Закрыть
15:05, 26 декабря 2023

Как утолить кадровый голод?

Бизнес-форум «Деловое собрание Юга» прошел в Абрау-Дюрсо.

Более двухсот бизнесменов со всей России, региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей, представители ГД РФ и ЗСК, федеральных структур, администрации Краснодарского края, руководители профессиональных общественных организаций и банковской сферы в течение двух дней обсуждали самые насущные проблемы, которые требуют первостепенного решения для развития страны.

Первое место в списке актуальных вызовов, с которыми столкнулись участники экономической деятельности, занимает нехватка кадров. За три дня до бизнес-форума в Абрау-Дюрсо президент России Владимир Путин на встрече с победителями и наставниками чемпионата профессионального мастерства сказал о необходимости подготовить не менее миллиона специалистов для высокотехнологичных отраслей в течение ближайших трех лет. Это заявление глава государства аргументировал тем, что без кадрового потенциала невозможно будет сохранить и ускорить положительную динамику развития экономики.

Предприниматели и руководители предприятий в полной мере осознают риски, к которым ведет нехватка квалифицированных сотрудников. По мере сил каждый стремится найти свое решение кадрового вопроса, но несколько глобальных вызовов последних лет – пандемия и связанный с ней локдаун, СВО и санкции – показали, что без участия государственных институтов кардинально и быстро справиться с проблемой не получится. Только совместная работа участников рынка, законодательной и исполнительной ветвей власти позволит создать и эффективно распределить кадровый потенциал. И «Деловое собрание Юга» как раз ставило задачей выработку актуальных алгоритмов решения кадрового вопроса на основе успешного опыта, которым охотно делились участники встречи. Забегая вперед: стратегия и тактика борьбы с кадровым голодом, предложенные Союзом дорожников Кубани, по общему мнению, могут помочь в решении глобальной проблемы.

Как водится, есть два пути развития: интенсивный и экстенсивный. В отношении кадрового вопроса второй – это трудовые мигранты из стран, как правило, ближнего зарубежья. Однако события последних месяцев – всплеск преступности со стороны недавних граждан РФ и рабочих-иностранцев – показали, что действующие нормы и законы, регулирующие трудовую миграцию, далеки от совершенства. Это вызывает в обществе социальную напряженность. В первую очередь это связано с недостаточной работой по интеграции мигрантов в российское общество. И здесь у предпринимателей имеются вполне конкретные предложения.

– Сегодня нет проблемы острее кадрового дефицита, об этом свидетельствуют все опросы. Самый быстрый и эффективный способ ее решения – это трудовая миграция из других стран. Но контроль за ней нужно усиливать, – высказал свою точку зрения уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Здесь надо подходить именно как к экономической задаче, а не только правоохранительной. Думаю, основополагающим должен стать принцип: с работы уволился – трудовую визу потерял. То есть вопрос трудоустройства любого мигранта должен решаться еще до пересечения границы, в стране его пребывания. Ехать он должен по уже заключенному контракту и в случае его разрыва автоматически терять право на дальнейшее пребывание в России. Возвращаться домой и там решать вопрос о трудоустройстве заново.

Также Борис Титов в качестве предложения по упорядочиванию трудовых правоотношений рекомендовал осуществлять депортацию в случае нарушения мигрантом закона РФ за счет страны, гражданином которой он является. Координировать же и контролировать весь процесс, по общему мнению участников бизнес-форума, должен специализированный федеральный орган. На сегодняшний момент функции по контролю, как считают предприниматели, «размазаны» на несколько структур, которые зачастую не могут оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию. Появление нового федерального органа, который будет обладать широким спектром полномочий – от определения квот до выдворения нарушителей – поможет наладить централизованный контроль за миграционными потоками и соблюдением российских законов иностранцами. Борис Титов заявил, что по результатам бизнес-форума это предложение будет направлено в адрес президента РФ.

В свою очередь начальник полиции ГУ МВД по Краснодарскому краю Алексей Чебураков отметил, что на Кубани мигранты не оказывают существенного влияния на уровень преступности. Алексей Чебураков напомнил о действующем запрете на использование мигрантов в торговле, здравоохранении и курортной отрасли. В то же время он уверен, что полный запрет на трудовых мигрантов чреват уходом в тень этого сектора, что затруднит работу правоохранителей по контролю за иностранцами.

Идею создания специализированного органа по контролю за миграцией поддержали все участники делового собрания. Но в то же время очевидно, что за счет иностранной рабочей силы невозможно снять проблему нехватки квалифицированных кадров – специалистов первого звена, инженеров, топ-менеджеров.

О необходимости комплексного подхода сказал министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. Он указал на несколько путей решения кадровой проблемы. По мнению министра экономики Кубани, внутренняя трудовая миграция для нашего края – один из них. В этом плане наш регион находится в выигрышном положении: к нам продолжают ехать на постоянное место жительства десятки тысяч жителей других российских регионов. По данным исследований, большинство внутренних переселенцев – это люди в возрасте 45 лет и старше, которые обладают достаточным трудовым стажем и определенными квалификациями. Работа с этой категорией должна строиться на привлечении их в активную экономическую деятельность за счет содействия в получении необходимых навыков: обучение специальностям, курсы повышения квалификации и так далее.

Также необходимо активнее вовлекать в трудовые отношения людей с ограниченными возможностями, создавая для работодателей условия наибольшего благоприятствования. Для этой цели, кстати, хорошо подходит участие в реализации национальных проектов. Еще один инструмент влияния на рынок труда – обучающие центры опережающей подготовки. На данный момент в крае действует 9 таких центров, но их количество будет постоянно расти.

– Экономика Краснодарского края развивается, что требует расширения рынка труда. По нашим расчетам, до 2030 года на Кубани прибавится 230 тысяч рабочих мест, и кем их заполнить, надо думать уже сейчас, – объяснил Алексей Юртаев.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов поделился своим видением проблемы воспитания квалифицированных специалистов рабочих профессий.

– После завершения 9 класса, в возрасте 15 лет, абсолютное большинство молодых людей идет в колледжи и техникумы. Но они не имеют планов трудоустройства по профессии – это лишь способ обойти ЕГЭ при поступлении в вуз. С другой стороны, подготовка по такой важной и остродефицитной сейчас профессии, как тракторист-машинист, возможна только с 17-18 лет. То есть перед молодым человеком встает вопрос: идти в вуз или учиться на механизатора? И ответ чаще в пользу высшего образования. Здесь надо что-то менять в подходах, – сказал Владимир Андреевич. – Ни для кого не секрет и дефицит высококлассных преподавателей колледжей и техникумов, которые помогают ребятам раскрыть свой потенциал именно в рабочей специальности. Сейчас нехватку преподавательского состава устраняют за счет педагогов, которые сами только окончили учебные заведения и не имеют производственного опыта. В этой связи необходимо усилить участие производственников в учебном процессе, чтобы помочь студентам с профориентацией на конкретных производствах.

Открытое обсуждение проблемы – это очень важно, но всего лишь половина правильного решения. Вторая часть – положительный опыт, который можно тиражировать по всей стране и тем самым помочь справиться с кадровым голодом. Генеральный директор Союза дорожников Кубани Дарья Чубачук выступила с докладом «Кадровый резерв – основа будущего», в котором поделилась методами решения проблемы нехватки специалистов.

– В Союз дорожников Кубани входит 55 профильных организаций, в которых трудятся более десяти тысяч специалистов. По темпам дорожного строительства наш край постоянно входит в число лидеров, и мы хотим, чтобы эта традиция сохранилась. А для этого нужны кадры. Кубань активно развивается, и это прекрасно. Но другая сторона медали в том, что для растущей экономики нужен постоянный приток рабочей силы. Дорожная отрасль в этом плане находится не в выигрышном положении. Нам приходится конкурировать за специалистов с жилищным строительством, сельским хозяйством, крупными государственными корпорациями, которые имеют возможность предложить специалистам более легкие условия труда и высокий доход. Это объективность, с которой приходится считаться. Но не смиряться. И мы ведем довольно агрессивную борьбу за кадры, – начала выступление Дарья Николаевна. – Здесь выделяется несколько направлений: студенты, работающие дорожники и специалисты, пришедшие или думающие прийти из других сфер. Эффект дает только комплексная работа, которой мы занимаемся уже не первый год. Что касается студентов, то изначально вместе с президентом Союза дорожников Кубани Александром Николаевичем Карпенко, который также является депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края, мы неоднократно посетили все учебные заведения региона, где готовят специалистов, которые могут работать в сфере дорожного строительства. Это профессиональные училища, колледжи, техникумы, вузы. Выяснили, что дорожные специальности выбирают единицы. Тогда мы предложили руководителям учебных заведений совместную работу. Она включает в себя очень многое: от помощи в ремонте и оснащении учебных аудиторий до покупки современной техники, производственной практики и участия в обучении специалистов-производственников. Важно, что это не разовые акции, а упорядоченный процесс с методической литературой, постоянно обновляемыми по актуальности навыками и знаниями, знакомством ребят с производством, коллективом и многим другим. Конечно, говорить, что сейчас мы уверены в будущем по рабочим специальностям, нельзя, но тенденция правильная: количество молодых дорожников, приходящих на производство, растет.

Специалисты с высшим образованием тоже в дефиците. Тут СДК пошел по пути создания благоприятных условий для студентов. За счет Союза дорожников Кубани были отремонтированы и полностью оборудованы оргтехникой две аудитории в КубГТУ, где занимаются студенты института строительства и транспортной инфраструктуры. При планировании ремонта учли, что многие студенты являются представителями династий, и организовали музей дорожной отрасли Кубани. Моральная составляющая, по мнению Дарьи Чубачук, не менее важна, чем знания и перспективы роста, и это имеет свое подтверждение. Если еще несколько лет назад в дорожную отрасль шли единицы выпускников вуза, то теперь положение улучшилось, хоть еще и далеко от идеала.

Также активно применяется обучение студентов по целевым направлениям, когда специалист обязан отработать после вуза несколько лет на предприятии. В основном этим механизмом пользуются дети действующих сотрудников предприятий, тем самым продолжая семейные традиции.

– Наши специалисты – это высококлассные профессионалы, которые востребованы на рынке труда. Конечно, их пытаются переманить в то же жилищное строительство или крупные федеральные компании. Сохранить сотрудников помогает возможность их развития внутри нашей отрасли. Например, мы организовываем курсы повышения квалификации для специалистов среднего звена. В течение десяти месяцев сотрудники предприятий, имеющие непрофильное образование, очно-заочно учатся, кстати, в тех самых аудиториях, которые мы отремонтировали, и по окончании курсов получают свидетельство государственного образца. Сейчас идет набор на очередной поток, и мы готовы предоставить возможность стать дорожником тем, кто трудится в других сферах. Это еще одно направление нашей работы. В плане сохранения кадров хорошо себя зарекомендовали такие мероприятия, как «Лучший по профессии». Этот конкурс проводится несколько лет и уже стал одним из самых ожидаемых событий для дорожников всего края. А в этом году на базе Тихорецкого техникума мы провели профессиональный конкурс «Я – дорожник». В нем приняли участие не только сотрудники предприятий, но и студенты. Они соревновались в мастерстве сварки и владения специализированной техникой – автогрейдер, экскаватор, фронтальный погрузчик, самосвал. Несколько ребят, которые принимали участие в соревнованиях, придут на наши предприятия, – сказала Дарья Чубачук. – Конечно, решить кадровую проблему в отдельно взятой отрасли невозможно. Мы, как и все участники экономической деятельности, остро нуждаемся в специалистах и делаем все возможное для их воспитания и привлечения. Но если говорить о дорожной отрасли, есть ряд мер, которые необходимо предпринять сегодня, чтобы жить и развиваться завтра.

Далее генеральный директор СДК тезисно изложила пути решения кадрового вопроса для дорожников Кубани:

Как оказалось, все данные предложения легко адаптируются для любой отрасли. Об этом можно было судить по количеству участников бизнес-форума, которые подошли к Дарье Чубачук после выступления, чтобы продолжить обсуждение, поделиться контактами и своим видением ситуации, перенять опыт. Вклад кубанских дорожников в общее решение весом.

По результатам «Делового собрания Юга» будет составлен пакет предложений по решению кадрового вопроса и направлен на рассмотрение главе государства.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 21:34

УМВД: двое друзей устраивали налёты на магазины в Краснодаре

Похищенные деньги тратились на еду и алкоголь

Фото: Валентина Мищенко / Югополис

Сотрудниками краснодарской полиции задержаны двое 24-летних молодых людей, которых подозревают в серии ограблений. Правоохранители установили их причастность к двум нападениям на магазины, а задержание произошло в городе Белореченске.

Оба случая грабежей произошли в разных районах Краснодара — на улицах Чкалова и Северной. В одном магазине один из нападавших воспользовался перцовым баллончиком против продавца. Во втором случае злоумышленники угрожали палкой, требуя деньги. В результате обоих налётов им удалось похитить из касс около 16 тысяч рублей.

По признаниям подозреваемых украденные средства они потратили на покупку продуктов и спиртного.

Следственные органы возбудили уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за разбой. На время расследования задержанные заключены под стражу. Им грозит до десяти лет лишения свободы, сообщает пресс-служба УМВД РФ по Краснодару.

Сегодня, 21:15

ФАС усилила контроль за ценами на авиабилеты в Краснодар после открытия аэропорта

Это один из инструментов государства по обеспечению доступности внутренних перевозок в условиях растущего спроса

Фото: t.me/favt_ru

Федеральная антимонопольная служба России начала регулярно отслеживать стоимость авиаперелетов по маршрутам в Краснодар, включая обратное направление. Внимание ведомства сосредоточено на тарифах эконом-класса на внутренних рейсах. 

Этот маршрут добавлен в перечень из 150 туристических направлений, охваченных системой еженедельного мониторинга, которую ФАС ведёт совместно с профильными государственными структурами.

Повышение интереса к южному региону связано с возобновлением работы краснодарского аэропорта, который был закрыт с февраля 2022 года. С 17 сентября авиасообщение возобновится, первыми перевозками займутся «Аэрофлот», S7 и «Азимут». На этом фоне рынок может столкнуться с изменением ценовой политики авиакомпаний, что и стало причиной усиленного внимания со стороны антимонопольного ведомства.

Если мониторинг зафиксирует существенное повышение стоимости билетов, специалисты ФАС приступят к анализу экономической обоснованности тарифов. В расчет берутся как затраты, так и прибыль авиаперевозчиков по каждому конкретному маршруту. В случае выявления признаков необоснованного завышения цен или использования доминирующего положения на рынке регулятор обещает незамедлительно принять меры, сообщает ТАСС.

Напомним, по мнению экспертов, восстановление работы воздушного узла в Краснодаре может значительно снизить нагрузку на аэропорт в Сочи и частично решить проблему ограниченного количества билетов на железнодорожные направления в сторону Черноморского побережья. Участники туристического рынка прогнозируют увеличение осеннего туристического потока в регион примерно на 35%, а также рост интереса к поездкам в Крым.

Сегодня, 20:51

В Сочи в ближайшую субботу на целый день перекроют участок трассы

Это необходимо для проведения спортивного мероприятия

В Сочи в связи с автогонками ограничат движение транспорта в Лазаревском районе.

20 сентября в Сочи пройдет второй этап чемпионата Краснодарского края по автомобильным горным гонкам. Это потребует перекрытия движения.

На время проведения мероприятия с 9.00 до 18.20 будет ограничено движение транспорта на пятикилометровом отрезке автомобильной дороги из поселка Марьино от кафе «У горца» в сторону Лазаревского. 

Водителей просят учесть эту информацию, планируя поездки. 

Сегодня, 20:02

В Кореновске полиция устанавливает участников массовой драки

Причины конфликта на данный момент неизвестны

Скриншот видео: t.me/korenovsk_today

15 сентября в интернете появилась информация о массовом побоище, произошедшем в кубанском городе Кореновске. Пользователи социальных сетей опубликовали видеозапись, на которой запечатлена драка с участием группы молодых людей недалеко от городского парка. 

Сотрудники правоохранительных органов узнали о случившемся из интернета. После появления видеоматериалов инцидент был зафиксирован как нарушение общественного порядка.

В настоящий момент полицейские проводят проверку. Устанавливаются личности участников и все обстоятельства происшествия. Специалисты выясняют, что именно стало причиной конфликта и насколько серьезными были его последствия.

После завершения проверки правоохранители дадут правовую оценку действиям каждого из участников. Также будет принято процессуальное решение в рамках действующего законодательства, сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Сегодня, 19:46

На трассе М-4 «Дон» сняли летний запрет, открыв движение фур к морю

Ограничение действовало на отрезке трассы с 1385 по 1442 километр

Фото: t.me/avtodorgk

С 15 сентября на участке федеральной трассы М-4 «Дон» в районе Горячего Ключа вновь разрешили движение грузовиков весом более 15 тонн в сторону Джубги. Ранее большегрузам нельзя было проезжать по этому маршруту по выходным и в праздничные дни с 8 утра до 9 вечера. 

Такое правило ввели весной, перед началом курортного сезона. Причина — большое количество машин, особенно в дневное время. На этом участке трасса идет через горы, и грузовики сильно замедляют поток. Из-за этого водители легковых машин часто идут на обгон там, где это делать опасно, что нередко приводит к авариям.

По словам представителей компании «Автодор», примерно треть всего транспорта на этом отрезке дороги составляют грузовые автомобили. Введение временного запрета помогло снизить риск ДТП и немного разгрузить трассу в самые напряжённые дни.

Напомним, в районе Геленджика продолжается ремонт трассы М-4 «Дон». На участке около посёлка Возрождение (1490–1491 км) восстанавливают подпорную стену на оползневом склоне. Из-за этого движение организовано по реверсивной схеме — машины пропускают по очереди в каждую сторону.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.