Ежегодный фестиваль кинопрограммы музея современного искусства «Гараж» Garage Screen Film Festival (далее GSFF), проходящий в различных регионах страны, - проект уникальный. Выходя за пределы столицы, организаторы этого мероприятия из года в год предлагают зрителю культурную программу, состоящую из фильмов, очень точно отражающих нынешнее состояние современного авторского кино. Таковым станет и лайн-ап Garage Screen Film Festival 2021, который пройдет с 3 по 30 сентября в краснодарском центре современного искусства «Типография». В этом году программа посвящена исключенным сообществам, а также основополагающим аспектам современной новой этики: философии полноценности и политике инклюзии — практикам, стремительно набирающим обороты во всем мире.

Такие же, как все

Откроет GSFF «Звук металла» – драма о теряющем слух барабанщике, в активе которой имеются 2 премии «Оскар»: за лучший монтаж и звук. Ранее «Югополис» уже писал подробно о фильме. Добавим лишь, что мелодраматичная и воодушевляющая история музыканта Рубена, поставленного режиссером в рамки инклюзивной неопределённости, - идеальная отправная точка для разговора о личностях, чьи особенности отнюдь не исчерпываются принадлежностью к той или иной социальной группе.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Звук металла"

Заложенную в «Звук металла» концепцию полноценности удачно развивает короткометражка «Искусственные вещи», снятая британской постановщицей Софи Файнс. Ее картина — этакая авторская интерпретация танцевального перформанса Люси Беннет, руководительницы инклюзивной труппы Stopgap. Получасовое и жутковатое, на первый взгляд, действо оказывается элегантным экспериментом с танцевальными канонами и уникальностью человеческого тела, демонстрацией безграничности людских возможностей. При помощи всего нескольких танцовщиков (среди которых мужчина с синдромом Дауна, женщина с инвалидностью и танцор без ног) режиссер наглядно показывает зрителям, что инклюзивность – в первую очередь отказ от предрассудков.

На языке тела с публикой говорят и героини французской ленты «Дети Айседоры». Все они - женщины самых разных возрастов, комплекций и уровней подготовки, объединенные общей болью и желанием воплотить танец легендарной босоножки Айседоры Дункан, который она посвятила своим трагически погибшим детям. Так, медитативный фильм о танце и преемственности становится не только образцом инклюзивного кино, но и трогательной притчей о материнстве. И даже несмотря на то, что в картине крайне мало диалогов, ей удается многое поведать о своих персонажах, их чувствах и переживаниях. Такого эффекта режиссер Дамьен Манивель достигает за счет завораживающей визуальной эстетики и множества мелких деталей, работающих на повествование.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Дети Айседоры"

Борьбе со стереотипами посвящен также «Кодекс фриков», киноэссе американской постановщицы Саломе Часнофф, поднимающее проблему ошибочной репрезентации людей с инвалидностью и нейроразнообразием в голливудском кинематографе. Особенным этот документальный фильм делает чуткость режиссерского подхода: прислушиваясь к голосу активистов, исследователей и кинематографистов с ограниченными возможностями, приглашая их в соавторы, Часнофф находит способ говорить об их особенностях честно, откровенно и искренне - без фетишизации людей со шрамами, демонизации злодеев в инвалидных креслах и патронажа над героями с ментальной инвалидностью.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Кодекс фриков"

В поисках дома

В программе фестиваля есть несколько лент о проблемах беженцев. Одной из таких является «Остров Эллис» - получасовое видео, балансирующее на грани документалистики и арт-перформанса, за авторством Мередит Монк. Ее фильм – это снимок артефактов ушедшей эпохи, история клочка суши в манхэттенской бухте, некогда являвшегося крупнейшим пунктом приема мигрантов на территории США. Для усиления эмоциональной вовлеченности зрителя постановщица намерено противопоставляет прошлое настоящему: в кадре друг друга сменяют то призраки приезжих, то любопытные туристы, снующие по ветхим коридорам пограничного пункта.Происходящие события кажутся кадрами старинной хроники, однако ощущение их актуальности вызывает чувство тревоги. Так, созданный Монк палимпсест о заброшенном, но неутихающем месте, заставляет задуматься о проблеме миграции и понять, что она на самом деле как никогда актуальна.

Второй картиной на тему движения беженцев, попавшей в лайн-ап GSFF, стала работа итальянского режиссера Джанфранко Рози «Море в огне», с которой он обошел коллег по игровому кино, получив «Золотого медведя» на Берлинале. Это история жизни людей на острове Лампедуза - перевалочном пункте для тысяч мигрантов, перебирающихся в Европу. Быть может, сам того не желая, Рози, имея на руках лишь камеру и фиксируя на нее хаотично возникающие вокруг ситуации, создал портрет планеты, находящейся в процессе необратимых изменений. Однако, как и «Остров Эллис», «Море в огне» - не журналистский репортаж и не исследовательская работа, а скорее животрепещущий рассказ, увлекающий за счет своей поэтической созерцательности.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Море в огне"

Love unites

Говоря об исключенных сообществах, многие режиссеры касаются темы любви и уважения: не только к себе, но к человеку независимо от его пола, расы, дееспособности и сексуальной ориентации. Трагичную любовную историю повествует сербская драма «Оазис», впервые прозвучавшая в рамках прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. События фильма разворачиваются в стенах интерната для душевнобольных, а в главных ролях задействованы реальные его постояльцы – молодые люди с особенностями развития. В таком контексте незамысловатый сюжет о любовном треугольнике приобретает дополнительный смысл. И речь, конечно же, о нужде каждого живого существа в эмпатии. Да, люди, вынужденные находиться в подобных клиниках, многим отличаются от других. Но только не отсутствием достоинства, мыслей, чувств и любовных влечений… Этой простой, как дважды два, мыслью и наделена режиссерская работа Ивана Икича.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Оазис"

Различным формам любви и уважения посвящены еще две ленты: «Совершенно нормальная семья» и «Париж в огне». Оба фильма можно назвать провокационными, жесткими, но очевидно соответствующими новой этике. Так, например, гендерная флюидность героев этих картин помогает режиссерам Дженни Ливингстон и Малу Рейман выступать со своими работами на территории волнующей многих гендерной и сексуальной проблематики.

It’s OK to be not OK
Кадр из фильма "Париж в огне"

Разумеется, девятью фильмами тема инклюзивности в кинематографе не ограничивается. Однако всего вышесказанного, пожалуй, достаточно для того, чтобы подвести некий итог. Резюмируя, хочется еще раз отметить важность подобных фестивалей. Киноиндустрия существует не в вакууме – она работает по законам тех сообществ, которые ее питают. Думается, что именно поэтому организаторы Garage Screen Film Festival, ежегодно собирая подборку из классики авторского кино и авангардных экспериментов, создают культурные площадки для открытого, искреннего разговора об общечеловеческих ценностях и искусстве.

Представленные проекты успешно заполняют полупустую в нашей стране нишу, - это кино, которое вплотную граничит и взаимодействует с современным искусством: танцами, музыкой и живописью. Но, что самое главное, все они, несмотря на неоднородность киноязыка, - будоражащие и искренние.

Первая полоса

Последние новости

Ситуация

Частный роддом Клиники Екатерининская: роды как их задумала природа

Уже около 3000 малышей появились на свет в роддоме Клиники Екатерининская с момента его открытия в 2019 году. Тысячи женщин выбрали именно это место для первой встречи со своими младенцами. "Югополис" решил выяснить, в чем преимущество коммерческих родов и за что на самом деле стоит платить.
Ситуация Бизнес Наука и техника

Производство под полным контролем

Краснодарское районное управление магистральных нефтепроводов АО «Черномортранснефть» приступило к смене автоматики на ЛПДС «Крымская», которая поставляет нефть и нефтепродукты в порт Новороссийска
Люди Наука и техника

Занимавшийся экспериментальной трансплантологией в Краснодаре хирург получил условный приговор в Швеции

Скандально известный итальянский доктор Паоло Маккиарини, который экспериментировал на пациентах и проводил операции в том числе в Краснодаре, осужден шведским судом за «причинение телесных повреждений» турецкой пациентке во время трансплантации ей искусственной трахеи в Каролинской больнице в Стокгольме. Суд посчитал, что Маккиарини провел экспериментальную операцию на пациентке, которая не находилась в критическом состоянии, однако оправдал 63-летнего хирурга по двум другим операциям в Швеции. Об этом сообщил корреспонденту "Югополиса" шведский телепродюсер Боссе Линдквист, задавшийся целью разоблачить «научное мошенничество» доктора Маккиарини в своих документальных фильмах «Эксперименты».

Ситуация Weekend

Чукотские моржи, Кубрик и иранские вечеринки: почему Beat Film Festival – главное кинособытие июня

В середине июня стартовал фестиваль документального кино Beat Film Festival, картины которого являются своеобразным путеводителем по мировому культурному ландшафту. «Югополис» рассказывает о трех лентах на самые разные темы: от музыки до экологии.
Бизнес

Дорога по новому ГОСТу – все не так просто…

В Торгово-промышленной палате Краснодарского края прошло совещание по вопросу применения строительных материалов и конструкций при дорожном строительстве с учетом новых тенденций.
Евгения Вольская, Илья Привалов
Город Ситуация

"Свечи памяти" зажгли тысячи жителей Краснодара

Сегодня, 22 июня, в 04.00 в Краснодаре состоялась акция "Свеча памяти". В ней приняли участие около восьми тысяч человек. Люди прошли от Главной площади Краснодара до мемориала "Вечный огонь"
Люди

До Луны и обратно

Компания ООО «Маркер», крупнейшее в крае предприятие в сфере дорожной разметки, тридцать лет работает в дорожной отрасли.