Ежегодный фестиваль кинопрограммы музея современного искусства «Гараж» Garage Screen Film Festival (далее GSFF), проходящий в различных регионах страны, - проект уникальный. Выходя за пределы столицы, организаторы этого мероприятия из года в год предлагают зрителю культурную программу, состоящую из фильмов, очень точно отражающих нынешнее состояние современного авторского кино. Таковым станет и лайн-ап Garage Screen Film Festival 2021, который пройдет с 3 по 30 сентября в краснодарском центре современного искусства «Типография». В этом году программа посвящена исключенным сообществам, а также основополагающим аспектам современной новой этики: философии полноценности и политике инклюзии — практикам, стремительно набирающим обороты во всем мире.

Такие же, как все

Откроет GSFF «Звук металла» – драма о теряющем слух барабанщике, в активе которой имеются 2 премии «Оскар»: за лучший монтаж и звук. Ранее «Югополис» уже писал подробно о фильме. Добавим лишь, что мелодраматичная и воодушевляющая история музыканта Рубена, поставленного режиссером в рамки инклюзивной неопределённости, - идеальная отправная точка для разговора о личностях, чьи особенности отнюдь не исчерпываются принадлежностью к той или иной социальной группе.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Звук металла"

Заложенную в «Звук металла» концепцию полноценности удачно развивает короткометражка «Искусственные вещи», снятая британской постановщицей Софи Файнс. Ее картина — этакая авторская интерпретация танцевального перформанса Люси Беннет, руководительницы инклюзивной труппы Stopgap. Получасовое и жутковатое, на первый взгляд, действо оказывается элегантным экспериментом с танцевальными канонами и уникальностью человеческого тела, демонстрацией безграничности людских возможностей. При помощи всего нескольких танцовщиков (среди которых мужчина с синдромом Дауна, женщина с инвалидностью и танцор без ног) режиссер наглядно показывает зрителям, что инклюзивность – в первую очередь отказ от предрассудков.

На языке тела с публикой говорят и героини французской ленты «Дети Айседоры». Все они - женщины самых разных возрастов, комплекций и уровней подготовки, объединенные общей болью и желанием воплотить танец легендарной босоножки Айседоры Дункан, который она посвятила своим трагически погибшим детям. Так, медитативный фильм о танце и преемственности становится не только образцом инклюзивного кино, но и трогательной притчей о материнстве. И даже несмотря на то, что в картине крайне мало диалогов, ей удается многое поведать о своих персонажах, их чувствах и переживаниях. Такого эффекта режиссер Дамьен Манивель достигает за счет завораживающей визуальной эстетики и множества мелких деталей, работающих на повествование.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Дети Айседоры"

Борьбе со стереотипами посвящен также «Кодекс фриков», киноэссе американской постановщицы Саломе Часнофф, поднимающее проблему ошибочной репрезентации людей с инвалидностью и нейроразнообразием в голливудском кинематографе. Особенным этот документальный фильм делает чуткость режиссерского подхода: прислушиваясь к голосу активистов, исследователей и кинематографистов с ограниченными возможностями, приглашая их в соавторы, Часнофф находит способ говорить об их особенностях честно, откровенно и искренне - без фетишизации людей со шрамами, демонизации злодеев в инвалидных креслах и патронажа над героями с ментальной инвалидностью.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Кодекс фриков"

В поисках дома

В программе фестиваля есть несколько лент о проблемах беженцев. Одной из таких является «Остров Эллис» - получасовое видео, балансирующее на грани документалистики и арт-перформанса, за авторством Мередит Монк. Ее фильм – это снимок артефактов ушедшей эпохи, история клочка суши в манхэттенской бухте, некогда являвшегося крупнейшим пунктом приема мигрантов на территории США. Для усиления эмоциональной вовлеченности зрителя постановщица намерено противопоставляет прошлое настоящему: в кадре друг друга сменяют то призраки приезжих, то любопытные туристы, снующие по ветхим коридорам пограничного пункта.Происходящие события кажутся кадрами старинной хроники, однако ощущение их актуальности вызывает чувство тревоги. Так, созданный Монк палимпсест о заброшенном, но неутихающем месте, заставляет задуматься о проблеме миграции и понять, что она на самом деле как никогда актуальна.

Второй картиной на тему движения беженцев, попавшей в лайн-ап GSFF, стала работа итальянского режиссера Джанфранко Рози «Море в огне», с которой он обошел коллег по игровому кино, получив «Золотого медведя» на Берлинале. Это история жизни людей на острове Лампедуза - перевалочном пункте для тысяч мигрантов, перебирающихся в Европу. Быть может, сам того не желая, Рози, имея на руках лишь камеру и фиксируя на нее хаотично возникающие вокруг ситуации, создал портрет планеты, находящейся в процессе необратимых изменений. Однако, как и «Остров Эллис», «Море в огне» - не журналистский репортаж и не исследовательская работа, а скорее животрепещущий рассказ, увлекающий за счет своей поэтической созерцательности.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Море в огне"

Love unites

Говоря об исключенных сообществах, многие режиссеры касаются темы любви и уважения: не только к себе, но к человеку независимо от его пола, расы, дееспособности и сексуальной ориентации. Трагичную любовную историю повествует сербская драма «Оазис», впервые прозвучавшая в рамках прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. События фильма разворачиваются в стенах интерната для душевнобольных, а в главных ролях задействованы реальные его постояльцы – молодые люди с особенностями развития. В таком контексте незамысловатый сюжет о любовном треугольнике приобретает дополнительный смысл. И речь, конечно же, о нужде каждого живого существа в эмпатии. Да, люди, вынужденные находиться в подобных клиниках, многим отличаются от других. Но только не отсутствием достоинства, мыслей, чувств и любовных влечений… Этой простой, как дважды два, мыслью и наделена режиссерская работа Ивана Икича.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Оазис"

Различным формам любви и уважения посвящены еще две ленты: «Совершенно нормальная семья» и «Париж в огне». Оба фильма можно назвать провокационными, жесткими, но очевидно соответствующими новой этике. Так, например, гендерная флюидность героев этих картин помогает режиссерам Дженни Ливингстон и Малу Рейман выступать со своими работами на территории волнующей многих гендерной и сексуальной проблематики.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Париж в огне"

Разумеется, девятью фильмами тема инклюзивности в кинематографе не ограничивается. Однако всего вышесказанного, пожалуй, достаточно для того, чтобы подвести некий итог. Резюмируя, хочется еще раз отметить важность подобных фестивалей. Киноиндустрия существует не в вакууме – она работает по законам тех сообществ, которые ее питают. Думается, что именно поэтому организаторы Garage Screen Film Festival, ежегодно собирая подборку из классики авторского кино и авангардных экспериментов, создают культурные площадки для открытого, искреннего разговора об общечеловеческих ценностях и искусстве.

Представленные проекты успешно заполняют полупустую в нашей стране нишу, - это кино, которое вплотную граничит и взаимодействует с современным искусством: танцами, музыкой и живописью. Но, что самое главное, все они, несмотря на неоднородность киноязыка, - будоражащие и искренние.

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Weekend

Срочно в номер!

На российских экранах после череды переносов «Французский вестник» Уэса Андерсона – квинтэссенция его режиссерского стиля и манифест ушедшей эпохи XX века. О том, чем зрителю запомнится новая работа мастера, – в материале «Югополиса».

Ситуация

Последний вдох: почему дети увлеклись сниффингом и что с этим делать

С 14 ноября на Кубани законодательно запретили продавать несовершеннолетним любые товары, содержащие сжиженный углеродный газ, - от зажигалок до баллонов, питающих туристские плитки. В этот момент многие родители впервые услышали новое для них слово "сниффинг" и узнали, что это – относительно новый вид токсикомании. На самом же деле явление не такое уж и новое, но уже успело унести много жизней.
Елена Шумовская
Weekend

Повесть о несвободе

В субботу, 20 ноября, в центре современного искусства «Типография» состоится показ фильма «Разжимая кулаки» - победителя секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинанта от России на будущий «Оскар» и, возможно, главной отечественной картины этого года. О том, чем хороша эта душещипательная лента и почему ее не стоит пропускать – в материале «Югополиса».

Weekend

«Я дебил, у меня справка есть!» (цитата из сериала)

С 18 ноября в онлайн-кинотеатре PREMIER начал выходить многосерийный проект «Вне себя» – фильм, в котором герой Евгения Стычкина пытается разобраться со своим психическим здоровьем и заодно темным прошлым. Мы посмотрели первые три серии проекта и рассказываем, чем остросюжетная комедия о распаде личности может привлечь зрителя.

Ситуация

Кейс Столярова, или «творческая свобода, поиск и эксперимент» в Сириусе

В прошлом году в России появился уникальный город - федеральная территория Сириус, расположенная в Адлерском районе Сочи. Закон об ее особом статусе президент России Владимир Путин подписал 22 декабря 2020 года.
Екатерина Пономарёва
Люди Ситуация Бизнес

Алексей СТРИГА: «Постараюсь сделать максимум полезного для Краснодарского края»

В конце октября постановлением избирательной комиссии Краснодарского края молодой предприниматель Алексей Стрига, входящий от партии «Единая Россия» в территориальную группу № 23 (Лиманный одномандатный избирательный округ №23), был зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края (вместо одного из парламентариев, избранных в иные органы представительной власти). 26 октября молодого коллегу депутаты-однопартийцы приняли в состав фракции «Единой России» в ЗСК.