые ленты актуальны и достойны зрительского внимания – в материале «Югополиса».

Город Люди Ситуация Бизнес

Гостиницу в Геленджике отнимают у владельцев на основании ксерокопии расписки

Краевые судьи отменили целую серию сделок с добросовестными покупателями, «поверив» бывшей владелице, что она десять лет не знала о продаже недвижимости. Хотя сама выдала доверенность на ее реализацию
Сергей Сергеев
Город Ситуация Бизнес

Социальные объекты преткновения

Один из главных драйверов экономики может быть неверно установлен в целой нашей стране. Примерно к такому выводу пришли участники прошедшего в Краснодаре круглого стола по теме строительства и урбанистики.

Город Люди Ситуация

Музыка громче – глаза закрыты?

Прошёл почти год с момента публикации материала «Югополиса» о столкновении властей и простых граждан с нарушающими покой городскими ночными гонщиками. И проблема всё ещё актуальна. Более того, в извечной истории замечен новый поворот: в Москве предлагают ввести особые штрафы за громкую музыку, звучащую из авто. Наша редакция вернулась к проблеме и решила разобраться, что тем временем происходит на юге страны.

Ситуация

Претенденты на казнь?..

В изнасиловании и убийстве двух десятилетних девочек в Кемеровской области признался ранее судимый педофил. И это вновь ставит вопрос о том, нужно возвращать в российское законодательство смертную казнь для детоубийц. Подробности преступления, новые инициативы депутатов и чиновников и комментарий пресс-секретаря президента – в материале "Югополиса".