Каждый год 27 мая в России отмечают День библиотекаря. В XXI веке, когда ученые тестируют искусственный интеллект, а дети умеют пользоваться смартфоном чуть ли не с пеленок, библиотека может показаться явлением архаичным и изжившим себя. Но только на первый и непосвященный взгляд. Почему это не так, нам рассказала заведующая Усть-Лабинской городской библиотекой – филиалом № 1 МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район» Елена Занкевич.

«Качали мышцы советскими энциклопедиями»: как высокие технологии изменили будни библиотекаря
Елена Занкевич

YouTube на службе библиотекаря

- Как библиотеки вписывается в современный мир, где почти у каждого человека есть доступ к интернету и любую информацию можно найти в сети, не выходя из дома? Может, библиотеки не нужны?

- Вы абсолютно правы, что благодаря интернету каждый человек может найти все, что его интересует, в том числе и книги. И мы, библиотекари, тоже активно пользуемся Всемирной паутиной, если нужно получить краткий и быстрый ответ. Но, как показывает практика, если требуется подойти к теме более широко и обстоятельно, например с целью написания проекта, реферата, курсовой работы, диплома, то далеко не все люди умеют правильно задать ключевые для поиска слова. К тому же поисковые системы предлагают набор одинаковых, похожих друг на друга материалов, не всегда проверенных на достоверность. А источники из фондов библиотек – проверенные, раскрывающие практически любую тему. И библиотечные специалисты помогут быстро найти необходимые издания. Ну и конечно, помимо функции хранения и выдачи книг, библиотеки стали местом организации досуга (особенно среди людей старшего возраста) и площадкой, на которой творческие люди могут продемонстрировать свои таланты и развивать их.

- Насколько сильно новые технологии изменили принципы работы библиотек? Вы наверняка почувствовали это на собственном опыте (Елена Занкевич в профессии с 2000 года – прим. ред.).

- За эти годы произошли крутые перемены! Когда-то я пришла в традиционную библиотеку с полными читальными залами, где люди выписывали нужную информацию вручную. Потом появился первый ксерокс, и мы накачивали мышцы рук советскими энциклопедиями, делая в день по сотне копий. Помню и первый компьютер, на котором надо было учиться писать отчеты и создавать первые информационные буклеты. А потом понеслось: библиотечные компьютерные программы, интернет, сайты, работа в социальных сетях. В читальных залах сегодня установлены компьютеры для пользователей.

А у нашей библиотеки появился свой YouTube-канал, и мы пробуем себя в качестве книжных блогеров. С конца прошлого года начали записывать короткие интеллектуальные подкасты, оказавшиеся популярными среди подписчиков. Могу сказать, что этот канал – наша гордость. Ему два года. Начинали мы всего с 13 подписчиков, сейчас их – 233. По меркам интернета, конечно, немного, но, если учитывать специфику нашей темы и то, что канал мы никак не рекламировали, считаю, что это хороший показатель.

- Сегодня многие люди покупают книги в электронном варианте – так и дешевле, и читать можно со смартфона. Как вы думаете, придет ли такое время, когда в библиотеках будут хранить только электронные книги?

- Книги в электронном виде мы и сегодня храним - на жестких дисках. Имеется в фондах и литература, записанная на CD-диски. Но традиционные бумажные книги, я уверена, из библиотек никогда не исчезнут. Наоборот, радует, что качественной печатной, особенно краеведческой, литературы становится все больше.

«Качали мышцы советскими энциклопедиями»: как высокие технологии изменили будни библиотекаря

Читают не меньше, а по-другому

- Советские люди считались самыми читающими в мире, но россияне таким статусом похвастаться не могут. Кругом говорят, что нынешним детям сложно привить любовь к чтению. Как по вашим наблюдениям – так ли уж все плохо?

- На первый взгляд, доля правды в этом есть. В наше время увидеть ребенка, добровольно читающего книгу, – редкость. И тем не менее чтение, получение новой информации активно присутствуют в нашей жизни. Читаем и мы, и дети, но чаще уже по-другому. Теперь, помимо газет и печатных книг, это новостные ленты в интернете, статьи в тематических сообществах, лонгриды на сайтах, плюс набирающие популярность аудиокниги.

Современная молодежь не любит рассказывать взрослым о том, что читает, но я слышу, как в диалогах с друзьями молодые люди нередко обсуждают литературные тренды, какие книги «зацепили», а какие лучше не читать. Также в литературных сообществах в социальных сетях ведутся активные обсуждения популярных книг. Думаю, что стереотипы о нечитающих людях в нашей стране явно преувеличены.

- Писатель-сатирик Михаил Задорнов основал и на собственные деньги содержал в Риге русскую библиотеку, привозил новые книги и составлял подборки для читателей. А потом в монологах использовал курьезы, с которыми сталкивался в библиотечной практике, когда посетители путали названия произведений и их авторов. А у вас были такие забавные ситуации?

- Да, конечно, аналогичные курьезы в моей долгой практике были. Особенно когда я работала в детской библиотеке и списки литературы для летнего чтения переписывали в тетрадь от руки, а не получали в готовом виде от учителя в WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена). Запомнился случай, когда к нам пришел очень уверенный в себе парнишка. Я предложила ему помощь в поисках книги, но он категорично заявил, что справится сам. Пошел в раздел фантастики и путешествий и сосредоточенно искал там что-то сначала на букву «Т», а потом – на букву «Б». И ничего не находил. Через полчаса, наконец, выяснилось, что ему нужна повесть Гоголя «Тарас Бульба»… В это время фильм по этому произведению был на пике популярности.

- Помню, очень удивилась, когда на полке в библиотеке обнаружила роман маркиза де Сада. Интересно, существуют ли в вашей отрасли запретные темы (например, оккультизм, эротика и т.д.)?

- Конечно, существуют, но в 90-е годы на волне популярности разного рода «клубнички» такие издания иногда попадали к нам в фонды. Мы их не рекламируем и по возможности списываем.

Сколько «живет» книга?

- Как пополняются фонды библиотеки? Как вы решаете, что одни издания достойны внимания читателей, а другие брать не стоит?

- При комплектовании фонда в первую очередь ориентируемся на предпочтения наших читателей. Конечно, освежаем классическую литературу, потому что она востребована всегда (в библиотеке Елены работают с читателями в возрасте от 14 лет и до бесконечности – прим. ред.). Следим за литературными премиями и списками их победителей, а также за тем, что модно в молодежной среде. Не могу себе позволить покупать чушь!

- А книги в дар принимаете? Многие люди не хотят хранить дома тома литературы и стараются ненужные издания определить в «хорошие руки».

- Принимаем, но поставить в общий фонд чаще всего не имеем права. Потому что по нормативам для этого предназначены только те книги, которые изданы не позднее 5 лет на момент принятия в библиотеку. Те, что старше, отдаем в пункты свободного книгообмена - так мы назвали отдельные стеллажи в фойе. Взять книги с этих полок может каждый желающий, и записывать их в формуляр не требуется.

- Когда издания списывают, библиотекари испытывают горечь? Знаю, что некоторые люди не могут себя заставить выбросить книгу, даже если она ненужная и растрепанная.

- Лично я испытываю. Книгу всегда жаль, она как живое существо. Почти из каждой книги можно взять что-то полезное для себя. А какие в старых изданиях иллюстрации – таких сейчас уже не создают!

- Через какой срок литературу списывают?

- Определенного срока для списания нет, так что каждая книга живет как минимум несколько десятилетий. Обычно избавляться приходится от ветхой литературы либо от морально устаревшей по содержанию. Списанные книги отправляются в макулатуру, а вырученные деньги- на баланс в бухгалтерию (и это возможность пополнить фонд новыми изданиями – прим. ред.). Особенно ценные издания – по краеведению, искусству, литературоведению, энциклопедии – вообще не списывают и тщательно сохраняют.

«Можем говорить обо всем»

- Как библиотека привлекает новых читателей? Какие «инструменты» для этого используете?

- В деле привлечения читателей, как в любви, все средства хороши. Приглашаем школьников и студентов на массовые мероприятия. Темы самые разные. Конечно же, художественная литература, вопросы нравственности, государственные праздники и даты, популяризация науки, техники и здорового образа жизни, правовое и финансовое просвещение. Библиотекари могут говорить обо всем! Вот так, посетив у нас один раз мероприятие, молодые люди приходят снова, уже по собственной инициативе.

Для людей старшего возраста библиотека становится особым сообществом по интересам.

Большую помощь дают и социальные сети. У нас есть рубрики, в которых мы рассказываем об интересных книгах и свежих периодических изданиях. Люди их читают и приходят уже за первоисточником.

Ну и конечно, библиотека принимает участие в крупных городских и районных мероприятиях. Всегда придумываем для жителей и гостей города что-то интересное: конкурсы, флешмобы, литературные аукционы.

«Качали мышцы советскими энциклопедиями»: как высокие технологии изменили будни библиотекаря
Елена Занкевич

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.