Закрыть
15:05, 26 декабря 2023

Как утолить кадровый голод?

Бизнес-форум «Деловое собрание Юга» прошел в Абрау-Дюрсо.

Более двухсот бизнесменов со всей России, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей, представители ГД РФ и ЗСК, федеральных структур, администрации Краснодарского края, руководители профессиональных общественных организаций и банковской сферы в течение двух дней обсуждали самые насущные проблемы, которые требуют первостепенного решения для развития страны.

Первое место в списке актуальных вызовов, с которыми столкнулись участники экономической деятельности, занимает нехватка кадров. За три дня до бизнес-форума в Абрау-Дюрсо президент России Владимир Путин на встрече с победителями и наставниками чемпионата профессионального мастерства сказал о необходимости подготовить не менее миллиона специалистов для высокотехнологичных отраслей в течение ближайших трех лет. Это заявление глава государства аргументировал тем, что без кадрового потенциала невозможно будет сохранить и ускорить положительную динамику развития экономики.

Предприниматели и руководители предприятий в полной мере осознают риски, к которым ведет нехватка квалифицированных сотрудников. По мере сил каждый стремится найти свое решение кадрового вопроса, но несколько глобальных вызовов последних лет – пандемия и связанный с ней локдаун, СВО и санкции – показали, что без участия государственных институтов кардинально и быстро справиться с проблемой не получится. Только совместная работа участников рынка, законодательной и исполнительной ветвей власти позволит создать и эффективно распределить кадровый потенциал. И «Деловое собрание Юга» как раз ставило задачей выработку актуальных алгоритмов решения кадрового вопроса на основе успешного опыта, которым охотно делились участники встречи. Забегая вперед: стратегия и тактика борьбы с кадровым голодом, предложенные Союзом дорожников Кубани, по общему мнению, могут помочь в решении глобальной проблемы.

Как водится, есть два пути развития: интенсивный и экстенсивный. В отношении кадрового вопроса второй – это трудовые мигранты из стран, как правило, ближнего зарубежья. Однако события последних месяцев – всплеск преступности со стороны недавних граждан РФ и рабочих-иностранцев – показали, что действующие нормы и законы, регулирующие трудовую миграцию, далеки от совершенства. Это вызывает в обществе социальную напряженность. В первую очередь это связано с недостаточной работой по интеграции мигрантов в российское общество. И здесь у предпринимателей имеются вполне конкретные предложения.

– Сегодня нет проблемы острее кадрового дефицита, об этом свидетельствуют все опросы. Самый быстрый и эффективный способ ее решения – это трудовая миграция из других стран. Но контроль за ней нужно усиливать, – высказал свою точку зрения уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Здесь надо подходить именно как к экономической задаче, а не только правоохранительной. Думаю, основополагающим должен стать принцип: с работы уволился – трудовую визу потерял. То есть вопрос трудоустройства любого мигранта должен решаться еще до пересечения границы, в стране его пребывания. Ехать он должен по уже заключенному контракту и в случае его разрыва автоматически терять право на дальнейшее пребывание в России. Возвращаться домой и там решать вопрос о трудоустройстве заново.

Также Борис Титов в качестве предложения по упорядочиванию трудовых правоотношений рекомендовал осуществлять депортацию в случае нарушения мигрантом закона РФ за счет страны, гражданином которой он является. Координировать же и контролировать весь процесс, по общему мнению участников бизнес-форума, должен специализированный федеральный орган. На сегодняшний момент функции по контролю, как считают предприниматели, «размазаны» на несколько структур, которые зачастую не могут оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. Появление нового федерального органа, который будет обладать широким спектром полномочий – от определения квот до выдворения нарушителей – поможет наладить централизованный контроль за миграционными потоками и соблюдением российских законов иностранцами. Борис Титов заявил, что по результатам бизнес-форума это предложение будет направлено в адрес президента РФ.

В свою очередь начальник полиции ГУ МВД по Краснодарскому краю Алексей Чебураков отметил, что на Кубани мигранты не оказывают существенного влияния на уровень преступности. Алексей Чебураков напомнил о действующем запрете на использование мигрантов в торговле, здравоохранении и курортной отрасли. В то же время он уверен, что полный запрет на трудовых мигрантов чреват уходом в тень этого сектора, что затруднит работу правоохранителей по контролю за иностранцами.

Идею создания специализированного органа по контролю за миграцией поддержали все участники делового собрания. Но в то же время очевидно, что за счет иностранной рабочей силы невозможно снять проблему нехватки квалифицированных кадров – специалистов первого звена, инженеров, топ-менеджеров.

О необходимости комплексного подхода сказал министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. Он указал на несколько путей решения кадровой проблемы. По мнению министра экономики Кубани, внутренняя трудовая миграция для нашего края – один из них. В этом плане наш регион находится в выигрышном положении: к нам продолжают ехать на постоянное место жительства десятки тысяч жителей других российских регионов. По данным исследований, большинство внутренних переселенцев – это люди в возрасте 45 лет и старше, которые обладают достаточным трудовым стажем и определенными квалификациями. Работа с этой категорией должна строиться на привлечении их в активную экономическую деятельность за счет содействия в получении необходимых навыков: обучение специальностям, курсы повышения квалификации и так далее.

Также необходимо активнее вовлекать в трудовые отношения людей с ограниченными возможностями, создавая для работодателей условия наибольшего благоприятствования. Для этой цели, кстати, хорошо подходит участие в реализации национальных проектов. Еще один инструмент влияния на рынок труда – обучающие центры опережающей подготовки. На данный момент в крае действует 9 таких центров, но их количество будет постоянно расти.

– Экономика Краснодарского края развивается, что требует расширения рынка труда. По нашим расчетам, до 2030 года на Кубани прибавится 230 тысяч рабочих мест, и кем их заполнить, надо думать уже сейчас, – объяснил Алексей Юртаев.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов поделился своим видением проблемы воспитания квалифицированных специалистов рабочих профессий.

– После завершения 9 класса, в возрасте 15 лет, абсолютное большинство молодых людей идет в колледжи и техникумы. Но они не имеют планов трудоустройства по профессии – это лишь способ обойти ЕГЭ при поступлении в вуз. С другой стороны, подготовка по такой важной и остродефицитной сейчас профессии, как тракторист-машинист, возможна только с 17-18 лет. То есть перед молодым человеком встает вопрос: идти в вуз или учиться на механизатора? И ответ чаще в пользу высшего образования. Здесь надо что-то менять в подходах, – сказал Владимир Андреевич. – Ни для кого не секрет и дефицит высококлассных преподавателей колледжей и техникумов, которые помогают ребятам раскрыть свой потенциал именно в рабочей специальности. Сейчас нехватку преподавательского состава устраняют за счет педагогов, которые сами только окончили учебные заведения и не имеют производственного опыта. В этой связи необходимо усилить участие производственников в учебном процессе, чтобы помочь студентам с профориентацией на конкретных производствах.

Открытое обсуждение проблемы – это очень важно, но всего лишь половина правильного решения. Вторая часть – положительный опыт, который можно тиражировать по всей стране и тем самым помочь справиться с кадровым голодом. Генеральный директор Союза дорожников Кубани Дарья Чубачук выступила с докладом «Кадровый резерв – основа будущего», в котором поделилась методами решения проблемы нехватки специалистов.

– В Союз дорожников Кубани входит 55 профильных организаций, в которых трудятся более десяти тысяч специалистов. По темпам дорожного строительства наш край постоянно входит в число лидеров, и мы хотим, чтобы эта традиция сохранилась. А для этого нужны кадры. Кубань активно развивается, и это прекрасно. Но другая сторона медали в том, что для растущей экономики нужен постоянный приток рабочей силы. Дорожная отрасль в этом плане находится не в выигрышном положении. Нам приходится конкурировать за специалистов с жилищным строительством, сельским хозяйством, крупными государственными корпорациями, которые имеют возможность предложить специалистам более легкие условия труда и высокий доход. Это объективность, с которой приходится считаться. Но не смиряться. И мы ведем довольно агрессивную борьбу за кадры, – начала выступление Дарья Николаевна. – Здесь выделяется несколько направлений: студенты, работающие дорожники и специалисты, пришедшие или думающие прийти из других сфер. Эффект дает только комплексная работа, которой мы занимаемся уже не первый год. Что касается студентов, то изначально вместе с президентом Союза дорожников Кубани Александром Николаевичем Карпенко, который также является депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края, мы неоднократно посетили все учебные заведения региона, где готовят специалистов, которые могут работать в сфере дорожного строительства. Это профессиональные училища, колледжи, техникумы, вузы. Выяснили, что дорожные специальности выбирают единицы. Тогда мы предложили руководителям учебных заведений совместную работу. Она включает в себя очень многое: от помощи в ремонте и оснащении учебных аудиторий до покупки современной техники, производственной практики и участия в обучении специалистов-производственников. Важно, что это не разовые акции, а упорядоченный процесс с методической литературой, постоянно обновляемыми по актуальности навыками и знаниями, знакомством ребят с производством, коллективом и многим другим. Конечно, говорить, что сейчас мы уверены в будущем по рабочим специальностям, нельзя, но тенденция правильная: количество молодых дорожников, приходящих на производство, растет.

Специалисты с высшим образованием тоже в дефиците. Тут СДК пошел по пути создания благоприятных условий для студентов. За счет Союза дорожников Кубани были отремонтированы и полностью оборудованы оргтехникой две аудитории в КубГТУ, где занимаются студенты института строительства и транспортной инфраструктуры. При планировании ремонта учли, что многие студенты являются представителями династий, и организовали музей дорожной отрасли Кубани. Моральная составляющая, по мнению Дарьи Чубачук, не менее важна, чем знания и перспективы роста, и это имеет свое подтверждение. Если еще несколько лет назад в дорожную отрасль шли единицы выпускников вуза, то теперь положение улучшилось, хоть еще и далеко от идеала.

Также активно применяется обучение студентов по целевым направлениям, когда специалист обязан отработать после вуза несколько лет на предприятии. В основном этим механизмом пользуются дети действующих сотрудников предприятий, тем самым продолжая семейные традиции.

– Наши специалисты – это высококлассные профессионалы, которые востребованы на рынке труда. Конечно, их пытаются переманить в то же жилищное строительство или крупные федеральные компании. Сохранить сотрудников помогает возможность их развития внутри нашей отрасли. Например, мы организовываем курсы повышения квалификации для специалистов среднего звена. В течение десяти месяцев сотрудники предприятий, имеющие непрофильное образование, очно-заочно учатся, кстати, в тех самых аудиториях, которые мы отремонтировали, и по окончании курсов получают свидетельство государственного образца. Сейчас идет набор на очередной поток, и мы готовы предоставить возможность стать дорожником тем, кто трудится в других сферах. Это еще одно направление нашей работы. В плане сохранения кадров хорошо себя зарекомендовали такие мероприятия, как «Лучший по профессии». Этот конкурс проводится несколько лет и уже стал одним из самых ожидаемых событий для дорожников всего края. А в этом году на базе Тихорецкого техникума мы провели профессиональный конкурс «Я – дорожник». В нем приняли участие не только сотрудники предприятий, но и студенты. Они соревновались в мастерстве сварки и владения специализированной техникой – автогрейдер, экскаватор, фронтальный погрузчик, самосвал. Несколько ребят, которые принимали участие в соревнованиях, придут на наши предприятия, – сказала Дарья Чубачук. – Конечно, решить кадровую проблему в отдельно взятой отрасли невозможно. Мы, как и все участники экономической деятельности, остро нуждаемся в специалистах и делаем все возможное для их воспитания и привлечения. Но если говорить о дорожной отрасли, есть ряд мер, которые необходимо предпринять сегодня, чтобы жить и развиваться завтра.

Далее генеральный директор СДК тезисно изложила пути решения кадрового вопроса для дорожников Кубани:

Как оказалось, все данные предложения легко адаптируются для любой отрасли. Об этом можно было судить по количеству участников бизнес-форума, которые подошли к Дарье Чубачук после выступления, чтобы продолжить обсуждение, поделиться контактами и своим видением ситуации, перенять опыт. Вклад кубанских дорожников в общее решение весом.

По результатам «Делового собрания Юга» будет составлен пакет предложений по решению кадрового вопроса и направлен на рассмотрение главе государства.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Вчера, 23:01

В России начали продавать ёлки-половинки

«Это не распил целой ёлки»

pixabay.com

В России начались продажи искусственных новогодних ёлок, усечённых с одной или с двух сторон. Такая половинка ёлки с одной стороны повторяет обычный силуэт праздничного дерева, а с другой она является плоской. Её можно поставить в угол или прикрепить к стене.

«Производство таких моделей — изначально половинчатое, это не распил целой ёлки», — пояснили изданию «Подъём» в одном из магазинов, где продаются ёлки-половинки. По словам продавцов, каркас в этом случае сразу проектируется под угловой или пристенный формат, рассчитывается количество веток, чтобы праздничное дерево смотрелось симметрично.

Такие ёлки пользуются хоть и небольшим, но постоянным спросом у покупателей – владельцев маленьких квартир, офисов или помещений, где важно свободное место. Ёлки-половинки, как правило, немного дешевле обычных моделей, поскольку на их изготовление требуется меньше материалов.

Вчера, 20:22

Губернатор Слюсарь выразил надежду на открытие аэропорта Ростова-на-Дону до конца года

«Будем всё делать для этого»

Юрий Слюсарь / kremlin.ru

Губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь в ходе визита в Минск заявил, что рассчитывает на возобновление работы аэропорта Платов в Ростове-на-Дону до конца 2025 года.

«Аэропорт, я надеюсь, у нас до конца года в Ростове откроется, будем всё делать для этого», — цитирует его пресс-служба областной администрации.

По словам вице-губернатора, министра транспорта Ростовской области Алены Беликовой, если аэропорт планов Платов заработает, авиакомпания «Азимут» готова возобновить прямые рейсы из Ростова в Минск.

Аэропорт Ростова-на-Дону, как и другие воздушные гавани в южных и западных регионах страны, приостановил работу в феврале 2022 года по соображениям безопасности после начала спецоперации РФ в Украине. Всего было закрыто 11 аэропортов. В мае 2024 года вновь заработал аэропорт Элисты, летом 2025 года открылась воздушная гавань Геленджика, в сентябре – аэропорт Краснодара.

Помимо ростовского аэропорта на данный момент по-прежнему закрыты воздушные гавани Анапы, Белгорода, Брянска, Курска, Липецка, Воронежа, а также Симферополя.

Глава Минтранса Андрей Никитин сегодня, 18 ноября, заявил, что ведомство готово оперативно решит вопрос с открытием этих аэропортов, если отвечающие за безопасность ведомства дадут добро.

Летом нынешнего года блогер из Екатеринбурга Мария Шалаева опубликовала в соцсетях видео о полёте в закрытый аэропорт Ростова. Она похвасталась, что летела вместе с маленьким сыном на военном самолёте – предположительно, благодаря протекции неназванного мужчины, с которым на тот момент встречалась. По её словам, самолёты в Платов летают, «просто не все и не у всех». Авторы провоенных Telegram-каналов определили, что Шалаева летела на Ил-76 военно-транспортной авиации. Публикация видео спровоцировала скандал.

Вчера, 18:35

7-метровая пихта из Бельгии появилась в Краснодаре в преддверии Нового года

В микрорайоне «Самолет» в Краснодаре в преддверии новогодних праздников высадили 7-метровую пихту из Бельгии. Такой подарок жителям города сделала строительная компания DOGMA.

Новым домом для пихты стала 5-я очередь микрорайона. При выборе хвойного специалисты оценили размер и привлекательный внешний вид саженца, его морозостойкость и неприхотливость в уходе. Весь выбранного дерева составил 2 тонны. В преддверии Нового года на пихте появятся праздничные украшения. Директор департамента стратегии продукта DOGMA Евгения Стяжкина подчеркнула, что это поможет создать новогоднее настроение для жителей Краснодара.

Пихты, одна из которых была высажена в столице Кубани, живут около 500 лет, их хвоя красивого изумрудно-зеленого цвета и мягкая на ощупь. Кроме того, эти деревья отлично переносят нахождение в тени. Они вырастают до 50-60 метров, у них конусовидная и густая крона. Такие пихты являются одними из самых распространённых видов, которые в Европе используются как рождественские деревья.

Вчера, 18:10

Актуальные вопросы уголовного судопроизводства: Всероссийская конференция в СКФ РГУП

Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия имени В.М. Лебедева стал площадкой для проведения Всероссийской научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам теории и практики современной правовой политики государства в сфере уголовного судопроизводства.

Конференцию открыл директор СКФ ФГБОУВО «РГУП им. В.М. Лебедева» А.А. Крыцула. С приветственными речами выступили Н.В. Генрих, Т.Г. Бородинова, Х.М. Лукожев и П.В. Каленский, подчеркнувшие значимость обсуждаемых вопросов.

На пленарном заседании были представлены доклады, вызвавшие большой интерес: Г.И. Загорский рассмотрел эволюцию уголовно-процессуального законодательства РСФСР и РФ, С.Я. Лебедев затронул вопросы цифровизации уголовно-правового контроля над киберпреступностью, а Г.М. Меретуков осветил актуальные проблемы судебного следствия и пути их решения.

В рамках конференции работали секции, организованные кафедрами уголовного права и уголовно-процессуального права и криминалистики. Обсуждались вопросы криминологической безопасности, влияния искусственного интеллекта на преступность, криминогенного потенциала субкультур в интернете, а также проблемы уголовного процесса и криминалистического обеспечения деятельности правоохранительных органов.

В конференции приняли участие представители различных научных и образовательных учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда, Клина, Донецка, Симферополя, Ставрополя, Нальчика, а также стран СНГ. Среди участников были не только ученые, но и практикующие юристы, что позволило всесторонне обсудить представленные доклады.

Участники конференции отметили высокий уровень организации мероприятия и актуальность обсуждаемых тем. По итогам работы были подведены итоги и выражено мнение о необходимости дальнейшего обсуждения проблем правоприменения в области уголовного судопроизводства.

Вчера, 17:20

Власти Кубани предложили раньше учить подростков управлять сельхозтехникой

«Обеспечить безопасность при обучении возможно»

admkrai.krasnodar.ru

На Кубани предложили снизить порог возраста, начиная с которого можно учиться управлять сельскохозяйственной техникой.  С таким мнением выступил вице-губернатор Кубани Андрей Коробка на выставке ЮГАГРО, сообщает «РБК-Кубань».

Действующая программа среднего специального образования «Профессионалитет» предполагает обучение специалиста за один год и десять месяцев. Трактористы или механизаторы не могут сразу после завершения пойти работать в отрасль.

В связи с этим депутат предлагает поменять возраст, с которого можно обучаться. Времени для освоения программы будет больше, потому что в профессию они смогут попасть только после совершеннолетия и получения водительских прав.

«Надо пересмотреть, это наша позиция, в этом нет ничего такого зазорного или сверхъестественного. Обеспечить безопасность при обучении возможно», — добавил Андрей Коробка.

Напомним, что в крае не хватает фермеров, животноводов, агрономов и трактористов. По оценкам кубанского минсельхоза, в ближайшие годы в селе дополнительно понадобятся 6,5 тысяч человек. При этом местные вузы выпускают примерно 112 специалистов в области сельского хозяйства в год.

Ранее «Югополис» писал, что в службу занятости населения к октябрю 2025 года поступило более 12 тысяч вакансий в агропромышленном комплексе. Среди наиболее востребованных профессий – виноградарь, рабочий зеленого хозяйства, тракторист-машинист.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.