Как утолить кадровый голод? — Югополис
Закрыть
15:05, 26 декабря 2023

Как утолить кадровый голод?

Бизнес-форум «Деловое собрание Юга» прошел в Абрау-Дюрсо.

Более двухсот бизнесменов со всей России, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей, представители ГД РФ и ЗСК, федеральных структур, администрации Краснодарского края, руководители профессиональных общественных организаций и банковской сферы в течение двух дней обсуждали самые насущные проблемы, которые требуют первостепенного решения для развития страны.

Первое место в списке актуальных вызовов, с которыми столкнулись участники экономической деятельности, занимает нехватка кадров. За три дня до бизнес-форума в Абрау-Дюрсо президент России Владимир Путин на встрече с победителями и наставниками чемпионата профессионального мастерства сказал о необходимости подготовить не менее миллиона специалистов для высокотехнологичных отраслей в течение ближайших трех лет. Это заявление глава государства аргументировал тем, что без кадрового потенциала невозможно будет сохранить и ускорить положительную динамику развития экономики.

Предприниматели и руководители предприятий в полной мере осознают риски, к которым ведет нехватка квалифицированных сотрудников. По мере сил каждый стремится найти свое решение кадрового вопроса, но несколько глобальных вызовов последних лет – пандемия и связанный с ней локдаун, СВО и санкции – показали, что без участия государственных институтов кардинально и быстро справиться с проблемой не получится. Только совместная работа участников рынка, законодательной и исполнительной ветвей власти позволит создать и эффективно распределить кадровый потенциал. И «Деловое собрание Юга» как раз ставило задачей выработку актуальных алгоритмов решения кадрового вопроса на основе успешного опыта, которым охотно делились участники встречи. Забегая вперед: стратегия и тактика борьбы с кадровым голодом, предложенные Союзом дорожников Кубани, по общему мнению, могут помочь в решении глобальной проблемы.

Как водится, есть два пути развития: интенсивный и экстенсивный. В отношении кадрового вопроса второй – это трудовые мигранты из стран, как правило, ближнего зарубежья. Однако события последних месяцев – всплеск преступности со стороны недавних граждан РФ и рабочих-иностранцев – показали, что действующие нормы и законы, регулирующие трудовую миграцию, далеки от совершенства. Это вызывает в обществе социальную напряженность. В первую очередь это связано с недостаточной работой по интеграции мигрантов в российское общество. И здесь у предпринимателей имеются вполне конкретные предложения.

– Сегодня нет проблемы острее кадрового дефицита, об этом свидетельствуют все опросы. Самый быстрый и эффективный способ ее решения – это трудовая миграция из других стран. Но контроль за ней нужно усиливать, – высказал свою точку зрения уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Здесь надо подходить именно как к экономической задаче, а не только правоохранительной. Думаю, основополагающим должен стать принцип: с работы уволился – трудовую визу потерял. То есть вопрос трудоустройства любого мигранта должен решаться еще до пересечения границы, в стране его пребывания. Ехать он должен по уже заключенному контракту и в случае его разрыва автоматически терять право на дальнейшее пребывание в России. Возвращаться домой и там решать вопрос о трудоустройстве заново.

Также Борис Титов в качестве предложения по упорядочиванию трудовых правоотношений рекомендовал осуществлять депортацию в случае нарушения мигрантом закона РФ за счет страны, гражданином которой он является. Координировать же и контролировать весь процесс, по общему мнению участников бизнес-форума, должен специализированный федеральный орган. На сегодняшний момент функции по контролю, как считают предприниматели, «размазаны» на несколько структур, которые зачастую не могут оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. Появление нового федерального органа, который будет обладать широким спектром полномочий – от определения квот до выдворения нарушителей – поможет наладить централизованный контроль за миграционными потоками и соблюдением российских законов иностранцами. Борис Титов заявил, что по результатам бизнес-форума это предложение будет направлено в адрес президента РФ.

В свою очередь начальник полиции ГУ МВД по Краснодарскому краю Алексей Чебураков отметил, что на Кубани мигранты не оказывают существенного влияния на уровень преступности. Алексей Чебураков напомнил о действующем запрете на использование мигрантов в торговле, здравоохранении и курортной отрасли. В то же время он уверен, что полный запрет на трудовых мигрантов чреват уходом в тень этого сектора, что затруднит работу правоохранителей по контролю за иностранцами.

Идею создания специализированного органа по контролю за миграцией поддержали все участники делового собрания. Но в то же время очевидно, что за счет иностранной рабочей силы невозможно снять проблему нехватки квалифицированных кадров – специалистов первого звена, инженеров, топ-менеджеров.

О необходимости комплексного подхода сказал министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. Он указал на несколько путей решения кадровой проблемы. По мнению министра экономики Кубани, внутренняя трудовая миграция для нашего края – один из них. В этом плане наш регион находится в выигрышном положении: к нам продолжают ехать на постоянное место жительства десятки тысяч жителей других российских регионов. По данным исследований, большинство внутренних переселенцев – это люди в возрасте 45 лет и старше, которые обладают достаточным трудовым стажем и определенными квалификациями. Работа с этой категорией должна строиться на привлечении их в активную экономическую деятельность за счет содействия в получении необходимых навыков: обучение специальностям, курсы повышения квалификации и так далее.

Также необходимо активнее вовлекать в трудовые отношения людей с ограниченными возможностями, создавая для работодателей условия наибольшего благоприятствования. Для этой цели, кстати, хорошо подходит участие в реализации национальных проектов. Еще один инструмент влияния на рынок труда – обучающие центры опережающей подготовки. На данный момент в крае действует 9 таких центров, но их количество будет постоянно расти.

– Экономика Краснодарского края развивается, что требует расширения рынка труда. По нашим расчетам, до 2030 года на Кубани прибавится 230 тысяч рабочих мест, и кем их заполнить, надо думать уже сейчас, – объяснил Алексей Юртаев.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов поделился своим видением проблемы воспитания квалифицированных специалистов рабочих профессий.

– После завершения 9 класса, в возрасте 15 лет, абсолютное большинство молодых людей идет в колледжи и техникумы. Но они не имеют планов трудоустройства по профессии – это лишь способ обойти ЕГЭ при поступлении в вуз. С другой стороны, подготовка по такой важной и остродефицитной сейчас профессии, как тракторист-машинист, возможна только с 17-18 лет. То есть перед молодым человеком встает вопрос: идти в вуз или учиться на механизатора? И ответ чаще в пользу высшего образования. Здесь надо что-то менять в подходах, – сказал Владимир Андреевич. – Ни для кого не секрет и дефицит высококлассных преподавателей колледжей и техникумов, которые помогают ребятам раскрыть свой потенциал именно в рабочей специальности. Сейчас нехватку преподавательского состава устраняют за счет педагогов, которые сами только окончили учебные заведения и не имеют производственного опыта. В этой связи необходимо усилить участие производственников в учебном процессе, чтобы помочь студентам с профориентацией на конкретных производствах.

Открытое обсуждение проблемы – это очень важно, но всего лишь половина правильного решения. Вторая часть – положительный опыт, который можно тиражировать по всей стране и тем самым помочь справиться с кадровым голодом. Генеральный директор Союза дорожников Кубани Дарья Чубачук выступила с докладом «Кадровый резерв – основа будущего», в котором поделилась методами решения проблемы нехватки специалистов.

– В Союз дорожников Кубани входит 55 профильных организаций, в которых трудятся более десяти тысяч специалистов. По темпам дорожного строительства наш край постоянно входит в число лидеров, и мы хотим, чтобы эта традиция сохранилась. А для этого нужны кадры. Кубань активно развивается, и это прекрасно. Но другая сторона медали в том, что для растущей экономики нужен постоянный приток рабочей силы. Дорожная отрасль в этом плане находится не в выигрышном положении. Нам приходится конкурировать за специалистов с жилищным строительством, сельским хозяйством, крупными государственными корпорациями, которые имеют возможность предложить специалистам более легкие условия труда и высокий доход. Это объективность, с которой приходится считаться. Но не смиряться. И мы ведем довольно агрессивную борьбу за кадры, – начала выступление Дарья Николаевна. – Здесь выделяется несколько направлений: студенты, работающие дорожники и специалисты, пришедшие или думающие прийти из других сфер. Эффект дает только комплексная работа, которой мы занимаемся уже не первый год. Что касается студентов, то изначально вместе с президентом Союза дорожников Кубани Александром Николаевичем Карпенко, который также является депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края, мы неоднократно посетили все учебные заведения региона, где готовят специалистов, которые могут работать в сфере дорожного строительства. Это профессиональные училища, колледжи, техникумы, вузы. Выяснили, что дорожные специальности выбирают единицы. Тогда мы предложили руководителям учебных заведений совместную работу. Она включает в себя очень многое: от помощи в ремонте и оснащении учебных аудиторий до покупки современной техники, производственной практики и участия в обучении специалистов-производственников. Важно, что это не разовые акции, а упорядоченный процесс с методической литературой, постоянно обновляемыми по актуальности навыками и знаниями, знакомством ребят с производством, коллективом и многим другим. Конечно, говорить, что сейчас мы уверены в будущем по рабочим специальностям, нельзя, но тенденция правильная: количество молодых дорожников, приходящих на производство, растет.

Специалисты с высшим образованием тоже в дефиците. Тут СДК пошел по пути создания благоприятных условий для студентов. За счет Союза дорожников Кубани были отремонтированы и полностью оборудованы оргтехникой две аудитории в КубГТУ, где занимаются студенты института строительства и транспортной инфраструктуры. При планировании ремонта учли, что многие студенты являются представителями династий, и организовали музей дорожной отрасли Кубани. Моральная составляющая, по мнению Дарьи Чубачук, не менее важна, чем знания и перспективы роста, и это имеет свое подтверждение. Если еще несколько лет назад в дорожную отрасль шли единицы выпускников вуза, то теперь положение улучшилось, хоть еще и далеко от идеала.

Также активно применяется обучение студентов по целевым направлениям, когда специалист обязан отработать после вуза несколько лет на предприятии. В основном этим механизмом пользуются дети действующих сотрудников предприятий, тем самым продолжая семейные традиции.

– Наши специалисты – это высококлассные профессионалы, которые востребованы на рынке труда. Конечно, их пытаются переманить в то же жилищное строительство или крупные федеральные компании. Сохранить сотрудников помогает возможность их развития внутри нашей отрасли. Например, мы организовываем курсы повышения квалификации для специалистов среднего звена. В течение десяти месяцев сотрудники предприятий, имеющие непрофильное образование, очно-заочно учатся, кстати, в тех самых аудиториях, которые мы отремонтировали, и по окончании курсов получают свидетельство государственного образца. Сейчас идет набор на очередной поток, и мы готовы предоставить возможность стать дорожником тем, кто трудится в других сферах. Это еще одно направление нашей работы. В плане сохранения кадров хорошо себя зарекомендовали такие мероприятия, как «Лучший по профессии». Этот конкурс проводится несколько лет и уже стал одним из самых ожидаемых событий для дорожников всего края. А в этом году на базе Тихорецкого техникума мы провели профессиональный конкурс «Я – дорожник». В нем приняли участие не только сотрудники предприятий, но и студенты. Они соревновались в мастерстве сварки и владения специализированной техникой – автогрейдер, экскаватор, фронтальный погрузчик, самосвал. Несколько ребят, которые принимали участие в соревнованиях, придут на наши предприятия, – сказала Дарья Чубачук. – Конечно, решить кадровую проблему в отдельно взятой отрасли невозможно. Мы, как и все участники экономической деятельности, остро нуждаемся в специалистах и делаем все возможное для их воспитания и привлечения. Но если говорить о дорожной отрасли, есть ряд мер, которые необходимо предпринять сегодня, чтобы жить и развиваться завтра.

Далее генеральный директор СДК тезисно изложила пути решения кадрового вопроса для дорожников Кубани:

Как оказалось, все данные предложения легко адаптируются для любой отрасли. Об этом можно было судить по количеству участников бизнес-форума, которые подошли к Дарье Чубачук после выступления, чтобы продолжить обсуждение, поделиться контактами и своим видением ситуации, перенять опыт. Вклад кубанских дорожников в общее решение весом.

По результатам «Делового собрания Юга» будет составлен пакет предложений по решению кадрового вопроса и направлен на рассмотрение главе государства.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Вчера, 21:28

Туристическая полиция начала работу в Ейске и Геленджике

Такой формат работы помогает создать для гостей более комфортную и безопасную атмосферу во время отдыха на Кубани

Скриншщот видео: t.me/mvd_23

С 1 июля в курортных городах Ейск и Геленджик на улицы вышли патрули туристической полиции. Эти сотрудники — не обычные полицейские. Они прошли специальную подготовку, знают иностранные языки и теперь помогают отдыхающим справляться с любыми неожиданными ситуациями, которые могут возникнуть во время отпуска.

В патрулировании задействовано более 50 человек. Они дежурят в местах, где чаще всего бывают туристы: на пляжах, в парках, у популярных достопримечательностей и рядом с крупными мероприятиями. Помимо охраны порядка эти правоохранители помогают иностранцам: могут объяснить, как добраться до нужного места, рассказать о городе, объяснить, что делать в случае потери документов, сообщает пресс-служба краевого ГУ МВД России.

До этого туристическая полиция уже работала на черноморских курортах — в Сочи и Анапе. Там такие подразделения доказали свою эффективность, поэтому теперь решили расширить практику на другие популярные места отдыха. Например, в Анапе подразделение было создано раньше и включало 25 специально подготовленных сотрудников, владеющих английским языком. Их обеспечили современными средствами передвижения — от электромобилей до квадроциклов — для быстрого реагирования.

Видео: t.me/mvd_23

Вчера, 21:11

Крупные инвестиции и стратегические шаги: Ейский район получит импульс для развития

Власти уверены, что при наличии четкого плана и комплексного подхода муниципалитет сможет максимально раскрыть свой потенциал и стать одной из точек роста

Фото: t.me/admkrai

Ейский район Кубани в ближайшее время станет одним из приоритетных направлений регионального развития. Глава администрации Краснодарского края Вениамин Кондратьев в ходе рабочей поездки провёл встречу с местными жителями и активом муниципалитета, где озвучил ключевые меры поддержки и планы, которые будут реализованы уже в 2025 году. 

На развитие территории планируется направить 3,4 миллиарда рублей. Эти средства предусмотрены на капитальный ремонт школ, строительство медицинской инфраструктуры, обустройство спортивных объектов и другие важные проекты. Такое финансирование направлено на комплексное повышение качества жизни и формирование комфортной городской среды, особенно с учётом статуса Ейска как курортного города.

За прошедший год район продемонстрировал позитивную динамику, поднявшись в краевом рейтинге на восемь позиций. Учитывая достигнутый результат, в регионе считают, что у муниципалитета есть все предпосылки для дальнейшего устойчивого роста. В числе приоритетов обозначено не только развитие социальной инфраструктуры, но и поддержка промышленности, в том числе через модернизацию предприятий при участии краевого фонда.

Также местные предприниматели выразили обеспокоенность по поводу будущего господдержки для малого бизнеса, в частности, в аграрной сфере. В ответ губернатор заверил, что все действующие меры будут сохранены и в 2026 году, а по ряду направлений — например, по компенсации затрат на теплицы — помощь даже усиливается.

Для долгосрочного и системного роста района по поручению главы региона будет разработана пятилетняя программа социально-экономического развития. Она охватит ключевые сферы — экономику, сельское хозяйство, туризм — и позволит привлекать дополнительное финансирование. 

Во время встречи также обсудили бытовые проблемы, которые особенно остро ощущаются в курортный сезон. Жители выразили недовольство качеством вывоза мусора с контейнерных площадок. Губернатор обратил внимание на смену регионального оператора и выразил уверенность, что новый подрядчик сможет наладить работу и улучшить ситуацию.

Отдельное внимание уделили развитию спорта. По просьбам горожан будет построена новая спортивная площадка с воркаут-зоной, а существующий бассейн отремонтируют. Эти объекты должны стать доступными и удобными местами для физической активности и досуга людей всех возрастов.

Фото: t.me/admkrai

Правительство рассматривает вопрос по строительству накопителей энергии на юге России

Это реальная возможность справиться с дефицитом мощности

Фото: energy.hse.ru

Правительство России изучает возможность строительства систем накопления энергии (СНЭ) на юге страны для компенсации дефицита мощности, особенно актуального в летний период. 

Проекты планируется реализовать в Краснодарском крае и Крыму, где в 2024 году произошли массовые отключения электроэнергии из-за перегрузки энергосистемы. В Краснодарском крае может быть построено до 250 МВт мощности (1,5 тыс. МВт·ч накопленной энергии), а в Крыму — до 100 МВт (600 МВт·ч).

Основная цель внедрения СНЭ — сглаживание пиковых нагрузок и повышение устойчивости Объединённой энергосистемы юга, в которой к 2030 году ожидается дефицит мощности до 2,4 ГВт. 

Реализация проектов обсуждается в двух форматах. Первый — проведение конкурса среди инвесторов с заключением долгосрочных контрактов, аналогичных договорам поставки мощности. Такая схема предполагает компенсацию капитальных и операционных затрат, доходность на уровне 12–14% и возврат вложений через оптовый рынок. 

Второй вариант — без конкурсных процедур: ответственным за строительство назначается государственный холдинг «Россети», а расходы включаются в тариф на передачу электроэнергии. Партнёром по технологии в этом случае может выступить «Росатом». 

Ожидается, что объекты будут введены в эксплуатацию к июлю 2026 года. Эксперты оценивают затраты на строительство накопителей мощностью 350 МВт в пределах 72–98 млрд рублей. Это приведёт к росту платежей на рынке мощности на 12,5–16,9 млрд рублей в год в течение 15 лет. В результате возможен рост цен на оптовом энергорынке на 0,7–1% и увеличение тарифа Единой энергосистемы на 4–5%. 

При этом представители промышленности и потребителей считают СНЭ экономически неэффективным решением: по их мнению, стоимость 1 кВт·ч от накопителей может достигать 60–90 рублей — в 15–25 раз выше средней рыночной. Альтернативой они называют развитие локальной генерации, управление спросом и согласование пиков потребления с графиками крупных предприятий. 

Несмотря на высокую стоимость, эксперты подчеркивают стратегическое значение внедрения СНЭ: технологии хранения позволяют повысить гибкость энергосистемы и интеграцию возобновляемых источников энергии. В то время как в мире уже действует около 110 ГВт систем хранения, в России построено лишь 1,5 ГВт гидроаккумулирующих станций и несколько маломощных накопителей, сообщает «Коммерсант». 

Таким образом, реализация проектов на юге может стать важным шагом к модернизации энергетической инфраструктуры и повышению её надёжности.

Вчера, 20:23

Губернатор Кубани провёл рабочую поездку в Ейский район

Вениамин Кондратьев осмотрел ряд знаковых мест муниципалитета, дав ряд поручений

Фото: t.me/admkrai

Глава администрации Краснодарского края Вениамин Кондратьев посетил Ейский район с рабочим визитом. Вместе с ним в муниципалитет прибыли его заместители, а также руководители краевых министерств и ведомств. В рамках поездки глава региона осмотрел несколько ключевых объектов, провёл встречи с жителями и обсудил развитие территории.

Ейский район, по обновлённой оценке социально-экономического развития, занял 36 место среди муниципалитетов Краснодарского края. При этом он остаётся важным экономическим центром региона, формируя более 90 миллиардов рублей в объёме базовых отраслей.

Одной из первых точек визита губернатора стал парк имени Ивана Поддубного в Ейске. Это одно из старейших общественных пространств, основанное ещё в 1898 году. Вениамин Кондратьев прогулялся по территории, пообщался с отдыхающими и сотрудниками парка. Он отметил, что этот парк занимает особое место в культурной памяти региона и должен сохранить свою атмосферу. По его словам, здесь важно не только поддерживать благоустройство, но и создавать современные условия для отдыха людей всех возрастов, чтобы парк продолжал оставаться популярным и востребованным.

Затем глава региона осмотрел прибрежную зону Ейской косы. Особое внимание он уделил вопросам благоустройства набережной и повышению её туристической привлекательности. Весной прошлого года Кондратьев уже давал поручение очистить эту территорию от несанкционированной торговли. С того времени было демонтировано 25 объектов, размещённых вне утверждённой схемы. Губернатор подчеркнул, что такие меры необходимы для создания комфортной среды и улучшения внешнего вида курортных зон.

Глава края отметил, что Ейск должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к курортам. Он акцентировал внимание на том, что начатая работа по обновлению прибрежной территории должна быть продолжена, чтобы сделать всё Азовское побережье привлекательным для отдыхающих и способным конкурировать с другими туристическими направлениями.

Фото: t.me/admkrai

Вчера, 20:02

В Сочи погиб водитель вылетевшего на обочину автомобиля

Госавтоинспекторы настоятельно призвали автомобилистов соблюдать скоростной режим

Скриншот видео: t.me/gibddsochi

Смертельная авария произошла во вторник, 1 июля, около двух часов дня на 95-м километре федеральной автодороги Джубга – Сочи. Здесь погиб  38-летний водитель автомобиля Lada Priora.

Как рассказал командир батальона №2 полка ДПС сочинской Госавтоинспекции Юрий Голуб, автомобилист, ехавший со стороны курорта в сторону Туапсе, превысил скорость. Машина вылетела на обочину и врезалась в придорожный фонарный столб.

Водитель скончался на месте ДТП.

В Госавтоинспекции напомнили, что превышение скорости — одна из основных причин совершения аварий, в том числе смертельных.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.